Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы по реставрации памятников архитектуры и реконструкции городской среды в г.СССР

Поиск

В результате активной деятельности органов государственной охраны и ре­ставрации памятников архитектуры, ре­спубликанских обществ по охране па­мятников истории и культуры, реставра­ционных мастерских и объединений, выдающихся мастеров архитектурной реставрации были отреставрированы и об­новлены древние ансамбли, церкви, гра­жданские здания и сооружения, от­дельные фрагменты исторической среды, которые ныне стали важными компонентами общего архитектурного облика многих городов.

На реставрацию разрушенных вой­ной памятников архитектуры ушли мно­гие годы. Только на территории СССР было полностью восстановлено свыше 1400 архитектурных памятников. Среди наиболее значительных и характерных для истории развития дела охраны и ре­ставрации памятников архитектуры сле­дует упомянуть работы по Новгороду. Архитекторы специальной научно-прои­зводственной реставрационной мастер­ской провели исследования, разработа­ли проекты и осуществили надзор при восстановлении Софийского собора, стен и башен Новгородского детинца, памятника Тысячелетия России, много­численных церквей - в том числе Спаса - Нередицы, Спаса-Преображения на Ильиной улице, ансамблей Антониева и Юрьева монастырей, которые прежде служили боевыми крепостями - форпостами Новгорода Великого с северной и южной сторон.

Андроников монастырь в Москве, возвышающийся над рекой Яузой с на­чала XV в., дошел до наших дней в силь­но искаженном перестройками виде. Ар­хитектор Л. Давид провел исследования соборной церкви. Найденные им белока­менные фрагменты древнего сооруже­ния позволили восстановить первона­чальный облик собора с максимальной достоверностью. В мо­настыре разместился Музей древнерус­ской живописи имени Андрея Рублева.

Высокую оценку получила работа группы московских архитекторов по ре­ставрации памятников Московского Кремля в 60-70-е годы - Большого Кре­млевского дворца, Оружейной и Грано­витой палат, Теремного дворца, кре­млевских стен и башен. Проводилась реставрация Архангельского, Благове­щенского и Успенского соборов, колокольни Ивана Великого и других памят­ников. В исследованиях и реставрационных работах по Кремлю были заняты архи­текторы Л. Давид, В. Либсон, В. Федо­ров, Б. Альтшуллер, Н. Ильенкова, Д. Кульчииский, В. Меркелова, Б. Палуй, С. Подъяпольский и др.

В завершающей части Кутузовского проспекта в Москве была сооружена за­ново на основе сохранившихся в Госу­дарственном музее архитектуры им. В. В. Щусева (в Донском монастыре) ар­хитектурных фрагментов и скульптур — Триумфальная арка О. Бове и скульпто­ра И. Витали, созданная в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. (прежде Триумфальная арка стояла на площади Белорусского вокза­ла). Величественная архитектура арки стала важным звеном художественного образа въездного ансамбля столицы.

В последние годы предприняты боль­шие работы по формированию «Золото­го кольца», по которому пройдет боль­шой туристский маршрут. Это кольцо охватывает значительное число историко-архитектурных памятников и ансам­блей северо-восточной части Древней Руси (проходя по Московской, Ярослав­ской и Владимирской областям). Одно из ключевых звеньев этого маршрута- Суздаль, сохранивший до наших дней очарованье старины. В реставрации церквей и монастырей города большую роль играли архитекторы А. Варганов и И. Столетов. По проектам, разработанным в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов (М. Ор­лов, Ю. Ранинский, В. Косаржевский), был построен в Суздале туристский ком­плекс (гостиница и мотель), органично вошедший в ансамбль города и не ме­шающий восприятию исторических па­мятников. Большая работа была прове­дена по реставрации памятников архи­тектуры в г. Владимире.

В Загорске под Москвой реставриро­ваны многие сооружения ансамбля Троице-Сергиевой лавры, проведено благоустройство территории. Работа эта связана с глубоким изучением исто­рии памятника, претерпевшего целый ряд изменений, которые нередко искажа­ли его подлинные черты (руководитель В. Балдин).

Под руководством С. Агафонова в г. Горьком проведена реставрация Ни­жегородского кремля.

Особую страницу в истории реста­врационных работ в стране составляет реставрация зданий и комплексов, свя­занных с именем В. И. Ленина. К 100-ле­таю со дня его рождения был восстано­влен исторический облик села Шушен­ского в верхнем течении Енисея, где Ленин отбывал ссылку в 1897-1900 гг. Генеральный план Шушенского был разработан Гипрогором в 1956 г. Про­ект мемориальной зоны площадью 0,6 га выполнен Центральными науч­но-реставрационными мастерскими (Л. Петров, Б. Гнедовский, А. Климанов, К. Губельман, консультант И. Маковецкий). Восстановлены 29 крестьян­ских усадеб с надворными постройками, огородами, облик улиц, переулков и на­бережной конца XIX в.м В Ульяновске два дома, связанные с первыми годами жизни В. И. Ленина, были отреставрированы (И. Ильенко) и включены в композицию открытого внутреннего двора Ленинского мемо­риала. В начале 80-х годов велись ра­боты по воссозданию заповедной Ле­нинской зоны в Уфе.

