Архитектура первобытного общества



Архитектура первобытного общества

Эпоха палеолита

Самые древние изображения – это палеолитические Венеры. Примитивные женские фигурки. Обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Эпоха мезолита (средний каменный век)

В наскальной живописи преобладают многофигурные композиции

Эпоха неолита

Наскальная живопись становится схематичной и условной.

Мегалиты – это огромные каменные сооружения

Менгир – это отдельно стоящий камень, высотой более 2х метров

Дольмены – это несколько врытых в землю камней, перекрытых плитой.

Кромлех – это сложная постройка в виде круговых оград, диаметром до 100 м.

Самый знаменитый кромлех – это Стоун ХЕНДЖ в Англии построен из 120 каменных глыб, до 7 тон каждая, диаметром 30 м.

 

Архитектура Древнего Египта

Главную роль в жизни общества играет религия.

Местом захоронения знатных людей является мастаба– это форма низкого параллелограмма. Из низких складывается ступенчатая пирамида. Матерью египетских пирамид считается пирамида Ждосера. В постройки пирамид отражены 3 основных принципа: гигантские размеры, пирамидальная форма и использования камня, как основной строительный материал. Самая знаменитая и высокая пирамида Хеопса, высотой 147 м. снаружи пирамиды обычно закрывали плитами отшлифованными до зеркального блеска. Внушительные размеры, зеркальный блеск вызывают чувства благоговения и страха. Ощущение монументальности (человек чувствует себя ничтожеством).

Храмы Луксора и Корнака

Храмы соединены трехметровой аллеей сфинксов.

Схема храма: аллея сфинксов подходит к входу, который оформляют пилоны. Вход ведет в открытый двор окруженный стенами, колоннами и статуями. Через второй вход попадаем в гипостильный залподдерживаемый рядами колонн. В зале более 120 колонн образуют 16 рядов. Высота колонн 20 м, диаметр 3.5 м, капитель (верхняя часть колонн) представлены в виде цветов лотоса или папируса. Колонны были раскрашены, потолок тоже в темно-синий цвет с парящими птицами. Из гипостильного зала можно было пройти в небольшое святилище, туда можно было входить только фараону и жрецам. Перед входом в храм обычно располагались обелиски символ луча света.

Дворец царицы Хатшепсут

Храм стоит у подножия скал, которые служат фоном и сливаются с ним в единое целое. Храм расположен на трех террасах соединенных пандусами(наклонными площадками)

Город Фивы

Город много столетий служит столицей Египта. Город расположен на двух берегах Нила. На восточном берегу, где встает солнце, располагается город живых, на западном берегу размещались гробницы царей и знати – город мертвых.

Архитектура Древней Передней Азии

В междуречье не было ни камня, ни дерева, пригодных для строительства. Здания возводились из необожженного кирпича. Здания строились на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала от наводнений. Здесь была разработана новая форма храма, которая называется Зиккурат.

Зиккуратом представляется собой ступенчатую гробницу, символ лестницы в небо. Количество ярусов могло быть различным, ярусы окрашивались в разные цвета: нижний ярус - черного цвета, средний – красного, верхний – белого. На самом верху размещалось святилище. В то время был построен зиккурат Этеменанке, ставший прототипом Вавилонской башни.

Храм в Вавилоне в эпоху правления Навуходоносора 2. Во дворце размещались висячии сады – Семирамиды, которые считались 1 из 7 чудес света. Единственное что сохранилось до нашего времени это ворота башни Иштар, находятся в Берлине.

 

 

Архитектура Древней Греции

Крито-микенская цивилизация стала образцовой художественной мастерской для большого региона – от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

Архитектура острова Крит

На Крите в основном строились дворцы, предназначенные для светских и религиозных нужд. Дворец мог служить одновременно резиденцией правителя города и крепостью. Дворцы обычно были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец был ориентирован на определенную священную гору.

Священные сады.

Священный сад обычно находился в юго-восточном углу дворцового комплекса. Там располагались «театральная площадка» для ритуальных сценических действий и замощенный участок с обложенными камнем ямами (для хранения зерна, или в них высаживались священные деревья).

Основные эпохи Древней Греции:

1. Геометрика 9-8 века до н. э.

