Восстановление городов и посёлков, разрушенных в период ВОВ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление городов и посёлков, разрушенных в период ВОВ.



С первых же дней войны архитекторы активно участвовали в военном строительстве, в частности проводили большие маскировочные работы.

После войны в руины было превращено около 1710 городов и ПГП, 70 тысяч деревень и сел, 32 тысячи промышленных предприятий. Почти полностью были разрушены Сталинград, Минск, Севастополь; тяжелейшим разрушением подверглись Ленинград, Новгород, Киев и многие другие города. Гитлеровцы сознательно уничтожали памятники национальной истории и культуры. Стирая с лица земли монументы и памятники архитектуры, фашисты стремились уничтожить национальное самосознание народа.

В 1942г утверждается комиссия по учету и охране памятников истории и архитектуры.

С начала 1942г начинаются восстановительные работы Москвы и области (она становится для архитекторов основной

Первоочередные восстановительные мероприятия в стране были закончены еще в первое послевоенное пятилетие – к 1950 году, а весь огромный объем восстановительных работ был завершен уже к 1955 году.

Началась работа по планированию городов, пострадавших во время войны (1943). Были созданы специальные мастерские, разрабатывающие планы восстановления городов (Руднев курировал восстановительную работу в Воронеже). В 1943 г Воронеж был разрушен на 93%, наиболее ценные здания были взорваны. Была мысль о том, что город можно восстановить на новом месте (это было выгодно в экономическом плане). Люди возвращались в свои дома (одноэтажки на склонах в основном сохранились). Арх. Троицкий возглавил восстановительные работы (43-55). К концу 44 г был разработан план реконструкции Воронежа.

За период 45-50 г были разработаны генпланы 250 российских городов.

В 45 г выходит постановление, в котором отмечены 15 старейших городов, наиболее пострадавших в годы войны. Эти города финансировались и восстанавливались в первую очередь.

Особенно сложным было восстановление Сталинграда. Город лежал в руинах, не осталось ни одного целого здания. Генплан города разрабатывался под руководством Алабяна. Генплан предусматривал раскрытие6 на Волгу, от которой он был раньше практически отрезан ж/д путями, сплошной лентой складов, нефтебаз, водозаборов, промышленных предприятии. Промышленные предприятия, растянувшиеся вдоль реки, объединялись по генплану проспектом Ленина друг с другом и с центра, который создавался заново. Неудобные для застройки крутые из­резанные откосы Волги и склоны хол­мов были отведены под озеленение, массивы которого связывали с рекой продольные городские магистрали и вместе с тем создавали защитные зоны в виде парков и садов.

В генеральном плане были и недо­статки-недостаточно учтены перспек­тивы роста населения и механического транспорта, измельчены отдельные кварталы, преувеличены территории, от­водимые под индивидуальную застрой­ку, и т. д.

Восстал из руин и другой город-ге­рой-Севастополь. Г. Бархин заложил в основу его генерального плана идею раскрытия центральной части к морю и создания выразительных ансамблей, увековечивающих героическую оборону города. Более органичное объединение отдельных частей города, расчлененных бухтами со значительным перепадом ре­льефа, обеспечивалось путем создания кольцевой магистрали. Было упорядоче­но зонирование промышленных терри­торий.

Разработанный под руководством А. Щусева генеральный план Новгорода предусматривал сочетание новой за­стройки с уникальными памятниками старины, которым был нанесен огромный ущерб и восстановление ко­торых входило в число первоочередных мероприятий.

Решительной реконструкцией сопро­вождалось восстановление города Ро­стова-на-Дону по генеральному плану, разработанному под руководством В. Семенова. Большие разрушения по­зволили автору ликвидировать два крупных недостатка города, образовав­шихся в его хаотической дореволюцион­ной застройке,- освободить набережную Дона от антисанитарных зданий мелких мастерских заводов, нефтебаз и разного рода складов для разбивки на этом ме­сте зеленого партера и соединить огромный железнодорожный район с центральным районом города при по­мощи устройства путепровода общей длиной 287 м.

