Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема национального своеобразия в советской архитектуре и пути ее решения.

Поиск

Стиль в архитектуре — это совокупность общих черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющаяся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной характеристик архитектурного объекта.

В период становления архитектурного авангарда трудно было сразу охватить все стороны архитектурного творчества. В эти годы сторонники творческих течений разрабатывали различные проблемы, внося вклад в общее развитие советской архитектуры. Организационное оформление отдельных течений (создание АСНОВА и ОСА) сыграло на этом этапе развития архитектуры позитивную роль, помогая консолидации архитекторов-новаторов. При этом сторонники нового в архитектуре, как правило, были и убежденными сторонниками социальных преобразований. Одной из главных задач сторонники рационализма и конструктивизма считали активное участие в выработке новых в социальном отношении типов сооружений, в создании новых архитектурных образов.
Сыграв решающую роль в борьбе с эклектикой и стилизацией, в формировании архитектурного авангарда, творческие группировки к концу 20-х годов стали в чем-то утрачивать свою роль как центры консолидации творческих единомышленников. А между тем уже к концу 20-х годов, когда по плану первой пятилетки развернулось строительство новых городов и поселков, промышленных, жилых и общественных сооружений, в советской архитектуре сложились объективные условия для творческой консолидации сторонников нового архитектурного направления.

Однако именно в это время теоретическая и творческая полемика отдельных течений авангарда стала перерастать в групповую борьбу, а сам теоретический уровень полемики снизился. Это объяснялось и тем, что основные идеологи рационализма и конструктивизма все больше отходили от теоретической борьбы и отдавали свои силы решению важнейших практических задач, поставленных жизнью в эти годы.

В начале 1930-х гг. конструктивизм подвергся критике со стороны сталинских властей, творческие организации конструктивистов были ликвидированы под предлогом создания единого творческого Союза архитекторов СССР. В архитектуре был осуществлен переход к помпезным формам "сталинского неоренессанса", призванного величием своих эклектичных форм прославлять силу и могущество великого социалистического государства. Многие здания, построенные в формах конструктивизма, были реконструированы и "переодеты" в новые формы.

Андрей Константинович Буров

Родился в Москве в семье архитектора К. Ф. Бурова. В истории архитектуры XX века А. К. Буров более известен тем, что сопровождал в качестве переводчика Шарля Ле Корбюзье во время его трех визитов в СССР в конце 20-х — начале 30-х гг — в связи со строительством здания Центросоюза на Мясницкой, но главным образом — в связи с участием Ле Корбюзье в конкурсе проектов строительства грандиозного Дворца советов, проекту которого исключительное значение придавал И. В. Сталин. Считал себя учеником и другом Ле Корбюзье. За относительно недолгую жизнь А.Бурова его взгляды на архитектуру претерпели существенные изменения. Они эволюционизировали от конструктивизма (на ранныем этапе его архитектурной карьеры) к классицизму, а точнее к «русскому классицизму». Как и у его учителя А. А. Веснина, в творческом мышлении Бурова тесно связаны архитектура и сценография. В молодости он много работал как художник театра — преимущественно для Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1924 году, еще учась на четвертом курсе, А. К. Буров разрабатывает проект Театра массового действа, привлекший всеобщее внимание четкостью композиции и концепций. Для этого театра он спроектировал динамичные конструкции для сцены из подвижных, легко трансформируемых экранов.

В конструктивистском духе спроектировал ряд павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923).

Общая смена стилистического курса и разворот в сторону классики, характерные для 1930-х годов, нашли наглядное воплощение в буровской перестройке интерьеров Исторического музея в Москве (1937). Впечатления от поездки в Италию (1935) выразились в образах своего рода «социалистического неоренессанса», украшенных нарядным и в то же время стильным декором (жилой дом на улице Горького, бывший «дом Наркомлеса», 1935 и 1945, фасад Дома архитекторов, 1940; в обоих случаях в качестве художника был привлечен В. А. Фаворский). Проблемы декора органично соединились в творчестве мастера с новаторской методикой поточно-индустриального строительства, пионером которого он явился. Особенно характерен «Буровский дом» («Ажурный дом») на Ленинградском проспекте (1936—1940 гг), покрытый сплошным ковром узорных панелей.

