Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Казахстана XIX века.

Поиск

2. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию оседлой формы хозяйствования, приведшему к более интенсивному развитию на фоне "шошалы" (землянок и полуземлянок) наземного, прямоугольного в плане жилища. Наряду с местными типами жилищ, имеющих обычно саманные стены и плоскую кровлю, можно встретить рубленые избы русских переселенцев, украинские мазанки и узбекские жилища. В западном и северо-западном районах Казахстана с холодной и продолжительной зимой вырабатывается общее планировочное решение жилой усадьбы, отличающееся компактным размещением всех элементов.

3. Новый для Казахстана тип жилых домов, построенных в городах и других населенных пунктах переселенцами из России и перешедшим в оседлость коренным населением края, по архитектурно-функциональным и художественным особенностям можно разделить на четыре вида. Наибольшее распространение получили одноэтажные, в основном 4-5-комнатные с хозяйственными помещениями двора рубленые или кирпичные дома. Второй тип – деревянные строения одно-двух- смешанной этажности. Третий – 2-этажные городские многокомнатные жилые дома кирпичного стиля. И четвертый – 2-этажное многокомнатное городское жилье стиля "модерн".

4. В первой половине XIX века строительное дело несколько снизило масштабы и в основном поддерживалось в Западном и Центральном Казахстане. На западе возникли достаточно крупные мемориальные здания. В их архитектуре по-прежнему наблюдается стремление зодчих к совершенствованию композиции для лучшего отражения образца "аруаха" – духа предка и идеи вечного дома для него. Строительством мавзолеев Тайчик (начало XIX века), Тулек (30-е годы XIX века), Торт-кора (40-е годы XIX века) и других обозначена архитектура Центрального Казахстана того периода. Новым для региона является появление в целом центрично-шатрового типа мавзолея, а для Казахстана – мавзолея с портиками на фасадах (свидетельство влияния европейской архитектуры, пришедшей через Россию).

5. Последняя треть XIX века в истории народного зодчества занимает особое место. Настоящий расцвет этого закономерного процесса происходил главным образом в южном, центральном и западном районах республики. Об этом свидетельствует архитектура мечети-мавзолея Баба-ата, мавзолеев Джабраила, Мирали-баб, Жусупбека в Южно-Казахстанской, Кара-сопы в Кызылординской, Сагын-дыка, Джантая, Актобе, Байтымбета в Джамбулской областях. Все же основным типом надгробных сооружений оставался портально-купольный. Основное внимание уделялось порталу главного входа, особенно его фланкирующим элементам.

6. Выделяя новаторские тенденции в архитектуре конца XIX века, нельзя не обратить внимания на появление в Южном Казахстане центрично-шатрового и нового, многокупольного типов надгробных сооружений. Пример первого – мавзолей Рустембека в селе Тасты Южно-Казахстанской области. Мавзолей Сагындыка представляет собой необычный пятиугольный тип, не имевший особого распространения в Казахстане.

7. Последняя треть XIX века стала периодом расцвета архитектуры Западного Казахстана, когда за относительно короткий промежуток времени возникло достаточно много сооружений: мавзолеи Иманбая (1870 год), Ергалия (1874 год), Мурзы-Муруна (1880 год), Жубана (1895-1896 годы), Айтмана (1897-1898 годы), Омара и Тура (1897 год) и Н. Калышулы (1900 год), которые составляют жемчужину не только Западно-Казахстанской архитектурной школы, но и всего казахского зодчества.

8. Не менее крупной работой данного периода является мавзолей Жубана (1895-1896 годы), построенный мастером Нугманом на вершине невысокой сопки северо-восточнее урочища Даулеттау, северо-восточной части дельты нижней Эмбы. Активно начатый в его строительстве процесс обогащения и усиления фасадов достигает своего апогея в архитектуре мавзолея Омара и Тура, построенного в
1897 году. Его выразительный силуэт виден на расстоянии десятков километров. Результаты анализов архитектурно-художественных качеств мавзолея позволяют констатировать, что его создатели проявили удивительно тонкое и масштабное понимание закономерностей архитектурной композиции, принципов формообразования в народном зодчестве Казахстана, а также профессиональное обращение к средствам гармонизации архитектурных форм к тектонике, ритму, симметрии и т. д. Исключительная по своей насыщенности и в то же время упорядоченности и стройности архитектура стала шедевром народного зодчества.

