Первобытные мемориальные жилища 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытные мемориальные жилища



Виды первобытного жилища.

 

Большее сходство между основными типами сооружений различных стран, часто разделенных огромными расстояниями, обнаруживается в эпоху дикости. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка являются основными типами жилища первобытного человека во всех частях земного шара.
На низшей и средней ступени варварства разросшиеся родовые организации общества вызвали к жизни сооружение огромных коллективных жилищ типа «длинных домов» ирокезов, пуэбло и больших родовых поселков. На высшей ступени варварства в связи с разложением древней родовой общины и переходом общества к стадии земледельческой общины характер поселений изменился. В основу их лег принцип ведения семьями раздельного хозяйства.
Сельскохозяйственные и производственные постройки родовой общины на низшей и средней ступенях варварства отражали первобытный «коммунизм» в общественной жизни. Коллективное владение продуктами производства приводило к созданию общественных зернохранилищ и кладовых, общих помещений для скота и т. п. Для производства различных ремесел возводились специальные постройки, часто с иной конструкцией, чем жилые сооружения.
Простейшим и древнейшим типом оборонительного сооружения были ров и земляной вал с частоколом, которыми окружалось поселение. Позже у многих городов стали появляться укрепления в виде башен и каменных стен, особенно массивными на высшей ступени варварства.
Сооружения специальных культовых зданий начались только в первобытном обществе в конце средней ступени варварства, по другим данным — даже в период его высшей ступени. До появления их культовые церемонии обычно совершались у алтарей на открытых местах, внешне различно оформленных (кромлехи, моунды и др.).

Подробнее:

На открытой местности без естественных скальных навесов палеолитические охотники строили полуземлянки или землянки, т. е. жилища с жестким, часто куполообразным каркасом, углубленные в землю. Разница методу полуземлянкой и землянкой заключается в степени углубления в материк. В теплое время года, наиболее частым жилищем был шалаш. Он легко переносился, имел простую конструкцию и вполне удовлетворял нехитрым требованиям кочевого образа жизни охотников. Таким образом, жилища палеолитических охотников, а возможно охотничьих культур вообще, можно подразделить на три основных типа: простейшие убежища разных видов, шалашеобразные конструкции и жилища долговременного характера с жестким остовом. Простейшие убежища служили кратковременным жильем в тех местах, где климат не требовал более солидной защиты от холода. Использование легких юрт летом и постоянных жилищ зимой известно из недавнего прошлого некоторых сибирских народов или эскимосов. Тип жилища и его конструкция в значительной степени зависели от доступного материала. В Европе у края ледника, где дерево было редкостью остов жилища складывался из бивней мамонта оленьих рогов и длинных костей животных Аналогии в историческое время известны и Восточной Сибири, где для каркаса использовались челюсти и ребра китов. Еще в прошлом век встречались землянки, у которых вся конструкция над котлованом попросту засыпалась землей хорошо защищавшей от холода. Жители степных районов еще и сегодня часто перекрывают простейший остов дерном. Возможно, так же выглядели и жилища первобытного человека. Легкие убежища и шалашеобразные конструкции палеолитический человек строил также в пещерах Люди обычно не пользовались всей пещерой, но с помощью перегородок создавали себе личные жилища - что-то вроде „отдельных квартир." Находки палеолитических жилищ редки, но еще реже находки целых поселений, позволяющие изучить их планировку. Небольшое поселение граветтийского (павловского) времени открыто близ с. Долни Вестонице в Моравии (его возраст по радиокарбоновому методу около 25 тыс. лет). Другие такие скопления жилищ встречаются на Украине в стоянках Костенки, Авдееве и Добраничевка. Первое палеолитическое селище было открыто С. Н. Замятниным в 1927 1. на территории с. Гагарина на Украине. Изучение планов и остатков палеолитических жилых объектов затрудняют два обстоятельства: во-первых, характер отложений, в которых залегают находки, а во-вторых, старая техника раскопок, принятая в прошлом. Дело в том, что ранее производились отдельные разведочные раскопы большей или меньшей площади, не позволявшие выявлять взаимосвязи между отдельными находками. Несовершенной была и документация старых исследований, в ней отсутствовали подробные зарисовки (чертежи) открытых площадей, которые часто заменялись лишь куцым словесным описанием. Только по еле того, как археологи стали закладывать рас копы большой площади, стало возможным лучше распознать и классифицировать находки по их взаимосвязям и аналогиям. Успех исследований всегда во многом зависел от стратиграфических условий, от характера отложений. Гораздо легче открыть стоянку в лессе, где каждая деталь. хорошо различима, чем вести раскопки в каменистой осыпи, поэтому большинство находок палеолитических стоянок происходит с лессовых территорий Центральной Европы, Украины и Сибири.