Стремясь уменьшить вес зданий и упростить их промышленную префабрикацию, он экспериментировал с цементом и гипсом, а в начале 1950-х годов разработал особо легкие и прочные «стекловолокнистые анизотропные материалы» (СВАМ). Издал одноименную книгу (1956).

Работая над реконструкцией Ялты (1944—1945) и стремясь поймать в кадр крымский берег в максимальном его протяжении, Буров стал и одним из первооткрывателей панорамного кино (в его случае — предполагающего синхронную съемку пятью камерами).

 

5(2) Решение жилищной проблемы в стране в 60е годы.Новые приемы планировки и застройки микрорайонов. до 60х-экстенсивный путь освоения городов.рубеж 60х-появл. Понятие градостроительная экология.выростает роль районной планировки.В 1957 разраб. Технолгия производства дома целиком.Жилой дом становится единицей продукции.Застройка и проектирование ведется по новому СНиПу 1958г:допускается устройство совместных с\у, проходных комнат, габариты квартир:1комн-18м2,2к-27м2,3к-36м2.Кирпично-блочные,шлако-блочные конструктивные решения.Районы новостроек располагались на окраинах,строили законченными жилыми районами или микрорайонами. Начинается серия экспериментов в сфере массового жилищ.стр-ва. 9этаж дом по св.затратам приближ к стоим.5этаж без лифта. 1965-70-улучшенные серии типовых проектов жилых домов.1969- принято постановление ЦКПССС «О мерах улучшения качества жилищного гражд.стр-ва».В улучшенных сериях увелич. Кол-во типовых квартир, они стали разнообразней,площадь кухни выросла с 6 до 8,12 м2. Преуспели белорусские арх-ры.

В Минске жилой район «Зеленый луг».Убрали автобусы(из соображений экологии). В минске стали исп. Асфальт-бетон, на смену асфальту. В каж р-не балконы и лоджии решены по-своему. Позже стали исп.только лоджии. Ландшафтное озеленение.

Под жилыми домами запрещалось строить гаражи. Но в прибалтике так делали.Работают над балконами, эркерами, защитными устройствами.Появл. новые градостроит. образования.МЖК(молодежный жилищный комплекс)с малогабаритными кварирами.В москве «дом нового быта», арх. Остерман.кв-ры 1-3 комнатные,кухня-доготовочная, обеденный зал на 15-20 чел.

1962-68 - Грандиозное строительство в центре Москвы.Создание нового проспекта.длина-800м, зд. До 25 этажей.(в народе прозвали «вставной челюстью Москвы»).4 адм. Здания,напротив жилые зд, между ними магазины и к\т «октябрь». Образует важный градостроительный узел.Вертикаль здания в виде раскрытой книги «зд. СЭВ». Повторяющиеся эл-ты из стекла и металла.

