Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран.

Поиск

Более открытый тип культуры, по сравнению с Египтом, как результат постоянных смешений племен, вторжений кочевников. Специфика этнической истории Месопотамии. Многообразие видов художественной формы, привнесенных различными этносами. Характерная черта искусства Месопотамии - органическая переработка заимствованных художественных образцов. Специфика канона и причины её породившие.

 

Тема 1. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.

Специфика политической истории и её отражение в культуре и в искусстве. Основные центры Двуречья в III тыс. до н.э.

Мир и человек в восприятии шумеров и аккадцев. Восприятие Вселенной как организованного целого (организованное общество, государство) и Творца как бога, избранного собранием богов. Отсутствие в человеческом сознании момента постоянства как важная черта культурного сознания (проблема божественной благосклонности). Отражение этих моментов в художественной практике (поклонение и служение божеству как главная тема храмового искусства). Понятия «Ме», «Нам», «Биллуда».

Основные религии и культы. Особенности погребального культа и их отражение в культуре и искусстве Месопотамии. Понятие добронравной жизни (первая добродетель - послушание) как главная этическая категория. Представления о времени и сакральный календарь.

Специфика формирования и эволюции представлений о царственности и о герое-правителе. Отражение этих процессов в искусстве. Появление идеологического канона.

Основные этапы развития искусства государств Двуречья в III тыс. до н.э.:

1. Додинастический период (IV - начало пер. половины III тыс. до н.э.).

Важность подпериода Убайд как этапа сложения новой системы изобразительности в скульптуре и керамике.

Подпериод Урук (сер. IV – кон.iv тыс. до н.э.). Сложение письменности. Формирование основных культовых практик. Ритуал сакрального брака и его место в культуре Шумера.

Выработка в рельефе характерных для Месопотамии выразительных средств (четкая регистровость; пропорциональное выделение главного; рассказ-повествование, читаемый снизу вверх). Сложение способов передачи объемных изображений на плоскости. Специфика взаимоотношений визуального и вербального текстов.

Женская голова из Урука (Инанна?) как пример культовой пластики: взаимосвязь рельефа и живописи; построение художественной выразительности за счет скупых средств (акцент на глазах, на взгляде как показ божественной Мудрости); использование инкрустации.

Культовая пластика из Храма Глаза в Телль-Браке: гипертрофия взгляда, условность поз и передачи частей тела.

Появление глиптики: выработка приоритетных тем и сложение стилистических и технологических приёмов.

Памятники: культовый сосуд богини Инанны из Урука, женская голова из Урука (Инанна?), идолы из Храма Глаза в Телль-Браке, печати.

Подпериод Джембет-Наср (кон. IV - сер. пер. половины III тыс. до н.э.).

Рельефы времени Джембет-Наср: основные сюжеты, композиционные и стилистические приёмы.

Сложение художественно-образной программы круглой пластики: вотивный характер статуэток, специфика поз, жестов и пропорций.

Широкое распространение цилиндрических печатей. Превращение глиптики в предмет массового потребления: соседство уникальных образцов с однотипными по сюжету и рисунку экземплярами. Появление повествовательных композиций.

Памятники: "Камень Блау" или "Стелла охоты из Урука", статуэтка бородатого мужчины (Лувр, Париж), алебастровый сосуд из Урука с шествием животных, мужская алебастровая статуэтка из Урука, цилиндрическая печать с изображением людей и животных (Иракский нац.музей, Багдад),оттиск печати с изображением ткачих (?) (Гос.Эрмитаж, СПБ), оттиск печати с изображением пастуха, священного стада и символов богини Инанны (Гос. Музеи. Берлин), храмовая печать с навершием в виде фигурки барана (Гос. музеи, Берлин)

2.Раннединастический период (2750 - 2340(?) 2310 (?).

Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты раннединастической скульптуры: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица (глаза, уши), функциональная выразительность всего художественного образа в целом. Важность позы, взгляда и жеста. Начало усиление символичности, переход к схематизму, уход в сторону условных изобразительных черт.

Завершение сложения основных художественных качеств шумерского рельефа: развернутая в пространстве и во времени строка летописи как отображение представления о поддержании городом-государством и его правителем упорядоченного Космоса и его сил; последовательность изобразительного повествования о событии; выделение главного персонажа размером (больший акцент на правителя как на героя, а не как на воплощение Бога); условно-декоративная, плоскостная передача этнически характерных фигур (фигура-символ).

