Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Градостроительство Древней Греции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Греческие города, формировавшиеся в тесной связи с развитием их социальной структуры, отличались чётким делением на общественные и частные функции. Центром города помимо святилища была агора – городская площадь, объединявшая ряд общественных зданий, возникших вследствие разносторонних форм общественной жизни эллинов. Среди них выделяются здание управления полисом – пританей и здание собраний - булевтерий. Мемориальные памятники, портики и пропилеи служили украшением площадей. Строились в городах стадионы и гимнасии, предназначавшиеся для различных физических упражнений и состязаний. В противоположность открытому характеру общественных комплексов жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. С северной стороны дворика устраивалась лоджия – пастада, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнца. На его основе в V – IV вв. до н.э. развивается перистильный дом, в котором место пастады занимает окружённый со всех сторон галереями прямоугольный дворик - перистиль, увеличивается число помещений. Этот тип дома получает особенно широкое распространение в эллинистический период. Жилые дома объединялись в кварталы. Разделялись кварталы довольно тесными улицами. Наряду с постепенно складывающейся свободной планировкой города (Афины) уже в классический период начинает внедряться в градостроительстве основанная на прямоугольной сетке регулярная система планировки. Прямоугольная сетка улиц получала строго геометрическую трассировку при любом рельефе местности. Выделялись и делались более широкими одна или две главные улицы, на пересечении которых часто располагался общественный центр. Помимо центра общественные здания располагались и в других частях города. Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть с выложенными камнем мостовыми. В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, происходит процесс слияния форм и композиционных приёмов, характерных для греческой метрополии, с художественными традициями завоеванных стран. Ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная дорика уступает место более утончённой ионике. В галереях и портиках часто используется двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими – наверху. Усиливается тенденция декоративности. В эпоху эллинизма грандиозный масштаб градостроительных преобразований, связанный с завоеваниями Александра Македонского и последующим образованием крупных государств, сопровождался и существенными изменениями в архитектуре зданий и комплексов. В общественных комплексах преобладают светские здания, существенно обновляются такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, строящиеся теперь, как и храмы, из дорогостоящих материалов и столь же богато украшающиеся. Получают развитие новые типы зданий - дворцы монархов, библиотеки, монументальные алтари и гробницы, инженерные сооружения. В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, происходит процесс слияния форм и композиционных приемов, характерных для греческой, метоополии, с художествен-ными традициями завоеванных стран. Ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная дорика уступает место более утонченной ионике. В галереях и портиках часто используется двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими - наверху. Усиливается тенденция декоративности. Все большее применение получает ордер) как средство пластической разработки стены. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей. Вводится частичная обработка колонн каннелюрами) по их высоте. Композиции усложняются, пластика форм разнообразится. В объемно-пространственном построении все чаще используется фронтально-осевой принцип. Многообразие средств позволяет отходить от принятых типов композиции, создавать образы индивидуализированного характера. Строгая тектоника уже не является определяющим принципом; она вытесняется более свободным подходом к композиции в угоду оригинальному замыслу и скульптурности образа. Характерный пример алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.), в котором высокая стена цоколя) представляла собой опоясывающий здание фриз), занятый знаменитой полной экспрессии и динамики скульптурой. При сочетании со стеной ордер иногда превращался в деталь, акцентирующую вход или другие элементы здания. В этом отношении характерна башня Ветров в Афинах (середина I в. до н. э.). На фоне ее массивного восьмигранного объема два обрамляющих входы портика разработаны с подчеркнутым изяществом, контрастно по отношению к основному объему. Ордер не следует в деталях сложившимся канонам, а совмещает черты различных образцов. В отсутствии базы и относительно массивных пропорциях колонн можно видеть влияние дорики. Элементы портика в целом происходят от ионического ордера, но удлиненная капитель) с остроконечными пальмовыми листьями, окруженными более мелкими листьями аканта), ярко индивидуальна. Она по форме близка к капители коринфского ордера, возникшего в Греции (храм Аполлона в Бассах, V в. до н. э.; памятник Лисикрату в Афинах, IV в. до н. э.), но получившего широкое распространение лишь в следующую эпоху - в архитектуре Древнего Рима.
