Характерные черты духовной культуры Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты духовной культуры Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.



КОНФУЦИАНСТВО

Религия
Политеистическая, национальная
Одна из традиционных религий Китая

Название

Свое название религия получила по имени Конфуция, философа и государственного деятеля, на учении которого (или, правильнее сказать, учениях) она основана. В китайском языке эта религия называется жуцзяо, иероглиф жу (ученый) в данном случае относится к Конфуцию.

История возникновения

Конфуций (латинизированное Кун Фу Цзы, т. е. "учитель Кун") родился в Китае в княжестве Лу в 551 году до Р. Х. Известно, что он происходил из семьи обедневших аристократов. Получив традиционное образование, Конфуций занял в Лу государственную должность, судя по всему, не очень высокую. Он также занялся преподаванием и продолжал изучение истории и культурного наследия Китая. На основе своих исследований Конфуций пришел к выводу, что некогда в древности существовало идеальное государственное устройство, однако позднее люди о нем забыли, и общество погрузилось в пучину хаоса. Таким образом, единственным способом возвращения утраченной гармонии является обращение к прошлому и отрицание всех "новшеств".

Вскоре вокруг Конфуция стали собираться первые последователи, однако, не имея возможности претворить свои идеи в жизнь, престарелый уже Конфуций оставил должность и отправился в странствие по многочисленным княжествам Китая в поисках признания. Тринадцать лет скитаний не принесли результата, и Конфуций вернулся в Лу, где в 479 году до Р. Х. скончался, оставив после себя несколько записей и немногих учеников.

После эпохи "воюющих государств" в недолгий, но жестокий период правления династии Цинь (221 – 207 до Р. Х.) конфуцианство было запрещено под страхом смертной казни, а все книги философа было приказано сжечь (что указывает на то, что уже в то время учение приобрело заметное влияние). Однако уже при ханьском императоре У-Ди (140 – 87 до Р. Х.) отношение к Конфуцию изменилось на противоположное – он сам был обожествлен, его учение стало официальным, а все его труды были канонизированы. Изучение и использование принципов Конфуция стало обязательным прежде всего для государственных чиновников. Так продолжалось вплоть до Синьхайской революции 1911 года, когда конфуцианство потеряло статус государственной религии.

После прихода к власти Коммунистической Партии Китая в 1949 году культ Конфуция был запрещен.

Священные тексты

Из священных текстов конфуцианцев перу самого Конфуция не принадлежит ничего, кроме, возможно, книги "Чунцю", которая однако меньше всех может раскрыть нам суть учения. Канон составляют древние китайские книги, использовавшиеся Конфуцием, собранные и отчасти отредактированные им, а также работы его учеников.

Выделяют два сборника:

У цзин – пять канонов

  1. И цзин ("Книга перемен"). Древняя книга, использовавшаяся для гаданий;
  2. Шу цзин ("Древняя история");
  3. Ши цзин ("Книга гимнов");
  4. Ли цзи ("Правила"). Собрание описаний ритуалов. Как и предыдущие книги, имеет древнее, доконфуцианское происхождение, отредактирована и дополнена Конфуцием;
  5. Чун цю ("Книга весны и осени"). Хроника одного из княжеств. "Весной и осенью" называется исторический период, в который как раз и жил Конфуций.

Сы шу – четверокнижие

  1. Да сюе ("Великое учение"). Трактат о самоусовершенствовании человека;
  2. Чжун юн ("Книга середины"). Трактат о чувстве меры;
  3. Лун юй ("Беседы и суждения"). Представляет собой сборник высказываний философа, его бесед с учениками и высказываний его учеников. Наиболее ярко отражает учение Конфуция. Из-за специфической формы изложения, так же встречается под названием "Афоризмы Конфуция";
  4. Мэн цзы. Трактат Мэн Цзы (372 – 289 до Р. Х.), одного из виднейших последователей Конфуция. Трактат содержит практические рецепты политического и экономического устройства государства.

