Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура Эгейского мира (III тыс. - XI в. до н. э.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров, крито - миконской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры пришедшие с севера греки.
Основы античной архитектуры были заложены древней цивилизацией народов, населявших Восточное побережье Средиземного моря и острова Эгейского моря.
Хозяйственный уклад здесь опирался на земледелие (виноградарство, оливковые сады), скотоводство, ремесло и мореную торговлю. Все это способствовало широкому общению жителей приморских районов, ускоренному социальному развитию и созданию культуры, соединившей в себе традиции соседних народов.
Острова между Малой Азией и Балканским полуостровом быстро заселялись, по этому «мосту» шел интенсивный культурный обмен. В IV - III тыс. до н. э. здесь идет процесс разложения родового строя и создания государств.
Историю этой части Средиземного моря до эпохи античных государств принято делить на три периода:
IV - III тыс. до н. э. - Троянский период;
XVIII - XIV вв. до н. э. - расцвет рабовладельческого государства на острове Крит;
XIV - XI вв. до н.э. - Микенский период, когда господство в восточной части Средиземного моря переходит к государству на юге Балканского полуострова с центром в г. Микены.
Этой периодизации соответствуют эпохи подъема и падений эгейской архитектуры.
Архитектура Троянского периода. Легендарная Троя гомеровской «Илиады» найдена в конце XIX в. Раскопки показали, что на одном и том же месте длительное время строились поселения, так что образовался холм, в толще которого исследователи насчитали 8 культурных слоев. Троя (III тыс. до н. э.) представляла цитадель с укрепленными стенами и воротами; в центре ее найдено несколько построек жилого и культового назначения.
Основной тип сооружений Трои представляют мегароны - вытянутые прямоугольные жилища с лоджией входа, без окон, но с отверстием в потолке, образованным перекрещенными балками, опирающимися на стойки, если помещение было широким.
Характерные черты ранних поселений малоазийского побережья и островов: мелкие размеры городов, их многократное обновление на одной и той же площадке, наличие укрепленной цитадели с мощными каменными стенами и глинобитной застройкой, мегарон, как ведущий архитектурный тип, сохраняются в последующие периоды развития средиземноморской архитектуры.
Архитектура острова Крит. С появлением бронзы быстрее развивается производственная база. На о. Крит выходцами из Малой Азии создается сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе весь восточный бассейн Средиземного моря с многочисленными островами. Растут города, которым морское могущество Крита позволяло обходиться без крепостных стен. Расположенные в узких долинах, на холмах и склонах гор, эти города имеют нерегулярную планировку, стихийную застройку, террасные дома.
Минойский дворец в Кносе
В крупнейших городах Крита Кносе, Фесте и других центр образован дворцом правителя. Кноский дворец носит следы многочисленных перестроек и реконструкций. Его отдельные первоначально здания слились в единый блок вокруг большого прямоугольного двора. Западный корпус дворца содержал многочисленные складские помещения в заглубленном первом этаже, культовые и парадные - на верхних этажах. В восточном корпусе располагались жилые помещения, врезанные в склон холма. К ним с берега реки вел ступенчатый портик - лестница.
Архитектура дворца формировалась перистильными дворами, открытыми колонными залами, лоджиями, создававшими живописные сочетания пространств, игру света и тени.
В образовании форм критской архитектуры большую роль играли сейсмоустойчивые конструкции. Низ стен выкладывался из крупных каменных блоков - ортостатов, затем устанавливался деревянный каркас, заполняемый сырцовой кладкой или бутовым камнем на глиняном связующем. Каркасная система позволяла делать в стенах много проемов и возводить 2 - 3 - этажные ступенчатые здания на участках с уклоном. Плоские крыши служили террасами.