2. Архаика 7-6 век до н.э.

3. Классика: ранняя 490-450 года до н.э

Высокая 450 год до н.э.

Поздняя 400-323 года до н.э.

4. Эллинизм 3-1 век до н.э.

Геометрика, название стиля по декоративным росписям сосудов, там преобладали такие узоры как ромб, квадрат, круг… каждый сосуд имел тулово, горло, шейку, венчик, ручки, ножки. Главное в сосуде его необычайная устойчивость, называется тектоникой.

Эпоха Архаика. Храмы повторяли идею критского мегарона – это прямоугольное здание с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или стояли у стен.

Архаика создала единый архитектурный язык – ордерную систему. оорпрп

jhg

орпылорепjhgkliokjhhhhhl;’Jknbvccclkj

лор’;

Орапваыолоп

Отимсчпро

Ордер –архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих опор в виде колонн и горизонтальных несомыхчастей Наиболее распространенные в античной архитектуре:

1. .дорический – отождествлял собой тело мужчины. Мощный, минимум украшений, отсутствует база. Назван по имени племени дорийцев.

2. Ионический – отождествлял собой женщину, он более изящный, чем дорический, имеет базу, назван по имени племени ионийцев.

3. Коринфский – отождествляет собой девушку, более изящный, максимум украшений.

Позже зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.

Эпоха Классики.

Строятся большие святилища: Аполлона в Дельфах, Геры в Олимпии. Самым знаменитым ансамблем является Афинский Акрополь, который стоял на высокой скале над городом. Это уникальный архитьектурный комплекс, куда входили храмы, пинакотека(картинная галерея), статуи богов.Главным храмом является храм Парфенон. По торцевым стенам 8колонн, по боковым - 17. Наружные колонны дорического ордера, стены собственно храма венчал ионический фриз. Был рассчитан на восприятие снаружи.

Самый красивый храм в Акрополе – Эрехтейон, с портиком кариатид. Фигуры женщины – кариатиды, мужчины – атланты. Обязательно четное число колонн.

Греческое исскуство создало особый жанр мемориальных стел – это надгробный рельеф. Над захоронениями ставили мемориальные надгробия с высоким рельефом, который помещался в эдикулы– это нищи обрамленные двумя небольшими колоннами с антаблементами и фронтоном над ними.

 

 

Архитектура Древнего Рима

Под древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы, от Британских островов до Египта.

Восприняв от этрусов и греков рационально-организованную строгую планировку городов, римляне усовершенствовали её. Планировка городов отвечала условиям жизни: торговли огромного масштаба, духу военщины и дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. Римляне впервые начали строить «типовые» города, прообразом которого являлись римские военные лагеря. Город имел форму квадрата, который пересекали две перпендикулярные улицы (кардо и декуманум) на перекрестке которого возводился центр.

Республиканский период. Конец 6 середина 1 века до н.э. образование мировой рабовладельческой державы. Распространенные типы сооружений: амфитеатры (Колизей), термы (бани), триумфальные арки, акведуки – мост с проложенным водопроводом, дворцы, виллы, театры, храмы, памятники…

Увлечение греческим искусством проявилось в обращении к ордерной системе, но здесь он выполнял в основном декоративную функцию. Опорную функцию выполняла стена. Римляне изобрели монолитно-оболоченную системувозведения стены. Основу составляли две узкие кирпичные стены, между которым залит битый щебень с бетоном. Снаружи стены облицовывались мрамором или другим камнем. Вместо цемента использовался порошок из магмы. Большое место принадлежало арке, опиравшейся на столбы. Это дало возможность строить многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями. Основной формой перекрытия был свод, он был из камня. При пересечении двух цилиндрических сводов получается крестовый свод. При равенстве пролетов квадрат. Внутренняя поверхность сводов пересечения образуют ребра, в которые сосредоточены давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками.

Из всех римских ордеров тосканский является самым простым по отделке и самым тяжелым по пропорциям.

Важное стратегическое значение имели дороги, они мостились бетон со щебнем, плитами лавы и туфа. Строятся мосты – акведуки.

