Материальная культура Древней Индии.??????????? 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальная культура Древней Индии.???????????



Древняя Индия отличалась большим разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом. Население жило сельским трудом, пользовалось плугом с запряжёнными несколькими парами быков, выращивало большое число земледельческих культур (просо, пшеница, ячмень, горох).

Выращивали также дыни, сажали финиковые пальмы. На значительной части территории число осадков достигало 700 мм в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как сахарный тростник, джут и рис. Известный исследователь материальной цивилизации Ф. Броде ль отмечает, что поливной рис первоначально появился в Индии, а оттуда распространился в Китай, Тибет и другие регионы. Рисовые плантации совершили настоящую «революцию» в материальной жизни людей: 1) под рис использовалась без конца одна и та же возделываемая земля; 2) стабильность урожая благодаря тщательным ирригационным работам; 3) с них можно было снимать два, а то и три урожая в год. Выращивание риса впоследствии, как указывает Ф. Бродель, привело к демографическому подъему в Индии и Китае. Существует предположение, что именно индийцы первыми стали культивировать на своих плантациях и такое ценное растение, как хлопок, используя его волокно. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.

Кроме земледелия, в Индии широкое развитие получило скотоводство. Так, например, быки и буйволы играли значительную роль как тягловые и вьючные животные, а их высушенный навоз использовался в качестве топлива.

На высоком уровне находилось развитие ремесел, в поселениях существовали кварталы ремесленников. Древние индийцы занимались прядением, ткачеством, производством кирпича и глиняной посуды. Последнюю уже делали на гончарном круге. Глиняная посуда хорошо обжигалась и покрывалась орнаментальными узорами.

Первые орудия труда и оружие были сделаны сначала из меди (IV тыс. до н.э.), потом — из бронзы (III тыс. до н.э.). Переход к металлическим орудиям осуществлялся прежде всего в тех районах, где имелись месторождения медной руды. Также древние индийцы занимались изготовлением изделий сплавов металлов. Они знали ковку, плавку, литьё металлов.
Для плавки металла служили печи, воздух в которые подавали с помощью мехов. К началу IV в. до н.э. железо окончательно вытеснило другие материалы. Технический прогресс ко времени образования империи Маурьев в Индии привёл к серьёзным сдвигам в развитии производительных сил. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причём земледелие уже явно преобладало, а скотоводство имело подсобное значение. Наряду с возделыванием полевых культур большое значение приобретают садоводство и огородничество.

Продолжало развиваться и совершенствоваться ремесло. Индийские ремесленники достигли больших успехов в металлургии, холодной обработке металлов, в обработке камня, дерева, кости и т.д. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские ювелиры.

Города вели оживлённую торговлю, свидетельством чего являются находки большого количества гирь. Существовали торговые связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Эта связь осуществлялась и по воде и по суше. Рост торговли привёл к появлению металлических денег. Однако простой обмен товаров продолжал ещё оставаться важной формой торговли.

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, с населением не менее 100 тыс. человек. Города имели чёткую планировку, прямые, широкие улицы, шедшие параллельно друг другу. В городах строились двух- и трёхэтажные здания из хорошо обожжённого кирпича. По архитектуре здания были довольно просты. Но удивительно высок был уровень «комфорта». Существовали специальные помещения для омовений в жилых домах и городская баня с бассейном и подогревом воздуха. А система городской канализации в . Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке. Такую систему не имела ни одна другая древняя культура, даже римская. По подземной трубе, выложенной обожжённым кирпичом, использованная вода стекала в канализационную систему, расположенную под тротуаром. Труба отводила нечистоты и со второго этажа, на который вела лестница. Размеры и уровень благоустройства жилых домов были различны. Но везде строго соблюдалась определённая планировка, первостепенное внимание уделялось санитарии.

Индийцы умели сооружать плотины, водоподъёмные колёса, здания сложной архитектуры. Хараппцы строили города-порты. Самым крупным в то время был Лотхал (на берегу Камбейского залива). Лотхальский док длиной 210 м, шириной 35 м и глубиной 4,15 м являлся чудом инженерного искусства. Близ причалов находился громадный склад. Поселения Мохенджо-Даро и Хараппы имели мощные цитадели, которые как бы господствовали над городом. В этих крепостях сосредотачивались административные здания, крупные зернохранилища, что позволяет думать о существовании в указанный период времени сильной государственной власти, в распоряжении которой находились большие материальные ресурсы.

Искусство Древней Индии.


Доминируещее свойство искусства Греции - красота, а Египта - религия. Для наивысших форм, создающихся в Индийском искусстве, красота не является важной. Религия тоже не стоит превыше всего. Для искусства Индии характерны 2 аспекта: религиозный, мировой.

