ТОП 10:

Учёт природного окружения в архитектуре. Эволюция в подходах к решению этой проблемы.



История мировой архитектуры показывает, что на всех этапах ее развития уникальность зданий и города в целом обусловлена их неповторимым художественным образом. Решающую роль в этом играл природный ландшафт, создававший специфику и своеобразие города.

 

Характеристика конструктивизма как архитектурного стиля вступает в конфликт с законами формирования естественных природных форм. Однако в советской архитектуре начала XX в. природный ландшафт как формообразующее начало учитывался архитекторами и градостроителями.

В дальнейшем чрезмерная централизация типового проектирования, некомплексное строительство и ориентация в основном на крупнопанельное домостроение привели к тому, что застройка многих городов, поселков и сел стала невыразительной и однообразной. Зачастую архитектурный облик и планировка жилых домов и общественных зданий не учитывают демографию, национально – бытовые особенности и природно - климатические условия районов строительства. Ландшафтная архитектура, монументально - декоративное искусство совершенно недостаточно используются при планировке и застройке населенных пунктов.

Историческая среда и культурный контекст – ключевые слова архитектурного процесса последних двух десятилетий. Они пришли в нашу практику вместе с пониманием: проектная деятельность направлена на изменение и развитие предметного окружения, а результаты ее оцениваются с точки зрения того, насколько они успешно взаимодействуют с этим окружением. Мы больше не строим красивые или некрасивые здания, а встраиваем их в существующую городскую среду, в контекст городской культуры. Принципиальное отличие от ситуации, в которой привыкли действовать архитекторы, заключается в том, что в круг профессиональных проблем теперь включены дополнительные средовые критерии.

Подход к проектированию, в рамках которого большое или приоритетное значение уделяется факторам пространственного окружения, особенно когда это окружение имеет достаточный исторический подтекст, принято называть средовым. Этот термин появился сначала в сфере архитектурной теории как требование о необходимости учитывать визуальное и эмоциональное взаимовлияние вновь возводимых в исторической части города объектов с окружающей их застройкой. По мере накопления негативного опыта строительства современных зданий, безразличных к окружению или грубо его подавляющих своими размерами, масштабом архитектурных членений и чужеродностью отделочных материалов, росло убеждение, что продолжение подобной практики может окончательно уничтожить историческую городскую среду.

 

13(1). Московский метрополитен. в 1941 г. авторы-архитекторы станций метро Комсомольская-радиальная, Кропоткинская и Киевская одними из первых удостоились звания «Лауреат Государственной премии СССР». Страна по достоинству оценила труд наших зодчих. Эти три станции до сих пор являются в полном смысле слова архитектурными шедеврами. Оригинальность архитектурного решения, подчинение всего ансамбля одной теме, создание особой атмосферы сделали эти станции уникальными.

Конструкция станции Комсомольская-радиальная разделена как бы на два уровня. Это было сделано для учета пассажиропотоков с трех, расположенных рядом со станцией, вокзалов: Ленинградского, Казанского, Ярославского. Сюжетные панно на стенах аванзала рассказывают о самоотверженном труде комсомола на строительстве метро. Панно выполнено из разноцветной майолики по эскизам академика живописи Е. Лонсаре.

На станции Кропоткинская для увеличения ее высоты было принято безбалочное монолитное перекрытие. В отделке станции использованы светлые тона. Колоннам придана форма светильников, которые бросают мягкий, рассеянный свет на перрон. Свет отражается от пятиконечной капители рефлектора, переходящего в плиту перекрытия. Путевые стены выложены мрамором, а полы — гранитом. Колонны облицованы беловато-серым уральским мрамором. Станция Кропоткинская до сих пор является образцом архитектурного творчества.

В 1938 г. В эксплуатацию вступила станция Киевская Арбатского радиуса. На этой станции перекрытие также плоское. Его поддерживают два ряда колонн. Перекрытие имеет ряд небольших белых куполов — отражателей света. Установлено 46 фарфоровых капителей, изготовленных Ленинградским фарфоровым заводом. Колонны отделаны мрамором.

И в последующие годы достижения архитекторов были неоднократно отмечены нашим правительством.

В 1946 г. Государственные премии были присуждены за архитектуру станции Автозаводская, станции и вестибюля Электрозаводская, вестибюля Новокузнецкая. В 1950 г. — за архитектуру станций Курская-кольцевая и Октябрьская-кольцевая. В 1952 г. — за архитектуру станций кольцевой линии Комсомольская и Белорусская.

Проектирование этих станций пришлось на военный и послевоенный период. Эти станции отличает монументальность и целость замысла.

Поразительно передана тема победы в Великой Отечественной войне на станции Октябрьская-кольцевая. Оформление вестибюля и самой станции передает ощущение праздника, триумфа воли нашего народа. Торжественное настроение создается во многом за счет цветового решения, строгого и контрастного сочетания белого, черного и золотистого тонов. Ритмический ряд подпружинных арок объединяет несущие пилоны. Барельефы героев Великой Отечественной войны с большим мастерством выполнены скульптором Г. Мотовиловым. Перронный зал не загроможден лишними деталями, композиционно он решен довольно просто и ясно. Замысел авторов — передать идею возрождения и расцвета нашей Родины.

Тема станции Белорусская — соответствует ее названию. Она посвящена героической борьбе белорусского народа. Двенадцать мозаичных панно на своде станции и скульптурная группа партизан в торце станции органично дополняют композиционный комплекс станции.

