Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура западной европы рубеж 19 – 20 веков

Поиск

(МОДЕРН)

Стремительный технический прогресс. В архитектуре сформировался стиль модерн в переводе с французского «современный». Во Франции и Англии стиль называется «Ар - нуво» в переводе «новое искусство», в Германии «Югэнд» в переводе «молодой», в Австро – Венгрии «Сецессион» в переводе «уход». В конце 19 века модерн начался в графике и прикладном искусстве (признаки: импульсивные, нервные линии; цветные витражи).

Модерн в архитектуре. Источником вдохновения вся архитектура от древних сооружений до японских домов, а также все, что было создано природой – растения, раковины, чешуя рыб, пряди женских волос и прочее. То есть главным стал принцип импровизация на выбранную тему. Пример, в Бельгии архитекторы Анри ванн де Велде; в Австрии – Отто Вагнер; во Франции – Эктор Гимар, Огюст Перре; Германия – Август Эндель; в Англии – Чарльз Ренни Макентош; в Вене – Адольф Лоос.

В странах северной Европы модерн связывали с национальным прошлым. Например, строили здания в Голландии из кирпича, близким к традициям 17 века, а во Финляндии Сааринен обратился к деревенским срубам и фольклорным орнаментам.

Антони Гауди (Испания). Отец, дед и прадед были гончарами. Идеалом жизни он выбрал готику. Первый заказ Гауди – это особняк для владельца керамических изделий. 1878 – 1885 особняк представлял собой постройку с башнями – беседками на крыше, стены облицованы мозаикой из керамической цветной плитки. Таким образом Гауди показал горожанам образцы продукции владельца особняка. В 1883 году Гауди познакомился с Гуэлем, богатейшим аристократом промышленником, который стал постоянным заказчиком мастера. Гауди жил и работал в Барселоне. В 1900 году они задумали построить на окраине Барселоны «городской – сад», но вскоре строительство было прекращено, так как это оказалось невыгодным делом и вместо, города был сооружен парк «Гуель». Это был парк – шутка, зрителей постоянно вводят в заблуждения. Здесь соединена архитектура со скульптурой.

Дом Батло 1904 – 1906 года. На основе старого жилого дома Гауди выполнил реконструкцию: изменил планировку дома; на первых 3 этажах устроил дорогие апартаменты с изогнутыми каменными ограждениями, напоминающими скелеты фантастических животных или всплески вулканической лавы; стены облицованы битым стеклом оттенками голубого цвета, которые нигде не повторяются; главный фасад похож на змеиную кожу, это впечатление усиливает крыша из черепицы, напоминающие чешуйки. Дом Батло предстает таинственным существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника.

Дом Мила. Здесь каждая квартира уникальна. Волнистые наружные стены определяют внутреннюю планировку, в которой нет прямых углов и ровных коридоров. На кр ыше дома каменные цв еты, странные существа.

Самое знаменитое сооружение – Церковь Сограда Фамилия в переводе на русский церковь святого семейства. 1984 – 1926 года создания церкви. По задумки Гауди церковь эта должна была стать своеобразной Евангельской энциклопедией – собрание сюжетов и образов из Нового завета, которые дают представления о земной жизни Иисуса Христа. Главный фасад посвящен Божеству Богоматери, его вход – основным христианским добродетелям. Шпили символизируют апостолов. На внутренних дверях изображены 10 заповедей. На капителях колонн – добрые дела, а на их базах – грехи. Все фасады покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла. У церкви имеются 3 портала и несколько уровней. Над близ лежащими улицами перекинуты лестницы благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки.

.

Виктор Орта. Широко использовал металл, который он считал живым органичным материалом, способным превращаться то в струи волы, то в цветы, то в клубы табачного дыма. Мир металла, стекла и света, превращали творения Орта в уникальное жилища удобное, но далекое от реальности.

Анри ванн де Велде. Зодчий создал проект здания, интерьер, мебель, посуду, мелочи быта и модели домашней одежды в едином стиле.

Петер Беренс. Беренс стал первым европейским специалистом, создавший единый представительский стиль компании. Он занимался проектированием внешнего вида продукции. Первым сооружением стала Турбинная фабрика в Берлине. Главный корпус был смонтирован из металлических конструкций, что освободило внутреннее пространство от опор; наружные стены в основном стеклянные с металлическими перегородками. Железобетонные стены фасада имитируют циклопическую кладку (из огромных каменных глыб).