В середине 60-х годов в ряде союзных республик были созданы общества ох­раны памятников истории и культуры. Общественность получила возможность более активно содействовать выявле­нию и сохранению национального до­стояния.

В Вильнюсе плодотворно функцио­нирует первый в СССР Научно-исследо­вательский институт, который зани­мается консервацией и реставрацией памятников архитектуры, восстановлением исторической среды. Старые улицы и кварталы литовской столицы планомерно реконструируются, новые формируются с учетом исторически сло­жившейся городской среды, что способ­ствует гармоническому единству нового и старого.

Старинные сооружения как бы ро­дились заново, стали широко извест­ны церковь Зачатья Анны, что в углу Китайгородской стены, постройки бывш. Знаменского монастыря, Старого Английского двора. Памятники воспри­нимаются в новой градостроительной среде на фоне и в контрасте со зданием гостиницы. Это один из широко практи­куемых сегодня приемов сочетания но­вого со старым.

Среди наиболее интересных работ по воссозданию первоначального облика исторических сооружении может бытъ названо многолетнее исследование и ре­ставрация дворца А. Меншикова на Университетской набережной Невы в Ленинграде (А. Гессен, Г. Михайлов. В. Галочкин, Ю. Трубинов). Проект ре­ставрации уточнялся по ходу зондажа и устранения переделок, веками иска­жавших одно из наиболее старых соору­жений Петербурга.

В 1976 г. Верховный Совет СССР принял Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Поня­тие «памятник истории и культуры» имеет в соответствии с положениями за­кона емкое и многогранное содержание. Оно охватывает не только продукт твор­ческой деятельности человека, но и объекты окружающей среды, па­мятные места, связанные с исторически­ми событиями в жизни народа, разви­тием общества и государства. Для памятников архитектуры и градострои­тельства наиболее характерны архитек­турные ансамбли и комплексы, истори­ческие центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и за­стройки городов и других населенных пунктов.

 

9(1) архитектура предреволюционной России. Причина утверждения ретроспективизма в начале XX в. крылась в особенностях соц.-экономической структуры русского общества. Если в эконом. жизни страны дворянство уже полностью уступило господству буржуазии, то в области культуры оно еще играло больш. роль. В ретроспективизме дворянство стремилось воскресить образы, идеализирующие прошлое. А буржуазия видела в этом средство укрепления нац. самосознания, столь необходимого в условиях иностр.-го засилия и военного времени.

.). Многие художники — А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др.— своими произвед. пропагандировали неувядающую красоту классического Петербурга.

Выдающимися представителями неоклассицистического направления в 1910-х годах были В. А. Щуко, И. А. Фомин, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, И. В. Жолтовский. Эти зодчие в России предреволюционной поры заняли ведущее место, доказывая своим творчеством жизнеустойчивость художественных традиций и форм. неорусское направление, представляли архитекторы В. А. Покровский (1871 — 1931 гг.) и А. В. Щусев (1873—1949 гг.). Их вдохновляла прежде всего монументальная архитектура русского средневековья Пскова, Новгорода и зодчество Москвы XVI— XVII вв. Архитектура этих мест, относящаяся к указанному периоду, отличается высокой худож. выразительностью и нац.самобытностью.

. Используя мотивы средневекового московского зодчества, В. А. Покровский выстроил характерные для капиталистической формации здания: в Нижнем Новгороде (Горький) —Государственный банк (1910—1912 гг.), в Москве — Ссудную кассу, искусно увязав новую социальную функцию зданий с их ретроспективным обликом. Значительным культовым произведением В. А. Покровского является также Федоровский собор (1910-е годы) в Царском Селе (г. Пушкин), напоминающий храмы XVII в. К подобным произведениям относится также Казанский вокзал в Москве, строительство современного здания которого по проекту архитектора А. В. Щусева началось в 1913 г. и завершилось в 1940 г.

. Из культовых произведений А. В. Щусева следует отметить: храм-памятник на Куликовом поле (1913 г.), посвященный исторической победе русских войск в битве с монголо-татарск ими полчищами в 1380 г., церковь Марфо-Мариинской обители на Б. Ордынке в Москве (1908—1912 гг.)

Мавзолей Ленина

Первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ленина (27 января 1924), имел форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой; во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны. Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным и архитектор К. С. Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и порфиром (1929—1930, по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал, оформленный И. И. Нивинским, площадью 1000 м². В 1930 по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И. А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены. В 1945 году построена центральная трибуна Мавзолея. В том же году при новом оформлении интерьера Мавзолея, саркофаг конструкции К. С. Мельникова был заменён саркофагом, выполненным по проекту А. В. Щусева и скульптора Б. И. Яковлева. В 1953—1961 в мавзолее находилось также тело И. В. Сталина, а мавзолей назывался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». На гранитной плите с именем Ленина в 1953 г. поверх надписи «Ленин» были нанесены надписи «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись «проступала» сквозь надписи, нанесенные поверх неё. В 1958 г. плита была заменена на плиту с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН». В 1961 г. гранитная плита с именем Ленина была возвращена на своё первоначальное место.