9. Поиски создания наиболее светлого образа надгробного сооружения, воплощающего идею любви и стремление к красоте, которое "не должно быть похожим на гробницу", на рубеже веков блестяще воплотились в мавзолее Нурбергена Калышева в селе Сенек на Мангышлаке. Новые решения придали его архитектуре иное звучание и позволили блестяще довести поиск не одного поколения зодчих до логического завершения. К тому же они оказались достаточно простыми (увеличенный в высоту цилиндрический барабан купола, за счет утолщения стен четве-рика выдвинуты в наружную сторону плоскости фасадов) и были распространены в народном зодчестве Западного Казахстана.
Примером воплощения новых тенденций в архитектуре Казахстана начала ХХ века может служить мавзолей Тажике в Ак-уюке, расположенный восточнее некрополя "Камыспай" на небольшом холме, силуэт которого виден издалека. В мавзолеях Шоинбая (бейт Караман-ата) и Нурмагамбета традиционный парапет главных фасадов обработан по-новому (в виде уложенных в ряд койтасов). На главный фасад выступают их красочно расписанные торцы. Это решение указывает на важные сдвиги, произошедшие в семантике надгробных сооружений казахов типа "койтас".

10. Особо среди купольных мавзолеев начала века стоит группа мавзолеев бейта Учтам (1908 год). Отличительную особенность их архитектуры составляет обработка поверхностей стен фасадов вертикальными нишами с полуциркульным завершением, являющимися почти единственным мотивом художественного оформления фасадов. Вероятно, это результат влияния русской культуры на творчество народных мастеров.

11. Устранение экономической замкнутости после присоединения казахского края к России способствовало включению Казахстана в экономическую систему развивающегося российского капитализма. Возникновение в новых населенных пунктах объектов производства способствовало оттоку из степи коренного населения, исповедовавшего исламскую религию, что потребовало строительства сооружений и мечетей в городах. Надо отметить, что важные общественные здания общегородского значения строились с "высочайшего" указания из российской столицы. Так, например, "в 1795 году в Петропавловске с позволения императрицы Екатерины II в нижнем форштадте была выстроена киргизом Касымовым первая в киргизской степи каменная мечеть". Анализ архитектуры мечетей XIX – начала ХХ века показал, что на фоне некоторой общности архитектурно-пространственного построения наблюдается их региональное отличие.

12. По композиции мечети Казахстана этого периода можно разделить на следующие группы: имеющие среднеазиатские черты (арочно-купольная с айванами, состоящая из летнего, зимнего залов и открытого двора); с расположением минарета прямо над центром прямоугольного объема мечети, а главного входа сбоку; с размещением всех помещений вдоль оси, с минаретом над входной частью и куполом над залом мечети; мечети с отдельно возведенным минаретом и здания с чертами дальневосточной архитектуры.
Первая группа получила распространение в Южно-Казахстанской области: мечеть в Шымкенте (конец XIX века, ул. Амангельды, 29), мечеть Ишкент (XIX век, Шымкентская область), мечеть в селе Чаян (XIX век), мечеть в селе Карнак (XIX век) и другие. Их объемно-планировочная структура сформирована одинаковыми квадратными ячейками. Основной зал второй группы мечетей чаще решается арочно-купольной системой перекрытия, а расположенные слева и справа, иногда и с входной части айваны стоечно-балочной системы покрываются плоской балочной кровлей типа "васижуп". К этой группе относятся джамбулские мечети Кали Жунуса, Абдукадыра (начало ХХ века), Кара-ходжи (1907 год), ушаральская мечеть (1900 год), сузакская мечеть (конец XIX века) и другие.

13. Мечети в ханской ставке Орды (1835 год), Габдуллы Тукая (80-е годы XIX века) могут быть образцами следующего вида мечетей Казахстана. Мечеть Габдуллы Тукая отличается высоким минаретом, расположенным прямо над молитвенным залом (ныне отсутствует), напоминающим высокий шатер русской культовой архитектуры XVI века. Некоторую разновидность этой группы мечетей составляют грандиозные соборные мечети Казалинска и Костаная, мечеть Айтбая в Кызыл-орде. Ногайская или соборная мечеть Казалинска построена в 1894 году на средства купца Хусаинова.