Эктор Гимар. Впервые сделал металлическую конструкцию, ставшим одним из элементов архитектурного решения в зданиях. Если Эйфель рекламировал, метал, как конструктивный элемент, то Гимар показал его пластические возможности. Улицы Парижа украсили изогнутые сооружения похожие на огромные ювелирные украшения. Павильоны трех станций метрополитена были выполнены из стандартных металлических элементов, цветного стекла и вставок из эмали. Сооружения напоминали разнообразных насекомых: бабочек, стрекоз, жуков. Это была первая попытка придать транспортному сооружению художественный облик. Благодаря Гимару появился новый термин «стиль метро» - одно из наименований стиля модерна.

Модерн в России

Проиграна русско – японская война 1904 – 1905 года, революция 1905 – 1907 года, первая мировая война 1914 – 1917 года, февральская революция 1917 года, октябрьский переворот 1917 года. Наука, литература и искусство переживают расцвет.

Конец 19 столетия. Творческая интеллигенция: художники, поэты, архитекторы образовывают артистическую «колонию», целью которой было возрождение художественных народных промыслов. Они образовались в Абрамцево в имении Мамонтова.

Церковь Спаса Нерукотворного 1881 – 1882 года, по проекту Поленова и Васнецова, прототипом для нее послужил храм Спаса на Нередице близь Новгорода, 12 века. Чтобы подчеркнуть древнерусский характер авторы сознательно сделали стены немного кривыми, для красочности имеется облицовка керамической цветной плитки. Данная церковь стала первым памятником одного из направлений стиля модерн – неорусского.

Подобно Абрамцеву стало имение Талашкино под Смоленском. Эта усадьба княгини Тенешивой (певицы и художницы). Она собирала по всей России предметы декоративно – прикладного искусства, так открылся уникальный музей русской старины. В 1900 году ее эвакуировалась в Париж и увезла все с собой. В 1901 году художник Малютин спроектировал «Теремок» - в духе приукрашенной русской старины.

 

Федор Шехтель. Он строил городские особняки, дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки и даже бани, оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель и прочее.

Классическим примером модерна считается особняк Рябушинского на Малой Никитской улице 1900-1902 гг. Сейчас особняк выглядит иначе. В 1931 г особняк был частично перестроен. Каждый фасад здания имеет неповторимый облик. Окна, балконы – неправильной формы и разного размера. Оконные переплеты изгибаются, словно ветви деревьев. Желтые стены украшены голубым мозаичным фризом с изображение ирисов, орнамент решетки-ограды состоит из спиралей. Интерьер дома также спроектирован Шехтелем. Окна украшены витражами в виде гигантского крыла бабочки, на полу мозаика, похожая на водную зыбь, на потолке лепнина: кувшинки, морские звезды, улитки, светильник похож на гигантскую медузу, а с капители колонны свисают змеи. Перила лестницы напоминают морскую волну. То есть все подчинено общей теме – водной стихии.

В 1901 г Шехтель спроектировал российские павильоны на международной выставке в Глазго (Шотландия). Павильон напоминал сказочный терем по мотивам древнерусских былин (неорусский стиль).

Здание Ярославского вокзала. Это воплощение темы природы и зодчества русского севера, что соответствует северному направлению железной дороги. Фасад оформлен керамическим панно, выполненным в Обрамцевской мастерской. Интерьер оформлен картинами художника Коровина. Крыша состоит из элементов, напоминающих кокошник. Цветовая гамма сдержанная.

 

«Северный» модерн Санкт-Петербурга. Этот стиль родственен архитектурным традициям скандинавских стран. Характерные черты:

1) Подчеркнутая строгость отделки (Это кладка из неотесанного камня, в основном серого корельского гранита. Это цементная штукатурка, поверхность которой напоминала болотный мох).

2) Обязательно скульптурный рельеф с растительными мотивами. Иногда витражи с изображением листьев цветов и диковинных птиц.

Одним из ведущих архитекторов был Федор Лидваль. Он строил бани, учебные заведения, доходные дома и прочее. Пример, доходный дом на Каменноостровском проспекте.

Первое десятилетие 20 столетия возрос интерес к классике, так сложилось новое направление неоклассицизм, которое противопоставило стихийным формам модерна логику и ясность.

Архитектура 20века.

Конец 19века ознаменован изобретением стального проката и железобетона, 20век – алюминиевых сплавов, полимеров, новых модификаций светопрозрачных материалов. Новые художественные течения охватывают весь мир.

Направления 20века:

1. Функционализм.

