Космогония и религиозные культы Древнего Египта. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Космогония и религиозные культы Древнего Египта.



I.Боги. У древних египтян было множество богов и богинь. В каждой местности поклонялись своим богам, однако были и божества, единые для всей страны.

Особо почитался в Египте бог древней столицы Мемфиса - Птах. Египтяне верили, что он сотворил других богов и весь мир. Бог солнца Ра дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Со временем культ бога Ра слился с культом бога Амона. Амон-Ра был главным богом Египетского государства, царем богов. Бога Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. По представлению египтян, утром бог Ра выплывал на солнечной лодке и весь день двигался по небу. К вечеру лодка Ра спускалась за горизонт, в подземное царство, где он сражался с духами тьмы и побеждал страшного змея Апопа, который хотел проглотить солнце. Вырвавшись из подземного царства. Ра снова выплывал на своей лодке на небо. Наступал новый день.

Бог земли Геб и богиня неба Нут считались детьми Птаха. Из всех древних народов только у египтян богом земли был мужчина. Другие народы, как правило, представляли землю в виде богини-матери. Геб изображался в виде человека с головой змеи, а Нут - в образе женщины или небесной коровы, усеянной звездами. Утром, когда лодка Ра появлялась на небе, Нут проглатывала своих детей - ими были звезды. Это очень сердило Геба.

Особо почитали египтяне бога мудрости Тота. Тот был писцом богов и научил людей письму, счету, разным знаниям. Он же был проводником душ в царство мертвых. Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны.

Каждый бог имел свое священное животное. Священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном храме. Символом бога Ра был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и пыли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь.

2.Осирис и Исида. Эта супружеская пара была в числе самых почитаемых богов Египта. В мифе рассказывается, что у богини Нут и бога Геба родились близнецы Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Осирис был первым царем Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной, заботились о ее жителях. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. Но завидовал Осирису его брат, бог пустыни Сет. Сет изготовил красивый саркофаг и принес его в дом Осириса, где собрались гости. Сет сказал, что хотел бы узнать, кому этот гроб будет по росту. Гости стали "примерять" его. Когда в него улегся Осирис, Сет быстро закрыл крышку саркофага и бросил его в Нил.

Исида нашла у берега тело мертвого Осириса и горько зарыдала над ним. Но злой Сет снова похитил тело Осириса, разрубил его на куски разбросал по всему Египту. Долго искала Исида останки Осириса. Из них она извлекла жизненную силу, и у нее родился сын Гор. Гор стал солнечным богом и считался покровителем фараонов. Его изображали с головой сокола.

Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Поначалу он потерпел поражение, и Сет вырвал у него глаз - всевидящее око Гора. Но, собравшись с силами, Гор победил Сета и вернул волшебный глаз. Он дал проглотить его своему мертвому отцу Осирису, и тот ожил. Осирис не остался на земле, он стал правителем подземного царства, судьей в мире мертвых.

Осирис взвешивал сердца умерших на особых веcax. На одну их чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если чаша с сердцем опускалась вниз, значит, человек при жизни был злым, сделал много плохого. В наказание Осирис приказывал отдать его чудовищу с телом льва и пастью крокодила. Если чаша оставалась на месте, значит, человек хорошо вел себя в земной жизни. Осирис поселял его на полях блаженства. Здесь человека ждала вечная приятная жизнь. Исида, супруга Осириса, покровительствовала людям в земном мире. Но одновременно она и главная из богинь, владычица небесная.

3.Храмы и жрецы. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами - пилонами, покрытыми каменными рельефами. Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) каменными столбами - обелисками. На обелисках высекались надписи, прославлявшие богов и фараонов. Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.

Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом.

Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы - зерно, вино, украшения.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества.

В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влиянием на народ. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта.

4.Реформы царя Эхнатона. На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон, который посчитал, что жрецы бога Амона обладают слишком большой властью. Он решил положить этому конец. Но не только

"могущество жрецов внушало беспокойство царю. Он был первым из правителей, задумавшимся над тем, почему люди поклоняются многим богам. Глубоко размышляя, читая священные книги, фараон пришел убеждению, что бог един. Он повелел подданным молиться единому богу Атону. Символом его был провозглашен золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали |земли. Каждый луч солнца заканчивался ладошкой, ласково гладившей людей.

Фараон сменил свое имя и в честь бога Атона стал называться Эхнатоном, что означало "угодный Атону".

Фараон перенес столицу страны в специально построенный город Ахетатон - "Горизонт Атона". Так в Египте был установлен культ единого бога. Вера в единого бога называется монотеизмом. Статуи Эхнатона не похожи на застывшие торжественные статуи фараонов предшествующих времен. Эхнатон приказал изображать себя без прикрас, со всеми присущими ему недостатками. Изображения Эхнатона, Нефертити и их дочерей отличаются естественностью.

