ТОП 10:

Б.18.в1.Творческая направленность арх-ры в 30-е гг.



Реалистическая направленность архитектуры служила активным средством воспитания социалистического сознания советского человека, патриота своей родины. Творческим методом деятелей искусства стал социалистический реализм, который сложился в борьбе с различными антиреалистическими, в том числе модернистскими течениями, порожденными кризисом капиталистической культуры. Важнейшей задачей в это время стала разработка творческого метода социалистического реализма применительно к специфической природе архитектуры. Архитектура, в отличие других искусств, создает материальную пространственную среду в виде различных зданий, городов, сел, в которых протекает вся материальная и духовная деятельность человека и общества. Соответственно, формообразование в архитектуре зависит от многочисленных факторов: исторически изменяющихся социальных потребностей и культурных особенностей, природных условий места строительства, разнообразия материально-технической базы строительства, достижений науки, экономики строительства и эксплуатации, развивающихся эстетических идеалов общества и, наконец, от таланта и мастерства архитектора. Все это объективно осложняет решение проблемы творческого метода в архитектуре. Немаловажную роль в формировании направленности советской архитектуры в 30-е годы сыграла работа над генеральным планом реконструкции Москвы. Разработанный план брал за основу исторически сложившуюся планировочную структуру, но подвергал ее решительной реконструкции. Постановление ЦК ВКП(б 1935 г. «О генеральном плане реконструкции г. Москвы» сформулировало основные положения советского градостроительства, определившие в основном большие работы по реконструкции, планировке и застройке многих городов СССР. Важно отметить, что изменение творческой направленности вышло за пределы узко профессиональных интересов. Союз архитекторов развернул большую работу по пропаганде советской архитектуры. Были созданы печатные органы союза — журнал «Архитектура СССР» и «Архитектурная газета». В витринах магазинов Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных городов в майские и ноябрьские праздники устраивались выставки проектов текущего и намечаемого строительства, которые вызывали глубокий интерес населения, вовлекая его в обсуждение творческих работ архитекторов. Широкие массы трудящихся в целом поддерживали новое творческое направление в архитектуре.

Билет№18, вопрос 2. Архитектура сооружений ВДНХ.

Отгремела революция, отшумела гражданская война, молодая Страна Советов начала строить светлое мирное будущее. И вполне естественно, что встал вопрос о том, чтобы показать всем трудящимся, всему миру результаты героического труда и достижения в различных сферах деятельности первого в мире государства рабочих и крестьян. Было решено организовать выставку достижений в промышленности (не Крымском валу) и строительстве (на Фрунзенской набережной). Они были открыты в 1930 году.

Открытие Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки(ВСХВ) состоялось 1 августа 1939 года в Останкине. Эмблемой Выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявших над головами золотистый сноп пшеницы.

Выставка представляла собой целый город площадью 136 гектаров с обширным парком, прудами, опытными участками, многочисленными павильонами, сельскохозяйственными постройками – всего 250 больших и малых зданий. От легкой арки главного входа (ныне Северный вход), перед которым установлена скульптура «Рабочий и колхозница», широкая аллея вела в зону, которая складывалась из двух площадей и открывалась главным павильоном (архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх и др.).

По периметру прямоугольной площади колхозов были возведены павильоны Грузии (архитекторы А.Г. Курдиани, А.Г. Лежава), Азербайджана (архитекторы С.А. Дадашев, М.А. Усейнов), Белоруссии (архитекторы В.И. Симбирцев, Б.Г Бархин) и других республик. На восьмигранной площади Механизации выразительный остекленный дебаркадер павильона «Механизация» замыкал парадную зону. Далее простиралась территория с сельскохозяйственными, садоводческими, охотоведческими и другими экспозициями. Наиболее живописная часть выставки – долина запруженной речки Каменки – постепенно переходила в лесопарк и соединялась с Главным ботаническим садом АН СССР. Успех выставки был огромен. С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4,5 миллиона человек.

С1941 по 1954 год выставка не функционировала. При реконструкции комплекса в 1954 году (авторы генерального плана А.Ф. Жуков и Р.Р. Кликс) территория была расширена до 207 га, количество зданий увеличено до 383.Новый главный вход (архитектор И.Д. Мельчаков) удобно связал выставку со станцией метро.