История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов и государств. Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образовании-Вавилонии и Ассирии. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIX-XVI вв. до н. э.) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н. э.). Ассирийское государство также имело два крупных этапа развития: первый относился к началу XVIII в. до н. э., а второй-к концу XII-IX в. до н. э. Обратимся к древнейшему периоду Двуречья. Первые поселения появились на юге этого географического района в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрата в Персидский залив, который в те времена вдавался значительно глубже в сушу. Здесь уже в середине IV тысячелетия до н. э., т. е. в эпоху позднего неолита, существовали сельские поселения родовых общин. Несколько позднее, но еще в IV тысячелетии до н. э. в Двуречье расселились шумеры -народ, который уже располагал определенными навыками ведения оседлого земледелия. Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. шумеры господствовали в Месопотамии. К этому времени относится появление поселений городского типа, представлявших собой отдельные города-государства, то объединявшиеся под эгидой одного из них, то враждовавшие друг с другом. Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др. Древнейший период развития этих городов, который историки называют раннединастическим (2750-2300 до н. э.), изучен еще недостаточно, однако некоторые характерные черты градостроительства Двуречья сложились именно в эту раннюю эпоху. К таким характерным чертам можно отнести овальные очертания плана города в целом, ориентацию главной оси овала на северо-запад и юго-восток, расположение святилища в центре или в северо-западной части города на холме или искусственной возвышенной террасе, прямоугольную форму святилища в плане, появление зиккурата как главного здания храмового комплекса, нерегулярную систему улиц, отсутствие городских площадей и наличие многочисленных дворов, вокруг которых группировались жилые, дворцовые и храмовые помещения. Население шумерских городов составляли правители, придворные, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, солдаты, крестьяне, обрабатывавшие храмовые земли, и рабы. Как видно из этого перечня, социальный состав города шумеров отражал сложившееся в них классовое общество. Подлинного расцвета некоторые шумерские города достигли в период III династии, т. е. после объединения шумеров с семитским народом-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. Первоначально это объединение носило завоевательный характер со стороны аккадских царей, подчинивших себе не только города Шумера, но и другие государства Двуречья. В этот период (XXIV-XXII вв. до н. э.) главным городом был Аккад, расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сип-пар и др. Некоторое представление о характере этих городов дает святилище в городе Тудубе (современном Хафаджи), расположенном на левом берегу притока Тигра-Дияла. Священный участок в Хафаджи имел овальную конфигурацию в плане и был огражден двойным рядом мощных крепостных стен. Центральная часть святилища была расположена на платформе, где размещался главный храм города. В XXII в. до н. э. государство Аккад подверглось нашествию диких горных племен кутиев, что привело к его распаду и новому возвышению шумерских городов, на этот раз под главенством Ура и его царей III династии (2112-2015 гг. до н. э.). Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. При урском царе Урнамму и его сыне Шульги город достиг своего расцвета. По подсчетам, сделанным археологами, в этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат. Зиккурат Ура представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2, 5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. В плане зиккурат представлял собой прямоугольник размером 46 х 60 м. Он был трехъярусным. Нижний сохранившийся ярус имел высоту 15м. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара. Парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. Рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, Кроме того, здесь же находился царский дворец. И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. По мнению Вулли, большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой. Жилые дома Ура, согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец. Здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна. Она предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н. э. в ходе войны с соседним государством - Эламом и пришлым народом аморитами, В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие. Округлая форма очертания планов городов была очень стойкой в Двуречье и не только в нижнем течении Евфрата. Об этом свидетельствуют изображения круглых ассирийских крепостей на многочисленных барельефах, а также круглые иероглифические знаки, означавшие город. К сожалению, круглых поселений на территории Среднего Двуречья не сохранилось. О них можно судить по сиро-хеттскому городу Самаль (современный Зенджирли), который был построен в традициях Двуречья. Самаль, расположенный в северной Сирии, в долине притока р. Оронты, был одним из важных центров большого Хеттского государства, достигшего расцвета в XII в. до н. э. Его очертания в плане напоминали очертания Ура. Так же как и Ур, Самаль был расположен на возвышенной территории и укреплен мощными крепостными стенами, имел ту же ориентацию по странам света и северо-западное расположение дворцового и храмового комплексов. В VIII в. до н. э. город был сожжен и завоеван ассирийцами, которые быстро восстановили его. К этому периоду относится заново сложенная внешняя крепостная стена, имевшая в плане идеальную округлую форму с тремя монументальными крепостными воротами. Таким образом, строительство округлых поселений в Двуречье было довольно стойкой традицией. Что же касается причин появления в этом же географическом районе городов с прямоугольной конфигурацией плана, то решающую роль в этом, по-видимому, играли прямоугольные в плане платформы святилищ. На территории Двуречья довольно рано возникли города, имевшие прямоугольные планы. Одним из древнейших примеров такого рода можно назвать шумерский город Ниппур, который по своему предназначению был городом-святилищем. В период Шумеро-Аккадского царства Ниппур был главным религиозным центром этого государства, в Ниппуре находилось святилище одного из главных богов шумерского пантеона-бога земли Энлиля, здесь венчали на царство шумеро-аккадских царей. Ниппур располагался на одном из рукавов Евфрата. Он имел в плане форму неправильного прямоугольника. Город был окружен толстыми, сложенными из сырцового кирпича крепостными стенами, прерывавшимися там, где проходил пересекавший его канал. Святилище Энлиля занимало почти половину городской территории. Оно состояло из храмов и зиккурата. Рядом располагались жилища жрецов и большая библиотека, известная во всем древнем Двуречье огромным количеством ценных клинописных рукописей на глиняных дощечках. На одной из таких дощечек был обнаружен план Ниппура, изображенный