Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура и монументальное искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Владимиро-суздальское княжество появилось в итоге дробления Киевской Руси. Его расцвет начался с середины XII в. во времена правления Андрея Боголюбского. Он перенёс столицу из Киева во Владимир. Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Оно располагалось межу Окой и доном. Центр его, Владимир, стоит на берегу реки Клязьмы. В центре находилась крепость и Золотые ворота 1164 г. (в отличие от киевских, сохранились). Земляной вал, примыкавший к воротам, тоже сохранился. В центре крепости традиционно расположен главный храм – Успенский собор (1150-1160-е гг.). Он чуть выше «распластанных» киевского и новгородского. Особенность владимиро-суздальской архитектуры: - чувство гармонии и вытянутости вверх; - полуколонки на стенах, усиливающие ощущение вертикали (так называемый аркатурно-колончатый поясок); - перспективный портал (со множеством арочек и углублений); - высокий цоколь; - материал – местный белый известняк. Успенский собор трёхабсидный, пятиглавый. Со времени его постройки пятиглавие – самое распространённое решение в архитектуре. Боголюбов город – резиденция Боголюбского. На въезде в неё – храм Покрова на Нерли (1165 г.). Река Нерль пересохла, но перед храмом в её бывшем русле расположен пруд. Храм одноглавый, гармоничный. Внутри столпов нет. Архитектура характерна для владимиро-суздальского княжества. Высота цоколя 4 м (т.к. вокруг заливные луга). Внутри стены расписаны фресками, которых сохранилось мало. Выше аркатурно-колончатого пояска на стенах появляются рельефы: изображение царя Давида с гуслями, львы и птицы. В Боголюбовом городе была белокаменная церковь, в центре Рождественский собор и переходы, из которых сохранился только фрагмент башни и переход. Именно в этой башне по легенде был убит А. Боголюбский. Дмитриевский собор в г. Владимире (сохранился) построен в конце XII в. Напоминает храм Покрова на Нерли, но приземистее, плотнее, крупнее. Выше аркатурно-колончатого пояска низкий рельеф на библйские сюжеты, а также Александр Македонский, мифические птицы, деревья, животные. В отличие от высокого рельефа храма Покрова, рельеф невысокий и мелкий. Причина в том, что его делали на земле, до подъёма и установки на стену, поэтому старались избежать массивности. В первой половине XIII в. развитие архитектуры княжества идёт по двум направлениям: - совершенствуется владимиро-суздальская традиция, т.е. происходит дальнейшее усиление декоративизма; здания строят из известняка, они имеют аркатурно-колончатый поясок; со временем рельефы заполняют все стены; примеры – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (декор включает изображение слона), Рождественский собор во Владимире; - ростово-ярославская традиция – более аскетичная, храмы из кирпича, без рельефов, простых строгих форм. Этот стиль предпочитали сами представители церкви, которые избегали экспрессивных форм.
Архитектура и монументальное искусство Пскова XII-XIV вв.