Вероучение

Учение конфуцианства настойчиво сторонится понятий о сверхъестественном или потустороннем. Сам Конфуций призывал учеников держаться подальше от духов. Он говорил о необходимости придерживаться высоких моральных принципов, а главной задачей считал создание процветающего государства, без тирании и насилия.
Для социального порядка необходимо, чтобы каждый занимал свое место. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Во всей этой системе должно быть беспрекословное подчинение младших по статусу старшим, на основе сыновней почтительности (сяо) первых и авторитета вторых. Моделью общественных отношений должна служить семья (семейный клан).

Конфуций учил, что в древние времена, в царствование легендарных императоров Яо, Шунь и Юй идеальное общество уже существовало. Его "реставрация" станет возможной, если во главе государства будет стоять человек совершенный, а помогать ему будут мудрые и благородные.

Конфуций создал образец идеального человека – цзюньцзы, "благородного мужа" или, в дословном переводе, "государева сына". Цзюньцзы должен был обладать качеством Жень (гуманностью), включавшим в себя скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие и пр. Он также должен иметь чувство долга (и), быть искреннем (чжен) и соблюдать ритуалы (ли). Именно таким людям должна принадлежать власть в обществе.

Таким образом, подразумевалось, что при назначении на должность, главным критерием должны стать добродетельность человека – его моральные качества. Фактически же была создана система строгих государственных экзаменов, в которой, кстати, уделялось действительно мало внимания практическим наукам. Претенденты на чиновничье место должны были проявить себя в знании древней культуры, литературы и философии.

Другой отличительной чертой средневекового конфуцианства стали четкое соблюдение предписанных норм поведения и многочисленных ритуалов, определенных практически для каждого случая и для всех сословий, а также фанатичная приверженность древности, выражавшаяся в сохранении внешних атрибутов старины, покроя одежды, архитектуры, домашней и храмовой утвари.

Культ

Основным предметом поклонения китайцев издревле было Небо (тянь), культ которого возник за несколько веков до Конфуция. Китайское Небо – это безликая сила, регулирующая жизнь людей, карающая недостойных и вознаграждающая добродетельных. Китайские императоры именовались Сынами Неба и, как считалось, имели с ним родственную связь. Смена династий преподносилась как передача Небом мандата (мин) на управление империей более достойным. Культ Неба осуществлял только сам император.

Важнейший для конфуцианства культ предков также не был нововведением Конфуция, однако для его последователей он имел новый смысл. С одной стороны, как уже отмечалось, Конфуций мало уделял внимания религиозной сфере в нашем обычном понимании. С другой, культ предков играл важную социальную роль. Существовала своего рода "табель о рангах", по которой человек, согласно своему статусу мог иметь то или иное количество табличек умерших предков в своем храме. Кроме того, похороны, соблюдение времени скорби по умершим предкам, воздаяние им посмертных почестей и жертвоприношения – все это, как и многое другое, регламентировалось множеством правил и их соблюдение определяло не только моральный уровень человека, но и его законопослушность в поддержании семейных, клановых и, наконец, государственных устоев.

В Китае, как стране до последнего времени почти исключительно аграрной, закономерно существовал и культ Земли (ше). Еще с древнейших времен он был связан с шаманизмом и оккультными практиками. Алтари Земли существовали в каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей. Каждой весной правитель на ритуальном поле возле столичного алтаря лично вспахивал первую борозду, после чего все остальные могли приступать к полевым работам. Весной и осенью возле алтарей Земли проходили праздники в честь пробуждения природы и сбора урожая. Эта практика также вошла в конфуцианскую традицию.

Культ Конфуция отличался от поклонения другим божествам и занимал особое место не только в конфуцианстве, но и в даосизме. Ритуал почитания Конфуция не содержит прошений, характерных для прочих религиозных культов, а состоит из гимнов, прославляющих его как великого Учителя. Главную церемонию в честь Конфуция раз в год на его родине проводил сам Император, а во времена Китайской республики члены правительства.