Храмовый рельеф и его качества: геральдическая композиция, статичность и однотипность поз.

Изменения в трактовке образа правителя в III Раннединастическом подпериоде как свидетельство сложения представлений о царе-герое, о героической славе. Сложение героического эпоса.

Предметы из Урских гробниц как примеры косвенного представления об особенностях сложения живописи в шумерском искусстве. Преимущественное использование ярких цветовых пятен (комбинации цветов естественных камней и перламутра). Композиции на мифологические сюжеты с резонатора урской лиры.

Основные стили глиптики («парчовый стиль», «линеарный», «декоративно-рельефный») и школы («натуралистическая» - мастерские Ура и Урука; «схематическая» - мастерские Фары и Ура; «классическая» - мастерская Ура). Появление новых образов и сюжетов («фризы сражающихся», сцен «превращения», человека-быка, быка-андроцефала) как свидетельство записи мифологических текстов.

Памятники: статуэтки богов и адорантов их храма Аб-У в Телль-Ахмаре, статуэтка Эбихила из храма Иштар в Мари, статуэтка Курлиля, стелла Эанатума (т. наз. "Стела коршунов"), стела Ур-Намше, медный рельеф с изображением Анзуд из Ура, Урский штандарт; Голова Быка на детонаторе арфы, фигурка козы, шлем Мескаламдуга из Урских гробниц; печати с изображением «фриз сражающихся» (Британский нац.музей, Лондон; Гос.музеи, Берлин).

 

3. Аккадский период (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э).

Впервые создание централизованного государства. Общегосударственный, жёстко иерархизированый пантеон. Новое значение личности правителя. Введение понятия богоподобности царя и установление прижизненного культа во время правления Нарам-Суэна. Определённая политическая идеологичность вербальных и визуальных текстов. Запись "Эпоса о Гильгамеше" как нового источника художественных образов.

Появление новых черт в скульптуре: отсутствие символической жесткости в подаче образа; индивидуальные черты в рамках типажа, передающие обобщенно, но точно аккадское представление о герое-победителе; впечатление жизнеподобия, умение правильно передавать пропорции.

Новые черты в аккадском рельефе: расположение композиционных мотивов снизу вверх, но не по регистрам (свобода и динамичность композиции); высокий объемный рельеф; живописность за счет контраста светотени, отказ от стилизации.

Высокий уровень глиптики: замена орнаментальности изобразительностью; стремление к продуманным и лаконичным композициям; выделение композиционного центра; контраст статичных композиций и динамичных фигур; точная передача деталей; разнообразие в использовании фольклорно-эпических тем.

Памятники: Голова Саргона Аккадского, алебастровая голова семита из Адаба, стела Нарам-Суэна, печати с изображением мифологических сцен из собраний Британского национального музея, Гос.Эрмитажа, ГМИИ им. А.А. Пушкина и Государственных музеев Берлина.

 

4.Позднешумерский период (послеакккадское время и время III династии Ура).

Сер. 22 - кон. 21-нач.20 вв.до н.э.

Нашествие кутиев и II династия Лагаша. III династия Ура - создание консолидированного государства. Специфика представлений о роли правителя и их эволюция: от царя, избираемого народом до царя, созданного богами специально для «царской судьбы» и равного им. Культовые поэмы-гимны о деяниях правителей.

Скульптура позднешумерского периода: взаимосвязь формальных черт аккадской и шумерской пластики как попытка создать новый образ. Шумерская иконография молящегося правителя. Аккадское влияние в стремлении передать интерес к отдельной личности. Ограниченность тем и сюжетов для статуй и посвятительных рельефов. Взаимосвязь литературных и изобразительных текстов.

Искусство III династии Ура как выработка в официальном придворном позднешумерском искусстве жесткой консервации художественной формы (теократический канон). Однообразие художественных форм, их стереотипность, сухая моделировка образа, отсутствие динамики при технической виртуозности, скудность тематических программ. Специфика композиционных построений и передачи действия во времени и пространстве в рельефах.

Виртуозное качество исполнения и сухость художественных решений в шумерской глиптике.

Памятники: статуя Ур-Бау, статуя Гудеа с кувшином в руках, статуя сидящего Гудеа (Лувр, Париж), правителя Лагаша; статуя правителя Лагаша; статуя женщины из Лагаша; статуя Ур-Намму в виде строителя храма, стела Ур-Намму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.013 с.)