В процессе совершенствования конструкций, где главное внимание уделялось жесткости верхних связей строения при свободной постановке опор, складывается характерная для критской архитектуры ордерная система: приземистые колонны, утолщенные кверху, поставлены, как правило, на пьедестал (парапеты); широкая капитель обеспечивала большую устойчивость здания при землетрясениях; в тяжелых перекрытиях откровенно выявлена конструкция накатной кровли из круглых балок.
Самый большой дворец - Киосский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгруппированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.
Оштукатуренные стены зданий Кносского дворца украшались резным и штампованным рельефом, фресками, изображающими растения и животных, акробатические игры, празднества, сбор урожая.
В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.
В XV в. до н. э. после разрушительного землетрясения Крит захватывают балканские племена ахейцев - предков греков.
Архитектура Микенского периода. В XV в. до н. э. военно - политическим центром ахейского союза становятся Микены. В микенских поселениях дворцы правителей вместе с храмами образовывали священный участок - акрополь. Стены акрополей возводились из крупных камней (циклопическая кладка) и живописным контуром охватывали холм цитадели.
На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.
Дворцовые постройки Микен и других городов союза имели свободную планировку с отдельными осевыми композициями зданий, составлявших единый церемониальный комплекс. В эту эпоху закрепляются композиционные принципы, в основе которых лежали не абстрактно - геометрические схемы, приемлемые на равнинах Междуречья и Древнего Египта - современниках Эгейской цивилизации, а учет рельефной и пейзажной обстановки сильно пересеченной местности островов и морского побережья. Горный ландшафт не создавал предпосылок для развития высотных композиций, характерных для архитектуры равнин, а для размещения акрополей и отдельных культовых сооружений предпочитались вершины холмов или террасы скальных монолитов, господствующие над рядовой застройкой.
Акрополь в Тиринфе. XIV - XII вв. до н. э. Реконструкция общего вида
Вход в давно разрушенную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822 - 1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э. рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из - за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.
В XIII в. до н. э. усиливается натиск северных дорийских племен. Возникла необходимость укрепления пограничных городов, в частности Афин и Тиринфа. Древнейшие сооружения Афинского акрополя не сохранились.
Тиринфскии акрополь был расширен за счет пристройки «нижнего» города, оснащен сложной системой входов. В основе ансамбля сооружений лежит геометрически организованная композиция; в центре ансамбля расположен крупный мегарон. Колонны мегарона и перистильного двора Тиринфского акрополя более стройны по сравнению с критскими и имеют «полную» высоту.
К XII в. до н. э. распад микенского государства и упадок его культуры были ускорены нашествием дорни.
Несмотря на разрушение крито - микенской культуры дорийскими племенами, она послужила ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.
Города Двуречья ДВУРЕЧЬЕ Расцвет городов, таких как Урук, Ур и другие, начинается около 3000 г. до н. э. В начале второго тысячелетия столицей объединенной империи становится Вавилон. Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Городд лостиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат. Из всех сооружений официально-культовой архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, обьразуя священный участок, окруженный прочными стенами. Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обоженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь – для большей
План шумерского города Ура в период между XXIII-XXII вв. до н. э. (по Вулли). Город окружен мощными крепостными стенами; в центре-священный участок: 1-зиккурат; 2-священный двор Наннара; 3-храм Наннара и его жены Нингал; 4-двойной храм Нингал; 5-дворец Урнамму и Дунги устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявщиеся у каменной террасы. Он был трехъярусным, нижний сохранившийся ярус имел высоту 15 м, парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара, а рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, кроме того, здесь же находился царский дворец. И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. Большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой. Храм в Эриду, первый чисто обеидский храм, стоял уже на довольно значительном искусственном возвышении, и однообразие его голых наружных стен нарушалось расположенными на равном расстоянии друг от друга выступающими контрфорсами. Этот, архитектурный прием повторялся при каждой последующей