2. Экспрессионизм.

3. Органичная архитектура и регионализм.

4. Модернизм – вторая волна (1945-60года).

5. Структурализм.

6. Историзм.

7. Постмодернизм.

8. Хай-Тек.

9. Неомодернизм, деконструктивизм.

10. Символизм.

11. Архитектура конца века.

Характерная черта – разнообразие направлений. Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили методы строительства. Зародились идеи конструктивизма и рационализма (когда архитектура ориентируется на физические свойства материалов и конструкций). Эти идеи развились в новые направления – функционализм.

 

Функционализм.

Начало 20-х годов 20века. Цель – оздоровление городов, улучшение жизни человека на основе достижений социального и научно-технического прогресса.

В СССР в 1922году во главе с архитекторами Н.Ладовским, В.Кринским и инженером Лолейтом Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) работали над созданием новых типов зданий, отвечающих новым социальным процессам и формам общественной жизни. Наибольшее их внимание привлекала разработка рабочего клуба.

В 1925 году возникло объединение современных архитекторов ОСА, которое возглавили В.и А.Веснины и М.Гинсбург. В компоновке здания они считали главным функциональную и конструктивную организацию пространства. Это направление получило наименование конструктивизм.

 

Вальтер Гропиус и комплекс зданий «Баухауза» 1919 год. «Баухауз» – это высшее архитектурное и художественно – промышленное училище. «Баухауз» провозгласил идею воссоединения искусства, техники и науки. Занятия шли, одновременно, в творческих и производственных мастерских, там создавали недорогие доступные предметы быта. Например, столы и стулья с использованием стальных труб.

Обувная фабрика «Фагус». Наружные стены здания заменены стеклянными панелями, то есть, освобождены от несущей функции. Такое оформление назвали навесной стеной.

В 1933 году с приходом к власти нацистов «Баухауз» был закрыт, зодчий иммигрировал в Англию, позже в США. Его работы – это комплекс зданий Гарвардского университета 1950 год, в США; университет в Багдаде; здание посольства США в Афинах 1961 год; небоскреб авиакомпании Панамерикенэрлайнз в Нью – Йорке 1963 год.

Функционалисты признавали только утилитарность, то есть целесообразность. Они отвергали национальные традиции, поэтому данный стиль получил название – международный или интернациональный.

Людвиг Мис ванн дер Роэ. Один из ведущих архитекторов в Германии и США. В 20 – 30 годах 20 века разрабатывал идею «свободного плана», то есть неподвижными оставались лишь стены между секциями, лестничными клетками и санузлами, а внутреннее пространство менялось с помощью подвижных перегородок. Эту идею он воплотил в 1927 году на международной выставке в Штудгарде по теме «современное жилище». Еще особенностью его проектов заключается в том, что «тело» здания – это коробка параллелепипеда и ни одной деталью не выступает из заданного объема.

Небоскребы Роэ определяют облик для современных Чикаго и Нью – Йорка. Концепция стекла и металла сделалась архитектурным стандартам для многих зодчих.

Экспрессионализм.

Это ветвь общего направления в искусстве, объединившего литературу, музыку, кино, изобразительные искусства. Архитектурным произведениям присуща подчеркнутая эмоциональная выразительность композиции, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм. Центром подобной архитектуры становится Германия (20-егоды). Символом экспрессионизма стало построенное Э.Мендельсоном здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна». Оно запроектировано как своеобразное здагин-скульптура с пластичными монолитными ж/б формами.

Знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в Роншане по проекту Ле Корбюзье (1950-55).

Интересны объекты, где конструкции используются чисти декоративно,иногда компонуя ложнотектоническую форму. Пример – Оперный театр в Сиднее (арх.Утцон).v

Знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в Роншане по проекту Ле Корбюзье (1950-55).

Наиболее экспрессивной оказалась тема опирания здания на основание через одну точку. Во второй пол. 20века эта идея реализуется в виде «опрокинутой «пирамиды. Пример – здание художественного музея в Каракасе (Нимейер), главный павильон Канады на Экспо-57 в Монреале. Позже Нимейер возводит зрительно неустойчивую форму здание палаты представителей в центре новой столицы Бразилии. Идея здания – шара, предложенная И.Леонидовым широко эксплуатируется, например,в комплексах Дефанс и парке Ла Виллет в Париже.

Знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в Роншане по проекту Ле Корбюзье (1950-55).

