Эволюция архитектуры театральных зданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция архитектуры театральных зданий



20-е годы были временем необычайно интенсивного развития театрального искусства. Новаторская режиссура часто вступала в противоречие с каноническим построением театра, сложившимся еще в XVII—XVII вв. В поисках новой пространственной структуры театра проводились конкурсы, в которых принимали участие и архитекторы других стран. Проектный материал конкурсов позволил выявить принципиально новые объемно-пространственные решения, воплощенные затем в театрах Ростова-на-Дону, Новосибирска, Харькова. Большим архитектурным событием был международный конкурс на проект музыкального театра в Харькове (1930-1931 гг.). Высшей премией был отмечен проект братьев Весниных. Их композиция была во многом определена выявлением овальной формы зрительного зала. Авторы предусмотрели возможность разнообразной трансформации пространства зала. Архитектор М. Бархин и Е. Вахтангов при активном участии В. Мейерхольда, в проекте театра его имени отказались от традиционной сцены, отделенной от зрительного зала порталом. Они создали в центре зала открытую игровую площадку, окруженную амфитеатром зрительских мест. Под амфитеатром располагались помещения, обслуживающие зрителей и актеров. Театр в таком виде построен не был. Вместе с тем в области театрального искусства к концу 20-х годов обозначился заметный поворот в сторону традиционализма — в соответствии с лозунгом А. Луначарского «назад, к Островскому». Здание Ростовского театра оперы и балета им. Горького построено в 1930—35 гг. по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха. Внешним видом театр напоминает трактор. Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма Лестничные клетки и коридоры, фланкирующие основной объем, напоминают гусеницы трактора. Сопоставление глухого лапидарного объема зрительной части с остекленными вертикальными пилонами лестниц создавало ощущение контраста, а пандусы и боковые «галереи-мосты» на гигантских колоннах, воспринимающиеся во множестве изменяющихся ракурсов, придавали зданию динамизм Вторая половина 30-х характерна строительством большого кол-ва театров. У многих из них прослеживается ощущения противоречия, неслаженности отдельных элементов. Связано это с тем, что проектирование большинства из этих зданий начиналось тогда, когда преобразования сценографии требовали принципиально новой структуры театра, а кончалось их проектирование когда обозначился поворот к традиционному типу зрелища. В результате композиция театральных зданий как бы перестраивалась на ходу. Забота о градостроительной значимости этих зданий часто приводила к излишней монументальности. Например Новосибирский театр оперы и балета (А.Гринберг и Т. Барт) Задумывался он в духе ульрановаторских идей в сценографии, в 1934 в ходе строительсьва уже переделан Щусевым и Бикенбергом. Сокращена вместимость с 2500 до 1900, появился на фасаде 12-колонный портик, отделка переделана под классицизм. В результате получилось сооружение увенчанное куполом(D=60см). Также один из крупнейших театров этого времени-— Центральный театр Советской Армии в Москве (1934-1940 гг.). Авторы проекта К. Алабян и В. Симбирцев. Звездчатое в плане здание Объем театра поставлен на мощный подиум, обработанный грубо околотым гранитом, широкая лестница ведет к главному входу. Решение необычной задачи повлекло за собой и большие потери: преувеличение числа и размеров лестниц, завышенные площади холлов и фойе, наличие ряда не предусмотренных программой помещений, значительное ухудшение акустики, конструктивные усложнения и т. д. Начиная с 1935 г. На основе ряда конкурсов была обоснована возможность создания театров массового типа театра с кубатурой на зрителя вдвое меньше. Также была уменьшена вместимость. Были разработаны принципы размещения зрителей с учетом видимости и слышимости. В 60-70 годы происходили поиски новых композиционных приемов и образа театра. В большинстве случаев они становились важным элементом формирования центра города. Часто авторы искали решение творческого развития национальных и местных традиций архитектуры, активно используют синтез искусств. Получают разработку идеи трансформации пространства сцены и зала. Пример Тульский драмтеатр (арх.Красильников) В основе плана-квадрат 60х60м. Вход смещен влево, а его портал в виде рамы со скульптурой уравновешивают объем сценической коробки.Путем трансформации партера, карманов сцены и оркестровой ямы, его вместимость изменяется:600,800,1360 зр. Сложную задачу пришлось решать В.Кубасову, В.Ульяшову, А.Шикунову при проектировании в Москве нового здания МХАТа на Тверском бульваре. Здесь уже существовала коробка театрального здания. Внутреннее пространство развивалось по сложившейся традиции. Глубинная сцена с просцениумом и карманами была оснащена самым современным оборудованием. В интерьере использован прием перетекающих пространств, изобретательно применяя при этом освещение для акцентирования переходов. Несмотря на все это внешний облик театра получился излишне тяжелым и по пропорциям и по цвету темной туфовой облицовки, а большая емкость театра исключает интимность, которая была присуща старому зданию.