перестройке. В течение обеидского периода здание перестраивалось и увеличивалось в размерах не менее шести раз, пока, наконец, последний обеидский храм не достиг 23,5 м. в длину и 12,5 м в ширину, а платформа, на которой он стоял, занимала площадь 26,5 м. Х 16 м. Храмы имели каждый форму длинной целлы, в одном конце которой помещался алтарь, а недалеко от другого конца - подиум или стол для жертвоприношений; по обеим сторонам нефа симметрично группировались боковые приделы. Таким образом, на традиционном месте древнейшего в Месопотамии святилища мы видим стандартный план шумерийского храма, прочно утвердившийся к середине обеидского периода. Отсюда, очевидно, можно сделать вывод, что храм в этот период уже играл ту центральную роль в хозяйстве общины, о которой свидетельствуют древнейшие письменные документы. По всей вероятности, он служил местом концентрации общественных излишков данной группы. Очевидно также, что план создания храма и наблюдение за его постройкой, совершение религиозных обрядов и управление хозяйством божества осуществлялись профессиональными служителями культа. Иными словами, мы можем предполагать существование в тот период целой корпорации профессиональных жрецов, освобожденных от всепоглощающей обязанности собственным трудом добывать свой хлеб и поддерживаемых общиной с тем, чтобы они могли выполнять свою важнейшую обязанность - обеспечить общине вечное и благое покровительство ее божественного патрона Храмы в Уруке. Первые памятники монументального строительства из кирпича-сырца — два храма, воздвигнутые на искусственных террасах для защиты от почвенных вод, так называемые «Белый» и «Красный» — были открыты в городе Уруке (современное селение Варка). Храмы посвящены главным божествам города — богу Ану и богине Инине. Стены одного были окрашены в белый цвет, а другого украшены геометрическим орнаментом из глиняных обожженных «гвоздей» — «зиггати» со шляпками, выкрашенными в красный, белый и черный цвета. Возможно, что рисунок из «зиггати» имитирует узор плетеных циновок, которые вешали на стены жилых построек. Оба храма были прямоугольными в плане, со стенами, расчлененными выступами и нишами, которые играли конструктивную и декоративную роль, как и массивные полуколонны вдоль стен «Красного» храма. Центральное помещение не имело крыши, являясь открытым двором. Кроме кирпича-сырца в строительстве стали уже применять и камень (например, Белый храм «Красный» храм был возведен на каменном основании).Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов.КРАСНЫЙ ХРАМ представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент. Жилые дома Ура согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н.э. в ходе войны с соседним государством - Эламом и пришлым народом аморитами. В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие. Дворец в Кише относится к середине III тыс. до н.э. Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы. (6, том 1, стр. 202-203) Во дворце также был построен большой приемный зал, по оси которого были установлены 4 массивных столба, благодаря чему пролет зала увеличился. Круглые столбы были сложены кирпичей. Дворец в Кише. Сер. III тыс. до н.э. План. Дворец в Мари. Нач. II тыс. до н.э. План. Дворец царя Зимрилима в Мари относится к началу XVIII в. до н.э. Город-государство Мари располагался на северной окраине страны, на среднем течении Евфрата, и развитие искусства в этом городе шло особым путем, объединившим традиции юга и севера Месопотамии. Стены обширных внутренних дворов и комнат марийского дворца были расписаны красочными религиозными изображениями, довольно статичного характера, что типично для искусства Двуречья. Чаще всего в росписях использовались краски трех цветов - белого, черного и красно-коричневого, причем краска наносилась на стены посуху. В XVIII в. до н.э. город и дворец были разрушены войсками вавилонского царя Хаммурапи.
Двуречье, или Междуречье (греческая Месопотамия), т. е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Круглый водосток и отличный металлосайдинг.. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. По своим природным данным Двуречье не представляло собой единого ландшафтного целого. Так, климат Двуречья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с резкими сменами дневных и ночных температур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам. Весьма различны были по своему режиму реки, питающие земли Двуречья. Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подвергалась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к началу июля воды его спадали. Разлив Евфрата начинался одновременно с разливом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Районы нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранйих этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.011 с.) |