После преждевременной смерти Эхнатона жрецы отменили все введенные им новшества. Столица Ахетатон была заброшена и занесена песками.

Древнеегипетское общество.

2. Особенности социальной структуры Древнего Египта.

Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного коестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.

3. Государственный строй Египта

Во главе государства находился фараон, у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.

Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:

  • глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);
  • руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);
  • градоправитель столицы и высшая полицейская власть;
  • глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);
  • глава военной власти (в эпоху Нового царства).

В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.

На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.

Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.

Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.

4. Право Древнего Египта

Первоначально источником права был обычай, затем - фараон. Есть сведения о кодификациях, но до нас не дошло ни одного свода египетского права.

Право собственности. Земли в Египте делились на: государственные, храмовые, частные, общинные. Существовали сделки с землей (дарение, купля-продажа, наследование). В деревне наблюдалось медленное развитие частной собственности из-за общины. В разряде движимого имущества: рабы, скот, инвентарь. Движимое имущество рано оказалось в частной собственности и было предметом различных сделок.

Обязательственное право. В Египте существовали различные виды договоров: договоры займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Особый порядок существовал для перехода земли из рук в руки. Он предполагал 3 акта: соглашение между покупателем и продавцом о предмете и платеже, религиозную клятву продавца, ввод покупателя во владение.

Семейное право. В Египте долго существовали пережитки матриархата, что обусловило высокое положение женщины. Брак заключался на основе договора, в котором оговаривался правовой режим имущества. Приданое было собственностью жены, допускалась передача всего имущества жене. Дети назывались по имени матери, а дочери наследовали наравне с сыновьями. Брак расторгался свободно. Завещания могли делать как муж, так и жена. Постепенно женщины утрачивали равенство с мужчинами.

Уголовное право и процесс. В уголовном праве фигурирует широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. К самым тяжким относились посягательства на государственный и общественный строй (предполагалась ответственность на всех членов семьи). Сурово наказывались религиозные преступления (в частности, убийство священных животных). Выделялись преступления против личности: телесные повреждения, убийство (особо сурово каралось отцеубийство). В разряде преступлений – нарушение правил врачевания. Среди имущественных преступлений - кража, обмеривание, обвешивание. Среди уголовных преступлений - преступления против чести и достоинства (прелюбодеяние и изнасилование).

Цель наказаний – устрашение. Самое распространенное – смертная казнь, а также членовредительство, заключение в тюрьму, обращение в рабство, штрафы.

Процесс проходил одинаково по гражданским и уголовным делам и начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств использовались свидетельства, клятвы, пытки.

Искусство Древнего Египта.