Примером коренного преобразова­ния города является восстановление Минска. Еще в 1944-1945 гг. специальная комиссия архитекторов в составе Н. Колли, И. Лангбарда, А. Мордвинова, В. Бабурова, Б. Рубанен-ко, В. Семенова и А. Щусева разработала «эскиз-идею» планировки Минска, поло­женную затем в основу генерального плана восстановления города, 80% за­стройки которого было разрушено окку­пантами.

Следуя установившимся принципам реконструкции советских городов, ав­торы сохранили в основном сложив­шуюся в прошлом планировочную структуру города, но подвергли ее реши­тельному улучшению. Создавалась крупная автомобильная, тракторная, велосипедная и радиотехни­ческая промышленность, а разрушения представляли возможность усовершен­ствования структурных узлов генераль­ного плана.

В условиях быстрого восстановления не всегда удавалось осуществить необ­ходимую перепланировку и застройку сел. Для улучшения проектного дела со­здавались новые республиканские и областные проектные организации, разрабатывавшие проекты планировки колхозных поселков, отдельных зданий и сооружений. На их основе разверну­лось массовое восстановительное строи­тельство в сельской местности. Один из лучших примеров восстано­вления и переустройства с. Некрасово Калининской области (В. Рязанов).

Композиционной основой работ явилось четкое деление территории сел на селитебную часть с общественным центром и производственную, располо­женную на отдельном участке и отделен­ную от первой полосой зеленых наса­ждений. Жилая зона в зависимости от размеров села членилась на кварталы. Производственная зона также состояла из ряда секторов.

Наряду с восстановлением постра­давших сел и деревень в районах, уда­ленных от фронта, осуществлялось строительство новых сельских насе­ленных мест.

К сожалению, примеры хорошего ар­хитектурно-художественного решения сельских построек были немногочис­ленны. Основная масса животноводче­ских ферм и других сельскохозяй­ственных производственных комплек­сов не отличалась архитектурными достоинствами. Главный их недостаток заключался в большой разнородности зданий, отсутствии архитектурного единства возводимых построек и ком­плексного подхода, необходимого при создании крупных ферм. Несмотря на постепенное расширение сферы приме­нения типовых проектов производ­ственных зданий, они оставались разно­характерными, редко использовались индустриальные методы строительства, учитывались прогрессивные формы ме­ханизации производственных процес­сов.

10(3) Ива́н Ильи́ч Леони́дов (1902—1959), русский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной» архитектуры.

Окончил московский Вхутеин (1927), где учился у А. А. Веснина (См. Веснины). Преподавал там же (1928—30). Один из руководителей ОСА. Л. внёс большой вклад в архитектуру Конструктивизма поисками форм, связанных с социальным переосмыслением задач архитектуры. В проектах Л. 1927—34 проявились новое понимание принципов застройки современного города (максимальное использование природных условий, строгое отделение производственной зоны от жилой, свободная планировка, застройка городов малоэтажными домами облегчённой конструкции и многоэтажными башенными домами), стремление выявить художественные возможности предельно лаконичной формы здания (простые геометрические объёмы) и использовать новейшие конструкции (Институт библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, дом Центросоюза, 1928, Дом промышленности, 1929—30, — все в Москве; памятник X. Колумбу в Санто-Доминго, 1929; проект расселения при Магнитогорском комбинате, 1930). Разработал ряд проектов культурно-просветительных учреждений (клуб нового типа, 1928; Дворец культуры, 1930). Среди осуществленных работ Л. — комплекс парковых террас с лестницей (1937—38) в санатории им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске.

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.

Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.

