ТОП 10:

Архитектура Эгейского мира (III тыс. - XI в. до н. э.)



 

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров, крито - миконской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры пришедшие с севера греки.

 

Основы античной архитектуры были заложены древней цивилизацией народов, населявших Восточное побережье Средиземного моря и острова Эгейского моря.

 

Хозяйственный уклад здесь опирался на земледелие (виноградарство, оливковые сады), скотоводство, ремесло и мореную торговлю. Все это способствовало широкому общению жителей приморских районов, ускоренному социальному развитию и созданию культуры, соединившей в себе традиции соседних народов.

 

Острова между Малой Азией и Балканским полуостровом быстро заселялись, по этому «мосту» шел интенсивный культурный обмен. В IV - III тыс. до н. э. здесь идет процесс разложения родового строя и создания государств.

 

Историю этой части Средиземного моря до эпохи античных государств принято делить на три периода:

 

IV - III тыс. до н. э. - Троянский период;

 

XVIII - XIV вв. до н. э. - расцвет рабовладельческого государства на острове Крит;

 

XIV - XI вв. до н.э. - Микенский период, когда господство в восточной части Средиземного моря переходит к государству на юге Балканского полуострова с центром в г. Микены.

 

Этой периодизации соответствуют эпохи подъема и падений эгейской архитектуры.

 

Архитектура Троянского периода. Легендарная Троя гомеровской «Илиады» найдена в конце XIX в. Раскопки показали, что на одном и том же месте длительное время строились поселения, так что образовался холм, в толще которого исследователи насчитали 8 культурных слоев. Троя (III тыс. до н. э.) представляла цитадель с укрепленными стенами и воротами; в центре ее найдено несколько построек жилого и культового назначения.

 

Основной тип сооружений Трои представляют мегароны - вытянутые прямоугольные жилища с лоджией входа, без окон, но с отверстием в потолке, образованным перекрещенными балками, опирающимися на стойки, если помещение было широким.

 

Характерные черты ранних поселений малоазийского побережья и островов: мелкие размеры городов, их многократное обновление на одной и той же площадке, наличие укрепленной цитадели с мощными каменными стенами и глинобитной застройкой, мегарон, как ведущий архитектурный тип, сохраняются в последующие периоды развития средиземноморской архитектуры.

 

Архитектура острова Крит. С появлением бронзы быстрее развивается производственная база. На о. Крит выходцами из Малой Азии создается сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе весь восточный бассейн Средиземного моря с многочисленными островами. Растут города, которым морское могущество Крита позволяло обходиться без крепостных стен. Расположенные в узких долинах, на холмах и склонах гор, эти города имеют нерегулярную планировку, стихийную застройку, террасные дома.

 

Минойский дворец в Кносе

 

 

В крупнейших городах Крита Кносе, Фесте и других центр образован дворцом правителя. Кноский дворец носит следы многочисленных перестроек и реконструкций. Его отдельные первоначально здания слились в единый блок вокруг большого прямоугольного двора. Западный корпус дворца содержал многочисленные складские помещения в заглубленном первом этаже, культовые и парадные - на верхних этажах. В восточном корпусе располагались жилые помещения, врезанные в склон холма. К ним с берега реки вел ступенчатый портик - лестница.

 

Архитектура дворца формировалась перистильными дворами, открытыми колонными залами, лоджиями, создававшими живописные сочетания пространств, игру света и тени.

 

 

В образовании форм критской архитектуры большую роль играли сейсмоустойчивые конструкции. Низ стен выкладывался из крупных каменных блоков - ортостатов, затем устанавливался деревянный каркас, заполняемый сырцовой кладкой или бутовым камнем на глиняном связующем. Каркасная система позволяла делать в стенах много проемов и возводить 2 - 3 - этажные ступенчатые здания на участках с уклоном. Плоские крыши служили террасами.