14. Выявлена типичная общая композиционная схема объемно-планировочной структуры ряда мечетей Северного и Восточного Казахстана. Это осевое решение композиции с развитием объемов от входа к михрабу, пространственное членение здания, обычно на три части, отражается в членениях фасадной поверхности с тремя, двумя и одним окном. При этом характерно, что часть здания в три окна принадлежит к кубическому объему, над крышей которого, как правило, возвышается купол на шести восьмигранном или круглой формы барабане. К объему зала примыкает более узкий и низкий павильон, а к нему также уменьшенный объем входной части, над которыми возвышается минарет. Пример – одноминаретная мечеть Курмангалия на ул. Гагарина (первая половина XIX века, архитектор Габдулла Эфенди из Стамбула), Тыныбая (в районе речного вокзала Семипалатинска), мечеть Рамазанова (1905 год) в Павлодаре, мечети по ул. С. Муканова (середина XIX века) и ул. Кирова (XIX век) в Петропавловске, мечеть по ул. Урицкого (XIX век) в Кокчетаве и другие, входящие в третью группу мечетей Казахстана.
Наиболее крупным и характерным примером этой группы является одноминаретная мечеть в Семипалатинске. Ее объемно-планировочное решение оказало заметное влияние на архитектуру других мечетей как в самом Семипалатинске, так и за его пределами. Некоторой разновидностью этой группы может явиться здание мечети в Уральске, построен-ное в 1897 году.

15. Среди культовых зданий ислама в Казахстане небольшую группу составляют мечети с отдельно стоящими минаретами. В качестве наиболее ярких образцов этой группы можно отметить двухминаретную мечеть в Семипалатинске, так называемую Большую мечеть Казалинска. Анализ особенностей композиции здания показывает, что ее архитектурно-художественное решение складывается из нескольких основных приемов, свидетельствующих о большом мастерстве зодчих: стройный и легкий входной павильон противопоставлен более широкому и массивному объему зала; подчеркнуто самостоятельное решение группы объемов, образующих входной портал; в пропорциях минаретов наблюдается последовательное и закономерное сокращение частей кверху, что создает иллюзию большей высоты минаретов, чем она есть на самом деле; пилястры на боковых фасадах служат отражением внутренней четырехстолпной структуры зала; подчеркнута тектоника стены и элементов здания; в целом глубинно-пространственная композиция здания создает торжественность, увеличение сакрального напряжения по мере движения к михрабу, что свойственно данной схеме. В то же время архитектурное решение здания показывает, что оно в своем роде эклек-тично, складывается из нескольких стилевых напластований и этим самым является типичным примером поисков новых средств выразительности, характерных для середины и второй половины XIX века. Чередование на фасадах горизонтальных светлых и темных полос напоминает оформление фасадов турецких мечетей; оконные проемы подковообразными арками имеют сходство с арками испано-магрибской архитектуры, но в то же время здесь есть намек на готику (окна "роза") и модерн (очертание арки). Лучковый куполок над входным павильоном мог возникнуть под прямым влиянием как русской архитектуры, так и иметь более сложные корни (навершия лучковой формы распространены от Северной Африки до Японии). Применение в карнизах сухариков, их оформление в виде антаблемента имеет явные истоки в классике, воспринятые через русский классицизм. Другой пример мечетей этой группы – так называемая Большая мечеть в Каза-линске – заслуживает внимания как казахстанский вариант среднеазиатских мечетей.

16. Особое место в архитектуре Казахстана конца XIX века занимает комплекс мечети-медресе, построенный в 1887-1892 годах в Жаркенте купцом первой гильдии (Валиахуном) Валибаем Йолдашевым. Хотя утверждается, что комплекс строился "без чертежей", он выделяется своей продуманностью как в градостроительном, так и в архитектурно-планировочном отношениях и занимает целый квартал в центральной части города. Основное здание мечети со всех сторон окружено парком. Тип дворовых мечетей, к которому относится данное сооружение, получил распространение в данный период в северо-восточных районах СУАР КНР и берет свое начало с доисламских храмов Средней Азии, когда культовое здание располагалось посреди двора, обнесенного стеной и служебными постройками. Мечеть имеет прямоу-гольный план с квадратным выступом михраба с юго-западной стороны, это крупное сооружение, в архитектуре которого сочетаются традиции китайского и местного зодчества. Четырехскатные взаимно перпендикулярно решенные крыши мечети типа "у-дянь" с легкими угловыми изгибами, имеющие большой вынос, поддерживаются в общей сложности 122 деревянными колоннами и выступающими из стен доугунами. Над кубическим объемом михрабной части возвышается восьмиугольная сужающаяся кверху двухъярусная китайско-дальневосточная пагода, типа "тин" – небольшой открытой беседки. В интерьере особого внимания заслуживает декоративное оформление плоскости стен гипсовыми резными плитами. По мере движения к михрабной нише, главной святыне мечети, усиливается эмоциональная насыщенность пространства, которая достигает своего апогея на плоскости стены михраба и завершается более крупными сталактитовыми мотивами на сферическом покрытии ниши. Это, безусловно, большая удача народных мастеров Казахстана (Хасан Пулата, Рузи Селима и других), сумевших интерьеру мечети и, главное, михрабу придать национальное звучание. Местные народные традиции получили свое воплощение в архитектуре не менее важного объекта комплекса – главного входа, который решен в виде пештака-портала медресе с тремя купольными помещениями. Эти три помещения с восточной стороны как бы прикрываются высоким парадным пештаком с двумя угловыми башнями-гульдаста, китабы которого заполнены эпиграфическими надписями, канос (участок над центральной аркой) – растительным орнаментом, арка-равак с кругом-ислими и деревянными воротами. Пештак представляет собой классическую форму, встречающуюся в крупных сооружениях Востока, напоминает своей пропорцией, характером моделировки поверхностей портала соборную мечеть в Дели (1644-1658 годы), одну из крупнейших мечетей в Индии, мечети уйгуров СУАР КНР.

