Искусство Нового времени. Классицизм, романтизм, сентиментализм. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Нового времени. Классицизм, романтизм, сентиментализм.



Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах - есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная революция и мировые социально-политические и религиозные сдвиги (буржуазные революции XVII века в Европе, церковные реформы Никона в России). Новое время явило миру Ломоносова, Паскаля, Лейбница, Ньютона, Галилея, Кеплера, Локка - и это лишь малая часть списка.

Одним из значительнейших результатов научных открытий Нового времени стало новое понимание устройства вселенной, которой управляют законы физики, математики и прочих естественных наук, а не божий промысел.

Как следствие индивидуальный человек с его познавательными способностями занял центральное место в мировом устройстве, опередив культуру, природу и даже Бога по своему величию (Р.Декарт «Рассуждение о методе», Ф.Бэкон и т.д.).

В России рост грамотности различных (более низких) слоев населения и людей не из церковного сословия, популяризация просвещения (открытие Славяно-греко-римской академии) и все ярче проявляющееся самосознание русского народа (который во времена Раскола стал перед выбором «религиозного метода»), отрицающее крепостное право, дало толчок к появлению новых жанров в публицистике, литературе, к расцвету русской общественной мысли. Россия в эпоху Нового времени вообще стала более открытой и способной на контакт с культурами других стран. Этому подрыву национальной замкнутости мы обязаны Петру I, его грандиозным преобразованиям, ускорившим развитие России.

В новом мире во главу угла ставится «разум» (в сравнении, ранее главным лозунгом был Бог). В культуре и жизни превалирует рациональное отношение. Инструмент разума - науки. И ценность наук возрастает (и определяется), чем большую пользу они могут принести.

Окрепшее буржуазное движение, начавшееся еще в XVII веке, уже в XVIII веке носит явно антифеодальный характер. Именно буржуазия с ее прогрессирующим производством и растущей потребностью в развитии прикладных наук дала толчок научной революции и формированию идеологи Просвещения. Отцом Просвещения можно считать Вольтера, который первым использовал этот термин и своей трагедией «Эдип» ознаменовал начало французского просвещения, которое было более радикальным, более революционным, чем в Англии, и тем более в Германии.

В общем, просветители видели в знаниях избавление от всех людских бед и, соответственно, активно продвигали идею всеобщего просвещения. Здесь необходимо отметить Дидро и Д.Аламбера с их «Толковым словарем или Энциклопедия наук, искусств и ремесел». В этом монументальном труде (35 томов) «отметились» Вольтер, Руссо, Гельвеция и многие другие в принципе различающиеся по своим взглядам светлые умы, объединенные своим неприятием существующего феодального абсолютистского строя и стремлением изменить мир к лучшему.

Идеи Просвещения даже затронули монархов. Всем известно выражение «просвещенный абсолютизм», чем также знаменита наша Екатерина II, хорошо знавшая работы Вольтера, Монтескье, Беккария. Позаимствовав ряд идей и принципов у Западной Европы, она улучшила и модернизировала российское законодательство, хотя нередко тем самым укрепляя свою самодержавную власть.

В России в то время активно муссировались популярные теории естественного права и договорного происхождение государства (родоначальники теорий Гроций, Гоббс, Локк). Согласно этим теориям люди добровольно уступают государству (а государство - необходимое условие культуры) часть своих прав и свобод и условливаются о соблюдении законов. У ряда полярных группировок, отличных по степени либеральности (Фонфизин, Крылов, Щербатов, Новиков) все же был один ориентир: подчеркивание кризисного состояние социального строя в России и желание его изменить за счет изменения положения двух классов: крестьянства и помещиков. У русских просветителей (в литературе и живописи) была помимо прочего задача показать мир крестьянина. Просветители также пытались «перевоспитать» дворян, внушая им, что своей добродетелью они (дворяне) должны «искупить» свое привелегированное положение.

Вообще, понятие добродетели занимает одно из центральных мест в идеологии просвещения. Добродетель, в первую очередь, - общественно-полезный (а у И.Бентама индивидуально-полезный) труд. Все просветители были ярыми противниками праздного образа жизни, роскоши, бездумной траты денег, так привычных для господствующего класса.

В заключение можно отметить, что в мире культуры Нового времени и Просвещения важнейшее место занимали государство, система законов, мораль, воспитание, промышленность, науки, искусство и новое понимание природы, которая является первопричиной и орудием для перехода к естественному порядку.

3.
Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков

Классицизм возник как параллельное течение, направленное критически против легковесности, пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом для подражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей и родством с природой.

Шарден в своих картинах восславлял простоту и уют буржуазного быта, их (3го сословия) добропорядочность и трудолюбие.

Законодателями классицизма в музыкальной культуре XVIII века являются Людвиг Ван Бетховен, Гайдн и, конечно, этот «венский Пушкин» Моцарт. От этих венских классиков мир унаследовал столько несравненных образцов оперной, камерной и симфонической музыки.

Классицимзм (фр. classicisme, от лат. classicus -- образцовый) -- художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII -- начала XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Согласно эстетике классицизма художественное произведение рассматривается как плод разума и логики, торжествующим над хаосом чувственно воспринимаемой жизни. Герои классицизма обладают стойкостью против превратностей судьбы, подчиняют свои страсти долгу, разуму, высшим интересам общества, законам общества. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное -- в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

В живописи примером классицизма служит хорошо известный шедевр Николы Пуссена «Тайная вечеря» и другие его полотна, воплотившие мечту классицистов о «золотом веке».

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций), которое приобрело актуальность в результате археологических раскопок (Помпея).

В классицизме для трагедий и комедий возродилось знаменитое правило античного театра о трех единствах времени, места и действия. Из ярких представителей классицизма в литературе можно выделить Корнеля (произведения:Сид, Гораций), Расина, Мольера (Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Дон Жуан), русский Фонфизин (пьеса Недоросль, хотя художественное своеобразие этой социальной комедией, по мнению некоторых критиков, не вписывается в рамки классицизма).

Именно от классицизма пошла вся эта нормативность и жесткая регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, приобретших теперь четкие содержательные границы и целый набор формальных признаков. Благодаря учреждению в Париже (а именно во Франции в отличие от других европейских стран в силу ряда исторических причин классицизм довлел над всеми остальными художественными направлениями) Королевских академий живописи, скульптуры и архитектуры теоретические доктрины классицизма были надежно и надолго закреплены.

Классицизм воплотил основные идеи «просветительства»: требование «естественности», разумности и нравственности.

В годы Французской революции получил распространение «революционный» классицизм (Энгр, Леду), обусловленный героикой революционного времени. Своим эпитетом классицизм обязан Ж.Л.Давиду, ведущему мастеру французской живописи, впервые соединившему культ античности с идеалами Просвещения.

4.
Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения

Сентиментализм (от фр. Sentiment) - направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Раньше всего в Англии сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. XVIII в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга - шотландского пастора Роберта Блэра, автора мрачно-дидактической поэмы Могила, и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище, - пронизана идеей равенства всех перед смертью.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо. Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Анри Бернарден де Сен-Пьер, как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину - счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе. Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини.

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770-1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме SturmundDrangФ.М.Клингера. Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаны драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника. Его роман Бедная Лиза - шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации) и пр.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В начале 19 в. слово "Р." становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.008 с.)