Распространение и развитие

Миссионерская деятельность в конфуцианстве отсутствует как таковая. Конфуцианство – религия сугубо национальная и локальная. В виде официальной религиозно-политической системы, в которую оно сложилось во II в. до Р. Х., конфуцианство существовало лишь на территории Китайской империи. Основоположники императорского конфуцианства Дун Чжуншу (179 – 104 до Р. Х.) и Гунсунь Хун (200 – 127 до Р. Х.) делали акцент на личности самого правителя. Они утверждали, что для достижения благоденствия необходимы лишь хорошее состояние Его Величества и точное соблюдение ритуалов. Вместе с тем, уже кризис династии Хань заметно пошатнул монархические настроения конфуцианцев.

В период династии Сунн (960 – 1279) появляется течение, получившее в последствии название неоконфуцианства. Один из его основоположников – китайский философ Чжу Си (1130 – 1200). В его учении заметно влияние даосизма и буддизма, оно включает в себя их элементы космогонии, онтологии и натурфилософии – понятий до того вообще отсутствовавших в конфуцианстве. Неоконфуцианство оказало сильное влияние на развитие корейской, вьетнамской и японской философской мысли.

Духовное разобщение конфуцианства и монархии увеличилось во время узурпации трона монголами (1206 – 1368) и маньчжурами (1616 – 1911). Многие видные конфуцианские ученые (Бо И, Шу Ци, Дэн Му) открыто отказались сотрудничать с их властью. В это время на авансцену выходят проблемы индивидуального сознания и личной этики. Вместе с тем, сами правители всегда опирались на конфуцианство, поддерживая его статус как официальной идеологии.

Конфуцианство в течение двух тысячелетий олицетворяло императорскую власть и единство китайского народа, являлось хранителем его культуры и истории. И все это время оно имело преимущество в формировании морали и нравственного облика всех слоев китайского общества. И, прежде всего, поэтому конфуцианство называется религией, несмотря на заметную слабость богословской составляющей.

ДАОСИЗМ

Одна из традиционных религий Китая.

Название

Название «даосизм» (кит. даоцзяо) происходит от Дао – основной философской категории учения. В некоторых текстах встречается под названием «таоизм» (транслитерация англ. taoism)

История возникновения

Основателем даосизма считается Лаоцзы (в переводе «старый ребенок» или «старый философ»), настоящее имя Ли Эр, философ живший примерно в VII-VI веке до н.э. Фактов его биографии, не считая откровенно мифологических, практически не осталось, и некоторыми исследователями даже ставится под сомнение сам факт его существования. По самым скудным данным можно определить, что он работал в книгохранилище и архивах при чжоусских императорах, занимался изучением древней мудрости и самосозерцанием. Есть сведенья, что сам Конфуций был восхищён мощью ума Лаоцзы и приезжал к нему в столицу за советом. Когда, вознамерившись навсегда покинуть Поднебесную, Лаоцзы проходил через западную пограничную заставу, ее начальник, тоже немало продвинувшийся по пути духовного самосовершенствования, умолил его оставить частицу своей мудрости Китаю. Так, согласно преданию, появилась на свет «Дао Дэ Цзин» - «Канон Пути и Добродетели», где изложены основы учения даосов.

Священные тексты

  1. Дао Дэ Цзин (VI-V в. до н.э.) - основной канон даосизма, авторство которого приписывается самому Лаоцзы. Все прочие труды ссылаются именно на него. Достаточно короткое сочинение (всего 5000 иероглифов), содержит лаконичные философские размышления о Дао и наставления.
  2. Чжуан Цзы (IV-III в. до н.э.) - произведение, названное по прозвищу автора, настоящее имя которого Чжуан Чжоу. Философские идеи даосизма в нём переданы в форме рассказа.
  3. Начиная примерно с V века начинаются попытки собрать и систематизировать всё наследие даосизма. Так появляется сборник Дао цзан (Сокровищница Дао), в который в разные периоды входило от 250 до почти 1500 сочинений. Многие работы были утрачены в результате пожаров, разграбления или умышленного уничтожения. В настоящее время сборник состоит из 1120 томов.