Б. 21В. 3 типизация и индустриализация сов. Арх Идея собирать дома из стандартных элементов начала пробивать себе дорогу в нашей стране еще в первые годы Советской власти. Правда, она относилась поначалу к строительству деревянных домов заводского изготовления. Были разработаны и типовые проекты нескольких типов одно-двухэтажных жилых домов и даже небольших зданий общественного назначения.

Схожие поиски вел коллектив, возглавляемый М. Я. Гинзбургом. В 1931 году другой замечательный советский архитектор — Н. А. Ладовский — запатентовал изобретенную им систему «каркасного жилища». Вот как он ее поясняет: «Предлагаемое изобретение имеет целью дать возможно большую стандартизацию жилых зданий и наиболее полное фабрично-заводское производство стандартных деталей здания путем заготовки стандартных отдельных ячеек-кают с внутренним оборудованием и мебелью, с установкой этих кают в любое место сооруженного для этой цели каркаса».

 

но в середине тридцатых годов в архитектуре все более укреплялась линия освоения классического наследия, и архитекторы в большинстве своем были склонны относить вопросы индустриального домостроения к числу чисто технических, а потому не требующих творческого вмешательства архитектора в работу подчиненных ему специалистов-смежников инженерного профиля. Правда, так думают не все. Архитектор А. К. Буров совместно с Б. Н. Блохиным строят в Москве несколько многоэтажных жилых домов из крупных блоков. С ажурными бетонными ограждениями лоджий на всю высоту этажа.

Крупноблочное, а затем и панельное строительство постепенно,набирает темпы в послевоенные годы. Однако пока архитекторы, похоже, больше озабочены не тем, как использовать те специфические средства архитектурной выразительности, которые может дать им новая конструкция, а тем, как их спрятать, как задрапировать панельный дом под «нормальный», кирпичный.

Как это ни парадоксально, в отечественной практике открытый стык панелей был предложен и впервые осуществлен академиком И. В. Жолтовским, одним из главных ревнителей архитектурной классики. Он решительно отказался от ложных, неконструктивных накладных элементов

В1932 г. Моссоветом были утверждены «Строительные правила», которые имели в виду повышение уровня благоустройства и размера квартиры (Площадь квартиры в две комнаты увеличивалась с 30—35 до 35—40 м2; для квартир в три комнаты — с 40—45 до 50— 60 м2; для квартир в четыре комнаты — с 60 до 70—75 м2; допускались пятикомнатные квартиры площадью 85 — 100 м2.). Вместе с тем нужда в жилище, стремление дать наибольшему числу трудящихся возможность жить в благоустроенном доме приводили к покомнатному заселению и предназначавшаяся для одной семьи квартира становилась коммунальной. Планировочное решение секций и квартир вступало в противоречие с реальными условиями расселения.Организация поточного производства на домостроительных комбинатах требовала унификации строительных деталей. В условиях, когда строительная база только закладывалась и на первом плане стояла задача увеличения объемов домостроения, необходимо было свести номенклатуру, то есть число типов выпускаемых строительных изделий, к минимуму. это было осуществлено за счет многократного тиражирования и комплектной поставки на стройку полного набора изделий для стандартного, типового, дома.

Индустриализация требует унификации. Это вполне понятно, так как стандарт лежит в основе любой индустрии. Но вот из требования унификации невозможно однозначно вывести требования типизации. Тем более типизации на уровне всего дома. В самом деле, ведь можно типизировать, то есть сделать стереотипно повторяемым, лишь какую-то часть, какой-то конструктивно-планировочный элемент дома, например секцию, лестнично-лифтовой узел или квартиру. А можно вообще каждый раз собирать совершенно особенный, индивидуальный дом из унифицированных, стандартных элементов заводского изготовления.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.006 с.)