 

В процессе совершенствования конструкций, где главное внимание уделялось жесткости верхних связей строения при свободной постановке опор, складывается характерная для критской архитектуры ордерная система: приземистые колонны, утолщенные кверху, поставлены, как правило, на пьедестал (парапеты); широкая капитель обеспечивала большую устойчивость здания при землетрясениях; в тяжелых перекрытиях откровенно выявлена конструкция накатной кровли из круглых балок.

 

Самый большой дворец - Киосский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгруппированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.

 

Оштукатуренные стены зданий Кносского дворца украшались резным и штампованным рельефом, фресками, изображающими растения и животных, акробатические игры, празднества, сбор урожая.

 

В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.

 

В XV в. до н. э. после разрушительного землетрясения Крит захватывают балканские племена ахейцев - предков греков.

 

Архитектура Микенского периода. В XV в. до н. э. военно - политическим центром ахейского союза становятся Микены. В микенских поселениях дворцы правителей вместе с храмами образовывали священный участок - акрополь. Стены акрополей возводились из крупных камней (циклопическая кладка) и живописным контуром охватывали холм цитадели.

 

На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.

 

Дворцовые постройки Микен и других городов союза имели свободную планировку с отдельными осевыми композициями зданий, составлявших единый церемониальный комплекс. В эту эпоху закрепляются композиционные принципы, в основе которых лежали не абстрактно - геометрические схемы, приемлемые на равнинах Междуречья и Древнего Египта - современниках Эгейской цивилизации, а учет рельефной и пейзажной обстановки сильно пересеченной местности островов и морского побережья. Горный ландшафт не создавал предпосылок для развития высотных композиций, характерных для архитектуры равнин, а для размещения акрополей и отдельных культовых сооружений предпочитались вершины холмов или террасы скальных монолитов, господствующие над рядовой застройкой.

 

Акрополь в Тиринфе. XIV - XII вв. до н. э. Реконструкция общего вида

 

 

Вход в давно разрушенную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822 - 1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э. рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из - за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.

 

В XIII в. до н. э. усиливается натиск северных дорийских племен. Возникла необходимость укрепления пограничных городов, в частности Афин и Тиринфа. Древнейшие сооружения Афинского акрополя не сохранились.

 

Тиринфскии акрополь был расширен за счет пристройки «нижнего» города, оснащен сложной системой входов. В основе ансамбля сооружений лежит геометрически организованная композиция; в центре ансамбля расположен крупный мегарон. Колонны мегарона и перистильного двора Тиринфского акрополя более стройны по сравнению с критскими и имеют «полную» высоту.

 

К XII в. до н. э. распад микенского государства и упадок его культуры были ускорены нашествием дорни.

 

Несмотря на разрушение крито - микенской культуры дорийскими племенами, она послужила ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.

 

Города Двуречья

ДВУРЕЧЬЕ

Расцвет городов, таких как Урук, Ур и другие, начинается около 3000 г. до н. э. В начале второго тысячелетия столицей объединенной империи становится Вавилон.

Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Городд лостиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.

Из всех сооружений официально-культовой архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, обьразуя священный участок, окруженный прочными стенами.

Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обоженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь – для большей

 

План шумерского города Ура в период между XXIII-XXII вв. до н. э. (по Вулли). Город окружен мощными крепостными стенами; в центре-священный участок: 1-зиккурат; 2-священный двор Наннара; 3-храм Наннара и его жены Нингал; 4-двойной храм Нингал; 5-дворец Урнамму и Дунги

устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявщиеся у каменной террасы. Он был трехъярусным, нижний сохранившийся ярус имел высоту 15 м, парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара, а рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, кроме того, здесь же находился царский дворец. И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. Большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой.

Храм в Эриду, первый чисто обеидский храм, стоял уже на довольно значительном искусственном возвышении, и однообразие его голых наружных стен нарушалось расположенными на равном расстоянии друг от друга выступающими контрфорсами. Этот, архитектурный прием повторялся при каждой последующей перестройке. В течение обеидского периода здание перестраивалось и увеличивалось в размерах не менее шести раз, пока, наконец, последний обеидский храм не достиг 23,5 м. в длину и 12,5 м в ширину, а платформа, на которой он стоял, занимала площадь 26,5 м. Х 16 м. Храмы имели каждый форму длинной целлы, в одном конце которой помещался алтарь, а недалеко от другого конца - подиум или стол для жертвоприношений; по обеим сторонам нефа симметрично группировались боковые приделы. Таким образом, на традиционном месте древнейшего в Месопотамии святилища мы видим стандартный план шумерийского храма, прочно утвердившийся к середине обеидского периода.