 

Лэ Корбюзье. Настоящее имя Шарль Эдуард Жанере, из Швейцарии. Не получил специального образования, но много путешествовал, занимался самообразованием и дружил с Вальдерем Гропиусом. В 1922 году Ле Корбюзье вместе с двоюродным братом открыл в Париже проектную мастерскую. Главной темой его творчества стала разработка принципов строительства современного города и жилища. Он выдвинул идею дома с ячейками, стандартизированными, как костяшки домино (проект Дом - Ино). Это был первый в истории проект каркасного дома для серийного производства.

Ле Корбюзье разработал «5 пунктов архитектуры»:

1. Дом устанавливается на опорах, чтобы под ним сохранялась зеленная зона.

2. Свободная внутренняя планировка.

3. Не несущая наружная стена, то есть оформление фасада зависит от планировки.

4. Оконные проемы сливаются в ленточные окна, которые дают лучшее освещение.

5. Крыша – терраса, которая возвращает зелень, отобранную зданием.

1928-30 года Ле Корбюзье спроектировал здание Центросоюза СССР.

Здание выходит на параллельные транспортные магистрали. Стеклянная навесная стена и сочетание тёплых по тону шероховатых поверхностей. Ежеминутная меняющаяся картина неба (которая отражается в окнах) разрушает впечатление геометризма и является одним из поэтичных произведений функциональной архитектуры.

Во время второй мировой войны мастер посвятил себя живописи и теоретическим исследованиям. Архитектор выступил против рационального производства и им же самим провозглашения лозунга «Дом – машина для жилья». В свои работы, он стал вводить формы, характерного для народного и традиционного жилища. Учитывая окружающую природу. Пример: Дом Эррасурис в Чили.

В 1945 г. Ле Корбюзье изобрёл Модулор – универсальный измерительный масштаб основан на средних размерах человеческого тела и на золотом ряду.

В соответствии с Модулором были рассчитаны пропорции жилого дома в Марселе.

Дом поднят на столбы – опоры включает 337 2-х этажных Квартир, магазины, отели, крышу с садом, беговую дорожку, бассейн, дет. Сад и спортзал. Дальнейшее произведения Ле Корбюзье отличился художественной образностью и поэтичностью. Пример: Капелла в Роншане, монастырь Ля – Туретт близ Леона.

. Здание Национального музея западного искусства в Токио, Центр искусств Кембриджа в США.

Органичная архитектура и регионализм.

Американский зодчий Ф.Л.Райт считал, что органичная связь здания с окружающим ландшафтом реализуема только при индивидуальном проектировании каждого объекта. Принципы органичной архитектуры диктовали применение традиционных материалов (камня, кирпича, дерева) и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере. Райт проектирует «перетекающим» внутреннее пространство во внешнее. Таким образом ликвидируется визуальная преграда между внутренним и внешним пространством. В то же время исключается визуальный контакт с улицей.

Включение построек в ландшафта в свободной композиции применение природных материалов (дерево и камень) не только снаружи, но и в интерьере, внимание к человеческим чувствам.

Экономический кризис 20-30 г. заставил Райта искать пути одушевления строительства. Его новые проекты теперь из железобетона и стекла. Пример; Дом над водопадом, 1936 году.

В 1928 г. Райт впервые применил термин Юсония (от лат. US), так он обозначил культуру отражающий дух Американской демократии.

Юсонианским проектам не осуществлённым и получившем воплощения неизменна присуща органичность. Пример: 1936 – 1939 годов Здание компании Джонсон и Сын в конторском помещении, которые представляет собой единый зал. Райт использовал 9-ти метровые колонны, увенчанные зонтообразными капителями (как огромные грибы) между ними застеклённые участки потолка.

Музей Гуггенхайма в США 1959 года. Представляет собой гигантскую спираль поднимающейся с округлой площадки. Корпус главного зала держится на металлическом карасе. Спиралью опоясывает железобетонная галерея. Конструкцию венчают стеклянный купол, перекрывающий центральный дворик. Посетители музея сначала поднимаются на лифте на самый верх, а далее спускаюсь по пологому пандусу рассматривая экспонаты вдоль внешних стен, т.е. посетитель видит всю экспозицию полностью с разных точек зрения.

Регионализм – дочерняя ветвь органичной архитектуры. Первыми на этот путь становятся архитекторы Скандинавских стран, где применение градостроительных и компоновочных приемов модернизма (строчная застройка, прямоугольные объемы, плоские крыши и пр.) приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудщению микроклиматических параметров застройки и зданий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.55 (0.01 с.)