ТОП 10:

Архитектура советских павильонов на международных выставках.



К.С. МЕЛЬНИКОВ


Павильон СССР на Международной выставке


декоративно-прикладного искусства в Париже. 1925
.

Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Справа от лестницы была сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом и молотом и буквами СССР.

А. ФОМИН


Павильон СССР на Международной выставке


декоративно-прикладного искусства в Париже. 1925

 

1. Павильон СССР не должен быть похож на павильоны буржуазных стран; он не должен походить и на русские сооружения дореволюционного времени. Поэтому я делаю его в новом стиле, однако не прибегая к приемам кривляния и ультрафутуристических подходов, которые и трудно осуществимы и слишком кричащи. Я позаботился главным образом о том, чтобы стиль павильона отражал характер рабоче-крестьянского правительства страны: поэтому архитектура моя носит несколько утилитарный характер и совмещает декоративно-выставочный характер с элементами фабрично-заводского строительства, что ясно из перспективного рисунка.


2. В центре композиции предполагается большая скульптурная фигура рабочего в позе "Зовущего". Все архитектурные формы со всех сторон устремляются к нему - символ того, что все народности стремятся присоединиться к зову рабочего и соединиться в СССР. Для этой центральной фигуры я предлагаю уже существующую (в глиняной модели) скульптуру, сделанную для памятника товарищу Артему в Донбассе, но не использованную для этой цели. Служа одновременно идеям СССР, эта фигура будет образцом - экспонатом русской декоративной скульптуры.


3. Также характер экспонатов могут иметь стены павильона с декоративной росписью на темы рабоче-крестьянской жизни. У нас есть ряд художников, которые могли бы с блеском показать на этих стенах свое декоративное искусство.


4. Если почему-либо большая фигура "Рабочего-Зовущего" оказалась бы неприемлемой, то она могла бы быть сокращена. Фасад в масштабе 1/100 исполнен без этой фигуры и доказывает, что композиция вполне закончена без этой скульптуры. Она могла бы быть заменена, например, высокой мачтой с флагами и знаменами всех народностей, объединенных на высоте большим красным знаменем СССР".


Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937.

Советский павильон представлял собой галерею длиной 150 м. Спроектированное Б. М. Иофаном здание было облицовано самаркандским мрамором и увенчано знаменитой 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы, созданной по проекту В. И. Мухиной. Вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова, гербы СССР и 11 союзных республик. Существует версия, что СССР также представил карту страны из драгоценных металлов и благородных камней.

Это был павильон-постамент, динамичные формы которого выражали нарастающее движение, подхваченное скульптурной группой юноши и девушки, стремительно поднявшие символы труда – серп и молот.

Павильон стоял вдоль набережной Сены и против павильона Германии, завершавшегося орлом.


Павильон СССР


на Международной выставке в Нью-Йорке. 1939

Компактный и красивый план павильона в виде подковы с открытым пространством амфитеатра античного типа в центре. Посетитель, пройдя демонстрационные помещения, попадал в амфитеатр, где мог отдохнуть, посмотреть документальные фильмы о Стране Советов, послушать музыку. По оси всей композиции стремительно поднимался ввысь пилон-постамент фигуры рабочего (скульптор В.Андреев), который нес в руке пылающую красную звезду как символ надежды всего человечества в борьбе с фашизмом.

В синтетическом решении павильона были приняты ранее не применявшиеся соотношения между скульптурой и зданием: скульптура занимает около трети всей высоты сооружения. При этом я стремился к органическому синтезу архитектуры и скульптуры, решая как общую композицию здания, так и его детали таким образом, чтобы здание не мыслилось без венчающей его скульптуры. Как архитектура, так и скульптура подчинены единому порыву вперед и ввысь - динамике движения и роста. При этих условиях скульптура, как мне кажется, приобрела новое архитектурное качество, становясь не деталью архитектурной отделки, а одним из основных архитектурных объемов сооружения, но выполненным средствами пластического искусства.

 

АЛАБЯН К.С.


Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1961

МЕЛЬНИКОВ К.С.
Павильон СССР
на Международной выставке в Нью-Йорке. 1962. Конкурс

Павильон как бы парит над землей, перекрытие в виде крыла-паруса покрывает выставочное помещение и обширную открытую площадку, сообщая всему сооружению устремленность ввысь. Архитектор, поражавший творческими открытиями в 20-30-х гг., в этом проекте точно и перспективно сумел выразить основные тенденции формообразования современной архитектуры.
Мельников писал: "Архитектурный объем павильона состоит из двух частей, как две противоположные друг другу СИСТЕМЫ, как ДВЕ половины мирового устройства. В данном проекте они приведены в единый организм конструктивного устройства ВЕРХА и НИЗА. ВЕРХ и НИЗ впервые раздвинут нами на высоту космоса, и нам принадлежит право показа и применения скрытой силы небесной механики; в этом проекте Павильона СССР невидимо, но прочно она удерживает в стойком равновесии на двух опорах оба его перекрытия.


В здании павильона применено одно из самых сильных измерений архитектуры - ДИАГОНАЛЬ. Диагональ концентрирует все конструктивное устройство павильона и, что еще более важно для выставки, создает богатейшую эстетическую экспрессию. Направление по диагонали ВЕРХА, открытой цилиндрической поверхности, срезанной прямоугольником, превратило первородную кривую цилиндра в неожиданно причудливые формы, с сильнейшими ракурсами и с бесконечными переливами кривых и прямых сочетаний. В архитектуре это еще не испробовано и ново. Также получились новы и рассеченные диагональю объемы выставочных залов острых треугольных форм для экспонирования новых форм жизни

.

ПОСОХИН М. (рук.), СВИРСКИЙ В.;


инженер Кондратьев А.; художник Рождественский К.


Советский павильон


на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осаке

Внешний облик павильона, по замыслу автора, символизирует собой красное знамя. Вогнутая поверхность фасада обшита металлическими листами красного цвета, благодаря чему грандиозное сооружение (109 м) особенно эффектно смотрится на фоне голубого неба. Знаменитый японский архитектор Кензо Танге, под руководством которого создавался генплан ЭКСПО-70, очень поэтично охарактеризовал павильон СССР: "Павильон СССР как бы большой красный цветок в цветущем дереве всей выставки". После выставки павильон был разобран.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.003 с.)