Псков – «младший брат» Новгорода, как его называли в исторических документах. Впервые упоминается в 903 г. Как и в Новгороде, формой правления была вечевая республика (с 1340 г.). Независимость Псковское княжество потеряло в 1510 г., когда оно было присоединено к Москве. В отличие от Новгорода, в Пскове сохранилось не много древних каменных храмов, и один из них – Спасо-Мирожский собор Мирожского мужского монастыря, построенный в XII в. Монастырь и собор названия получили по имени реки Мирожа, т.к. стоят у места её впадения в реку Великую. Собор одноглавый, с толстыми стенами и барабаном, с приниженными частями вокруг барабана. Возведён византийскими мастерами. Внутри сохранилось около 80% первоначальных фресок XII в. В настоящее время он на первом месте в России по количеству фресок XII в. По стилистике это фрески линеарного типа. Цветовая гамма типична для Пскова и обусловлена цветами минералов с берегов реки Великой, которые использовались в производстве красок. Преобладают цвета голубой, синий, коричневый (лики), жёлтый (нимбы). Также типична тематика фресок: так, в барабане изображён не Христос Вседержитель, а Вознесение. Знаменита фреска со сценой оплакивания Христа (на стене). Она настолько полюбилась псковичам, что её воспроизводили даже в иконах. В древности храмы играли роль культурно-летописных центров. В частности, именно в этом храме в XIX в. был найден список «Слова о полку Игореве». Храм Иоанновского монастыря. Нижние его части более древние, относятся к XII в. расположен на территории бывшего женского монастыря, который считался «элитным», т.к. в качестве монахинь в нём жили жёны князей Довмонта и Александра Невского. Характерные черты храма – мощные стены и окна-бойницы. Фресок практически не сохранилось. Собор Снитогорского женского монастыря (в окрестностях Пскова, 1310 г.). Монастырь стоит на берегу реки Великой. Сохранились фрески XIV в., которые продолжают традицию фресок Спасо-Мирожского собора. Большое внимание уделялось во Пскове фортификационным сооружениям. В центре города в месте впадения реки Псковы в Великую находится старинная крепость «кром». Для уничтожения неприятеля между стенами устроены тупики-ловушки. Стена имеет высоту до 20 м, называется «перша». К ней примыкает Довмонтов город – территория 200×200 м, названная в честь псковского князя прибалтийского происхождения. На ней найдено 12-13 фундаментов храмов, а фактически их было больше. В XIII-XIV вв. это был религиозный центр города. Вокруг располагался Средний город, а ещё дальше на периферию – Окольный город, который тоже был окружён стенами с башнями толщиной до 10 м. Псково-Печёрский монастырь расположен в 70 км от Пскова в низине. Окружён каменными стенами, т.е. представляет собой мини-крепость. В 30 км от Пскова в западном направлении находится Изборск, где есть крепость 1330 г. Она стоит на высоком холме естественного происхождения, сложена из кирпича и камня. Имеет разветвлённые подземные ходы, ведущие в соседние населённые пункты. Вокруг расположено несколько водоисточников.
Архитектура Пскова XV-XVII вв.
Большинство сохранившихся в Пскове храмов относятся к названному периоду. Характерные черты псковского храма: - небольшой, одноглавый, толстостенный (представляет собой крепость); - рациональность архитектуры, в частности, рациональность стен: продолжающаяся вверх стена храма является одновременно звонницей; - вокруг храма множество пристроек-приделов, жилых и складских; есть два храма-близнеца с общей стеной и общей звонницей, но отдельными входами (храм Козьмы и Демиана); - в стену барабана вмурованы горшки – «голосники» либо сделаны отверстия для улучшения акустики. Выделяют два вида храмов Пскова: - совсем маленькие бесстолпные храмы (церковь Успения); их барабаны чрезвычайно узкие, порой внутри не помещается человек, поэтому внутри были не фрески, а иконы; - четырёхстолпные храмы (храм Николы на Усохе). В XV-XVII вв. в Пскове возводится много жилых каменных построек. Сейчас их сохранилось более 50. Характерные черты такой постройки: - высокий цоколь и крыльцо; - высота 1-2 этажа; в цокольном этаже жила прислуга, выше – хозяева; - толщина стен до 2-3 м; маленькие окна со ставнями; - минимум декора снаружи (окна украшены каменными наличниками); Семья зажиточного псковича могла иметь несколько таких домов, которые иногда соединялись подземными ходами. Примеры: дом Печёнко, дома Меньшиковых, Поганкины палаты. Особенности архитектуры связаны с тем, что дом должен был защищать семейство во время бунтов городской бедноты, которые часто происходили в этот период. Наиболее знаменитые храмы Пскова XV-XVII вв.: - храм Николы на Усохе (XVI в.); - храм Петра и Павла (XVI в.); - храм Святого Николая (XVI в.); - храм Козьмы и Демиана. В XVI-XVII вв. псковская архитектура. В отличие от архитектуры других бывших княжеств, сохраняет свою самобытность, т.к. московские цари благоволили этому стилю и заказывали псковским зодчим постройки в этом стиле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.01 с.) |