Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работы по реставрации памятников архитектуры и реконструкции городской среды в г.СССРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате активной деятельности органов государственной охраны и реставрации памятников архитектуры, республиканских обществ по охране памятников истории и культуры, реставрационных мастерских и объединений, выдающихся мастеров архитектурной реставрации были отреставрированы и обновлены древние ансамбли, церкви, гражданские здания и сооружения, отдельные фрагменты исторической среды, которые ныне стали важными компонентами общего архитектурного облика многих городов. На реставрацию разрушенных войной памятников архитектуры ушли многие годы. Только на территории СССР было полностью восстановлено свыше 1400 архитектурных памятников. Среди наиболее значительных и характерных для истории развития дела охраны и реставрации памятников архитектуры следует упомянуть работы по Новгороду. Архитекторы специальной научно-производственной реставрационной мастерской провели исследования, разработали проекты и осуществили надзор при восстановлении Софийского собора, стен и башен Новгородского детинца, памятника Тысячелетия России, многочисленных церквей - в том числе Спаса - Нередицы, Спаса-Преображения на Ильиной улице, ансамблей Антониева и Юрьева монастырей, которые прежде служили боевыми крепостями - форпостами Новгорода Великого с северной и южной сторон. Андроников монастырь в Москве, возвышающийся над рекой Яузой с начала XV в., дошел до наших дней в сильно искаженном перестройками виде. Архитектор Л. Давид провел исследования соборной церкви. Найденные им белокаменные фрагменты древнего сооружения позволили восстановить первоначальный облик собора с максимальной достоверностью. В монастыре разместился Музей древнерусской живописи имени Андрея Рублева. Высокую оценку получила работа группы московских архитекторов по реставрации памятников Московского Кремля в 60-70-е годы - Большого Кремлевского дворца, Оружейной и Грановитой палат, Теремного дворца, кремлевских стен и башен. Проводилась реставрация Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов, колокольни Ивана Великого и других памятников. В исследованиях и реставрационных работах по Кремлю были заняты архитекторы Л. Давид, В. Либсон, В. Федоров, Б. Альтшуллер, Н. Ильенкова, Д. Кульчииский, В. Меркелова, Б. Палуй, С. Подъяпольский и др. В завершающей части Кутузовского проспекта в Москве была сооружена заново на основе сохранившихся в Государственном музее архитектуры им. В. В. Щусева (в Донском монастыре) архитектурных фрагментов и скульптур — Триумфальная арка О. Бове и скульптора И. Витали, созданная в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. (прежде Триумфальная арка стояла на площади Белорусского вокзала). Величественная архитектура арки стала важным звеном художественного образа въездного ансамбля столицы. В последние годы предприняты большие работы по формированию «Золотого кольца», по которому пройдет большой туристский маршрут. Это кольцо охватывает значительное число историко-архитектурных памятников и ансамблей северо-восточной части Древней Руси (проходя по Московской, Ярославской и Владимирской областям). Одно из ключевых звеньев этого маршрута- Суздаль, сохранивший до наших дней очарованье старины. В реставрации церквей и монастырей города большую роль играли архитекторы А. Варганов и И. Столетов. По проектам, разработанным в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов (М. Орлов, Ю. Ранинский, В. Косаржевский), был построен в Суздале туристский комплекс (гостиница и мотель), органично вошедший в ансамбль города и не мешающий восприятию исторических памятников. Большая работа была проведена по реставрации памятников архитектуры в г. Владимире. В Загорске под Москвой реставрированы многие сооружения ансамбля Троице-Сергиевой лавры, проведено благоустройство территории. Работа эта связана с глубоким изучением истории памятника, претерпевшего целый ряд изменений, которые нередко искажали его подлинные черты (руководитель В. Балдин). Под руководством С. Агафонова в г. Горьком проведена реставрация Нижегородского кремля. Особую страницу в истории реставрационных работ в стране составляет реставрация зданий и комплексов, связанных с именем В. И. Ленина. К 100-летаю со дня его рождения был восстановлен исторический облик села Шушенского в верхнем течении Енисея, где Ленин отбывал ссылку в 1897-1900 гг. Генеральный план Шушенского был разработан Гипрогором в 1956 г. Проект мемориальной зоны площадью 0,6 га выполнен Центральными научно-реставрационными мастерскими (Л. Петров, Б. Гнедовский, А. Климанов, К. Губельман, консультант И. Маковецкий). Восстановлены 29 крестьянских усадеб с надворными постройками, огородами, облик улиц, переулков и набережной конца XIX в.