В древнюю Индию часто врывались арийцы, персийцы, греки, арабы, монголы и другие завователи, которые оставили свои следы в Индийской истории культуры. Так вот, искусство Индии - это искусство теперешней Индии, Афганистана, Пакистана, Кашмира и Непала. Основу индийского искусства составляют религии индуизма и буддизма, дополненные культурами ислама и хелениста.

По присутствующим идеологиям браманизма и индуизма самыми важными элементами духовной культуры были божественные формы, искусство должно выражать не идеи красоты, а высочайшие силы космоса и энергию, которые присваиваются к божеству. Самостоятельным искусством Индии считают поэзию, музыку и архитектуру. Рисование и скульптура считаются подвластными архитектуре.

Архитектура


В 3 в. до рожд. Хр. появились первые ступы, архитектурный тип помещения, утвердившийся во всех странах с вероисповеданием Будды, полуокруглой формы помещения, символизирующие могилу Будды, в них обычно содержатся реликвии. На верхушку ступы ставится kubinis "дом бога" или реликвия из дорогого металла. Верхушка заканчивается ступом с зонтами. Постройка символизировала "нирвану". Её предназначение - охранять реликвии. Ступы строили в местах, связанных с легендами про Будду и деятельностью святых.

Другая монументальная культовая постройка это - монолитный, каменный столб, заканчивавшийся капителью со скульптурой. На столбе выкарябывались знаки отображающие религиозные и моральные взгляды буддизма. Верх столба украшался капителью формы лотоса со скульптурами, символизировавшими святых животных. Их предназначение - прославлять государство и распространять идеи буддизма.

В I в. до рож. Хр. создавались первые подземные монастыри, которые распространились во время класического периода Индийского искусства во времена Гуптов. Это - вырытые в подземельях обширные залы с колоннами, украшенные круглой всеобъятной скульптурой; каменный рельеф и живопись.

Во времена Гуптов храм получил класичесскую форму: первый этаж с лестницами, на верху место для изображения культа, выше неё - ступенчатая башня, симвализируящая МЕРУ - гору мира.

Позднее эти храмы были расширины башнями ворот. Во времена правления династии Гуптов был написан трактат "МАНАСАРА", где собраны и зафиксированы традиционные архитектурные правила древней Индии.

В I-III в. в Индийской архитектуре формы становятся декоративными. Стройматериал - плиты (кирпич). Один из самых главных архитектурных элементов - свод. Сначала своды формируются из высовывающихся рядов камней и кирпичных стен без расствора. Только в 13 в под воздействием культуры ислама, начинает применяться раствор и появляются настоящие своды.

Одной из самых больших архитектурных ассамблей, сделанной во II в до рождения Христа - 7 в , является буддистский храм АДЖАНТА, находящийся в Западной Индии (штате Махараштрос ).

Аджанта - это своеобразный монастырь - университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки ВАГХАРО. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту - периоду роскошных декоративных скульптур.

Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенственны. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии. Здесь мастерски изображены люди, птицы, звери, растения и цветы. В 16 веке, во время правления Больших Монголов, были возведены шикарные мраморные сооружения (например, Мавзолей Тадж Махал, 1630-48; дворцы Лахаро форте, 1631-34 и Делё форте, 1639-48).

Мавзолей Тадж-Махал


1632-1654 гг., Агра ( Индия).

Он был построен императором из династии Великих Моголов Шах-Джаханом, для любимой жены Мумтаз. Это один из самых прославленных в мире памятников исламской архитектуры. Строили его мастера, призванные императором со всех концов мусульманского мира. Беломраморное здание поднято на семиметровом постаменте. В плане оно представляет восьми угольник, точнее квадрат со срезанами углами. Все фасады прорезаны высокими и глубокими нишами. Мавзолей увенчан круглым "луковичным" куполом, за легкость и стройность сравнивашимся поэтами с "облаком, опирающимся на воздушный трон". Его внушительный объем подчеркивается четырьмя небольшими куполами минаретов, стоящих по краям платформы. Внутреннее пространство невелико и занято двумя кенотафами (ложными гробницами) Мумтаз и самого Шах-Джахана. Сами захоронения в склепе под зданием.

Скульптура


Начала Индийской скульптуры достигает 3 тыс. до рождения Христа, но специфические индийские черты проявились только в скульптурной школе Матуры (1-3 веке), сформировавшей идеал женской красоты: тоненькая талия Богини, в трех местах согнутая поза. Позднее в Гипту-искусстве образовались мужские идеалы, cмешение индийского бога и стоящего или сидящего скульптурного Будды. В Будде и других буддиских священных изображениях стремятся изображать идеал личности, в котором гармонично сочетается физическая красота и возвышенное духовное спокойствие. На колонах, каменных огорождениях и воротах находим жизненные рельефы Будды. Известны и индийские бронзовые скульптуры (например, танцующий Бог Шива).

Живопись


В области живописи достойны внимания стенная живопись монахов 11-16 в., индийская живопись исламских книг.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.011 с.)