17. Архитектура комплекса мечети Валибая в Жаркенте является ярким примером смешения различных стилей, чем характеризуется направленность всей архитектуры Казахстана конца XIX – начала ХХ века.

18. Особый тип мемориально-культового комплекса зданий, возникший со строительством мавзолея-ханаки ходжи Ахмеда Яссауи в XIV веке, повторенный при возведении мавзолея-мечети Али-Ходжа-ата в Туркестане в XV веке, вновь возродился в середине XIX века в селе Баба-ата, а также в 1907 году.
С присоединением к России в зодчество Казахстана стали активно проникать традиции русско-европейской архитектуры и градостроительства. Среди них особое место занимают христианские культовые здания, привлекавшие большие творческие силы.

19. Одной из наиболее крупных работ православной культовой архитектуры XVIII века, сохранившихся на территории Казахстана, является Михайло-Архангельский собор в Уральске (1741-1751 годы). Строительство небольших церквей в городах и селах осуществлялось в основном по проектам епархиальных архитекторов. Уже в начале XIX века делаются попытки типизации в культовом зодчестве. Этим, вероятно, можно объяснить живучесть архитектурно-планировочного решения, легшего в основу христианских культовых зданий, по которому и в последней четверти XIX века в разных городах Казахстана был построен ряд зданий. Общая характерная их черта – одноцветное, одноэтажное решение помещения самого храма, которое иногда приобретает больше черты жилого дома, настолько усиливается светское начало в их облике. Пример – церковь Спаса-Преображения (1887 год) в Уральске. Наряду с этим в архитектуре наглядным примером первой группы храмов является Храм Христа Спасителя, построенный в 1891-1899 годах в Ураль-ске. Новые черты храма связаны с ликвидацией трапезной из состава храма, что вызвало приближение колокольни над притвором к основному залу храма. Чтобы устранить "спор" вертикалей центрального купола зала и колокольни, строители вполне логично пошли на превращение вертикали над залом в главные доминанты во внешнем облике храма. Тем более этот акцент образовывался функционально необходимым вторым ярусом зала над средокрестием, который решен восьмигранником, завершенным традиционным шатровым покрытием с луковичной главой высотой 50 метров. Таким образом, родился новый тип храма, архитектурно-художественные аспекты которого решены в духе московской школы русской архитектуры XVI-XVII веков. В 90-е годы XIX века архитектура культовых зданий христиан Казахстана обогащается: появились новые группы церквей и соборов. Первая образовалась путем заполнения входящих углов равноконечного "греческого" креста, составляющего основу плана зданий, помещениями одной высоты с основным объемом зала. Вторую группу составляли здания, планы которых незначительно отличаются от первого, но входящие углы "креста" заполняются объемом, высотой доходящим до первого яруса зала храма. Представителем второй группы зданий может быть замечательный памятник христианской культовой архитектуры Казахстана – Собор Казахской богородицы в Кызылорде (1890-1896 годы). Аналогичная церковь Спаса-Преображения была сооружена в Ташкенте, с незначительными изменениями – в Астрахани. Архитектура собора выразительна: тщательно отточенные, плотно пригнанные друг к другу крупные формы здания, крепко организованные вокруг купола средокрестия, создают ощущение незыблемости и вечности.

20. Существенные изменения во внешнем облике собора связаны в первую очередь с заменой высоких шатровых завершений куполами, характерными для русского народного зодчества, над средокрестием и притвором, полусферическими куполами, а также с исчезновением четырех глав, обычно располагаемых на углах куба зала храма. Вероятно, эти изменения обусловлены политикой русского правительства о необходимости проявления тактичности переселенцами по отношению к местному населению и их религиозным чувствам, национальным традициям. В архитектуре даже культовых зданий эта "благосклонность" проявилась отказом строителей от таких важнейших внешних атрибутов христианских храмов, как главки креста и использованием элементов местного зодчества. Таким образом, на примере собора Казанской богородицы в Кызылорде виден среднеазиатско-казахстанский тип православных соборов.