Конкурсный проект кинофабрики в Москве на Ленинских горах

Состав помещений — ателье, правление, гараж, мастерские, подстанция. В основе проекта лежит функция — технология кинопроизводства. Размещая проект на участке архитектор располагает здания между двумя парками, одного вытянутого в направлении север-юг, второго — с большими площадками для размещения декораций. Главное здание фабрики — ателье. Одна сторона открывается, для проведения съемок. Все корпуса фабрики создают единое пространство. В отдельности их представить нельзя. Очень гармонична прорисовка генплана. Все на своих местах, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Это законченное произведение, напоминающее композиции Казимира Малевича.

Проект клуба нового социального типа (варианты А и Б) 1928г.

Эти проекты Леонидов выполнил по собственной инициативе для иллюстрации доклада о новом типе клуба на Первом съезде ОСА в 1929 году. Вообще тема клубов и их архитектуры была одной из любимых тем Леонидова. По его мнению клуб в условиях социалистического строительства должен предоставить максимальные возможности для всестороннего развития человека, а отдых должен иметь активный, а не пассивный характер. Поэтому вместо традиционного театрального зала он ввел новый тип зала, который предоставлял возможность трансформации для проведения любых действ (лекции, кино, собрания, и другие), а также использовать в качестве планетария. Состав помещений — большой зимний сад научного типа, спортзал, детские клубные комнаты. Обязательное устройство большого парка, спортивных площадок и большого демонстрационного поля.

Здание наркомтяжпрома так и не было воплощено в реальность, хотя конкурс на его проект был уникальным - пример мегапространственного развития - оказал влияние на пространственное развитие Москвы. Зданию было отведено пространство на Красной площади на месте ГУМа, его энциклопедические масштабы сделали бы находящийся рядом с ним Кремль игрушкой - это единодушно демонстрируют разные проекты Весниных, Леонидова, Мельникова, Фомина.

11(1) Основные положения генерального плана реконструкции Москвы 1935г. и их влияние на градостроительную практику в стране.

Генеральный план реконструкции Москвы — первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым.

Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта — мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства.

Планировалось строительство метрополитена и канала Москва—Волга, расширение важнейших центральных улиц и площадей, сооружение гранитных набережных и усовершенствованных мостовых, общественных, жилых домов и школ, фабрик-кухонь и столовых общественного питания, заводов механизированного хлебопечения и холодильников, развитие теплофикации и упорядочение снабжения населения топливом, рост водоснабжения, улучшение дела очистки города и т. д.

Решено было превратить набережные Москва-реки в основную магистраль города с облицовкой берегов реки гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со сквозным на всем их протяжении движением.

Реконструировались площади (привокзальные, Триумфальную, Смоленскую…) и улицы города, выпрямлялись и расширялись основные радиальные и кольцевые магистрали (мин.30-40м.). Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов.

Были проведены большие работы по озеленению и благоустройству города, разбиты крупные парки (Измайловский, Парк культуры и отдыха).

Был разработан метод передвижения домов (инж. Гендель), для сохранения памятников архитектуры (было передвинуто 6 домов). Остальные здания сносились. В результате произошло сокращение количества объектов, находящихся под охраной с 7000 до 3000 ед. снесли Триумфальную арку Бове (позднее её восстановили), Сухареву башню, стены и башни Белого города.

Были возведены общественные здания: Всесоюзная Государственная библиотека им. В. И. Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду, Центральный театр Советской армии, Академия им. Фрунзе, стадион "Динамо", гостиница "Москва", концертный зал им. П.И.Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал и др. Они способствовали формированию нового облика площадей и магистралей столицы.

Великая Отечественная война приостановила стройку, но основа реконструкции уже была заложена, и с окончанием боевых действий строительство вернулось на прежние рельсы. В итоге, к 1953 году была проведена грандиозная реконструкция Москвы, которая создала тот облик столицы, который мы называем "сталинским".

Москва была полигоном для проверки градостроительных приёмов. В реконструкции других городов очень часто московский опыт принимали некритично, без учёта своеобразия конкретной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.018 с.)