Архитектура и монументальное искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и монументальное искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.



 

Владимиро-суздальское княжество появилось в итоге дробления Киевской Руси. Его расцвет начался с середины XII в. во времена правления Андрея Боголюбского. Он перенёс столицу из Киева во Владимир. Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Оно располагалось межу Окой и доном. Центр его, Владимир, стоит на берегу реки Клязьмы. В центре находилась крепость и Золотые ворота 1164 г. (в отличие от киевских, сохранились). Земляной вал, примыкавший к воротам, тоже сохранился.

В центре крепости традиционно расположен главный храм – Успенский собор (1150-1160-е гг.). Он чуть выше «распластанных» киевского и новгородского.

Особенность владимиро-суздальской архитектуры:

- чувство гармонии и вытянутости вверх;

- полуколонки на стенах, усиливающие ощущение вертикали (так называемый аркатурно-колончатый поясок);

- перспективный портал (со множеством арочек и углублений);

- высокий цоколь;

- материал – местный белый известняк.

Успенский собор трёхабсидный, пятиглавый. Со времени его постройки пятиглавие – самое распространённое решение в архитектуре.

Боголюбов город – резиденция Боголюбского. На въезде в неё – храм Покрова на Нерли (1165 г.). Река Нерль пересохла, но перед храмом в её бывшем русле расположен пруд. Храм одноглавый, гармоничный. Внутри столпов нет. Архитектура характерна для владимиро-суздальского княжества. Высота цоколя 4 м (т.к. вокруг заливные луга). Внутри стены расписаны фресками, которых сохранилось мало. Выше аркатурно-колончатого пояска на стенах появляются рельефы: изображение царя Давида с гуслями, львы и птицы.

В Боголюбовом городе была белокаменная церковь, в центре Рождественский собор и переходы, из которых сохранился только фрагмент башни и переход. Именно в этой башне по легенде был убит А. Боголюбский.

Дмитриевский собор в г. Владимире (сохранился) построен в конце XII в. Напоминает храм Покрова на Нерли, но приземистее, плотнее, крупнее. Выше аркатурно-колончатого пояска низкий рельеф на библйские сюжеты, а также Александр Македонский, мифические птицы, деревья, животные. В отличие от высокого рельефа храма Покрова, рельеф невысокий и мелкий. Причина в том, что его делали на земле, до подъёма и установки на стену, поэтому старались избежать массивности.

В первой половине XIII в. развитие архитектуры княжества идёт по двум направлениям:

- совершенствуется владимиро-суздальская традиция, т.е. происходит дальнейшее усиление декоративизма; здания строят из известняка, они имеют аркатурно-колончатый поясок; со временем рельефы заполняют все стены; примеры – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (декор включает изображение слона), Рождественский собор во Владимире;

- ростово-ярославская традиция – более аскетичная, храмы из кирпича, без рельефов, простых строгих форм. Этот стиль предпочитали сами представители церкви, которые избегали экспрессивных форм.

 

Архитектура и монументальное искусство Пскова XII-XIV вв.

 

Псков – «младший брат» Новгорода, как его называли в исторических документах. Впервые упоминается в 903 г. Как и в Новгороде, формой правления была вечевая республика (с 1340 г.). Независимость Псковское княжество потеряло в 1510 г., когда оно было присоединено к Москве.

В отличие от Новгорода, в Пскове сохранилось не много древних каменных храмов, и один из них – Спасо-Мирожский собор Мирожского мужского монастыря, построенный в XII в. Монастырь и собор названия получили по имени реки Мирожа, т.к. стоят у места её впадения в реку Великую. Собор одноглавый, с толстыми стенами и барабаном, с приниженными частями вокруг барабана. Возведён византийскими мастерами. Внутри сохранилось около 80% первоначальных фресок XII в. В настоящее время он на первом месте в России по количеству фресок XII в.

По стилистике это фрески линеарного типа. Цветовая гамма типична для Пскова и обусловлена цветами минералов с берегов реки Великой, которые использовались в производстве красок. Преобладают цвета голубой, синий, коричневый (лики), жёлтый (нимбы). Также типична тематика фресок: так, в барабане изображён не Христос Вседержитель, а Вознесение.