28 мая 1958 года было принято решение об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).

Пропилеи монументального Главного входа достигают 25 метров высоты. Аллея, по сторонам которой установлено 14 фонтанов в виде чаш из красного гранита, подводит к центральному павильону. Он построен в лучших традициях русской архитектуры. Три его яруса, украшенные колоннадами, завершаются шпилем с золотой звездой диаметром 3,5 метра. Высота павильона со шпилем – 90 метров. Его экспозиция отражает важнейшие вехи социалистического строительства.

Из центрального павильона посетители могут выйти на площадь Дружбы народов, которую украшает фонтан «Дружба народов», сооруженный по проекту Г.Д. Константиновского и К.Т. Топуридзе. Позолоченные бронзовые фигуры девушек с дарами земли в руках символизируют дружную семью советских республик. Каждую секунду фонтан выбрасывает в воздух более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома.

Главная аллея подводит к фонтану «Каменный цветок», название которого навеяно уральскими сказками писателя П. Бажова. Тысяча струй поднимается на высоту 20 метров. За фонтаном – павильон «Земледелие», украшенный изображением колосьев. Далее на площади промышленности – увенчанный огромным стеклянным куполом павильон «Машиностроение» – один из самых больших на выставке. В его залах около 4000 экспонатов. Они знакомят с новейшими достижениями во всех отраслях машиностроения, это машины, уникальные станки, приборы. Часть его площади с 1966 года занимает павильон «Космос».

Павильон занимает ключевое место в общем ансамбле ВДНХ, созданном по новому – сравнительно с Сельскохозяйственной выставкой – отраслевому принципу. Современное звучание архитектуре всей выставки придают павильоны «химическая промышленность», «Механизация и электрификация сельского хозяйства» и др. Они имеют простые, лаконичные формы. Благодаря застекленным фасадам с подчеркнутым ритмом вертикальных металлических полос стеновых панелей эти павильоны как бы иллюстрируют особенности и характерные черты современной архитектуры.

Пластичен фасад реконструированного павильона «Газовая промышленность», архитектура которого строится на контрасте стеклянных панелей, массивного глухого карниза и скругленной стены кинолекционного зала.

Оригинальна архитектура павильона «Радио-электротехника».Его главный фасад облицован анодированными алюминиевыми листами в форме вогнутых линз. Горизонталь фасада подчеркивается радиомачтой высотой 47 метров, установленной слева от входа.

Своеобразная экспозиция по истории советской архитектуры – ансамбль площади Дружбы народов. Его составляют павильоны, построенные в разное время, отразившие как различные направления советской архитектуры, так и национальные стили. Сюда обращен и фасад павильона «Космос».В нем представлены первые советские ракеты, точные копии первых спутников Земли, межпланетных станций. Запущенных к Венере и Марсу, макет автоматической станции «Луна-24», которая доставила на Землю лунный грунт. Экспозиция отражает основные этапы истории освоения космоса. Значительное место в экспозиции занимают материалы о международном сотрудничестве в космосе. У павильона стоит космическая ракета. На выставке представлены макеты гигантских ГЭС, построенных на территории СССР, демонстрируются модели новых агрегатов энергоблоков самых крупных в мире тепловых станций. Экспозиция павильона «Атомная энергия» посвящена достижениям ядерной физики. Здесь показаны макеты первой в мире промышленной станции, первого атомного ледокола «Ленин», исследовательских реакторов.

Павильоны «Животноводство», «Земледелие», «Зерно», «Технические культуры», «Картофель и овощи», «Садоводство» и многие другие показывают достижения сельского хозяйства в стране. Есть на выставке и специальный павильон, посвященный Москве.

Пропагандируя научно-технический прогресс, выставка передового опыта показывает все лучшее, что рождается на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в научных учреждениях.

Обойти выставку за один день невозможно – длина ее аллей около 65 километров. На помощь экскурсантам приходит внутривыставочный транспорт – микроавтобусы.

На выставке можно отдохнуть. Летом вся ее территория превращается в огромный сад. В зоне отдыха, на берегу пруда с самым высоким фонтаном выставки – «Золотой колос», расположен и самый большой ресторан того же названия. Всего на выставке около 40 ресторанов, кафе и закусочных, открыт дегустационный павильон Главвино, киоски для продажи сувениров.