Имена многих выдающихся советских зодчих и художников вписаны в летопись строительства метрополитена. Среди них академик А. В. Щусев — создатель мавзолея В. И. Ленина на Красной площади, автор зданий оперного театра в Ташкенте, Казанского вокзала в Москве, проектировавший оформление станции Комсомольская-кольцевая. Один из самых талантливых советских архитекторов А. Н. Душкин — автор проектов станций Кропоткинская, Маяковская, Автозаводская, Площадь Революции и Новослободская. По проектам знаменитого архитектора И. А. Фомина построены станции Красные ворота и Площадь Свердлова.

В разное время к проектированию станций метро привлекались многие известные мастера: архитекторы Г. Р. Захаров и З. Г. Чернышева создали Курскую-кольцевую станцию; Л. М. Поляков проектировал станции Курская-радиальная, Октябрьская-кольцевая и Арбатская; И. Е. Рожин — автор проектов станций Электрозаводская, Парк Культуры и Смоленская; Л. В. Лилье, В. А. Литвинов и М. Ф. Марковский разработали проекты оформления станций Киевская-радиальная, Университет, Ленинские горы, Площадь Ногина, Первомайская и др.

В 50-х годах в советской архитектуре наметились перемены, вызванные влиянием индустриализации строительства. В станциях, создававшихся в это время, начало исчезать чувство «подземелья». Для них стали характерны большие объемы, яркая освещенность. Современные станции соответствуют самым высоким художественно-архитектурным требованиям. Применение на станциях новых конструкций повлияло на облик подземных сооружений. Шире стали использоваться вспомогательные и органически вливающиеся в общий пространственный объем элементы акустики и приемы освещения. Особенно заметна в новых станциях тенденция к упрощению, отказу от сложных декоративных украшений, замысловатых форм и орнаментов. Рисунок приобрел более четкий и конкретный характер, упростилась палитра используемого отделочного материала. Но такие упрощения не означали типизации и стандартизации. Архитекторы и художники стремились к достижению индивидуального художественно-тематического решения, в котором бы отразились история и культура того района, где будет находиться новая станция.

В последнее время для отделочных работ все чаще вместо естественных материалов стали применяться искусственные: керамика, керамическая плитка, легкие сплавы металлов и многие другие.

При строительстве перекрытий вестибюлей широкое распространение получили так называемые «структуры», орнаментальный характер рисунка которых используется в декоративных целях.

Люминесцентные лампы, используемые для освещения подземных сооружений, как правило, изготавливаются в индивидуальном порядке. Светильники должны органично вписываться в архитектурный ансамбль, ведь именно освещение во многом создает необходимую атмосферу и колорит.

В настоящее время от современной архитектуры требуется художественная выразительность, тактичное применение прикладного искусства, создание удобных и красивых интерьеров. Забота о пассажирах и об обслуживающем персонале, удобство эксплуатации — основные требования к проектированию метрополитенов. Этим принципом руководствовались еще при сооружении первой очереди столичного метрополитена, а в последствии и подземных трасс других городов страны.

Не составляют исключения в этом отношении и комплексы Калининского радиуса Московского метрополитена. По трассе расположены 6 станций: Марксистская, Площадь Ильича, Авиамоторная, Шоссе Энтузиастов, Перово, Новогиреево. Архитектурно-художественной направленности этих станций уделено большое значение.

Станция Марксистская — глубокого заложения по типу станций Пушкинская и Кузнецкий мост. Авторы проекта архитекторы Н. Алешина, Н. Самойлова, В. Волович, соавтор Р. Ткачева в своей работе стремились передать силу и чистоту идей марксизма. Для этого были найдены новые формы и средства выражения. На путевых стенах и по торцам центрального зала выполнены мозаичные панно на тему «Торжество идей марксизма». Путевые стены облицованы «газганом», колонны мрамором «буровщина», цоколь черным гранитом.

Станция Площадь Ильича решена в строгих монументальных формах. Станция пилонного типа, расположена на большой глубине. Пилоны выполнены в форме кубов, облицованы красным мрамором «салиети». Путевые и платформенные стены из мрамора «коелга» белого цвета. Полы в центральном зале выложены из различных сортов гранита. Люминесцентное освещение расположено в шелыге свода. Архитекторы Л. Попов, И. Петухова, В. Клоков.

Конструкция станции Авиамоторная представляет собой двойной ряд аркад, которые максимально приближены к конструкции. Колонны аркад облицованы белым мрамором. Центральный элемент композиции — светильник из анодированного алюминия в виде подвешенного свода. По тематике оформление станции посвящено созданию советской авиации. В торце среднего зала помещено чеканное панно, выполненное художниками А. Мосейчуком и Е. Рысиным. Архитекторы — В. Клоков, А. Стрелков, Ю. Колесникова, Н. Демченский.

Оригинальным является цветовое решение на станции Шоссе Энтузиастов. Оно основано на сочетании красного цвета различных оттенков. Белый оштукатуренный свод, ярко освещенный закарнизным светом, разливающимся за наклонным фризом, зрительно увеличивает объем станции. В торце станции размещено декоративное панно, рассказывающее о прошлом Шоссе Энтузиастов — бывшей Владимирки. Архитекторы — Ю. Вдовин, В. Черемин.

Тематическое оформление станции Перово посвящено народному творчеству. Платформенный зал станции представляет собой единый внутренний объем, перекрытый мощным сводом. Стены облицованы гранитом и мрамором. Полы из полированных гранитных плит. В центре платформы расположены скамьи, совмещенные со светящимися указателями. Освещение на станции люминесцентное. Архитекторы — Н. Алешина, В. Волович, конструктор — Т. Жарова.

Большое значение играет цвет и в архитектурном решении станции Новогиреево. Белый мрамор колонн удачно оттенен серо-голубоватым цветом путевых стен. Полы выложены полированными гранитными плитами, освещение — люминесцентное. Архитектор — Р. Погребной, соавтор — И. Плюхин.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.013 с.)