Михаил Васильевич Посохин

Родился в 1910 году в Томске. Первые шаги в архитектуре Посохин делает в проектном отделе Кузнецкстроя. В 1932 году, еще не имея специального образования, он впервые выполняет конкурсную работу - проект памятника металлургу Курако, и получает за него первую премию. Переехал в Москву в 1935 году, где его принял в свою мастерскую в Архитектурном институте (МАРХИ) А. В. Щусев. В 1938 году Посохин экстерном окончил МАРХИ. В предвоенные годы получили резонанс его успехи в конкурсах на проекты театра в Комсомольске и аэровокзала в Москве. К 1943 году относится первая самостоятельная постройка, точнее, перестройка административного здания на улице Фрунзе. За проект высотного здания на площади Восстания (Кудринской) (1948—1954) архитектор получил в 1949 году Сталинскую премию. В конце 1950-х годов Посохин стал одним из первых архитекторов, активно применявших принципы сборного домостроения (каркасно-панельные дома на улице Куусинена, 1956—1957). В 1960 году стал главным архитектором Москвы и пробыл на этой должности до 1982 года, под его руководством разрабатывался новый генеральный план Москвы. Также являлся председателем Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и заместителем председателя Госстроя СССР (1963—1967). Как главный архитектор города Михаил Васильевич много сил вложил в общую подготовку столицы к Олимпиаде-80. Сам он непосредственно участвовал в создании наиболее значительного олимпийского объекта - грандиозного спортивного комплекса в районе проспекта Мира.

Многие проекты Посохина подвергались большой критике. Самый спорный из них — застройка Нового Арбата, прозванного в народе «вставной челюстью Москвы» и «мишкиными книжками». При прокладке магистрали был уничтожен живописный исторический уголок Москвы, Собачья площадка.

Стремясь отчетливее донести до зрителя идейный смысл своих сооружений, он часто обращался к синтезу архитектуры и изобразительных искусств. При этом силу эмоционального воздействия этих искусств он видел не в количественном увеличении их элементов, а в самом приеме включения этих элементов в композицию, в их взаимодействии с общим архитектурным замыслом.

ВХУТЕМАС

Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве. В. создан в 1920 постановлением Советского правительства. Образован путём слияния московских 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Практически В. готовил в основном художников-станковистов и архитекторов. Одновременно перед производственными факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). Во В. (а также в учебном заведении и архитектурно-художественном объединении «Баухауз» в Германии) впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов. Важной частью нового метода обучения был разработанный во В. и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин. Пропедевтический курс должен был научить студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.). Эти законы авторы курса (В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как произведений изобразительного искусства, так и для художественного конструирования предметов быта и техники. Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов. Разносторонняя подготовка на пропедевтическом курсе сочеталась с последующей специализацией на выбранных студентами факультетах. На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников и др. На производственных факультетах практически претворялись теоретические взгляды «производственников», отождествлявших художественное творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей, которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистическом обществе. 25 февраля 1921 В. И. Ленин посетил общежитие В., беседовал со студентами об учёбе и искусстве и критически отозвался о футуристических увлечениях некоторых из них. В 1926 В. был преобразован во Вхутеин.

Высший художественно-технический институт.

Учебное заведение в Москве, созданное в 1926 в результате преобразования Вхутемаса. В основном В. сохранил его структуру, коллектив преподавателей и педагогические принципы. В период 4-летнего существования В. его педагогическая система постепенно эволюционировала в сторону возврата к традиционным методам обучения, ориентированным главным образом на подготовку художников-станковистов; меньшее место в работе института уделялось подготовке художников-конструкторов. Закрыт в 1930.

Олимпийские сооружения

Расположен на проспекте Мира.

Под руководством Посохина

Спорти́вный ко́мплекс «Олимпи́йский» — один из крупнейших крытых спортивных комплексов России. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля 1980 года остается самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире. Комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, рассчитан на 45000 зрительских мест, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами, трибуна бассейна - 15000 мест. Максимальный диаметр здания стадиона — 224 метра, минимальный — 183 м, площадь — 33 000 м², арена 120*80 метров. Стадион имеет уникальное стальное висячее перекрытие-оболочку (крышу) из листовой стали толщиной 5 миллиметров. Общая площадь всего комплекса 54 887 м². Внутреннее пространство может быть разделено пополам подвижной перегородкой, в которой предусмотрены узкие двери для прохода людей. Таким образом зал делится автономные части, в которых одновременно могут проводиться спортивные турниры, концертные и цирковые представления или выставки. Звуконепроницаемая перегородка высотой в восьмиэтажный дом состоит из 26 панелей, которые всего за 2,5 часа делят зал на две равные части. Неизменным остается одно - прекрасный обзор с любого места на трибунах. Очень важно, что зрители максимально приближены к арене, имеющей размеры стандартного футбольного поля. Если размеры площадки относительно невелики, как, например, площадки для баскетбола, бокса, гимнастики, тенниса, то ее окружают с трех сторон передвижными трибунами на воздушной подушке.