Общественная жизнь протекала на рыночной площади – форумы(подобные площади строились в древней Греции, назывались агорами). На форуме проходили все главные городские события. В архитектурный ансамбль входили храмы – базилики – общественное здание в виде вытянутого прямоугольника, лавки торговцев – таберны, площади украшали статуями, портиками, ростральными колоннами – колонны к которым прикреплялись носы побежденных кораблей. Также здесь проходила «священная дорога». Основным типом общественных зданий стал храм. Он сложился в результате скрещивание итальянский и древнеримских традиций с греческими. В основном строились псевдоперипторы с входом только с главного фасада, а также моноптеры состоящие из цилиндрической основы, окруженной колоннадой с входом с торцевой стороны.

Город Помпей. Город имел регулярную планировку. Улицы оформлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки таверны. Населения Помпея – 10000 человек, а амфитеатр, построенный, как у греков в природном углублении, вмещал в себя 20тыс.чел. Устройство помпейских домов – домусов. Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. закопченный), то есть помещения выполнявшие священную функцию. Атриум повторял модель греческой культовой ямы «мундус». Прямоугольное отверстие в крыше – комплювий, бассейн находящийся под ним – имплювий. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», то есть связывал дом с небесами и подземным миром. В атриуме также находились ценные вещи, сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков. Стены внутри дома были расписаны

Первый Помпейский стиль. Второй конец 1 века до н.э. это геометрический орнамент, который напоминал обкладку стен полудрагоценными камнями. Стиль получил название инкрустационный.

Второй помпейский стиль. 1 век до н.э. – архитектурный. Интерьер превращал как бы в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, портиков, фасадов.

Третий помпейский стильканделябровый, конец 1 века до н.э. 50 год н.э. Отличался орнаментальностью архитектурных мотивов, преобладание легкими ажурными сооружениями.

Четвертый помпейский стиль 63 год н.э. – 1 век н.э. – фантастическая архитектура. Динамическая пространственная композиция, обилие неравномерно освещенных фигур, нахождение в движении, пестрота колорита.

Контрастом домам с их роскошью и комфортом были многоэтажные дома для плебеев.

Период империи. Начался с периода правления Августа 27 год до н.э. – 14 год н.э., золотой век римского государства. Рим приобрел облик, соответствующий престижу мировой столицы. Мавзолей Августа. Круглое здание 90 м диаметром состоящий из двух концентрических стен, приподнятый на насыпной холм. Император Нейрон воздвигает знаменитый «золотой дом», который был дворцом и виллой одновременно. Воплощением мощи были триумфальные арки, которые воздвиг в честь победы над врагом и как знак освящения новых городов.

Пример, арка Тита, в память победы римлянами в иудейской войне. Высота арки 15.4 м, ширина 5.33 м. Арка служила основанием скульптурной группе - император на колеснице. Украшает арку аттик, посвященный императору Титу. Большое место в жизни римлян занимают зрелища. Флавиев амфитеатр – Колизей (от лат.грубый). Построен в 70-80х гг. н.э. В солнечные дни наверху на штыри натягивался парусиновый навес синего цвета (велу, веларий) . Колизей вмещал 50000 зрителей, высота 48.5 м. Здание разделено на 4 яруса, каждый из который украшен ордерами. Нижний ярус – дорическим, второй – ионическим, третий – коринфским, четвертый – пилястры коринфского ордера. В каждом проеме стояли статуи знаменитых людей Рима. Имеется несколько подвальных помещений, в которых размещались звери и инженерные коммуникации (трубы с водой). Здание вызывало ощущение суровой энергии за счет огромных масштабов, обобщенных форм и торжественных ритмов.

Тосканский ордер – придумали римляне, похож на дорический, но там нет канелюр, минимум украшений, только колонна и капитель.

Эпоха императора Адриана. Адриан был приверженец всего греческого. При нем был создан самый духовный памятник мировой архитектуры Пантеон – храм всех богов. Представлял собой классический образец центрально-купольного здания. Пропорции здания совершенны – диаметр купола 43.5 м., почти равен высоте 42.7 м, то есть в подкупольное пространство можно вписать шар. Свет проникает через отверстия в куполе, диаметр 9 м(глаз пантеона), это единственный источник света, пространство разделено на ярусы, стены облицованы цветным мрамором. Интерьер расчленен колоннами коринфского ордера нишами со статуями, аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами, завершается антаблементом. Купол разделен 5 кольцевыми рядами кассет, уменьшающихся кверху. Здание вызывает чувство умиротворения, покоя, внутренней гармонии, уход от земной суеты в мир духовности.