Отсюда, очевидно, можно сделать вывод, что храм в этот период уже играл ту центральную роль в хозяйстве общины, о которой свидетельствуют древнейшие письменные документы. По всей вероятности, он служил местом концентрации общественных излишков данной группы. Очевидно также, что план создания храма и наблюдение за его постройкой, совершение религиозных обрядов и управление хозяйством божества осуществлялись профессиональными служителями культа. Иными словами, мы можем предполагать существование в тот период целой корпорации профессиональных жрецов, освобожденных от всепоглощающей обязанности собственным трудом добывать свой хлеб и поддерживаемых общиной с тем, чтобы они могли выполнять свою важнейшую обязанность - обеспечить общине вечное и благое покровительство ее божественного патрона

Храмы в Уруке.Первые памятники монументального строительства из кирпича-сырца — два храма, воздвигнутые на искусственных террасах для защиты от почвенных вод, так называемые «Белый» и «Красный» — были открыты в городе Уруке (современное селение Варка). Храмы посвящены главным божествам города — богу Ану и богине Инине. Стены одного были окрашены в белый цвет, а другого украшены геометрическим орнаментом из глиняных обожженных «гвоздей» — «зиггати» со шляпками, выкрашенными в красный, белый и черный цвета. Возможно, что рисунок из «зиггати» имитирует узор плетеных циновок, которые вешали на стены жилых построек. Оба храма были прямоугольными в плане, со стенами, расчлененными выступами и нишами, которые играли конструктивную и декоративную роль, как и массивные полуколонны вдоль стен «Красного» храма. Центральное помещение не имело крыши, являясь открытым двором. Кроме кирпича-сырца в строительстве стали уже применять и камень (например,

Белый храм

«Красный» храм был возведен на каменном основании).Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов.КРАСНЫЙ ХРАМ представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.

Жилые дома Ура согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н.э. в ходе войны с соседним государством - Эламом и пришлым народом аморитами. В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие.

Дворец в Кишеотносится к середине III тыс. до н.э. Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы. (6, том 1, стр. 202-203) Во дворце также был построен большой приемный зал, по оси которого были установлены 4 массивных столба, благодаря чему пролет зала увеличился. Круглые столбы были сложены кирпичей.

Дворец в Кише. Сер. III тыс. до н.э. План.

Дворец в Мари. Нач. II тыс. до н.э. План.

Дворец царя Зимрилима в Мари относится к началу XVIII в. до н.э. Город-государство Мари располагался на северной окраине страны, на среднем течении Евфрата, и развитие искусства в этом городе шло особым путем, объединившим традиции юга и севера Месопотамии. Стены обширных внутренних дворов и комнат марийского дворца были расписаны красочными религиозными изображениями, довольно статичного характера, что типично для искусства Двуречья. Чаще всего в росписях использовались краски трех цветов - белого, черного и красно-коричневого, причем краска наносилась на стены посуху. В XVIII в. до н.э. город и дворец были разрушены войсками вавилонского царя Хаммурапи.

 


Карта городов Древнего Египта, Двуречья и Эгейского мира

Двуречье, или Междуречье (греческая Месопотамия), т. е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Круглый водосток и отличный металлосайдинг.. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе.

По своим природным данным Двуречье не представляло собой единого ландшафтного целого. Так, климат Двуречья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с резкими сменами дневных и ночных температур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам.

Весьма различны были по своему режиму реки, питающие земли Двуречья. Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подвергалась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к началу июля воды его спадали. Разлив Евфрата начинался одновременно с разливом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Районы нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранйих этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.012 с.)