21. Всехсвятская церковь, расположенная в северо-восточной нагорной старой части Петропавловска, построенная в 1894 году на средства купца Хлебникова, представляет собой также новую, третью группу церквей, возникших в конце XIX века.

2. Особенности развития генерального плана г.Астаны. Достоинства и недостатки.

Нагрузки и воздействия.

Здания в целом и их отдельные части испытывают различные влияния от нагрузок (механических усилий) и воздействий, например от изменения температуры наружного и внутреннего воздуха.

Под влиянием этих нагрузок и воздействий в материалах конструкций зданий возникают внутренние силы, величина которых, приходящаяся на единицу площади (интенсивность внутренних сил), называется напря­жением. Напряжение чаще всего измеряется в кг/см2.

В результате напряжений в материалах и конструкциях могут возникать деформации, т.е. растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение или более сложные деформа­ции.

В зависимости от продолжительности действия нагрузки подразделяются на постоянные и временные. Постоянными являются нагрузки, которые при строительстве и эксплуатации сооружения действуют постоянно. Временными являются нагрузки, которые в отдельные периоды строительства и эксплуатации могут отсутствовать. К постоянным нагрузкам относятся: вес частей зданий и сооружений; вес и давление грунтов, горное давление; воздействие предварительного напряжения в конструкциях. К временным нагрузкам относятся: вес временных перегородок; вес стационарного оборудования; снеговые нагрузки. Нормативные нагрузки от веса конструкций должны определятся по данным стандартов и заводов-изготовителей или по проектным размерам. Для сбора нагрузок необходимо знать размеры конструкций или частей здания. Расчетные нагрузки определяются как произведение нормативной нагрузки на коэффициент надежности по нагрузкам, который учитывает возможность отклонения нагрузок в неблагоприятную сторону от нормативных значений.

Нагрузки подразделяются на объемные (силы притяжения и силы инерции) и поверхностные (сосредоточенные и распределенные). Объемные прикладываются к каждой частице конструкции (тела), к ним относятся силы притяжения (гравитации) и силы инерции; поверхностные воздействуют в местах поверхности контакта при сопряжении конструкций между собой или их частей и в местах контакта машин, механизмов с конструкциями.
Поверхностные нагрузки возникают в месте опирания (соединения) различных конструкций и считаются:
а) сосредоточенными, если площадь (поверхность) контакта невелика, например при опирании балки на стену, колонну;
б) распределенными, если передача нагрузки (давления) осуществляется по линии или площади. Такие нагрузки называют соответственно распределенными по длине (погонными), например при опирании плиты на балку или стену, и распределенными по площади, например при опирании фундамента на грунт.

По характеру изменения в процессе приложения нагрузки делят на статические, динамические и повторно-переменные. К статическим относятся нагрузки, не меняющиеся со временем (например, нагрузка от собственного веса) или меняющиеся настолько медленно, что вызываемые ими ускорения и силы инерции элементов конструкций пренебрежимо малы (например, снеговая нагрузка).

 

 

Билет № 15

Творчество Кишо Куракава.

2. В шестидесятые годы К. Курокава инициировал движение метаболистов, а в своем творчестве он стремился создавать архитектуру, способную к изменению и росту. Кисе Курокава является президентом общества Консультантов в области городского проектирования и директор института социальной инженерии в Токио. Он автор многих книг: “Городское проектирование” (1968), “Метаболизм в архитектуре” (1977), “Концепция пространства” (1979), “Новая волна в японской архитектуре” (1993).

3. Широкую известность получило его здание Накагин Капсула-тауэр в Токио (1970 год). Здесь уже была реализована его идея дома-дерева: монолитные капсулы однокомнатных квартир монтировались на ствол коммуникаций (лестница, лифт, водопровод, канализация, электричество, связь). Монтаж одной жилой капсулы занимает 45 минут. Поэтому по мере необходимости дом может расти и без архитектора.

4. Наиболее важные постройки: Капсульный павильон на международной выставке ЭКСПО – 70 в Осаке, центральный банк Фукуока на острове Киосю (1975), небоскреб фирмы “Сони” в Осаке (1976), национальный музей этнографии в Осаке (1977), штаб-квартира Японского Красного Креста в Токио (1977), городской музей Искусства в Нагойя (1987-1988), немецко-японский центр в Берлине (1988), музей современного искусства в г. Хиросиме (1988), центр в Мельбурне (1991) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.011 с.)