Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обыденный уровень научной культуры – повседневные рациональные знания о мире.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы будем придерживаться первого определения и подразумевать под понятием "культура" универсальное отношение человека к миру. В самом общем виде понятие "культура" включает весь опыт, накопленный человечеством на протяжении его истории, все то, что человек сделал своими руками, придумал и выразил своими мыслями и чувствами: язык, религию, искусство, науку, быт. Противоположна культуре некультура. Некультура – это: 1) природа, все, что естественно, нетронуто окружает человека; 2) анатомо-физиологическая сущность человека, т.е. все, что естественно, нетронуто содержится внутри человека. Происхождение и смысл термина «культура». (Кравченко А.И.). Рассмотрим, как понятие "культура" формируется в ходе истории. Это латинское понятие "caltura", возникшее в Древнем Риме. Первоначально означало обработку, возделывание почвы. В значениях "воспитание" и "образование" слово "культура" впервые употребил Цицерон (1 в. до н.э.), но в его эпоху эти значения в обиход не вошли. Только в 17 в. термин "культура" употребляют в значениях "воспитание" и "образование". В России термин "культура" в значении "просвещение" впервые вошел в обиход при Петре 1 (к. 17 – нач. 18 вв.). С конца 19 в. русские религиозные философы акцентировали внимание еще на одном значении слова "культура" – почитание. Они выделили в слове "культура" корень "культ", и оно сразу же приобрело религиозный смысл, оттенок священности. Отец Сергий Булгаков: "Религиозный культ есть колыбель культуры, ее духовная родина" (С. Булгаков. Свет не вечерний. М., 1994. С. 326). В начале 20 века другой выдающийся мыслитель и художник Н. Рерих обрати внимание на другую часть слова – ур -. По Рериху, это древнее восточное слово, означающее свет. Значит, культура есть почитание света, все доброе, светлое. Также в связи с изменением механической (ньютоновской) картины мира, возникновением новой картины мира, энштейновской (теория относительности) изменяется и отношение к культуре. Две мировые и холодная война, выход в космос, возникновение оружия массового поражения, глобальные экологическое катастрофы заставляют переосмыслить понятие "культура". Под культурой понимают только положительные достижения человечества. Гете: "Культура превращает толпу в народ". Достоевский: "Красота (доброта) спасет мир". Сама культура возникла примерно 100 тыс. лет до н.э., когда неандерталец стал хоронить своих предков. Это значит, что он осознал свою смертность. Это пессимистическое сознание, т.к. смерть является худшим из зол. Культура учит человека жить, жить осознанно, вопреки своей смертности. Культура имеет четкую структуру. Она делится на материальную и духовную. Материальная культура – это все то, что создано человеком в сфере материального производства: орудия труда, машины, постройки, предметы быта, вооружение и военная техника. Оружие является самой противоречивой и сомнительной ценностью из всех достижений материальной культуры. Оно всегда являлось условием и атрибутом политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. Одновременно боевое оружие – часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. Духовная культура – это все то, что накопило человечество в сферах интеллектуальной (наука), нравственной (мораль), эстетической (искусство), правовой и религиозной. Это симфонии и романы, научные открытия и изобретения. Главная функция культуры – сохранить и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение, обогащать его. Отсюда отдельные функции: 1. Познавательно-коммуникативная. С её помощью - социальная информация сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; - формируются условия и средства человеческого общения. Данная функция тесно связана с формированием знаковых систем. Можно сказать, что культура – это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она даёт обществу языки – знаковые системы. Это естественные языки, искусственные, вторичные моделирующие системы. Необходимым элементом культуры является память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В культуре содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Таким образом, культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества. Однако между компьютером и обществом имеется принципиальное различие: в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество само создаёт свое информационное обеспечение.
2. Социально-интегративная. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. 3. Аксиологическая (ценностная). Культура как система ценностей формирует у человека определённые ценностные потребности и ориентации, по которым судят о степени культурности человека, группы людей, класса или сословия, общества в целом. 4. Нормативная (организационно-регулятивная). Заключается в регулировании жизни общества и каждого человека при помощи законов, обычаев, правил, норм морали, всевозможных установлений, начиная от религиозных обрядов до гражданских правовых политических документов, направляющих в определенное русло ход нашей жизни. 5. Сигнификативная, или смыслообразующая. Осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Например: Дерево в народной культуре славян – объект поклонения. Это связано с язычеством, где природа – храм. Для мифопоэтического сознания славян характерно сближение дерева и храма как священных мест, где совершаются обряды. Также дерево отождествляется 1) с дорогой, по которой можно достичь загробного мира; 2) с душой человека, которая после смерти человека переселяется в дерево; 3) с моделью вселенной (крона – небо, ствол – земля, корни – преисподняя); 4) с осью мира (север, юг, запад, восток); с жизнью ассоциируется в календарных обрядах зеленое, цветущее дерево, со смертью – сухое дерево). 6. Релаксационная (рекреационная). Проявляется в создании учреждений, где человек получает возможность отдохнуть, восстановить свои душевные силы. Например: посещение театра, карнавала и т.д. Функции культуры: защитная, креативная, коммуникативная, сигнификативная, нормативная, релаксационная, единство функций. (Кравченко, 2001. С. 18 – 29, 34 – 36 агенты и институты).
