Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и средства архитектурной композицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - целостная художественно-выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. Основу или исходные положения архитектурной композиции составляют следующие принципы: - СТРУКТУРНОСТЬ - расчленение архитектурного объекта на функциональные элементы с организацией связи между ними (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, КОНТРАСТ, МАСШТАБ); - СОРАЗМЕРНОСТЬ - учет закономерностей восприятия архитектурной формы человеком (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ); - ГИБКОСТЬ - способность архитектурного объекта к видоизменению (модификация, мобильность, динамика) при изменении требований (АСИММЕТРИЯ); - ЦЕЛОСТНОСТЬ (единство) - визуальное равновесие динамической системы (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, СИММЕТРИЯ). Типы объемно-пространственной композиции (рис. 3.3): - ЗАМКНУТАЯ - архитектурный объект сформирован периметрально вокруг внутреннего двора; - ЦЕНТРИЧЕСКАЯ - архитектурный объект имеет план компактной формы (квадрат, круг), в центре которого расположено главное помещение, имеющее верхнее освещение; - БАЗИЛИКАЛЬНАЯ - архитектурный объект имеет план вытянутой формы, в центральной части которого расположено продольное главное помещение, имеющее большую высоту; - КОМПАКТНАЯ - помещения архитектурного объекта объединены в максимально обобщенном объеме, главное помещение не имеет естественного освещения; - ОТКРЫТАЯ - архитектурный объект составлен из взаимосвязанных линейно протяженных объемов. При проектировании архитектурного объекта используются следующие средства гармонизации или СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ. П - отдельное помещение или группа помещений 1X1 ~ перекрытое зальное пространство без естественного освещения Jj - не перекрытое внутреннее пространство (двор) |£у - перекрытое зальное пространство с верхним естественным освещением Рис. 3.3. Типы объемно-пространственной композиции: а - замкнутая; б - центрическая; в - базиликальная; г - компактная; д - открытая ЕДИНСТВО и СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Здесь соподчиненность следует понимать как форму выражения единства сложной композиции (рис. 3.4). СИММЕТРИЯ - одинаковое расположение равных частей относительно оси, ДИССИММЕТРИЯ - частичное нарушение симметрии, АСИММЕТРИЯ - отсутствие симметрии при связи гармоний художественного единства (рис. 3.5). Рис. З.4. Иерархическое построение системы главных и второстепенных композиционных осей
Рис. 3.5. Проявление симметрии в архитектуре: а - симметрия; б - диссимметрия; в - асимметрия РИТМ - закономерное чередование одинаковых или однохарак-терных элементов и интервалов. Возможны следующие виды ритма (рис. 3.6): - простейший - чередование одного элемента через равные интервалы; метрический - чередование нескольких элементов через равные интервалы; - ритмический - чередование нескольких элементов через различные интервалы. Основная задача при выборе ритма заключается в избежании монотонности восприятия, что может быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма. ТЕКТОНИКА - художественное выражение конструктивно-материальной основы здания. Тектонич-ная конструктивная форма приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой (рис. 3.7). Тектонические формы могут иметь различные характеристики, часто совершенно не схожие, зави- сящие от материала или технологии строительства. Например, тектоника современных каркасных зданий, отличается от форм древних зданий стоечно-балочной конструктивной системы, а каменные или кирпичные своды имеют тектоническое выражение иное, чем современные тонкостенные своды-оболочки. Таким образом, в архитектуре понятие тектоники означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью [3]. ПРОПОРЦИИ - закономерное соотношение геометрических размеров здания и его элементов. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных факторов, определяющих художественную ценность архитектурного объекта. Наиболее известно пропорционирование по методу «золотого сечения» (рис. 3.8); АС/СВ=АВ/АС = 1 /0,618 = 1,618 = Ф.
Рис. 3.6. Ритм в архитектуре: • а -простейший; б - метрический; в - рицличв^й Рис. 3.7. Тектоничные конструктивные формы: а - стеновая; б - каркасная (стоечно-балочная); в - пространственно-стержневая; г- висячая (вантовая); д - ствольная; е -сводчатая (оболочковая) 3 Заказ 362 Рис. 3.8. Способы пропорционирования по методу "золотого сечения" Любое другое деление отрезка АВ не дает соотношений, которые образуют пропорцию. Ряд «золотого сечения» составляют следующие числа: 1; 1,618; 2,618; 4,326;...; Фк Распространенность пропорции "золотого сечения" в архитектуре объясняется тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Одним из свойств "золотого сечения" является минимальное число различных отношений при делении отрезков, что отвечает принципу «экономии восприятия», дающей ощущение эстетической ценности. Наличие пропорций в образе архитектурного объекта можно определить, выявив подобные фигуры. Например, подобие прямоугольников, как известно, будет доказано, если выявлена параллельность или перпендикулярность их диагоналей (рис. 3.9). Пропорции имеют большое значение в архитектурной композиции. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоративных элементов, тем яснее просматриваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобретают в общей композиции сооружения. АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ -характеристика крупности членений формы архитектурного объекта по отношению к ее габаритным размерам. Архитектурный объект может быть крупномасштабным или мелкомасштабным. Крупномасштабный объект характеризуется более обобщенной архи- Рис. 3.9. Выявление пропорций в архитектурном объекте тектурной формой. Его отличают крупные членения или небольшое число членений, с более обобщенными и крупными деталями. Посредством крупного масштаба можно придать монументальность небольшому по абсолютным размерам архитектурному объекту (рис. 3.10, а). Мелкомасштабные объекты имеют дробный характер отдельных частей и членений, более мелкие детали (рис. 3.10, б). Масштабный строй различен для зданий различного назначения. Мелкий масштаб характерен для зданий с большим количеством небольших помещений малой высоты и большим количеством часто расположенных окон малого размера. Большие размеры внутренних пространств, свободное расположение крупных световых проемов обусловливают более крупный масштаб зданий. Однако это положение не является непреложным правилом [3]. МАСШТАБНОСТЬ - соразмерность членений формы архитектурного объекта габаритам человека. Масштабность членений позволяет человеку легче адаптироваться в искусственно созданной среде. Для проверки масштабности проектируемого объекта принято изображать на чертеже фасада или перспективы фигурку человека в масштабе изображения, что сразу делает наглядным порядок масштабности архитектурной композиции. Нужно отметить, что помимо качественных представлений, которые вкладываются в понятия «масштабный» и «немасштабный», в архитектурной практике часто сознательно нарушают масштабность для выявления тех или иных архитектурных качеств. Подобная практика известна как по отдельным памятникам архитектуры, так и по целым периодам в истории архитектуры [3]. Рис. 3.10. Виды архитектурного масштаба: а - крупный; б - мелкий Вопросы для самоконтроля > Определите термин «архитектурная композиция». > Перечислите принципы архитектурной композиции. > Перечислите типы объемно-пространственной композиции. > Единство и соподчиненность. > Проявление симметрии в архитектуре. > Ритм в архитектуре и его виды. > Определите термин «тектоника». > Определите термин «пропорции». > Определите термин «архитектурный масштаб». > Определите термин «масштабность».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.55 (0.01 с.) |