Выйдя с территории выставки через Северный вход, нельзя не остановиться у скульптурной группы «Рабочий и колхозница».Эти два стальных исполина, летящие, взявшись за руки, и пробивающие серпом и молотом выход в астрал, известны всему миру.

22 мая 1936 года известный советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина получила распоряжение Совнаркома создать монумент для советского павильона на международной выставке в Париже. Требовался масштабный символ, утверждающий мощь и величие СССР, чтобы буржуи всего мира и пролетарии всех стран воочию убедились в победе социализма. Скульптуру решили делать из листов нержавеющей хромоникелевой стали. Через 10 месяцев статуя была готова, её вместе с каркасом разобрали на 65 частей и упаковали в ящики. Вместе с инструментами и подъемным краном она заняла 28 вагонов. Но когда ехали через Польшу, пришлось автогеном отрезать части скульптуры, не входившие в тоннель.

В Париже 24-хметровую громадину подняли на 34-хметровый фасад нашего павильона. Строению не было равных на выставке. Скульптура имела огромный успех. Французы даже вели переговоры о том, чтобы оставить монумент в Париже. Но после триумфального путешествия «Рабочий и колхозница» благополучно вернулись домой, где заняли непримечательное место на площади перед ВДНХ на 9-метровом постаменте.

27 марта 1998 года состоялась общественная акция по спасению скульптуры. Цель акции – создать общественный фонд спасения памятника. Акция возымела действие. На заседании общественного совета по градостроительству и архитектуре Москвы обсуждался проект переноса монумента на более эффектное место – над метромостом через Москву-реку у Смоленской набережной. Но против выступили многие архитекторы, которые считают демонтаж опасным. Скульптура может не выдержать новых испытаний на прочность.

Чтобы не распродать, не растащить «лакомый кусок», пришлось президенту издать специальный указ от1992 года, сохраняющий Выставку как единый комплекс.

В 1992 году по указу Президента России ВДНХ переименовали во Всероссийский выставочный центр – ВВЦ. Деятельность ВВЦ сочетает коммерческую и просветительскую.

Современный ВВЦ – это государственное акционерное общество( ГАО) со стопроцентным капиталом у его учредителей – Правительств Российской Федерации (69%) и города Москвы (31%).

Многие павильоны на территории ВВЦ отданы в аренду торговым фирмам. Поистине здесь можно найти все: от готового дачного дома до семян и кондитерских изделий. Для удобства посетителей выпущен специальный «Путеводитель по ВВЦ» с точными указаниями павильонов, торгующих фирм и товаров.

Билет №18, вопрос 3. Новый генеральный план Москвы 1917 год.

Новый Генеральный план Москвы был утвержден ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1971 г. (авторы Ге­нерального плана архитекторы М. Посохин, Н. Уллас, С. Болдырев, Н. Евстратов, Р. Каверин, С. Матвеев, С. Мишарин, А. Сотников, инженеры Ю. Болбот, И. Дремов, Л. Сорокин, Г. Фомин, А. Яновский). Новый Генеральный план столицы закрепил на расчетный срок в 20-25 лет территорию города и устано­вил на перспективу численность населе­ния. На основе научных прогнозов раз­вития градообразующих факторов были разработаны положения о дальнейшем совершенствовании градостроительной концепции, объединяющей социальные, экономические, технические и художе­ственные проблемы развития столицы СССР и прилегающих к ней территорий столичной области. Все это нашло отра­жение и в схеме районной планировки Московской пригородной зоны и Мо­сковской области.

Поскольку еще по плану 1935 г. лесо­парковый пояс, окружающий Москву кольцом шириной 50-60 км, являлся зо­ной, где запрещено строительство новых промышленных предприятий, послед­ние было намечено разместить в средних и малых городах Московской области по ее внешнему периметру - в Волоко­ламске, Дмитрове, Дубне, Клину, Мо­жайске, Серпухове и др. Так идея группо­вого расселения получила на этом примере конкретное воплощение.