Самая древняя находка, которую можно рассматривать как остатки жилища, была сделана в Восточной Африке. Это расположенное кругом нагромождение камней, открытое Л. С. Б. Лики в Олдувайском ущелье в слое, отнесенном к началу плейстоцена. Находке, следовательно, около 2 млн. лет, и если это действительно искусственное сооружение, то его создателем мог быть только предшественник человека Ното Наbilis, остатки которого найдены в том же слое. Вполне возможно, что это действительно строительный материал, который в качестве грузила прижимал к земле нижние концы ветвей и шкур, образующих кровлю, а не просто случайное скопление камней — игрушка природы. В центральных районах Эфиопии, примерно в 50 км к югу от столицы страны Аддис-Абебы, французские археологи открыли на берегу реки Аваш несколько богатых стоянок. Самая важная из них — Гарба. В этой стоянке с Олдованской культурой было открыто свободное утрамбованное про странство, наводящее на мысль о глинобитном поле простейшего жилища. По периметру этого пространства залегали кучки камней, посредством которых могли быть заклинены в ямках столбы или другие элементы несложной конструкции. В отличие от окружающего прос транства утрамбованный „пяточок" был совершенно пустым: здесь не было обнаружено ни орудий, ни костей или камней; скорее всего это было место ночлега.

 

Типы мегалитических сооружений

менгир - одиночный вертикально стоящий камень

кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг

дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

таула - каменное сооружение в форме буквы <Т>

трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

сейд - в том числе сооружение из камня

каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями

крытая галерея

лодкообразная могила

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Стоунхендж

 

Стоунхендж представляет собой сооруже-ние из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.

Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной.

Древний монолит является не только солнеч-ным и лунным календарем, как предпола-галось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

 

Храм царицы Хатшепсут


У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян.

 

Луксорский храм

Луксорский храм начал строить фараон Аменофис в ХIVвеке до н.э. для встречи нового года. Позже фараон Рамсес IIзначительно расстроил храм, построив пилон и новый двор, окруженный 74 колоннами, меж которых стояли его статуи. Наружные стены всего храма украшает барельеф с изображением битвы при Кадеше, где Рамсес IIвышел победителем. Внутренние стены изображают культ происходящих обрядов в храме. На входе во двор когда-то стояли 6 колоссов и 2 обелиска.
Во втором храме находятся громадные статуи Рамсеса IIи Нефретари – его жены. В третьем дворе возвышаются 32 колонны с капителью. Этот вестибюль ведёт к храму, который расширил Аменхотеп IIIиз святилища, воздвигнутого Тутмосом IIIи Хатшепсут в ХVIв. до н.э.
От Луксорского храма к Карнакскому когда-то вела трёхкилометровая аллея в триста шестьдесят пять сфинксов, сидящих друг против друга по обе стороны аллеи. От аллеи отходил поворот в правую сторону к храму Мут.
Всё что находилось в пределах Луксорского комплекса, сейчас находится в Луксорском музее.

