Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-архитектурные памятникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (каз. Қожа Ахмет Йассауи кесенесі) — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан». Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Таразе и др. Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты. В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…" Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности памятника. Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К. Басенов называл его "своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов". Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э. Предания донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно одной легенде, похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким-ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время поездки к своему жениху Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова: "Осень, тучи…жизнь прекрасна". Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала - повторение строительных форм предыдущего караханидского времени. Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте. Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием. К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или "дын". Своим происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим типам однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом - шошала, бытовавшим у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху. Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа. Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков. Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих полупустынных районов и по существу открыл для науки и широкой публики уникальный заповедник традиционного строительного искусства мастеров-камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники - сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана. Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный из крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ- начале ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато декорированы рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью. Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие. Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную обитель. Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость, вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.212 (0.012 с.) |