Огромная территория города по Ге­неральному плану расчленялась на во­семь планировочных зон с населением до 1 млн. чел. в каждой. Зоны рассматри­вались как отдельные, относительно ав­тономные образования, в которых по идее генплана нужно было расположить места приложения труда и культурно-бытового обслуживания населения. Зоны отделялись друг от друга больши­ми зелеными массивами-клиньями, вхо­дящими в структуру города из лесопар­кового пояса, здесь должны были размещаться места отдыха москвичей.

Исторически сложившаяся часть Москвы образовывала основу центральной планировочной зоны и служила ядром общегородского центра. Семь центров остальных планировочных зон связывались между собой и центральной зоной, обеспечивая функционирование всей системы центров как единого цело­го. Дальнейшее развитие получила про­странственная ось Кремль - Лужни­ки - Юго-запад.

Таким образом, новый Генеральный план давал пример смелого развития ос­новных положений плана 1935 г. и вво­дил в структуру города новые решения в соответствии с развитием современной градостроительной науки.

В пределах Садового кольца Гене­ральным планом было намечено формирование законченных градострои­тельных ансамблей, причем новое гар­монично включалось в сложившуюся среду, а памятники архитектуры должны были активно войти в жизнь города. Для этой цели создается ряд заповедных зон, где намечается сохранить фрагменты архитектурной среды старой Москвы (районы Старого Арбата, Кропоткин­ской улицы, улицы Воровского и т.д.). Ведущая роль ансамбля Кремля в архитектурном образе центра города усили­валась благодаря его пространственно­му раскрытию.

Генеральный план намечал дальней­шее улучшение транспортной системы столицы. Образовывался ряд новых транспортных магистралей, проводи­лась модернизация пересечений ра­диальных и кольцевых магистралей с устройством пространственных развязок в разных уровнях, осуществлялась реконструкция старых улиц и проспек­тов - улицы Димитрова, Ново-Киров­ского проспекта и др. Было намечено создание двух новых кольцевых маги­стралей - одна, как было предусмотрено еще планом 1935 г., должна была соединить городские вокзалы, другая, пройдя по центрам планировочных зон, связать крупнейшие Городские парки - Соколь­ники, Измайлово и др. Кроме того, было намечено построить четыре хордовые городские магистрали, задача кото­рых - разгрузить радиально-кольцевую сеть столицы.

Генеральный план намечал значи­тельно расширить сети обслуживающих учреждений: гостиниц, торговых зданий, кафе, столовых, ресторанов, комбинатов бытового обслуживания, более чем вдвое увеличить сеть предприятий куль­турно-бытового назначения. Строитель­ство спортивных сооружений было на­мечено осуществлять во всех районах столицы. Широкие мероприятия по бла­гоустройству и озеленению города дол­жны были довести площадь зеленых на­саждений на одного жителя Москвы до 30 м2.

Москва получила таким образом на­учно обоснованную программу поэтап­ного градостроительного развития, не­посредственно связанную с планами социально-экономического и культур­ного развития столицы и ее превраще­ния в образцовый коммунистический город.

Работы по генеральному плану Москвы, в которых участвовали инсти­тут Генплана, МНИИТЭП, все мастер­ские Моспроекта и большое число спе­циальных научных учреждений, оказали важное методическое воздействие на теорию и практику всего нашего градо­строительства.

В течение 60-70-х годов велось раз­вернутое строительство крупных новых районов на периферии столицы, от­дельные жилые дома строились и в сло­жившейся городской среде, воздвига­лись крупные общественные здания, реконструировались промышленные предприятия и многие городские квар­талы, реставрировались ценные архи­тектурные памятники и ансамбли, в том числе Кремль. Если в первые годы инду­стриального домостроения строились только пятиэтажные жилые дома, то к концу 70-х годов в Москве возводились жилые дома до 16 этажей и более.

Одним из первых новых ансамблей столицы в рассматриваемый период стал ансамбль Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках, вве­денный в эксплуатацию в 1957 г. (А. Вла­сов, И. Рожин, А. Хряков, Н. Уллас, инж. В. Насонов и др.). На территории 160 га раскинулся спортивный и парковый комплекс, композиционным цен­тром которого стала большая спортивная арена с трибунами на 100 тыс. зрителей. Композиция всего ансамбля подчинена главной оси высотного корпуса МГУ. Общая симметрия компози­ции была несколько смягчена асимме­тричным размещением Дворца спорта, Детского стадиона и свободной плани­ровкой парковой зоны. В архитектуре всех сооружений выявлен четкий метри­ческий ряд вертикальных опор, придаю­щий комплексу стилистическое един­ство. Плавательный бассейн и малая спортивная арена по композиции по­добны друг другу, что подчеркивает их роль в общем композиционном замысле.