Ванная бассейна для плавания 50*25 метров, для прыжков 33*25 метров.

Крытый велотрек в Крылатском – построен в 1979 году, арх. Воронина. Рассчитан на 10000 зрительских мест.

Протяженность составила 333,3 метра, размеры в осях 168*138 метров. Перекрыт двумя стальными оболочками толщиной 4 мм 160*60 метров каждая. Покрытие трека сделано из лиственницы из деревьев определенного возраста и выпиленные из определенного места бревна. Окраска металлических элементов горячим способом.

 

 

Алексей Викторович Щусев

За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку.

отправился в Среднюю Азию. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора.

Посетил ряд стран западной Европы. Из рисунков этого периода была составлена отчётная выставка, получившая одобрительный отзыв И. Е. Репина. После окончания Академии Щусев поселился в Петербурге. С 1901 года он состоял на службе в Святейшем Синоде. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Постепенно Щусев становится заметной фигурой в Петербурге.

Получает светский заказ от графа Олсуфьева, предложившего ему перелицевать и надстроить фамильный особняк на Фонтанке.

Будучи в восторге от работы архитектора, отдал ему заказ на храм-памятник, посвящённый битве - храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. О Щусеве заговорили как об представителе неорусского стиля, для которого характерно сочетание мотивов древнерусского зодчества с тонкой и творческой стилизацией исходного прототипа. В конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала. Строительные работы, перед началом которых Щусев перебрался из Петербурга в Москву, были начаты лишь два года спустя, в 1913 году. Два года архитектор искал решение, которое позволило бы справиться с понижением рельефа в районе Каланчевской площади, для чего, в конце концов, он поместил в самом низком месте башню, являющуюся главной доминантой всего ансамбля. По замыслу архитектора, нарушение симметрии всего сооружения, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объёмов должны менять восприятие здания в разных точках площади. В оформлении здания используются мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества. Использование резного белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен является стилизацией мотивов русского барокко XVII века. В 1918—1925 гг. он вместе с И. В. Жолтовским занимался разработкой проекта реконструкции Москвы «Новая Москва». Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1923 году в Москве в районе нынешнего Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Задачей главного архитектора была разработка общего плана выставки, на которой было сооружено более двухсот различных зданий и павильонов. участвовал в проектировании первого в Москве кооперативного жилого посёлка Сокол, предназначавшегося для художников, учителей, работников наркоматов, учёных и рабочих.

Известнейшим произведением А. В. Щусева является Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина. Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Весной 1924 года Щусев создал вторую, бо́льшую по размерам, версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание. Сооружение выполнено из железобетона, облицовано гранитом и отделано мрамором и лабрадоритом. В его форме можно видеть сочетание элементов конструктивизма и деталей таких древних усыпальниц, как ступенчатая пирамида Джосера и гробница Кира Великого. Гостиница «Москва» стала одной из первых советских гостиниц. Первоначальный её проект был выполнен архитекторами Л. Савельевым и О. Стапраном, однако их постройка, выполненная в стиле конструктивизма, не вписалась в исторически сложившуюся городскую среду. Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект, находившийся в тот момент на стадии достройки каркасной коробки. Проблема была решена добавлением лаконичного декора в духе неоклассицизма в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада, башенок по углам здания.