Дре́внего Еги́пта иску́сство

искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо-Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды: Древнее царство (31–22 вв. до н. э.), Среднее царство (21–16 вв. до н. э.), Новое царство (16–11 вв. до н. э.) и поздний период (11 в. до н. э. – 6 в. н. э.). Особый период составляет время правления фараона Эхнатона (т. н. эпоха Амарны; 1365—48 гг. до н. э.).
Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам – канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида – богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Хор – в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот – птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис – шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сохмет – львицы и т. д). В отличие от др. культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе-ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов (царей) почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти, если будет сохранено тело. Тела умерших обрабатывали специальными составами, превращавшими их в мумии. По представлениям египтян, после смерти продолжали существовать жизненные сущности человека. Одна из них – Ба, жизненная сила – изображалась в виде птицы, вылетающей из уст умершего. Другая – Ка, невидимый двойник. В гробничных статуях и рельефах изображался не сам человек, а его Ка, который рождался вместе с человеком, однако не имел возраста и не менялся, поэтому покойного представляли в образе цветущего, здорового юноши. На всех изображениях подписывали имя (Рен), которое также считалось одной из сущностей человека. Статуя без надписи считалась незавершённой. Особое значение имели инкрустированные или раскрашенные глаза в скульптурах и рельефах. Для египтян зрение было важнейшим условием жизни, а мёртвый мыслился как слепец. Согласно египетским мифам, бога Осириса, предательски убитого братом Сетом, воскресил его сын Хор, давший ему проглотить свой глаз. Перед погребением мумии необходимо было совершить особый ритуал «отверзания уст и очей», «оживляющий» её для вечной жизни. Подобным обрядом завершалось и создание статуи, которая должна была заменить мумию в случае её утраты. Уже в юности состоятельные египтяне начинали украшать свои «вечные дома» – гробницы – рельефами и настенными росписями, не предназначенными для осмотра, а призванными обеспечить умершему изобилие и довольство в загробном существовании. Изображения воспринимались как нечто «живое», обладающее магической силой. Слово художник означало «творящий жизнь».
Искусство Древнего царства стало образцом для египтян последующих эпох: в их представлении это было время, когда царствовал порядок, установленный богами, некогда правившими на земле. Столичным городом был Мемфис. Архитектура, как и в позднейшие эпохи, играла главную роль. Здания возводились из камня (известняка); их отличают строгие геометризованные формы, грандиозный масштаб. Были выработаны типы сооружений, которые применяются и поныне (пирамиды, обелиски, пилоны). Храмы украшали мощными колоннами с капителями в виде цветущего лотоса или папируса. Древнейшей формой гробницы была мастаба. Позднее сооружались огромные погребальные комплексы, куда входили царские усыпальницы – пирамиды, окружённые маленькими пирамидами цариц и гробницами вельмож, и заупокойные храмы (ступенчатая пирамида Джосера, 28 в. до н. э., зодчий Имхотеп; «великие пирамиды» (27–26 вв. до н. э.) фараонов Хуфу (Хеопса; архитектор Хемиун); Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) в Гизе (см. ст. Пирамиды египетские). Рядом возвышалось, как грозный страж, изваяние Большого Сфинкса.
Скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Воздвигались огромные статуи богов и фараонов, олицетворявшие их мощь и власть, но никогда – злых демонов. Сложилось три типа царских статуй: «идущий» фараон с выдвинутой вперёд ногой (парная статуя Микерина и царицы Хамерернебти, 27 в. до н. э.); сидящий на троне с руками на коленях (статуя Хефрена, 27 в. до н. э.); в облике бога Осириса – стоящая фигура с руками, сложенными на груди и держащими символы царской власти (жезл и бич). По подобию царских создавались скульптуры вельмож. Скульпторы использовали камень, дерево, слоновую кость. Предпочитались твёрдые породы камня (гранит, базальт, порфир и др.). Статуарный образ вычерчивали на гранях прямоугольной каменной глыбы, а затем высекали; поэтому в египетских изваяниях всегда ощущается первоначальный кубический объём. Статуи обращены к Вечности; из них изгнано всё случайное, второстепенное. Строгая симметрия, неподвижность, лаконизм и обобщённость форм усиливали ощущение монументальности, незыблемости, торжественного величия. В то же время статуарные образы потрясающе жизненны: связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала передачи портретного сходства (бюст царевича Анх-хафа, сер. 3-го тыс. до н. э.; статуи зодчего и визиря Хемиуна, 27 в. до н. э., писца Каи, сер. 3-го тыс. до н. э., царевича Каапера, сер. 3 тыс. до н. э.; портретные группы царевича Рахотепа с женой Нофрет, первая пол. 3-го тыс. до н. э., и карлика Сенеба с семьёй, 25 в. до н. э.). Статуи и рельефы раскрашивались: тела мужчин – в красно-коричневый цвет, женщин – в светло-жёлтый; обозначались белые одежды, чёрные парики, яркие украшения. Египтяне создали два типа рельефа: очень низкий, едва отступающий от плоскости фона, и врезанный, углублённый в толщу камня. Выдающийся памятник – стела фараона Нармера (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.), посвящённая победе Верхнего (Южного) Египта над Нижним.
