Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Более открытый тип культуры, по сравнению с Египтом, как результат постоянных смешений племен, вторжений кочевников. Специфика этнической истории Месопотамии. Многообразие видов художественной формы, привнесенных различными этносами. Характерная черта искусства Месопотамии - органическая переработка заимствованных художественных образцов. Специфика канона и причины её породившие.
Тема 1. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода. Специфика политической истории и её отражение в культуре и в искусстве. Основные центры Двуречья в III тыс. до н.э. Мир и человек в восприятии шумеров и аккадцев. Восприятие Вселенной как организованного целого (организованное общество, государство) и Творца как бога, избранного собранием богов. Отсутствие в человеческом сознании момента постоянства как важная черта культурного сознания (проблема божественной благосклонности). Отражение этих моментов в художественной практике (поклонение и служение божеству как главная тема храмового искусства). Понятия «Ме», «Нам», «Биллуда». Основные религии и культы. Особенности погребального культа и их отражение в культуре и искусстве Месопотамии. Понятие добронравной жизни (первая добродетель - послушание) как главная этическая категория. Представления о времени и сакральный календарь. Специфика формирования и эволюции представлений о царственности и о герое-правителе. Отражение этих процессов в искусстве. Появление идеологического канона. Основные этапы развития искусства государств Двуречья в III тыс. до н.э.: 1. Додинастический период (IV - начало пер. половины III тыс. до н.э.). Важность подпериода Убайд как этапа сложения новой системы изобразительности в скульптуре и керамике. Подпериод Урук (сер. IV – кон.iv тыс. до н.э.). Сложение письменности. Формирование основных культовых практик. Ритуал сакрального брака и его место в культуре Шумера. Выработка в рельефе характерных для Месопотамии выразительных средств (четкая регистровость; пропорциональное выделение главного; рассказ-повествование, читаемый снизу вверх). Сложение способов передачи объемных изображений на плоскости. Специфика взаимоотношений визуального и вербального текстов. Женская голова из Урука (Инанна?) как пример культовой пластики: взаимосвязь рельефа и живописи; построение художественной выразительности за счет скупых средств (акцент на глазах, на взгляде как показ божественной Мудрости); использование инкрустации. Культовая пластика из Храма Глаза в Телль-Браке: гипертрофия взгляда, условность поз и передачи частей тела. Появление глиптики: выработка приоритетных тем и сложение стилистических и технологических приёмов. Памятники: культовый сосуд богини Инанны из Урука, женская голова из Урука (Инанна?), идолы из Храма Глаза в Телль-Браке, печати. Подпериод Джембет-Наср (кон. IV - сер. пер. половины III тыс. до н.э.). Рельефы времени Джембет-Наср: основные сюжеты, композиционные и стилистические приёмы. Сложение художественно-образной программы круглой пластики: вотивный характер статуэток, специфика поз, жестов и пропорций. Широкое распространение цилиндрических печатей. Превращение глиптики в предмет массового потребления: соседство уникальных образцов с однотипными по сюжету и рисунку экземплярами. Появление повествовательных композиций. Памятники: "Камень Блау" или "Стелла охоты из Урука", статуэтка бородатого мужчины (Лувр, Париж), алебастровый сосуд из Урука с шествием животных, мужская алебастровая статуэтка из Урука, цилиндрическая печать с изображением людей и животных (Иракский нац.музей, Багдад),оттиск печати с изображением ткачих (?) (Гос.Эрмитаж, СПБ), оттиск печати с изображением пастуха, священного стада и символов богини Инанны (Гос. Музеи. Берлин), храмовая печать с навершием в виде фигурки барана (Гос. музеи, Берлин) 2.Раннединастический период (2750 - 2340(?) 2310 (?). Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты раннединастической скульптуры: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица (глаза, уши), функциональная выразительность всего художественного образа в целом. Важность позы, взгляда и жеста. Начало усиление символичности, переход к схематизму, уход в сторону условных изобразительных черт. Завершение сложения основных художественных качеств шумерского рельефа: развернутая в пространстве и во времени строка летописи как отображение представления о поддержании городом-государством и его правителем упорядоченного Космоса и его сил; последовательность изобразительного повествования о событии; выделение главного персонажа размером (больший акцент на правителя как на героя, а не как на воплощение Бога); условно-декоративная, плоскостная передача этнически характерных фигур (фигура-символ). Храмовый рельеф и его качества: геральдическая композиция, статичность и однотипность поз. Изменения в трактовке образа правителя в III Раннединастическом подпериоде как свидетельство сложения представлений о царе-герое, о героической славе. Сложение героического эпоса. Предметы из Урских гробниц как примеры косвенного представления об особенностях сложения живописи в шумерском искусстве. Преимущественное использование ярких цветовых пятен (комбинации цветов естественных камней и перламутра). Композиции на мифологические сюжеты с резонатора урской лиры. Основные стили глиптики («парчовый стиль», «линеарный», «декоративно-рельефный») и школы («натуралистическая» - мастерские Ура и Урука; «схематическая» - мастерские Фары и Ура; «классическая» - мастерская Ура). Появление новых образов и сюжетов («фризы сражающихся», сцен «превращения», человека-быка, быка-андроцефала) как свидетельство записи мифологических текстов. Памятники: статуэтки богов и адорантов их храма Аб-У в Телль-Ахмаре, статуэтка Эбихила из храма Иштар в Мари, статуэтка Курлиля, стелла Эанатума (т. наз. "Стела коршунов"), стела Ур-Намше, медный рельеф с изображением Анзуд из Ура, Урский штандарт; Голова Быка на детонаторе арфы, фигурка козы, шлем Мескаламдуга из Урских гробниц; печати с изображением «фриз сражающихся» (Британский нац.музей, Лондон; Гос.музеи, Берлин).
3. Аккадский период (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э). Впервые создание централизованного государства. Общегосударственный, жёстко иерархизированый пантеон. Новое значение личности правителя. Введение понятия богоподобности царя и установление прижизненного культа во время правления Нарам-Суэна. Определённая политическая идеологичность вербальных и визуальных текстов. Запись "Эпоса о Гильгамеше" как нового источника художественных образов. Появление новых черт в скульптуре: отсутствие символической жесткости в подаче образа; индивидуальные черты в рамках типажа, передающие обобщенно, но точно аккадское представление о герое-победителе; впечатление жизнеподобия, умение правильно передавать пропорции. Новые черты в аккадском рельефе: расположение композиционных мотивов снизу вверх, но не по регистрам (свобода и динамичность композиции); высокий объемный рельеф; живописность за счет контраста светотени, отказ от стилизации. Высокий уровень глиптики: замена орнаментальности изобразительностью; стремление к продуманным и лаконичным композициям; выделение композиционного центра; контраст статичных композиций и динамичных фигур; точная передача деталей; разнообразие в использовании фольклорно-эпических тем. Памятники: Голова Саргона Аккадского, алебастровая голова семита из Адаба, стела Нарам-Суэна, печати с изображением мифологических сцен из собраний Британского национального музея, Гос.Эрмитажа, ГМИИ им. А.А. Пушкина и Государственных музеев Берлина.
4.Позднешумерский период (послеакккадское время и время III династии Ура). Сер. 22 - кон. 21-нач.20 вв.до н.э. Нашествие кутиев и II династия Лагаша. III династия Ура - создание консолидированного государства. Специфика представлений о роли правителя и их эволюция: от царя, избираемого народом до царя, созданного богами специально для «царской судьбы» и равного им. Культовые поэмы-гимны о деяниях правителей. Скульптура позднешумерского периода: взаимосвязь формальных черт аккадской и шумерской пластики как попытка создать новый образ. Шумерская иконография молящегося правителя. Аккадское влияние в стремлении передать интерес к отдельной личности. Ограниченность тем и сюжетов для статуй и посвятительных рельефов. Взаимосвязь литературных и изобразительных текстов. Искусство III династии Ура как выработка в официальном придворном позднешумерском искусстве жесткой консервации художественной формы (теократический канон). Однообразие художественных форм, их стереотипность, сухая моделировка образа, отсутствие динамики при технической виртуозности, скудность тематических программ. Специфика композиционных построений и передачи действия во времени и пространстве в рельефах. Виртуозное качество исполнения и сухость художественных решений в шумерской глиптике. Памятники: статуя Ур-Бау, статуя Гудеа с кувшином в руках, статуя сидящего Гудеа (Лувр, Париж), правителя Лагаша; статуя правителя Лагаша; статуя женщины из Лагаша; статуя Ур-Намму в виде строителя храма, стела Ур-Намму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.013 с.) |