Власть, социальное устройство западных государств.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть, социальное устройство западных государств.



Запад очень рано стремился к установлению республики, к выбор­ным органам власти: такая форма правления установилась в Греции и Риме к середине первого тысячелетия до нашей эры. Скажи про первое демократическое государство – Афины. Уже в анти­чности сложились не только вертикальные, но и горизонтальные связи, особенно экономические (свободная торговля) и духовные (система предсказателей, оракулов, объединяющих полисы Древней Греции или общественные слои в Риме). Разумеется, в истории Запада были периоды существования монархий, даже абсолютных монархий. Однако стремление к республике проявилось относи­тельно быстро — в XV столетии установились республики в Италии, начиная с XVI века происходят революции, направленные на уста­новление буржуазных республик в северных странах Европы и, нако­нец, в XVIII веке — Великая французская революция. Европейские монархии, даже в период наибольшей централизации власти, суще­ственно отличались от восточных деспотий. Короли и императоры Европы, имея власть над своими вассалами, никогда не вмешивались в их внутренние дела. Институт вассалитета, сложившийся в Европе в Средневековье, действовал по принципу «вассал моего вассала — не мой вассал».

В западном типе культуры власть правителя связывалась с божественной влас­тью, но король или император в Европе, как и великий князь, позже царь в России, были только наместниками Бога на Земле (скажи про Петра).

Отношение к личности. В запад­ной культуре личность имеет первостепенное значение, а общество мыслится как совокупность отдельных личностей.

На Западе само государство охраняло интересы личности. Уже греко-латинская цивилизация поставила и пыталась разрешить слож­нейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе, найти разум­ное сочетание общественных интересов и интересов личности, нужны разумные законы. Законы должны были охранять права граж­дан и неукоснительно соблюдаться как властью, так и гражданами. В греческий период Античности вопрос о взаимоотношении коллек­тива и индивида решался в пользу личности. В латинском мире Цицерон выдвинул тезис о том, что развитие государства и личности должны находиться в гармонии, однако при столкновении индивиду­альных интересов с государственными приоритет должен быть у государства. И все же для личности оставалась свобода слова, равенство всех свободных граждан перед законом, представитель­ность в органах власти. Государство практически не вмешивалось в частную жизнь граждан.

Экономическое развитие. В западном типе культуры очень рано сложилась частная собственность на основные средства производства.

Для Запада характерны рыночные отношения. Данной схеме не соответствует эко­номика европейского Средневековья, где, особенно в эпоху раннего Средневековья, господствовало натуральное хозяйство и отсутство­вал внутренний рынок. Однако нужно учесть, что здесь имеются в виду общие типы восточной и западной культуры. Некоторые отдель­ные черты в какой-то временной отрезок могут быть из другого типа культуры, что придает своеобразие определенному периоду или культуре конкретного государства. Черты разных региональных типов присутствуют в культуре России. В средневековой Европе эко­номика имела восточные черты. На современном Востоке многие государства нацелены в своем экономическом развитии на рынок.

Наука и философия.

На Западе наука имела рациональные корни. Ни в Гре­ции, ни в Риме несложилось особой касты жрецов, научные знания накапливались и развивались представителями разных социальных слоев.

В 8 – 6 вв. до н.э. рождается философия, в 5 в. ее расцвет. Возникновение философии обозначило переход человека от конкретно-образного мышления к абстрактному (понятийному). Мышление стало основываться на понятиях добро, зло, справедливость. На базе философии начали выделяться более узкие области знания: медицина, математика, геометрия, астрономия, история, филология, география.

По мнению американского исследователя Филмера Нортропа (1893—1975), для которого основанием культурной типологизации служили методы познавательной деятельности, суть «идеологиче­ского конфликта» между восточным и западным типами культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточ­ной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировос­приятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания.

Западная культура нацелена вовне, стремится найти связи с дру­гими людьми, обществами, странами. Главной ценностью бытия ста­новится реализация конкретных целей.

В западной культуре человеку свойственно стремление к про­грессу, общество устремлено в будущее. Причем прогрессивные изменения необходимы человеку в течение его конкретной жизни. Мир может кардинально измениться на протяжении жизни одного поколения. Изменяется природная среда, предметный мир, государ­ственное устройство, хозяйственная жизнь, нравы, мода и прочее. Отсюда разрыв между поколениями. Ведь человеку западной куль­туры всегда недостаточно того, чего достигло предыдущее поколе­ние, для него это уже прошлое, он стремится дальше. Поэтому для западного культурного типа характерно непонимание между отцами и детьми. Опыт предыдущих поколений используется новым поколе­нием лишь как материал для извлечения уроков, вовсе не обязатель­ный для подражания. Молодые чаще всего не принимают образ жизни старших. С другой стороны, жизнь меняется так быстро и резко, что старшее поколение не понимает молодых.

Искусство западного культурного типа чаще всего было светским по содержанию. Помимо храмов всегда строились дворцы, ратуши. Создавались статуи героев, политических деятелей, изображения правителей. Самые ранние дошедшие до нас постройки западного мира — дворцы крито-микенской культуры в Греции, светские по назначению. Большую часть времени своего существования куль­тура Запада была реалистичной и антропоцентричной.

Из всех видов искусства главное место занимала скульптура, т.к. именно она могла показать идеал человеческого тела. Основные приемы в скульптуре:

1) подчеркнутая симметрия. Это свойственно уже для скульптурных портретов на этрусских надгробных памятниках и для римских погрудных скульптурных портретов. После периода Средневековья реализм вернулся в западную культуру в искусстве Возрождения: это скульптуры Донателло, Микеланджело Буонарроти, живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.

