Форма 2 – Характеристика окружения предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма 2 – Характеристика окружения предприятия



Элементы окружения Характеристика
Основные конкуренты  
Ключевые потребители  
Ключевые поставщики  
Товары-заменители  
Потенциальные конкуренты  

Стратегический анализ внешней среды предприятия (прил. 4).Целью анализа состояния и динамики макроокружения является изучение важности учета действия факторов внешней среды в стратегии развития предприятия. На первом этапе проводится оценка нестабильности среды организации, при этом определяются необходимость внедрения стратегического подхода к управлению и наиболее нестабильные сферы внешней среды организации. Далее проводится детальный анализ внешней среды организации.

Анализ внешней среды (рис. 1) осуществляется в двух частях среды: анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Присутствует единый подход для анализа факторов как макроокружения, так и непосредственного окружения. Вместе с тем, конкретная ситуация и сила воздействия факторов внешней среды обусловливают приоритет и тщательность исследований тех аспектов и факторов, которые для предприятия представляются наибольшими угрозами или возможностями.

 

 

Рис. 1. Схема выполнения анализа внешней среды

 

 

При оценке нестабильности среды организации необходимо придерживаться определенной последовательности. В начале осуществляется формирование группы экспертов (3 эксперта) и выбор четырех сфер макроокружения, оказывающих наибольшее влияние на организацию.

В каждой сфере макроокружения действует множество факторов, которые различны по характеру, времени появления, силе, постоянству
и времени воздействия на фирму и т. п. Задача проектировщика – выбор наиболее важных для предприятия факторов. Выбор начинается с анализа факторов в каждой сфере сформированного перечня, установления характера и силы воздействия факторов на деятельность предприятия. Из множества факторов в каждой сфере макроокружения выбираются те, действие которых вызывает адекватную реакцию предприятия, т. е. формируется базовый перечень факторов. При курсовом проектировании базовый перечень факторов по каждой сфере должен содержать не менее пяти факторов.

Далее проводится оценка нестабильности каждого фактора по трем параметрам (привычность, темп изменений, предсказуемость будущего, шкала 1–5) каждым экспертом и заполняется форма 3. Определяется усредненная оценка нестабильности каждого фактора по всем экспертам. Рассчитывается усредненная оценка по каждой сфере, как среднее значение оценок экспертов по каждому фактору (табл. 4).

Затем проводится итоговая оценка нестабильности среды организации по всем сферам. Осуществляется построение профиля среды (рис. 2).

На основе общей оценки нестабильности среды определяется необходимость и глубина стратегического подхода к управлению. На основе построенного профиля среды делается вывод о наиболее нестабильной сфере (компоненте) и формулируются предложения по ее отслеживанию.

Далее проводится детальный анализ внешней среды организации.

 

 

 

Рис. 2. Построение профиля среды предприятия (пример):

– социальная среда; – политическая среда; – экономическая среда

 

 


Таблица 4

Форма 3 – Оценка нестабильности среды организации (пример оценки нестабильности экономической сферы)

 

Сфера, фактор Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3   Итого
  Привыч-ность Темп изменений Предсказуемость Средняя оценка 1 Привыч-ность Темп из-менений Предска- зуемость Средняя оценка 2 Привыч-ность Темп из-менений Предсказуемость Средняя оценка 3 (средняя оценка 1 + средняя оцен- ка 2 + средняя оценка 2 + средняя оцен-ка 3)/3
                           
Экономическая сфера                    
Доходы населения               3,67       3,33 3,33
Налоговые ставки       2,67       3,33          
Уровень инфляции       3,67       2,67       3,33 3,22
Итого по сфере                         3,19

 

 


Выбор ключевых факторов внешней среды предприятия [3] означает дальнейшее сокращение количества исследуемых факторов и сосредоточение внимания проектанта на ограниченном числе жизненно важных для деятельности предприятия факторов. Процедурно выбор ключевых факторов выглядит как ранжирование по важности для предприятия базовых факторов. Ранжирование важности может осуществляться различными методами. В данном случае рекомендуется следующий экспертный метод.
В таблицу оценки важности факторов (табл. 4), которая заполняется каждым экспертом, заносятся экспертные оценки значения факторов. В графу 1 (табл. 4) заносятся сферы внешнего окружения предприятия и базовые факторы каждой сферы.

Направленность влияния оценивается по характеру воздействия фактора на деятельность предприятия (табл. 5). Если фактор положительно воздействует на фирму, то в графе 4 указывается направленность +1. Если фактор ухудшает условия осуществления деятельности предприятия, то указывается отрицательная направленность –1 (графа 3).

В графе 4 проводится оценка вероятности проявления фактора, данная экспертом (0–1).

Для оценок графы 5 (табл. 5) важности фактора для предприятия используется следующая шкала: 10 – высокая важность; 5 – умеренная важность; 1 – фактором можно пренебречь.

Степень влияния фактора (табл. 5, графа 6) определяется перемножением экспертных оценок граф 3, 4 и 5. По этой оценке проектант определяет, какие факторы среды имеют относительно более важное значение для предприятия и заслуживают серьезного внимания, а какие – меньшего внимания. Оценки влияния, полученные тремя экспертами, заносятся
в табл. 6.

Максимальные абсолютные значения важности фактора указывают на ключевые факторы.

При курсовом проектировании количество ключевых факторов по каждой сфере внешнего окружения предприятия не должно превышать трех. Для ключевых факторов проводится детальный количественный
и качественный анализ.

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.005 с.)