ВСХВ 1923 год

ВСХВ 1923 года стала первым после революции временным выставочным комплексом, построенным по принципу павильонной системы. Она не только внесла существенный вклад в формирование нового типа выставочного здания, но стала значительным событием в развитии отечественной архитектуры в целом. Почти все сооружения выставки построены в дереве. Откровенное выявление основного строительного материала – дерева, выгодно отличают ВСХВ 1923 от зарубежных и всероссийских дореволюционных выставок, часто использовавших бутафорский метод строительства, имитирующий монументальные сооружения.
Выставка 1923 года была задумана как временная. Однако часть ее павильонов просуществовала до середины 30-х годов. В 1927 году в главном павильоне бывшей ВСХВ развернулась экспозиция Первой Всесоюзной полиграфической выставки. Здесь же летом 1930 года развернулась экспозиция Всесоюзной строительной выставки.

1. Триумфальная арка Архитектор И.В. Жолтовский

Главный дом

Самым крупным сооружением выставки состоящего из 8 корпусов и представляющего огромную ротонду (главный дом представлял собою шестигранник с внутренним двором в центре, включенным в «П»-образную систему корпусов). Посетитель, входя в ворота, поворачивает налево и через проход между отдельными павильонами Главного дома вступает через входную арку на внутреннюю площадку, окаймленную Главным домом. Здесь открывается широкая панорама всего партера с узорчатой линией павильона федераций, образующих фон картины. В передней части партера, среди газонов и цветов, построена пирамида. Главного дома выступает вперед в виде высокого шестигранника, украшенного портиком с резными колоннами, работы скульптора Коненкова. Та часть Главного дома, что тянется по линии крымского вала представляет собой большое двухцветное здание. Внутри на высоте верхнего ряда окон его опоясывает внутренняя галерея. Снаружи, со стороны указанной выше площадки, - на той же высоте балкон. Перед балконом, внизу две статуи.

3 и 4. Павильоны-башни Госбанка и Горбанка у Главного павильона

5. Отдел "Деревня". Для выполнения его программы было построено до сотни отдельных зданий. Были сооружения показывающие "старую" и "новую" деревню

6. Кустарный павильон -Кустарный павильон, когда-то было заводом Бромлея, где строились небольшие суда,для чего вдоль всех корпусов был устроен водяной бассейн, имеющий сообщение с Москвой-рекой для выхода оконченных постройкой судов. При перестройке этого здания (которой руководил Щусев) каменный бассейн обратили в партер, на колоннах устроили широкие галереи и в общем получился оригинальный интерьер.

7. Отдел животноводства Отдел включал в себя несколько отдельно стоящих сооружений в северо-восточной части выставки

8. Павильон "Машиностроение" -построенный по проекту Жолтовского, позднее получивший название «Шестигранник» (по своей форме). Сохранился до сих пор.

Павильон Госсельсклада

10. Известия ВЦИК -архитектор Б.В. Гладков, скульптор В.И. Мухина, художник А.А. Экстер. Разработку проекта павильона "Известий ЦИК СССР и ВЦИК" и "Красной Нивы" поручили А. Экстер, которая как художник оформляла ряд павильонов выставки. Заказчик поставил перед ней задачу в образе павильона отразить один из наиболее актуальных лозунгов тех дней - "Жертвуйте на воздушный флот СССР". Экстер сделала живописный эскиз павильона в цвете. В нем была дона общая идея образа - взлет страны и ее полет. В эскизе Экстер из основания павильона стремительно вырывалась в верх спираль, несущая крылья большого размаха. Чтобы архитектурно оформить идею А. Экстер, к разработке проекта был привлечен архитектор Б. Гладков, который затем делал и рабочие чертежи. В процессе архитектурной доработки идея Экстер была существенно изменена. Гладков заменил круглую в плане спираль системой квадратных в плане площадок, соединяющихся между собой наклонными лестницами, в процессе разработки рабочих чертежей и строительства было изменено соотношение нижней части павильона (киоска) и его "спирального" завершения.

Павильон Белоруссии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.127 (0.013 с.)