2) наличие композиционного центра. На Востоке картины не имеют ярко выраженного композиционного центра;

3) обозримость размеров. Одна из характеристик антропоцентричности западного искус­ства — его постоянная соотнесенность с человеком и соразмерность человеку. Греческие статуи всегда были нормального размера, не было монументализма. Архитектуре также не свойственны огромные монументальные постройки, здания Греции соразмерны человеку: не слишком огромны и не очень маленькие, к ним удобно подходить, их удобно рассмат­ривать. В живописи и в скульптуре, даже мифологической или биб­лейской тематики, изображался прежде всего человек с его неповто­римым духовным миром, особенностями характера.

4) статичность или малое движение. До 5 в. до н.э., в классический период, скульптура не передавала быстрое движение.

Дополнения.

Региональная типология культур (СПб., учебник). Взаимодействие различных региональных культур.

Когда какая-нибудь региональная культура вторгается в области, занятые другой культурой, она или претерпевает значительные изменении, ассимилируется и сливается с последней (негры в Северной Америке или западная культура в Японии), или вытесняет местную культуру (культура американских и австралийских аборигенов вытеснена европейской). Т.о., ареал региональной культуры может расширяться или сужаться. В восточной живописи нет определенного центра, а в западной есть. Различие между восточным и западным искусством можно проиллюстрировать таким примером. Почти одновременно (с разницей в 20 лет) художники Эйтоку в Японии и Микеланджело (1508 – 1512) в Италии получили заказы на большие работы. Первый – украсить стену дворца, второй – расписать плафон Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело разделил широкую площадь потолка капеллы на несколько частей иллюзорными перегородками. На каждой из этих частей он создал замкнутую композицию, окруженную рисованной каменной рамой. Герои его композиции – сильные, яркие личности, которые отчуждены одна от другой, даже когда они тянутся навстречу друг другу, как Адам к Саваофу. А японский художник на всей плоскости дворцовой стены, несмотря на то, что она была расчленена столбами, изобразил раскидистую искривленную сосну с пышной кроной. Огромное дерево включало дворец в природную среду и символизировало неотделимость человеческих дел от жизни природы. Его могучий ствол символизирует единое национальное родовое тело, обобщает образ японского народа в целом. Запад – идея индивидуализма, Восток – идея общности, единства людей. Этот контраст проявился в организации творческой деятельности: Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу один в течении 4 лет, а Эйтоку работал вместе с группой своих учеников.

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. Установлено совпадение ряда художественных канонов в восточном и западном искусстве, например, в античной, византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеалы человеческой красоты строились на одних и тех же пропорциях: размах рук равен росту, лицо равно длине кисти и т.д. Есть любопытное сходство в развитии философских идей у Гераклита и Хуэй Ши, Зенона и Гуньсун Меня и т.д., в содержании художественных произведений у Горация и Лу Цзы, жившего тремя веками позже.

Еще одна региональная классификация – Север и Юг. К Югу относится Океания: Новозеландия, Новая Гвинея, Меланезия - и Ямайка, государство в Карибском море, под Кубой. Юг – это социокультурный мир народов субтропического пояса: африканского континента, Океании, Меланезии. Географические границы определить трудно. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир Севера, в нем ведущую роль играет западная культура. Черты Юга:

- хозяйственно-культурная жизнь. Природные условия и теплый климат не требовали развития форм материального производства, как на Севере. Свойственная южному типу хозяйственно-культурная застойность привела к тому, что эти государства стали колониями Европы. Освободились к 20 в., или в 20 в. Сейчас на Юге живет около 1 млр. человек;

- религия. Это первобытные верования, буддизм, ислам, христианство; Менталитет. Обычаи южан и северян разделяются. На юге у женщины за спиной ребенок, на голове корзина, в руках сумки – она горда своей силой и выносливостью. Или аплодисменты как сочувствие страдающим. Особую роль играет негритюд. В культуре юга есть некоторая общность, которая объединяет народ. Отсюда такое направление, как негритюд. Негритюд - распространенное направление общественной мысли, утверждающее исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества. Негритюд в некоторых странах принял форму черного национализма.

- в искусстве экспрессия, бурное, страстное выражение эмоций. Это проявляется в музыкально-танцевальном искусстве, люди копируют повадки животных. Яркие краски, острые угловатые формы. Украшения человеческого тела: татуировки, прически, изделия из перьев. Маски, в которых анимационные детали: клыки кабанов, пасть гиены и т.д. Скульптура: удлиненные лица и укороченные туловища. Найдены фигуры царей в коронах из жемчуга. Символизм, магическая символика.

Влияние культуры Юга на культуру Севера. Влияние юга особенно обогатило музыку и танец. Так, всеобщее распространение получили в наше время импровизированный джаз, рэгги – пришедшая с Карибских островов легкая музыка в стиле "диско", музыка "черного гетто", угрюмая, тягуче-ритмичная, наполнена религиозно-мистическим духом. Рэп, возникший на основе африканских состязаний в ускорении ритма (пока кто-нибудь не собьется в скороговорке), брейк-данс ("низкое верчение") и "электрик" (дергающиеся движения, которые были восприняты как роботоподобные, а на самом деле происходят от древнего акробатического танца африканских негров). Влияние юга охватило спорт. Благодаря африканским спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритмикой движений стали острее, точнее и динамичнее многие спортивные зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др. Искусство юга: живопись, литература, философия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.014 с.)