В 1 веке н.э. появляется новый тип зданий – гигантские термы – это общественные бани рассчитанные на 2-3 тысячи человек. Это был комплекс разнохарактерных по назначению помещений, предназначенных для всестороннего развития человека. К залам холодных и теплых помещений , образующих центр, ядро композиции, примыкают многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Помещения поражали роскошью отделки, наиболее знамениты термы Каракаллы.

 

Архитектура Византии

На месте старой греческой колонии Византии был основан город императором Константином – Константинополь, который 11 мая 330 года официально объявлен столицей римской империи. Впоследствии империя разделилась на 2 части: западную и восточную. Первая пала под натиском германских племен, а восточная просуществовала еще целое тысячелетие.

Первые христиане римской империи вынуждены были таиться, они собирались в катакомбах – лабиринтах пещер для погребения усопших. Катакомбы были для них одновременно и церковью (от лат. собрание) и мартирием – постройкой над могилой мученика, и кладбищем. Стены белили и украшали живописью. Христа изображали в виде молодого пастуха в окружении природы. Позже Константин узаконил христианство, как одну из государственных религий.

Константинополь (второй Рим). Город был не похож на традиционные римские города. Город располагался на полуострове треугольной формы. Центром стал императорский дворец, расположенный в наименее доступной части полуострова. Дворец выходил на большую площадь, от которой начиналась главная улица обрамленная рядами арок, через них на главную улицу как бы втягивался веер боковых улиц. Такая планировка была обусловлена не только формой острова, но и выявляла исключительную роль императорской власти. От врагов город защищали стены. Неприятеля с суши встречал заполненный водой ров 10 м глубины. За ним поднималась стена высотой в 3 человеческих роста, за ней вторая стена с башнями вдвое выше первой, а дальше третья высотой 6-7 м с очень глубоким фундаментом. Подобная стена проходила и по берегу моря. Главным выездом служили золотые ворота с тремя проемами.

Христианство унаследовала 2 типа построек: 1- центрическиездания, которые служили в основном мартириями и крещальнями. Они были небольшими, и в плане представляли квадрат, круг, 8-угольник или равноконечный (греческий) крест. Внутреннее пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они пребывали в покое.

2 - базиликальный – это вытянутый прямоугольник. Здание разделялось продольными рядами опор на несколько рядов – нефов. Средний неф обычно шире и выше остальных, чаще всего он завершался полукруглым выступом – апсидой. Интерьер базилики ориентирует вошедшего на действие, движение.

Наиболее удачным типом храма оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток, и увенчанная куполом.

В плане базилики появляется поперечный неф – трансепт. В центре получившегося креста воздвигался купол. Данная схема стала называться крестово-купольной. Христиане решили, что апсида должна соответствовать Вифлеемской пещере, где родился Христос и где был погребен.

Самым крупным и знаменитым храмом Константинополя христианский храм Святой Софии. Основной задачей зодчих была проблема в постройке грандиозных размеров. Возвести здание почти 100 метровой длины, да еще перекрыть куполом, не имея сырья для производства бетона, было неразрешимой задачей. Было принято решение выполнить «скелет» купола из многочисленных арок и сводов: к центральному куполу примыкали два больших полукупола, а к ним в свою очередь меньшие купола. Сила распора растекается, и дробиться, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. За счет света, проникающего в арки по периметру основания купола, создается впечатление, что купол «парит» в воздухе.

Высота здания – 54,8м. Диаметр купола – 32,6м

Позже, когда Константинополь захватили турки, собор был перестроен под мечеть - к нему были приставлены 4 минарета, убраны мозаики. Данный собор служил образцом для постройки собора Святой Софии в Киеве. Послужил основой для постройки храмов на Руси.

Франция

Церковь Святого Павла и Петра в монастыре Клюни. Длина 127м,

Германия.

В основном т.н. «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты.

Италия.

Преобладают античные черты (архитектура древней Греции и Рима), пример собор и башня в Пизе.