м В Ульяновске два дома, связанные с первыми годами жизни В. И. Ленина, были отреставрированы (И. Ильенко) и включены в композицию открытого внутреннего двора Ленинского мемориала. В начале 80-х годов велись работы по воссозданию заповедной Ленинской зоны в Уфе. В середине 60-х годов в ряде союзных республик были созданы общества охраны памятников истории и культуры. Общественность получила возможность более активно содействовать выявлению и сохранению национального достояния. В Вильнюсе плодотворно функционирует первый в СССР Научно-исследовательский институт, который занимается консервацией и реставрацией памятников архитектуры, восстановлением исторической среды. Старые улицы и кварталы литовской столицы планомерно реконструируются, новые формируются с учетом исторически сложившейся городской среды, что способствует гармоническому единству нового и старого. Старинные сооружения как бы родились заново, стали широко известны церковь Зачатья Анны, что в углу Китайгородской стены, постройки бывш. Знаменского монастыря, Старого Английского двора. Памятники воспринимаются в новой градостроительной среде на фоне и в контрасте со зданием гостиницы. Это один из широко практикуемых сегодня приемов сочетания нового со старым. Среди наиболее интересных работ по воссозданию первоначального облика исторических сооружении может бытъ названо многолетнее исследование и реставрация дворца А. Меншикова на Университетской набережной Невы в Ленинграде (А. Гессен, Г. Михайлов. В. Галочкин, Ю. Трубинов). Проект реставрации уточнялся по ходу зондажа и устранения переделок, веками искажавших одно из наиболее старых сооружений Петербурга. В 1976 г. Верховный Совет СССР принял Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Понятие «памятник истории и культуры» имеет в соответствии с положениями закона емкое и многогранное содержание. Оно охватывает не только продукт творческой деятельности человека, но и объекты окружающей среды, памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства. Для памятников архитектуры и градостроительства наиболее характерны архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
9(1) архитектура предреволюционной России. Причина утверждения ретроспективизма в начале XX в. крылась в особенностях соц.-экономической структуры русского общества. Если в эконом. жизни страны дворянство уже полностью уступило господству буржуазии, то в области культуры оно еще играло больш. роль. В ретроспективизме дворянство стремилось воскресить образы, идеализирующие прошлое. А буржуазия видела в этом средство укрепления нац. самосознания, столь необходимого в условиях иностр.-го засилия и военного времени. .). Многие художники — А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др.— своими произвед. пропагандировали неувядающую красоту классического Петербурга. Выдающимися представителями неоклассицистического направления в 1910-х годах были В. А. Щуко, И. А. Фомин, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, И. В. Жолтовский. Эти зодчие в России предреволюционной поры заняли ведущее место, доказывая своим творчеством жизнеустойчивость художественных традиций и форм. неорусское направление, представляли архитекторы В. А. Покровский (1871 — 1931 гг.) и А. В. Щусев (1873—1949 гг.). Их вдохновляла прежде всего монументальная архитектура русского средневековья Пскова, Новгорода и зодчество Москвы XVI— XVII вв. Архитектура этих мест, относящаяся к указанному периоду, отличается высокой худож. выразительностью и нац.самобытностью. . Используя мотивы средневекового московского зодчества, В. А. Покровский выстроил характерные для капиталистической формации здания: в Нижнем Новгороде (Горький) —Государственный банк (1910—1912 гг.), в Москве — Ссудную кассу, искусно увязав новую социальную функцию зданий с их ретроспективным обликом. Значительным культовым произведением В. А. Покровского является также Федоровский собор (1910-е годы) в Царском Селе (г. Пушкин), напоминающий храмы XVII в. К подобным произведениям относится также Казанский вокзал в Москве, строительство современного здания которого по проекту архитектора А. В. Щусева началось в 1913 г. и завершилось в 1940 г. . Из культовых произведений А. В. Щусева следует отметить: храм-памятник на Куликовом поле (1913 г.), посвященный исторической победе русских войск в битве с монголо-татарск ими полчищами в 1380 г., церковь Марфо-Мариинской обители на Б. Ордынке в Москве (1908—1912 гг.) Мавзолей Ленина Первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ленина (27 января 1924), имел форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой; во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны. Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным и архитектор К. С. Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и порфиром (1929—1930, по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал, оформленный И. И. Нивинским, площадью 1000 м². В 1930 по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И. А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены. В 1945 году построена центральная трибуна Мавзолея. В том же году при новом оформлении интерьера Мавзолея, саркофаг конструкции К. С. Мельникова был заменён саркофагом, выполненным по проекту А. В. Щусева и скульптора Б. И. Яковлева. В 1953—1961 в мавзолее находилось также тело И. В. Сталина, а мавзолей назывался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». На гранитной плите с именем Ленина в 1953 г. поверх надписи «Ленин» были нанесены надписи «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись «проступала» сквозь надписи, нанесенные поверх неё. В 1958 г. плита была заменена на плиту с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН». В 1961 г. гранитная плита с именем Ленина была возвращена на своё первоначальное место.