Знаменита фреска со сценой оплакивания Христа (на стене). Она настолько полюбилась псковичам, что её воспроизводили даже в иконах.

В древности храмы играли роль культурно-летописных центров. В частности, именно в этом храме в XIX в. был найден список «Слова о полку Игореве».

Храм Иоанновского монастыря. Нижние его части более древние, относятся к XII в. расположен на территории бывшего женского монастыря, который считался «элитным», т.к. в качестве монахинь в нём жили жёны князей Довмонта и Александра Невского. Характерные черты храма – мощные стены и окна-бойницы. Фресок практически не сохранилось.

Собор Снитогорского женского монастыря (в окрестностях Пскова, 1310 г.). Монастырь стоит на берегу реки Великой. Сохранились фрески XIV в., которые продолжают традицию фресок Спасо-Мирожского собора.

Большое внимание уделялось во Пскове фортификационным сооружениям. В центре города в месте впадения реки Псковы в Великую находится старинная крепость «кром». Для уничтожения неприятеля между стенами устроены тупики-ловушки. Стена имеет высоту до 20 м, называется «перша». К ней примыкает Довмонтов город – территория 200×200 м, названная в честь псковского князя прибалтийского происхождения. На ней найдено 12-13 фундаментов храмов, а фактически их было больше. В XIII-XIV вв. это был религиозный центр города.

Вокруг располагался Средний город, а ещё дальше на периферию – Окольный город, который тоже был окружён стенами с башнями толщиной до 10 м.

Псково-Печёрский монастырь расположен в 70 км от Пскова в низине. Окружён каменными стенами, т.е. представляет собой мини-крепость.

В 30 км от Пскова в западном направлении находится Изборск, где есть крепость 1330 г. Она стоит на высоком холме естественного происхождения, сложена из кирпича и камня. Имеет разветвлённые подземные ходы, ведущие в соседние населённые пункты. Вокруг расположено несколько водоисточников.

 

Архитектура Пскова XV-XVII вв.

 

Большинство сохранившихся в Пскове храмов относятся к названному периоду.

Характерные черты псковского храма:

- небольшой, одноглавый, толстостенный (представляет собой крепость);

- рациональность архитектуры, в частности, рациональность стен: продолжающаяся вверх стена храма является одновременно звонницей;

- вокруг храма множество пристроек-приделов, жилых и складских; есть два храма-близнеца с общей стеной и общей звонницей, но отдельными входами (храм Козьмы и Демиана);

- в стену барабана вмурованы горшки – «голосники» либо сделаны отверстия для улучшения акустики.

Выделяют два вида храмов Пскова:

- совсем маленькие бесстолпные храмы (церковь Успения); их барабаны чрезвычайно узкие, порой внутри не помещается человек, поэтому внутри были не фрески, а иконы;

- четырёхстолпные храмы (храм Николы на Усохе).

В XV-XVII вв. в Пскове возводится много жилых каменных построек. Сейчас их сохранилось более 50. Характерные черты такой постройки:

- высокий цоколь и крыльцо;

- высота 1-2 этажа; в цокольном этаже жила прислуга, выше – хозяева;

- толщина стен до 2-3 м; маленькие окна со ставнями;

- минимум декора снаружи (окна украшены каменными наличниками);

Семья зажиточного псковича могла иметь несколько таких домов, которые иногда соединялись подземными ходами.

Примеры: дом Печёнко, дома Меньшиковых, Поганкины палаты.

Особенности архитектуры связаны с тем, что дом должен был защищать семейство во время бунтов городской бедноты, которые часто происходили в этот период.

Наиболее знаменитые храмы Пскова XV-XVII вв.:

- храм Николы на Усохе (XVI в.);

- храм Петра и Павла (XVI в.);

- храм Святого Николая (XVI в.);

- храм Козьмы и Демиана.

В XVI-XVII вв. псковская архитектура. В отличие от архитектуры других бывших княжеств, сохраняет свою самобытность, т.к. московские цари благоволили этому стилю и заказывали псковским зодчим постройки в этом стиле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)