Вероучение

Основной философской категорией Лаоцзы является Дао (道 букв. «путь», «дорога»). Дао это всеобщий закон и суть всех вещей, ему подчиняется всё, даже Небо (см. Конфуцианство). Дао недоступно органам чувств, оно безличностно и безформено. Дао существовало всегда и дало начало всему сущему. Проявляется же Дао через свою имманацию Дэ (德). Даосское восприятие Дао-Дэ схоже с философской трактовкой Брахмана-Атмана в раннем индуизме. (Практически все исследователи обращают внимание и на другие параллели с брахманизмом, тем не менее доказательств прямого заимствования нет).

Задача человека, смысл его жизни – познать Дао и слиться с ним. Одним из инструментов достижения Дао является такое понятие, как у-вэй (无为), что в переводе означает «недеяние». Естественно понимание его значительно глубже обычного бездействия, это жизнь в гармонии с законами Дао, непротивление естественному течению вещей. То есть, на практике это выражалось в стремлении к созерцанию, медитации, совершенствованию духа и тела, что, в конечном итоге, должно было принести бессмертие. Достижение гармонии с природой неразрывно связано с представлением о ци (气), всепроницающей энергии, от правильного течения которой и зависит та самая гармония. На основе этих представлений построены традиционная китайская медицина, учение фэн-шуй, гимнастика цигун, ушу и другие практики.

Культ

Уже к началу нашей эры даосизм испытывает сильное влияние традиционных местных суеверий и культов. Распространившись во всех слоях китайского общества, его философские идеи постепенно начинают уступать место оккультизму, практике гаданий, магии и знахарству.

Столь же неразборчив даосизм оказался и в развитии пантеона. Кроме Лаоцзы и Чжан Даолина, придавшему даосизму форму религии, в даосский пантеон вошли Конфуций и Будда, а так же, другие многочисленные божества, герои и святые. Некоторые культы носят местный характер, другие приобрели общекитайское значение. Среди наиболее популярных стоит отметить легендарного китайского императора Хуанди, первочеловека Паньгу, богиню Сиванму.

Распространение и развитие

Первые реальные формы даосизм приобретает в I веке, когда легендарный Чжан Даолин основывает школу «Небесных Наставников». В этот же период в Китай проникает буддизм, от которого даосизм перенимает институт монашества.

В конце II века, ознаменовавшегося кризисом династии Хань и многочисленными катаклизмами, в стране назревает народное восстание, во главе которого встаёт даос Чжан Цзюе. И всё движение, получившее название «восстание жёлтых повязок», встаёт под знамёна даосизма. Восстание было жестоко подавлено, но с тех пор большинство тайных обществ, сект и народных антиправительственных движений ориентировалось именно на даосское учение. Вместе с тем, традиционный даосизм, за исключением некоторых периодов гонений, преимущественно в правление монгольской и маньчжурской династий, продолжал спокойно развиваться в окружении конфуцианства и буддизма. С конфуцианством даосизм практически не имел точек соприкосновения, с буддизмом же шёл бок о бок, заимствуя для себя недостающие элементы учения, а также прекрасно сотрудничая в плане «обслуживания» простого населения.

После прихода к власти в Китае коммунистов в 1949 году даосизм как и другие религии подвергся гонениям, которое особенно усилилось во время т.н. «культурной революции». Но с началом с конца 70-х годов XX века отношение к даосизму в Китае заметно улучшилось. В настоящее время основной организацией в стране является Всекитайская Ассоциация Даосизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.018 с.)