9(3) Жолтовский -русский архитектор, один из лучших мастеров русского неоклассицизма досоветского и советского времени Изучал архитектуру в Италии (1910-е годы, 1923–1926), испытав огромное влияние как античного, так и ренессансного зодчества. Особенно близок ему был А.Палладио, чьи Четыре книги об архитектуре он позднее перевел на русский язык (изданы в 1938). Преподавал в Художественно-промышленном училище — Вхутемасе — Вхутеине (1899 — 1932), Институте архитектуры Академии архитектуры (1932—37Участвовал в проекте «Новая Москва» (1918—23, с А.В. Щусевым), разработке генерального плана и ряда павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923), конкурсах на проект Дворца Советов (1931, 1958, 1959). Для творчества Жолтовского характерны высокое профессиональное мастерство, эрудированность в вопросах классической архитектуры. В практической и педагогической деятельности, теоретических высказываниях уделял основное внимание использованию композиционных приёмов и архитектурных мотивов Высокого Возрождения. 1953–1959 –В эти годы разработал и градостроительно внедрил известнейший свой архитектурный образ – жилой дом, где декоративные элементы Ренессанса сочетаются с многоэтажной и стандартизованной, сугубо современной для тех лет внутренней структурой; эталонами явились дома на Смоленской площади и Большой Калужской улице По проектам Жолтовского построены: дом Скакового общества на Скаковой улице (1903—05), особняки на Введенской площади (1907—08), на улице Спиридоновке (1909—12), в Мёртвом (1912) и Пречистенском (1913) переулках, жилые дома для завода АМО (1915), котельная МОГЭС на Раушской набережной (1926 — 1927), Госбанк на Неглинной улице (1927 — 1929), дом на Моховой улице (1933—34, ныне АО «Интурист»), жилые дома на Большой Калужской улице (1949), Смоленской площади (1950), проспекте Мира (1957), ипподром на Беговой улице (1951—55), кинотеатры «Слава» (1955) и «Буревестник» (1957). В 1953—59 возглавлял архитектурную мастерскую-школу института «Моспроект», в 1952—53 руководил созданием проектов крупнопанельных жилых домов. Государственная премия СССР (1950). Дворец Советов Дворец советов — неосуществлённый строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е годы: грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Был объявлен конкурс на проект Дворца Советов; предлагались различные версии в различных архитектурных стилях, прежде всего конструктивизм, однако в финальную часть конкурса вышли проекты в более классическом сталинском «большом стиле». Дворец в Москве с высотой 420 м (по окончательному проекту) стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя; рассматривалась также площадка на Воробьёвых горах, где впоследствии было возведено Главное здание МГУ. В конце 1920-х годов было принято решение, несмотря на протесты ряда деятелей общественности, о сносе храма и строительстве Дворца советов на его месте. 5 декабря 1931 Храм Христа Спасителя был взорван; после разбора его руин быстро начались подготовительные работы к строительству, прежде всего прорытие огромного котлована и строительство фундамента. Несмотря на геологические трудности (сложные грунты, плывун) до начала Великой Отечественной войны был сооружён гигантский фундамент здания дворца по проекту конструктора Николая Никитина, сделавшего также расчёты и проект каркаса здания Дворца Советов. Стройка достаточно активно велась в первой половине 1930-х годов, однако затем замедлилась в связи с появлением в Москве других масштабных архитектурных проектов. Сказалось, вероятно, также стремление Сталина отказаться от возведения новых символов центральной власти и сохранить традиционные ориентиры, такие, как Кремль. После войны строительство Дворца было практически заморожено; в этот период были возведены высотные здания Москвы, заимствовавшие некоторые архитектурные идеи у проекта Дворца. В 1957—1959 проводился открытый конкурс на проект нового Дворца Советов на Воробьёвых горах. Среди победителей этого конкурса — творческий коллектив под руководством М. Г. Бархина, Я. Б. Белопольского, Л. Н. Павлова, И. И. Ловейко. В конкурсе принимал участие выдающийся советский архитектор-авангардист К. С. Мельников. Формально от строительства Дворца советов отказались в конце 1950-х. Открытая в 1935 году станция московского метро «Дворец Советов» в 1957 году получила своё нынешнее название — «Кропоткинская», а в 1959 году на территории Кремля началось строительство Дворца съездов (завершён в 1961). В котловане был устроен открытый бассейн «Москва». В 1990-е годы фундамент Дворца советов был использован при воссоздании Храма Христа Спасителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.014 с.) |