Человек и его деятельность – главные темы гробничных рельефов и росписей (гробницы вельмож Ти, ок. 2450 г. до н. э., и Птаххотепа, ок. 2350 г. до н. э.; обе – в Саккара). В захоронениях эпохи Древнего царства не было изображений богов, солнца и луны. Запечатлённый на стенах мир не был зеркальным отражением земного существования; это была искусственно созданная среда, обеспечивающая все потребности владельца гробницы. Рельефы и росписи разбиты на полосы и «читаются» как текст; они настолько точно и подробно передают повседневную жизнь египтян, что служат надёжным источником для её изучения. Однако, по сравнению с реальностью, в изображение загробного «мира-двойника» вносились определённые изменения. Не было сцен государственной службы, свидетельствовавшей о подчинённом положении. Настенные росписи отличает плоскостность, яркость цветов. Египетские мастера работали клеевыми красками, обычно не смешивая их; полутона появились только в поздний период. Выразительность живописи строилась на чёткости силуэтов, контуры которых заполнялись яркими красками. Человека изображали не так, как видели, а таким образом, чтобы дать о нём наиболее полное представление: плечи, туловище и глаз на лице человека изображались анфас, лицо и ноги – в профиль.
В эпоху Среднего царства центром страны стал г. Фивы. Возросла самостоятельность номов (областей), что вызвало расцвет местных художественных школ. Правители областей – номархи – теперь строили гробницы не у подножия царских пирамид, а в своих владениях. Появилась новая форма царского захоронения – скальная (высеченная в толще скалы) усыпальница, вход в которую обычно оформлялся портиком с двумя или четырьмя колоннами. В храмах стали помещать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. В изображениях царей (портреты Аменемхета III и Сенусерта III; оба – 19 в. до н. э., и др.) точно показан возраст; выразительные лица то оживлены улыбкой, то несут следы усталости; скульптор фиксирует глубокие носогубные складки, морщины на лбу, выступающие скулы и плотно сжатые губы. В портретах фараонов запечатлён образ прежде всего правителя, а не божества, в отличие от древнейших царских статуй. Изваяния вельмож отличаются «дородностью»: полнота тела олицетворяла процветание. Наряду с условными скульптурными изображениями создавались индивидуализированные статуи, с портретной точностью передававшие черты лица и анатомические особенности тела. Они именовались «статуями согласно жизни». Типизированные скульптуры и «статуи согласно жизни» одного и того же человека могли одновременно находиться в гробницах. В усыпальницы помещали также небольшие раскрашенные деревянные статуэтки, составлявшие группы (композиции «Подсчёт стада», «Ткацкая мастерская» и др. из гробницы вельможи Мекетра, 20 в. до н. э.; египетский и нубийский воинские отряды из гробницы Месехти, ок. 2000 г. до н. э.). Росписи гробниц номархов в Бени-Хасане (сцены сбора плодов, охоты и рыбной ловли из гробницы Хнумхотепа, 20 в. до н. э., и др.) отличает живописность и тонкая наблюдательность в воссоздании живой природы: нильской воды, зарослей папируса, зверей и птиц.
Ок. 1700 г. до н. э. Египет пережил вторжение азиатских племён – гиксосов (егип. чужеземные правители). Время их 150-летнего владычества было периодом упадка. Изгнание гиксосов из страны в нач. 16 в. до н. э. ознаменовало начало эпохи Нового царства, во время которой Египет достиг небывалого могущества. Для архитектуры этого периода характерны грандиозный размах, роскошь убранства и имперское великолепие. В 16 в. до н. э. был выработан ставший впоследствии классическим тип наземного храма (Карнак и Луксор в Фивах). Заупокойный скальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (нач. 15 в. до н. э., архитектор Сенмут), посвящённый богине Хатхор, возведён у подножия отвесных скал. Он представляет собой три соединённые пандусами террасы, внутри которых находятся высеченные в толще скалы залы. Строгие, геометрически правильные линии карнизов и колонн с капителями в виде головы Хатхор оттенены извилистыми линиями скальных отрогов. В правление Рамсеса II был возведён грандиозный храмовый комплекс в Абу-Симбеле (первая пол. 13 в. до н. э.).
Скульптуру и живопись отличает утончённость, внимание к деталям. Силуэты в рельефах и статуях становятся более изысканными, плавными. Появляются попытки передать стремительные движения – мчащиеся колесницы, бегущих зверей (рельеф с изображением военных походов фараона Сети I, 13 в. до н. э.), сильные чувства (рельеф с изображением плакальщиков, кон. 14 – нач. 13 в. до н. э.); фигуры иногда заслоняют друг друга. В настенных росписях появляются изображения потустороннего мира и богов, любимыми сюжетами становятся сцены пиров и охот (гробницы вельмож Нахта, 15 в. до н. э., и Сеннеджема, 13 в. до н. э.; обе – в Фивах). Сквозь прозрачные одежды женщин просвечивает тело. Обнажённые служанки, вопреки канону, изображаются полностью в фас или профиль, со спины; позы отличает естественная непринуждённость. Папирусные свитки с текстами («Книга мёртвых» и др.) стали оформлять цветными рисунками. Особого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Золотая маска, трон, сосуды, ларцы и др. предметы утвари из гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н. э.) выполнены с тонким вкусом и изяществом.
В результате реформы фараона Эхнатона был установлен единый культ бога солнечного диска Атона (рельеф «Поклонение Атону», 14 в. до н. э.). Была возведена новая столица Ахетатон («Горизонт Атона»). Искусство этого времени отличает живость и свобода, особый лиризм. Жёсткие каноны смягчились: царь впервые предстал в кругу своей семьи, обнимающим жену и ласкающим дочерей (рельеф домашнего алтаря с изображением семьи Эхнатона, первая пол. 14 в. до н. э.). Подлинными шедеврами являются портретные бюсты царицы Нефертити и Эхнатона (ок. 1340 г. до н. э., скульптор Тутмес).
В 332 г. до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским, основавшим в дельте Нила г. Александрию. В контексте культуры эллинизма египетские традиции сложно переплетались с греко-римскими. Интереснейшими памятниками позднего периода являются надгробные фаюмские портреты, оказавшие воздействие на формирование римского, а впоследствии – восточно-христианского искусства.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.011 с.)