 

 

Готическая архитектура

Римляне считали готическое искусство варварским. К концу 12 века центром культуры, политики, экономической жизни становятся города. Города обладают значительными привилегиями, у них был орган самоуправления. В центре города образовалась ратуша – современная мэрия. Над ратушей воздвигалась башня, которая символизировала символ свободы. Соборы должны были вмещать в себя большее количество людей, чем раньше, поэтому изменяется конструкция здания: свод теперь опирается на арки, а не на стены, те в свою очередь на столбы, боковое давление передается аркбутанам – наружным полуаркам иконтрфорсам – костыли здания, столбы. За счет такой конструкции появилась возможность уменьшить толщину стен и прорезать в них окна. Исчезает ровная поверхность стен, вместо них появляется витражи, различные скульптуры и прочее. Готический собор легок и устремлен ввысь. Границы между частями храма стерлись. Пространство собора – с многочисленными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создавало образ небесного мира, воплощая мечту о чуде.

Франция. Нотр Дам де Пари или собор Парижской богоматери. Время строительства 11-14 века. 5-ти нефная базилика на острове реки Сена. Длина 129 м. Три входа – портала, имеются ниши со статуями французских королей, называется «королевской галереей». Западный фасад украшает окно - «роза», на башнях располагаются химеры - фантастические существа.

Собор в Шартре - характерные черты французской готики. Сравнительно невысокие башни и обязательно наличие окна - розы.

Самый большой собор - в Амьене, высота 42.5 м, длина 145 м.

Англия. Готическая архитектура в основном связана с монастырями. Здания готического стиля не сохранились.

Германия.

Собор в Кельне. Высота 46 м, по сравнению с Францией башни более высокие и остроконечные, отсутствует окно-роза. Множество стрельчатых окон.

Италия. Дворец Дожей в Венеции.

Когда то была тюрьма. Яркий пример «пламенеющей» готики - за счет украшений в виде язычков пламени.

 

Архитектура стран Азии

Арабские страны Иран и Турция

В первой трети 7 века в городе Мекке (Аравийский полуостров) возникла новая религия - ислам, основателем стал Мухаммед. Его проповеди были записаны и сосредоточены в Коране. В 8 веке был создан государственный арабский Халифат. Архитектура ислама формировалась в соответствии с местными строительными традициями. В походе мусульмане очерчивали на песке территорию, определяя по тени воткнутого в землю копья, направление к Каабе (араб. куб) - святилища в виде прямоугольной каменной ограды. Кааба стала священным центром ислама, и мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону.

Первые построенные мечети появились в 665-670 гг. н.э. Они представляют собой квадрат двор, окруженный галереями на столбах. На стороне, обращенной к каабе ставили 5 или более колонн, которые создавали молитвенный зал.

Со временем мечети стали различать по назначению, небольшая – масджид, служила местом индивидуальной молитвы. Джами и соборная – для коллективных молений в пятницу, а главная джами называют (большой мечетью) Джами иль – Кабир.Загородная мечеть – мусава.

Отличительной чертой мечети стал михраб -ориентированная на Каабу священная ниша( плоская, условная или вогнутая). Стрельчатое завершение михраба означает точку на «священной оси ислама», благодаря которой осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой отражающая его духовную связь с Каабой небесной.

Начиная с 8 века к мечети добавляются минареты – башни с которых призывают на молитву, обычно их 4. За западе мусульманского мира 4гранные, на востоке круглоствольные, иногда бывают спиралевидные.

Пример исламской дворцовой архитектуры – это дворец Альгамбра в Гренаде (Испания). Массивные стены крепости с башнями и бастионами, ловушками и потайными входами, скрывают «сокровище» - дворец, роскошный и удобный. Это типичная мусульманская архитектура – жемчужина, спрятанная в раковине.

Арабески. Это характерный для арабского искусства, сложный узор, созданный на основе точного математического расчета. Арабеска построена на повторении или/и умножении нескольких элементов узора. В рисунок могут вплетаться надписи, растительные мотивы, изображения птиц и ж ивотных или других фантастических существ. Такими арабесками были расписаны стены мечети.

