Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мемориальные сооружения Древнего Египта

Поиск

 

7.Мастаба.
МАСТАБА - надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте, позднейший вид Мастабы - пирамиды.

Мастаба от арабского скамья — тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.


Мастаба - гробница знати - включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.

В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.

Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной. В подземной части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб — молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.


Мастаба вельможи Ти

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Др. Египта является мастаба вельможи Ти, открытая франц. археологом в 1860 году. Стены ее от самого входа до погребального покоя покрыты расписными рельефами, сохранившими к моменту раскопок свой первоначальный цвет. Расположение сцен отвечало назначению культовых помещений. В подземных камерах южной части мастабы, предназначенных собственно для захоронения, находился саркофаг и сердаб с ритуальной статуей покойного. С северной стороны у входа в мастабу помещались фигуры владельца гробницы, изображенного во весь рост на двух столбах, фланкирующих вход. Ти представлен опирающимся на посох в традиционной канонической позе стоящей фигуры с выставленной вперед левой ногой. На северной стене погребальной камеры расположены самые известные рельефы: «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку», «Сцены охоты на Ниле». Фигуры слуг переданы в живых, динамичных позах, в то время как изображение стоящего в лодке Ти, исполненное по строгим каноническим правилам, выглядит статуарно.

 

В композициях с перегоном скота мастер, желая показать множество животных - ослов, быков, коров, — использует принцип повтора фигур, располагая каждую последующую, позади предыдущей так, что одна частично выступает из-за другой. Подобным приемом достигалось впечатление многоплановости, создающееся также за счет различной интенсивности контуров и окраски тел животных.

В гробницах V-VI династий интересны рельефы со сценами хозяйственных работ. Хотя эти композиции и были обусловлены ритуальным назначением — приготовлением пищи и погребального инвентаря для покойного, - воспроизведение трудовых процессов позволяет воссоздать некоторые картины быта древних египтян

.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй.

Фараон Ментухотеп I, который вывел Египет из 200-летнего периода смут велел построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500 лет избрала для своего прославленного храма и царица Хатшепсут — в ущелье Дейр-эль-Бахри.

«Великолепны места Небхепетра» — назвал Ментухотеп I этот погребальный комплекс (по своему тронному имени — Небхепетр). Погребальную камеру он приказал вырубить под основанием скального массива; перед его обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм. Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах. Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.

Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами; Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с основанием 21 × 22 м, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка.

Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 × 120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей..

Перед остатками колоннады, представлявшей собой фронтон заупокойного храма, до сих пор видны следы более чем от шестидесяти ям. Они имеют диаметр и глубину до 10 м и вырублены в скале через определенные промежутки. Эти ямы служили огромными цветочными кадками. В них было посажено более полусотни тамарисков. В восьми самых больших ямах по обеим сторонам пандуса росли благоухающие сикоморы, отбрасывавшие тень на статуи, которые были выше человеческого роста и изображали царя в облике Осириса. А нынешнее безлюдное песчаное плато перед развалинами храма Ментухотепа было настоящей скульптурной галереей с декоративным садом. Пышная зелень деревьев гармонически сочеталась с ярко сверкавшим на солнце желтовато-белым зданием храма

Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником во временв XI династии. Сейчас от пирамиды и заупокойного храма Ментухотепа мало что сохранилось.

Карнакский храм, посвященный богу солнца - Амону Ра, состоит из трех зон, отделенных друг от друга стеной из кирпича. Вся территория святилища занимает 30 га. Это сооружение считается самым большим в мире по количеству установлены в нем под открытым небом колонн, фигур сфинксов и богов.

.Самыми знаменитыми были храмы бога солнца в Карнаке и Луксоре. Оба храма соединяла двухкилометровая аллея, вдоль которой были установлены бараноголовые сфинксы. В каждом храме было возведено более 100 колон высотой до 23 метров. Диаметр этих колон был столь велик, что пять человек взявшихся за руки не могли обнять одну.

 

се стены храма и колонны были исписаны иероглифами и покрыты барельефами, изображавшими сцены из жизни фараонов.

Карнакский храм неоднократно перестраивался, новые правители добавляли залы, молельные дома. Неизменным осталось разделение на три священные зоны. В центре возвышался храм, рядом размещался бассейн для ритуальных омовений, самым величественным местом было святилище бога Амона Ра.

В местности Абу-Гураб находятся руины большого солнечного храма, построенного фараоном Ниусерра. Храм Ниусерра возвышался на плато, поднятом над долиной благодаря колоссальным каменно-строительным работам.. Внизу были монументальные ворота, построенные из известняка и им же облицованные. Реконструкция ворот показывает, что в плане они имели форму правильного прямоугольника. От ворот к храму вел крытый коридор, освещавшийся с помощью отверстий, проделанных в перекрытии через равные интервалы. Он вёл к главному входу, находившемуся на оси святилища, ориентированной по линии восток—запад.

В плане святилище представляло собой прямоугольник 80 × 110 м, окруженный высокой и толстой каменной стеной.

Речь идет о памятнике, состоявшем из двух частей. Первая представляла собой цоколь в форме усеченной пирамиды высотой приблизительно 20 м, облицованный блоками полированного гранита и плитами известняка, на нём находилась вторая часть, собственно обелиск, высотой, вероятно, 36 м, также облицованный известняком.

Храмы различных божеств сред.царства:

Храм Осириса в Абидосе был для древних египтян главным святым местом, куда совершались паломничества, именно отсюда, по верованию египтян, души умерших отправлялись в загробный мир. Связано это было с легендой о том, что богиня Исида нашла здесь голову своего супруга Осириса, убитого братом Сетом.

В первом гипостильном зале 24 колонны, во втором – 36. Из второго гипостильного зала ведут проходы к семи святилищам, посвященным одному из семи богов – Хорусу, Исиде, Осирису, Амону Ра, Птаху, Ра-Хорахти, в седьмом святилище обожествлялся сам фараон Сети I. В каждой часовне была священная ладья и статуя бога, а также ложная дверь, через которую по поверью проникал дух божества.

На рельефе, изображающем фараона Рамсеса II (1279-1213 г. до н.э.) со свитком из папируса, можно увидеть список из фараонов-предшественников.

Эффекты, достигнутые распределением силы солнечного света в храме, подчеркивали постепенное понижение потолка и повышение уровня пола по мере продвижения вглубь здания. Следует принять во внимание, что каждое последующее помещение на оси было более узким, чем предыдущее.

Сенусерт I построил в Карнаке храм, руины которого обнаружены посередине центрального корпуса храма Амона. К лучшим архитектурным сооружениям Сенусерта I принадлежит молельня («киоск») фараона, разрушенная Аменхотепом III.

Храм царицы Хатшепсут


У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.008 с.)