Жилища вельмож

Богатые люди жили в роскошных загородных поместьях. Усадьба состояла из множества комнат с большой залой для приема гостей в центре. Стены как внутри, так и снаружи были оштукатурены и украшены росписями. Нередко устраивались также сады с тенистыми деревьями, прудами и колодцем.

 

Как и в Кахуне, городе Среднего царства, в Ахетатоне наряду с богатыми домами, дворцами и храмами были дома менее зажиточного населения и рабочий квартал. Для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Жилой дом в Древнем Египте а - дом ремесленника в Дейр-эль-Медине (XII в. до н. э.): разрез, план 1 - прихожая; 2 - жилая комната; 3 - спальная комната; 4 - двор; 5 - лестница на крышу б-дом вельможи в Кахуне (начало XX в.до н. э.): план 1 - вход; 2 - открытый коридор; 3 - главный двор; 4 - центральная жилая комната; 5 - двор женской половины дома; 6 - двор кухни в - интерьер центральной жилой комнаты дома визиря Нахта в Тель-эль-Амарне(ХУ!-Х! вв. до н. э.)

Рис 2

 

 

жилой дом

Внутренний двор жилого дома богатого Египтянина

 

 

 

План жилища богатого египтянина в Ахетатоне. а — главный вход; б — часовня; в — северная лоджия; г — центральная комната; д — западная комната; е — помещение для с луг; ж — скотный двор

 

Египетский ордер.

Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически

правильных колонн и группу «изобразительных» колонн. Первая группазаключает несколько типов.

  1. Столб квадратного сечения. Его пропорции: высота равна четырем-пяти сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и часто был покрыт рельефами. В позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения.
  2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням.
  3. Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты — абаки.

В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

Встречаются следующие типыколонн.

1. Папирусообразная (папирус — высокий гладкий тростник), с открытым и закрытым

бутоном — основной тип колонны Нового царства.

2. Лотосообразная (лотос — большая белая лилия) — редко применявшаяся колонна.

3. Пальмообразная.

4. Со сложной, или композитной, капителью (появилась в поздний период).

5. С хатхорической капителью (с изображениями головыбогини Хатхор).

6. С капителью в виде перевернутого колокола — встречается редко (Карнак).

 

Города Двуречья

ДВУРЕЧЬЕ

Расцвет городов, таких как Урук, Ур и другие, начинается около 3000 г. до н. э. В начале второго тысячелетия столицей объединенной империи становится Вавилон.

Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Городд лостиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.

Из всех сооружений официально-культовой архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, обьразуя священный участок, окруженный прочными стенами.

Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обоженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь – для большей

 

План шумерского города Ура в период между XXIII-XXII вв. до н. э. (по Вулли). Город окружен мощными крепостными стенами; в центре-священный участок: 1-зиккурат; 2-священный двор Наннара; 3-храм Наннара и его жены Нингал; 4-двойной храм Нингал; 5-дворец Урнамму и Дунги

устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявщиеся у каменной террасы. Он был трехъярусным, нижний сохранившийся ярус имел высоту 15 м, парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара, а рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, кроме того, здесь же находился царский дворец. И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. Большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой.

Храм в Эриду, первый чисто обеидский храм, стоял уже на довольно значительном искусственном возвышении, и однообразие его голых наружных стен нарушалось расположенными на равном расстоянии друг от друга выступающими контрфорсами. Этот, архитектурный прием повторялся при каждой последующей перестройке. В течение обеидского периода здание перестраивалось и увеличивалось в размерах не менее шести раз, пока, наконец, последний обеидский храм не достиг 23,5 м. в длину и 12,5 м в ширину, а платформа, на которой он стоял, занимала площадь 26,5 м. Х 16 м. Храмы имели каждый форму длинной целлы, в одном конце которой помещался алтарь, а недалеко от другого конца - подиум или стол для жертвоприношений; по обеим сторонам нефа симметрично группировались боковые приделы. Таким образом, на традиционном месте древнейшего в Месопотамии святилища мы видим стандартный план шумерийского храма, прочно утвердившийся к середине обеидского периода.