неизвестным художником XII в. до н. э. Дальнейшее развитие градостроительства Двуречья связано было с разработкой прямоугольной схемы городского плана. Наиболее совершенным в этом отношении был план города Борсиппы, расположенного южнее Вавилона. Борсиппа была уже известна в эпоху Древневавилонского царства во II тысячелетии до н. э. Город был расположен на берегу озера, образовавшегося в разветвленной дельте Евфрата, и имел правильный прямоугольный план 1406 х х 1760 м, т. е. его территория равнялась 250 га. Традиционно для Двуречья город был ориентирован углами по странам света. В него вело семь ворот, из которых на северо-восточной стороне находились ворота бога Сина и ворота Лапис Лазур, на юго-востоке-ворота богини Иштар и бога Эа, на юго-западе-ворота богов Ану и Адад, на северо-западе были расположены седьмые, безымянные ворота. В соответствии с воротами город пересекали главные улицы, соединявшие их. В центре города располагалось святилище, очертания территории которого также представляли собой квадрат. Весьма примечательно, что в основе планировки Борсиппы, по-видимому, лежал модуль, равный 176 м, или 3 ашлу (древневавилонская мера-«веревка», равная примерно 59 м). Во всяком случае, если принять за модуль 176 м, то три таких модуля точно укладываются на юго-западной стене между углом города и воротами, а также между двумя воротами этой стены. В том, что разбивка территории города производилась на основе модульной системы, не было ничего удивительного, если учесть высокий уровень развития математики и геометрии в древнем Двуречье. Ориентация городов Двуречья углами по странам света долгое время представляла собой загадку. По мнению Унгера, такая ориентация объяснялась направлением преобладающих ветров и была вызвана защитой от них. По мнению других ученых, такая ориентация была связана с религиозными представлениями народов Двуречья. Так или иначе, но археологические раскопки дают возможность проследить развитие нескольких городов с подобной планировкой. Она была свойственна не только для Вавилонского царства, но и для Ассирии. Наиболее ярким примером может служить город Дур-Шаррукин. Дур-Шаррукин был построен ассирийским царем Саргоном II (722-705 гг. до н. э.) за короткий срок с 711 по 707 г. до н. э. Он просуществовал недолго и уже в конце VII в. до н. э. был разрушен мидянами. Раскопки, которые велись французским археологом П. Э. Ботта в середине XIX в. и Г. Лоудом (США) в 30-х годах XX в., показали, что город представлял собой в плане близкий к квадрату прямоугольник, ориентиреванный углами по странам света. Он был окружен мощной крепостной стеной и имел цитадель, встроенную в северо-западную крепостную стену. Эта цитадель была расположена на искусственной земляной террасе высотой 14 м. Здесь Саргон II построил свой знаменитый дворец, который славился обилием внутренних помещений, богатством убранства и красивейшим зиккуратом высотой 42 м. Дур-Шаррукин был объявлен Саргоном II столицей Ассирии, поэтому строительство этого города велось быстрыми темпами при участии большого числа рабов и строительных рабочих. Известно, что главная улица города подходила к воротам дворца, монументально оформленным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду. Внутри дворец Саргона был украшен алебастровыми раскрашенными рельефными изображениями военных походов этого царя, который сумел подчинить себе за короткий срок огромные территории и такие государства, как Египет, Иерусалим, финикийские города и Сирию. Так же, как в Борсиппе, в планировке Дур-Шаррукина можно обнаружить модульное построение, с той только разницей, что модуль здесь имеет размер 61 м. Стороны города, равные 1800 и 1650 м, делились в соответствии с этим модулем на 30 и 27 модулей. Кратны модулям и расстояния между воротами и углами города. К сожалению, мы не можем судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии IX-VII вв. до н. э. -Ниневии, поскольку в 612 г. до н. э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, который был раскопан экспедицией П. Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не позволяют с достоверностью судить об очертаниях города и расположении его главных улиц. Гораздо лучше изучена столица Вавилонского царства-древний Вавилон. Вавилон («врата бога») впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н. э.). До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение, не имевшее особого политического значения. Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг, до н. э.) Вавилон стал крупным городом. Особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). До нас почти не дошли сооружения этого периода, поскольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям, особенно в период завоевания его хеттами в 1595 г. до н. э. и касситами в 1518г. до н. э. в XIII-XII вв. до н. э. Вавилон дважды опустошался ассирийскими войсками. В начале I тысячелетия до н. э. право на обладание Вавилоном оспаривали ассирийские цари и арамейские племена халдеев. В 732 г. до н. э. Вавилон вошел в состав Ассирийского государства, но за сопротивление был варварски разрушен в 689 г. до н. э. ассирийским царем Синахерибом. В 626 г. до и. э. на вавилонском троне воцарилась халдейская династия. Город начал восставать из руин. Многое было сделано первым царем этой династии Набопаласаром (626-604 гг. до н. э.) и Навуходоносором II (604-562 г. до н. э.). Именно в этот период Вавилон становится столицей огромной державы. Как и многие города мирового значения, Вавилон имел историю, пронизанную многочисленными легендами. Описания Вавилона оставили Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и другие писатели древности. Из них лишь Геродот видел остатки Вавилона после его разрушения персами в V в. до н, э. Остальные писатели повторяли сложившуюся легенду об этом древнем городе. Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам, проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея, этот город вновь стал достоянием человечества. Раскопки производились с 1899 по 1914 г. Результаты этих раскопок дали удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н. э. Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и обнесенную внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360 м. Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. В город вело восемь ворот. Все ворота назывались именами различных богов. Главными были северо-западные - ворота богини Иштар. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш. Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части. В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли». Следует отметить, что древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоявшим из нескольких слоев. Верхний-был собственно земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало царство мертвых. Над землей располагались три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались в их представлении горами, поднимавшимися на западном и восточном краях земли, а северо-южное направление образовывалось за счет течения Евфрата. Вавилон, таким образом, был отражением этой модели мироздания, а зиккурат-ее геометрическим центром. Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука, Семь ярусов вело к этому святилищу, Нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18м был черного цвета. Верхние ярусы чередовались по цвету-красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города. Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона. Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года. Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся «Домом Нового года», служили молебен, и на десятый день торжественная прфцессия направлялась к воротам богини Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворота богини Иштар и направлялась по улице Процессий в сторону центра города. Другие улицы Вавилона также служили для торжественных процессий во время праздника Нового года или в другие торжественные дни. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Богиня Иштар была богиней цветущей природы, любви, плодородия, красоты. Она изображалась обыкновенно в виде прекрасной женщины, тело которой поросло нежными зелеными побегами. Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой. Аналогично ворота Сина, бога луны, очевидно, отождествляли с восходом луны в период новолуния. Так же ворота бога солнца Шамаша были обращены в сторону юга и т. д. Город делился на две части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата, Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и, очевидно, имела второстепенное значение. Обе части Вавилона были соединены мостом длиной 123 м. Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых группировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, поскольку в его состав всегда входило много иноземцев и рабов. Наверху социальной лестницы находился царь со своими приближенными, высшим чиновничеством и жречеством. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец-летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен; второй дворец-Южный, примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий-Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной. Наиболее подробно изучен Южный дворец. Он представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота. Первые два двора, вероятно, были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора. Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достопримечательностью этого дворца были находившиеся в его северном углу так называемые «висячие сады», остатки которых были найдены при раскопках. Северный дворец, примыкавший к городской стене, был, по-видимому, построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и по свидетельству найденных в нем клинописных табличек был украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий. Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный, слой городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ: от ремесленного производства до тяжелого труда чернорабочих. Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т. д. Жилые дома как большие, так и малые, строились по одной и той же схеме. Комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженным кирпичом. Иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на южной стороне двора и были обращены к северу своими проемами. Дома были одно- и двухэтажными с плоскими кровлями. На улицу они выходили белеными стенами и дверными проемами. Вода бралась из колодцев. Имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, что создавало опасность в пожарном отношении, а, кроме того, содействовало распространению многочисленных болезней, среди которых чума занимала одно из первых мест. В городе было мало зелени. Лишь во дворах самых зажиточных жителей Вавилона росло два-три пальмовых дерева. Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, огромный, населенный несметным числом жителей. Действительно, в период правления Навуходоносора II в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен-все это поражало взор чужестранцев. И недаром впоследствии Александр Македонский хотел сделать Вавилон столицей своей огромной империи. Однако судьба этого города сложилась иначе. Столицей Селевкидов стала построенная поблизости от Вавилона Селевкия. Позднее Вавилон пришел в полное запустение и вскоре забыли не только о его существовании, но и даже о его местоположении. Характеризуя в целом градостроительство Двуречья, следует отметить, что оно выделялось среди других стран Древнего мира своим рационализмом и экономным использованием городских земель, высоким по тому времени уровнем инженерной подготовки территории и крепостного строительства, а также мастерским использованием местного строительного материала. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроительства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей городов Ассирии и Вавилонии были решены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формировании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Все эти градостроительные достижения в разной степени нашли свое отражение в градостроительстве более поздних эпох и, в частности, в средневековых городах Передней и Центральной Азии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 3546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.018 с.) |