Основные черты культуры. По определению американского антрополога Э. Хобеля, элементом, или чертой культуры, выступает далее неделимая единица в виде поведенческого образца или материального продукта. Черты культуры, представляющие материальный продукт: мост, плуг, книга, здание и т.д. Черты культуры, представляющие образец поведения: идея равенства и справедливости, рукопожатие при встрече, улыбка как одобрение. Черты культуры делятся на универсальные, общие и уникальные (специфические). Универсальные черты самые общие. Они присущи всем людям и отличают людей от других живых существ. Это социобиологические черты. Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью обусловлены биологической природой человека. Так, у человека есть потребность есть, спать, одеваться, где бы он ни жил. Эти потребности управляются культурой: как есть, во что одеваться. Также к универсальным чертам относятся: - длительное и заботливое воспитание детей; - привязанность детей к родителям; - построение семьи; - запрет на половые отношения и брак между ближайшими родственниками и т.д. Общие (региональные) черты культуры характерны для целого ряда обществ и народов. Причины зарождения общих черт культуры между народами: 1) некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами; 2) общий этнический предок; 3) одновременные и независимые культурные изобретения, произошедшие у народов, живущих в разных регионах земли. Примеры общих черт культуры: религия, олимпийские игры, латиноамериканские танцы, высшее образование, украшения, обычай дарить подарки и т.д. Уникальные черты культуры. Также их называют экзотическими. Например: 1) прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели, а в России или в США похороны проходят за несколько часов; 2) малаец подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках; 3) у болгар кивок головой сверху вниз означает отрицание, а справа налево – согласие; 4) переодетого европейского путешественника 19 в., как будто отлично знавшего обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников, так как он отбивал такт музыки ногой. У каждого человека есть этнический образ, т.е. образ, который приобретает человек определенной национальности в глазах окружающих людей. Когда мы произносим слово "немец", "американец", "русский", мы подразумеваем какие-то определенные черты внешности, характера, темперамента. Рассмотрим образ русского, созданный на основе тпросов среди самих русских: - ориентация на коллективность: гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, доверчивость по отношению к другим народам; - ориентация на духовные ценности: стремление к справедливости, совестливость, широта души, долготерпимость, талантливость и т.д.; - ориентация на идолопоклонство: сотворение кумиров, чинопочитание, верноподданность, управляемость; - ориентация на лучшее будущее: все образуется само собой, неуверенность в себе, установка "на авось", необязательность, беспечность, безответственность, лень, выносливость, фанатизм; - ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем: умение собраться в экстремальной ситуации; трудовой героизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к авралу (коллективной спешной работе). Агенты и институты культуры К агентам культуры относят большие социальные группы, малые социальные группы и индивидов. Большие социальные группы: 1. Этносы (племя, народность, нация). Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), общей формой государственности, политического и правового статуса, права на самоопределение. 2. Профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений: музыковеды, этнографы, филологи, критики, архитекторы. 3. Непрофессиональные группы, приобщенные к культуре: зрители, читатели, поклонники. 4. Аудитории: читательская, зрительская. Малые социальные группы: 1. Добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту: союз писателей, союз художников, союз кинематографистов 2. Объединения и кружки: декабристы, "Галерка", "Камчатка". 3. Круг поклонников определенных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии. 4. Культурные срезы, представляющие собой неопределенное множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям. 5. Семьи. Индивиды (люди). 1. Создатели художественных произведений 2. Меценаты, спонсоры. 3. Распространители культурных ценностей (лекторы, дикторы). 4. Потребители культурных ценностей (публика, аудитория) 5. Цензоры: литературные редакторы, главные редакторы. 6. Организаторы: царь Петр Великий, мэр Москвы Юрий Лужков. Институты культуры: школы, вузы, библиотеки, стадионы, театры и т.д., а также школы английских дворецких, опекунства.
Понятие динамики культуры. Динамикой культуры называют глобальные, т.е. охватывающие все стороны жизни общества, культурные изменения. В мире в настоящее время насчитывается около 230 государств, имеющих постоянное население и являющихся суверенными. Культурогенез - процесс зарождения духовной и материальной культуры человечества, тесно связанный с мыслительной и религиозной деятельностью, с изобретением простейших орудий труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.008 с.) |