Отсюда, очевидно, можно сделать вывод, что храм в этот период уже играл ту центральную роль в хозяйстве общины, о которой свидетельствуют древнейшие письменные документы. По всей вероятности, он служил местом концентрации общественных излишков данной группы. Очевидно также, что план создания храма и наблюдение за его постройкой, совершение религиозных обрядов и управление хозяйством божества осуществлялись профессиональными служителями культа. Иными словами, мы можем предполагать существование в тот период целой корпорации профессиональных жрецов, освобожденных от всепоглощающей обязанности собственным трудом добывать свой хлеб и поддерживаемых общиной с тем, чтобы они могли выполнять свою важнейшую обязанность - обеспечить общине вечное и благое покровительство ее божественного патрона

Храмы в Уруке. Первые памятники монументального строительства из кирпича-сырца — два храма, воздвигнутые на искусственных террасах для защиты от почвенных вод, так называемые «Белый» и «Красный» — были открыты в городе Уруке (современное селение Варка). Храмы посвящены главным божествам города — богу Ану и богине Инине. Стены одного были окрашены в белый цвет, а другого украшены геометрическим орнаментом из глиняных обожженных «гвоздей» — «зиггати» со шляпками, выкрашенными в красный, белый и черный цвета. Возможно, что рисунок из «зиггати» имитирует узор плетеных циновок, которые вешали на стены жилых построек. Оба храма были прямоугольными в плане, со стенами, расчлененными выступами и нишами, которые играли конструктивную и декоративную роль, как и массивные полуколонны вдоль стен «Красного» храма. Центральное помещение не имело крыши, являясь открытым двором. Кроме кирпича-сырца в строительстве стали уже применять и камень (например,

Белый храм

«Красный» храм был возведен на каменном основании).Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов.КРАСНЫЙ ХРАМ представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.

Жилые дома Ура согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н.э. в ходе войны с соседним государством - Эламом и пришлым народом аморитами. В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие.

Дворец в Кише относится к середине III тыс. до н.э. Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы. (6, том 1, стр. 202-203) Во дворце также был построен большой приемный зал, по оси которого были установлены 4 массивных столба, благодаря чему пролет зала увеличился. Круглые столбы были сложены кирпичей.

Дворец в Кише. Сер. III тыс. до н.э. План.

Дворец в Мари. Нач. II тыс. до н.э. План.

Дворец царя Зимрилима в Мари относится к началу XVIII в. до н.э. Город-государство Мари располагался на северной окраине страны, на среднем течении Евфрата, и развитие искусства в этом городе шло особым путем, объединившим традиции юга и севера Месопотамии. Стены обширных внутренних дворов и комнат марийского дворца были расписаны красочными религиозными изображениями, довольно статичного характера, что типично для искусства Двуречья. Чаще всего в росписях использовались краски трех цветов - белого, черного и красно-коричневого, причем краска наносилась на стены посуху. В XVIII в. до н.э. город и дворец были разрушены войсками вавилонского царя Хаммурапи.

 


Карта городов Древнего Египта, Двуречья и Эгейского мира

Двуречье, или Междуречье (греческая Месопотамия), т. е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Круглый водосток и отличный металлосайдинг.. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе.

По своим природным данным Двуречье не представляло собой единого ландшафтного целого. Так, климат Двуречья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с резкими сменами дневных и ночных температур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам.

Весьма различны были по своему режиму реки, питающие земли Двуречья. Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подвергалась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к началу июля воды его спадали. Разлив Евфрата начинался одновременно с разливом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Районы нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранйих этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя.

Храм Артемиды в Эфесе

МРАМОРНЫЕ ИОНИЧЕСКИЕ ДИПТЕРЫ

Храм Артемиды Эфесской в древности считался одним из семи чудес света.Строительство архаического храма было начато еще в первой половине VI века до н. э., о чем свидетельствуют обнаруженные на скульптурных базах колонн посвятительные надписи лидийского царя Креза, жертвовавшего средства на постройку. Наружная диптеральйая колоннада возводилась уже во второй половине VI века до н. э., а все строительство, как указывает Плиний, длилось сто двадцать лет.

Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса и его сын Метаген. Витрувием был использован написанный ими трактат об архитектуре, содержавший, вероятно, описание строительства храма Артемиды.

Приводимое Витрувием и основанное, по-видимому, на этом трактате описание транспортировки и укладки на место крупных каменных архитравных блоков дает чрезвычайно важное указание для реконструкции храма, так как при отсутствии этого указания можно было бы предполагать, что колоссальные пролеты эфесского Артемисиона перекрывались деревянными архитравами.

Архаический храм Артемиды Эфесской был сожжен в 356 году; согласно преданию он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинистическую эпоху был возведен новый храм.

Храм Ники Аптерос

Страна: Греция

Город: Афины

Статус: построено в период 449-420 гг. до н.э.

Назначение: храмы и церкви, памятник архитектуры

Стиль: древнегреческий

Архитектор: Калликрат

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

 

Эрехтейон — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный наАкрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

История

Начатый после смерти Перикла — около 421 года до н. э., Эрехтейон был завершён накануне крушения Афин в 406 году до н. э.

Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате и уничтоженного во время Греко-персидских войн. Там хранилисьдеревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя маслоналивалось в него раз в год. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Известно, что было ещё много менее значимых святынь. Само оливковое деревоАфины (в 480 году оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь) росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада святилище нимфы Пандросы. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.

 

Эрехтейон в первой четверти XIX века. Гравюра Э. Додвелла, 1821. Вывезенная кариатида заменена каменным столбом.

В византийское время в Эрехтейоне был устроен христианский храм. Вплоть до XVII века постройка находилась в более-менее приличном состоянии. В 1687 году венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону огромный ущерб. После восстановления греческой независимости упавшие фрагменты были поставлены на место, но здание всё равно представляет собой лишь развалины. Лучше всего сохранился портик Пандросы с северной стороны.

В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевез одну из кариатид Эрехтейона в Британию. В нарастоящене время она, вместе с фризом Парфенона из коллекции лорда Элджина, находится в Британском музее.

[править]Архитектура

Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним (падение с юга на север), наличием двух целл (и, следовательно, необходимостью обеспечить вход в каждую из них), а также многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками[1].

Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини, которому ежегодно во время Панафиней подносили новый пеплос. Портик этой целлы имеет шесть колонн.

Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттических полуколонны. У этой части два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа был обрамлён резьбой с розетками. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав. Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. Все они сегодня заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее (одна кариатида, вывезенная лордом Элджином) и в музее Акрополя (все прочие). Портик кариатид именовался Пандрозейоном (по имени Пандрозы — одной их дочерей Кекропса).

Сюжетом фриза, очевидно, был миф об Эрехтее и кекропидах. Сохранились его обломки. Фигуры из белого паросского мрамора были закреплены на фоне из тёмного элевсинского мрамора.

 

Афинский акрополь

Афинский акрополь представляет одно из наиболее цельных и гармо­ничных произведений греческой архитектуры (рис. 35). Он расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-полити­ческой и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии.

Рис. 35. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4 – Эрехтейон

Ансамбль открывается Пропилеями большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны.

К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асим­метричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воитель­ницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 36).

Рис. 36. Храм Парфенон в Афинском акрополе. 432 г. до н. э. Фасад, план.

Закон­ченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразитель­ность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегре­ческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и иони­ческие традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокро­вищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона.

Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристокра­тией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почи­тавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадле­жавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.

В дорическом ордере классической эпохи произошли изменения: формы его становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.

Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северо­западная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древне­греческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 37).

Рис. 37. Храм Эрехтейон в Афинском акророле. 407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.

Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.075 с.)