 

Архитектура Индии

3 век до н.э. В Индии распространяется буддизм в качестве государственной религии. Первые сооружения - мемориальные колонны, на которых высечены указы правителей – стамбха, высота 10 м. завершается капителями с изображениями животных. Позже появились погребальные памятники – ступы. Ступы имеют форму полусферы – это означает символ неба и бесконечности. Центральный шест ступы – ось вселенной, соединяющей небо и землю, символ мирового древа жизни. «Зонт» на конце шеста – это ступенчатое восхождение к нирване, также символ власти. Ступу окружают ограда, по 4 сторонамсвета, в которых стоят ворота украшенные рельефом.

В Индии популярны пещерные храмы – чайтьи, то есть высеченные прямо в скале. Внутри в самом широком коридоре размещены ступы. Единственным источником света было большое подковообразное окно. Скульптурные пары на фасаде олицетворяли два начала в природе - мужское и женское, а их объединение рождает все живое на земле.

Храм Кандарья. 10 -11 века. Части здания: святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход находящийся на одной оси и плотно примыкающий друг к другу. Каждая часть здания обособлена башенной надстройкой, самая высокая часть – святилище.

Знаменитый философ 19 века Рабиндранат Тагор охарактеризовал искусство Индии так: «Индия всегда имела один неизменный идеал – слияние со Вселенной».

Пример мусульманской архитектуры в Индии – мавзолей Тадж-Махал.

Архитектура Азии

В Индокитае распространились 2 главные религии: буддизм и индуизм. В юго – восточной Азии – индуистские представления о центре Вселенной отождествлялись с горой Меру – местом обитания богов. Царь выступал как наместник бога на земле или как воплощение бога с горы Меру, поэтому и храмы и царские дворцы строились в соответствии с этой концепцией, то есть здания напоминали горы.

Комплекс Ангор – Ват. 12 век н.э., на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышались 5 храмов – башен, а также множество других надстроек, внутренний дворик, лестница, галерей. В плане комплекс представлял собой прямоугольник 1300 – 1500 м. Вокруг него проложен канал. Через канал к главному входу ведет дорога со статуями львов и нагов.

Архитектурный комплекс Боробудур. 8 – 9 век. Храм построен на вершине холма, на огромной каменной платформе над ней пирамидально сужаясь, поднимаются 5 террас с обходными коридорами. Выше находится 3 круглых террасы, на которых помещены 72 ступы. В каждой ступе статуя Будды. Все сооружение увенчано в центре большой ступой колокообразной формы. К вершине храма с каждой из четырех сторон ведут крутые лестницы.

Символика храма: храм олицетворяет гору Меру, ступенчатое восхождение наверх к истине и к просветлению. Рельефом изображали помощников Будды. Статуи Будды олицетворяли духовное совершенство. Венчающая композиция – большая ступа символизировала высшую ступень познания мира.

.

 

Древний Китай

По представлению древних китайцев земля – это квадрат. Сам Китай находится в центре, небо имеет форму окружности, поэтому они называют себя срединным царством или поднебесным. Эти формы приобретают символичность в алтарях для жертвоприношений. Круглые алтари предназначаются для неба, а квадратные для земли. В 3 веке до н.э. после войн мелкие царства объединились в единую империю, столицей империи стал город Саньян.

По приказу императора Цинь Ши-хуанди из остатков оборонительных сооружений царств было создано самое мощное крепостное сооружение – Великая Китайская стена. Длина в то время 750 км, высота 10 м, ширина 5 – 8 м. Стена проходит по вершинам скал.

Гробница императора. Гробница окружена двумя рядами стен, образовывая в плане квадрат. Поверх конусообразный холм. Стены гробницы облицованы мрамором и нефритом, на каменном полу нарисована карта империи, также здесь стояло скульптурное изображение 5 священных гор, а потолок имеет вид небосвода со звездами. В 1974г. на расстоянии 1.5 км от гробницы были обнаружены 11 параллельных подземных туннелей с гигантским глиняным войском, где каждый воин наделен индивидуальными чертами, выполненными в натуральную величину и раскрашены.

В 4 – 6 веках н.э. важную роль имеют буддийские монастыри. Башни в которых сохранились буддийские реликвии – пагоды, количество ярусов в пагоде обязательно нечетное.