 

9(3) Жолтовский -русский архитектор, один из лучших мастеров русского неоклассицизма досоветского и советского времени

Изучал архитектуру в Италии (1910-е годы, 1923–1926), испытав огромное влияние как античного, так и ренессансного зодчества. Особенно близок ему был А.Палладио, чьи Четыре книги об архитектуре он позднее перевел на русский язык (изданы в 1938). Преподавал в Художественно-промышленном училище — Вхутемасе — Вхутеине (1899 — 1932), Институте архитектуры Академии архитектуры (1932—37Участвовал в проекте «Новая Москва» (1918—23, с А.В. Щусевым), разработке генерального плана и ряда павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923), конкурсах на проект Дворца Советов (1931, 1958, 1959).

Для творчества Жолтовского характерны высокое профессиональное мастерство, эрудированность в вопросах классической архитектуры. В практической и педагогической деятельности, теоретических высказываниях уделял основное внимание использованию композиционных приёмов и архитектурных мотивов Высокого Возрождения. 1953–1959 –В эти годы разработал и градостроительно внедрил известнейший свой архитектурный образ – жилой дом, где декоративные элементы Ренессанса сочетаются с многоэтажной и стандартизованной, сугубо современной для тех лет внутренней структурой; эталонами явились дома на Смоленской площади и Большой Калужской улице По проектам Жолтовского построены: дом Скакового общества на Скаковой улице (1903—05), особняки на Введенской площади (1907—08), на улице Спиридоновке (1909—12), в Мёртвом (1912) и Пречистенском (1913) переулках, жилые дома для завода АМО (1915), котельная МОГЭС на Раушской набережной (1926 — 1927), Госбанк на Неглинной улице (1927 — 1929), дом на Моховой улице (1933—34, ныне АО «Интурист»), жилые дома на Большой Калужской улице (1949), Смоленской площади (1950), проспекте Мира (1957), ипподром на Беговой улице (1951—55), кинотеатры «Слава» (1955) и «Буревестник» (1957). В 1953—59 возглавлял архитектурную мастерскую-школу института «Моспроект», в 1952—53 руководил созданием проектов крупнопанельных жилых домов. Государственная премия СССР (1950).

Дворец Советов

Дворец советов — неосуществлённый строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е годы: грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т. п.

Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы».

Был объявлен конкурс на проект Дворца Советов; предлагались различные версии в различных архитектурных стилях, прежде всего конструктивизм, однако в финальную часть конкурса вышли проекты в более классическом сталинском «большом стиле». Дворец в Москве с высотой 420 м (по окончательному проекту) стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина.

В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя; рассматривалась также площадка на Воробьёвых горах, где впоследствии было возведено Главное здание МГУ. В конце 1920-х годов было принято решение, несмотря на протесты ряда деятелей общественности, о сносе храма и строительстве Дворца советов на его месте.

5 декабря 1931 Храм Христа Спасителя был взорван; после разбора его руин быстро начались подготовительные работы к строительству, прежде всего прорытие огромного котлована и строительство фундамента. Несмотря на геологические трудности (сложные грунты, плывун) до начала Великой Отечественной войны был сооружён гигантский фундамент здания дворца по проекту конструктора Николая Никитина, сделавшего также расчёты и проект каркаса здания Дворца Советов. Стройка достаточно активно велась в первой половине 1930-х годов, однако затем замедлилась в связи с появлением в Москве других масштабных архитектурных проектов. Сказалось, вероятно, также стремление Сталина отказаться от возведения новых символов центральной власти и сохранить традиционные ориентиры, такие, как Кремль. После войны строительство Дворца было практически заморожено; в этот период были возведены высотные здания Москвы, заимствовавшие некоторые архитектурные идеи у проекта Дворца.

В 1957—1959 проводился открытый конкурс на проект нового Дворца Советов на Воробьёвых горах. Среди победителей этого конкурса — творческий коллектив под руководством М. Г. Бархина, Я. Б. Белопольского, Л. Н. Павлова, И. И. Ловейко. В конкурсе принимал участие выдающийся советский архитектор-авангардист К. С. Мельников.

Формально от строительства Дворца советов отказались в конце 1950-х. Открытая в 1935 году станция московского метро «Дворец Советов» в 1957 году получила своё нынешнее название — «Кропоткинская», а в 1959 году на территории Кремля началось строительство Дворца съездов (завершён в 1961). В котловане был устроен открытый бассейн «Москва». В 1990-е годы фундамент Дворца советов был использован при воссоздании Храма Христа Спасителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.014 с.)