Так огромная территория Лужни­ков - самое неблагоустроенное место го­рода - превратилась в богато озеле­ненный и развитый по общей компози­ции спортивно-парковый ансамбль. В 1980 г. в связи с проведением XXII Олимпийских игр в Москве ансамбль стадиона в Лужниках был существенно обновлен.

Серьезно повлиял на формирование нового масштаба центральной части Москвы ансамбль новой магистрали го­рода - проспект Калинина, созданный в 1962-1968 гг. (М. Посохин - руководи­тель, А. Мндоянц, Г. Макаревич, Б. Тхор, Ш. Айрапетов, И. Покровский, Ю. Попов, А. Зайцев, инженеры В. Сно, В. Николаев, Л. Гохман). Проспект образует начало западной радиальной магистрали столицы (проспект Кали­нина - Кутузовский проспект - Минское шоссе), играющей важную роль в транс­портной системе города. Создан сто­личный ансамбль, где все - от общего принципа застройки до деталей благо­устройства и рекламы - подчинено еди­ному замыслу и выполнено по единому проекту.

На южной стороне проспекта в его новой части - между Арбатской пло­щадью и Садовым кольцом - на рас­стоянии 800 м размещены четыре адми­нистративных здания, поднимающихся над протяженным слегка изогнутым в плане двухэтажным корпусом торго­вого блока. На северной стороне торца­ми к проспекту стоят пять 24-этажных жилых домов, двухэтажные блоки мага­зинов и киноконцертный зал «Октябрь». Четкий ритм высоких зданий, широкие плоскости нарядных витрин торгового центра, крупномасштабная мозаика за­ла, посвященная теме Октябрьской революции (художники Н. Андронов, А. Васнецов, В. Эльконин), придают ар­хитектуре проспекта праздничный ха­рактер. Обращает на себя внимание хо­рошо проработанный поперечный про­филь улицы с широкими тротуарами (особенно с южной стороны, вдоль тор­гового центра), местами для отдыха и обильным озеленением.

В месте пересечения проспекта Ка­линина с Москвой-рекой образовался важный градостроительный узел. Во второй половине 60-х годов, здесь, на оси головной части Кутузовского про­спекта, возникла вертикаль комплекса СЭВ. Ведущее положение в этом узле за­нимает Дом Советов РСФСР (Д. Чечулин), замыкающий излучину р. Москвы. Еще выше по течению реки поднялись объемы Международного центра торго­вли (М. Посохин, В. Кубасов). Однако при всем своеобразии и высоких архи­тектурных качествах этих объектов еди­ного ансамбля в решении интересного градостроительного узла не получилось.

К XXII Олимпийским играм в Мо­скве (1980 г.) было построено несколько десятков крупных спортивных, универ­сальных спортивно-зрелищных, гости­ничных и других зданий и сооружений. Они размещены в различных зонах сто­лицы. В значительной части строитель­ство этих объектов помогло осуществле­нию программы культурно-бытового обслуживания жителей столицы, по­скольку после Игр они поступили в рас­поряжение москвичей. Строительство олимпийских объектов способствовало реконструкции столицы (например, в районе Северного луча, где был создан Олимпийский проспект).

К концу 70-х годов практически все свободные территории Москвы в пре­делах отведенной границы были за­строены. Жилищное строительство перемещалось в районы, ранее за­строенные, плотность которых была яв­но занижена. Возникла необходимость разрабатывать технико-экономические основы нового Генерального плана го­рода.

В процессе реконструкции столицы укрупнялся ее градостроительный масштаб, возникали обширные панорамы застройки городских районов, в облике Москвы появлялись новые черты. В соответствии с положениями Генерального плана развивалась транс­портная сеть, в том числе - метрополи­тен. Были сделаны первые шаги в фор­мировании центров новых планиро­вочных зон города. Основные положе­ния Генерального плана проверялись жизнью.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.011 с.)