«Железная пагода» - это 50 м башня с 13 м ярусами, облицована керамическими плитами цвета ржавчины.

С 1421 года Пекин стал столицей Китая. В плане город представлял собой два примыкающие к друг другу и обнесенные стенами прямоугольника с соединяющимися воротами. Весь город пересекает большая Пекинская магистраль, которая завершается у северной стены, где происходят важнейшие события жизни страны. Магистраль имела скорее символическое значение, пройти по ней было невозможно, так как путь преграждали искусственные холмы, высотой до 60 м. Подобные холмы – это защитники от злых духов, которые по поверью могли двигаться только по прямой линии. Холм был принадлежностью каждой пагоде, так как по представлению древних китайцев «город без вершины – все равно, что без стен, ему грозила неминуемая гибель».

Крыши зданий и сооружений стали покрывать цветной черепицей. В соответствии с символикой: золотой цвет – могущество императора; синий – небо, мир, покой; зеленый – древесная листва.

В центре Пекина главным ансамблем является Запретный город. Город окружен красными стенами высотой 10 м и рвом с водой. Там находится императорский дворец, состоящий из нескольких частей: парадные, различные залы, коридоры, жилые комнаты, театры, сады, беседки… в северной части располагается императорский сад с искусственным водоемом, редкими породами деревьев и прочим. Каждое здание имеет свое поэтическое название. Например, зал высшей гармонии, храм молений об урожае, храм неба.

Характерная черта ансамбля: простота и ясность форм в сочетании с нарядностью, яркостью, торжественностью.

Архитектура Тибета

Религия – буддизм. Светским и духовным правителем является Далай– Лама (океан премудрости).

Тибетские монастыри – это крупные архитектурные ансамбли, расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами к вершинам, поэтому их силуэт кажется естественным продолжением гор.

Монастыри включают в себя: жилище монахов, хранилище рукописей, храмы, мастерские, большую площадь для религиозных представлений.

Крыши храмов венчают золотые, бронзовые символы буддизма жапцаны – это цилиндрические сосуды со списками молитв внутри.

Пример, дворец Потала (16 – 17 века) – это резиденция Далаи – Ламы.

 

Архитектура Японии

Религия – буддизм пришедшая из Китая.

Традиционный японский дом. Дом выполнен из деревянного каркаса. Приподнят на деревянных столбиках, примерно на 30 см – это необходимо для проветривания.

В доме имеется одна стационарная стена с очагом, а остальные три стены могут раздвигаться (для слияния с природой). Стены закрываются бумагой или шелком. По периметру здание опоясывает веранда.

Здание низкое, так как пропорции рассчитаны на человека сидящего. Обязательный элемент в каждом доме – это токонама – ниша в неподвижной стене, где могла висеть картина или стоять композиция из цветов – икебана.

При каждом доме обязательно должен располагаться сад или фрагмент природы (с камнями, холм, деревьями, водоемами) или символичный «сухой сад». Основой является песок и композиция из камней.

Пример, сад Рёандзи в Киото (сад 15 камней) представляет собой площадку 19×23 м. площадка покрыта песком, состоящую композицию из камней. При наблюдений с любой точки, видно только 14 камней.

 

Дворцы Италии..

Палаццо(отсюда и рус.»палата») – городской особняк знати. Характерные черты проявления тектоники на фасадах:

1 ярус обработан грубо обработанным камнем «рустом» (камни с геометрически обработанными гранями – алмазная рустовка),

2 ярус (в виде кирпичной стены) облицовывался кирпичом с расшивкой швов,

3 ярус – поверхность гладкая.

Мощный нависающий карниз.

Наличие внутреннего двора с арками по периметру. Данный тип здания послужил образцом для зданий знати во всем мире (кроме Америки).

Андреа Палладио

Псевдоним возник от греческой богини Афины Паллады, потому что этого юношу считали способным возродить красоту и мудрость древних греков.

Свои идеи Палладио изложил в труде «четыре книги об архитектуре». Его композиции отличаются строгой упорядочностью, естественностью, покоем тем, что его здания вписываются в окружающую среду.

Пример, Палаццо Ротонда. Здание почти кубической формы, где с четырех фасадов приставлены портики.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.158.21.176