Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука в соврем. мире. Предмет ф-ии Н.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Наука в соврем. мире. Предмет ф-ии Н. Наука явл. опред. фактором развития чел-ва. Риски и выгоды, которые закл. в развитие совр. Н. требует её серьёзного осмысл-я извне, но это невозможно без фил-ии. С точки зрения фил-го метода Н. может быть определена как рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внеш. опыта. Рац-сть — тип мышления, обладающего след. свойствами: 1)языковая выразимость; 2)опред-ть понятий и состоящих из них суждений, их значения и смысла; 3)системность; 4)обоснованность; 5)открытость для внутр. и внеш. критики оснований, средств и результатов мышления; 6)рефлексивность; 7)способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. Источником рац. знания может быть только мышление. Получ. в результате деят-ти мышления - рациональное знание. Науч. рац-сть. отличается от общей рац-сти более точной доказательности, объективной истинности рационального знания. Так как в современности 4 класса наук, то соотв-нно 4 типа науч.рац-сти: Логико-математич.; Естественнонаучная: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность; Инженерно-технологич.: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рац-сти приводит к порождению соотв-го вида знания. Ко всеобщим хар-кам понятия «Н» относится также выделение в ней трех ее основных подсистем: 1) Н. как специфич. тип знания – система знаний, отвечающим критериям объективности, адекватности, истинности. Науч. знание пытается обеспечить нейтральность к идеологич. и политич. приорететам; 2) Н. как особый вид деятельности, направл. на фактич. выверенное и логически упорядочен-ое познание действ-ти; 3) Н. как особый соц.институт или форма обществ. сознания, связан. с произв-вом науч.-теоретич. знания, представл. опред. сист. взаимосвязей м/у науч. организ-ми, членами науч. сообщ-в. Фил-я науки (Ф.Н.) сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характ-к когнитивной, теоретич. деятельности. Ф.Н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультур. функции науки в условиях НТР. Предметом Ф.Н. явл. общ. структура и закон-сти функц-ния и развития Н. как системы науч. знания, когнитивной деят-сти, соц. института, основы инновационной сист. современного общ-ва. Одной из важных задач Ф.Н. является изучение механизма взаимоотношения фил-ии и науки, исслед-ие фил-их оснований и фил-их проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общ-ва. Основными разделами современной Ф.Н. являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.
Научная теория Науч. теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе ид. объектов, их свойствах и отношениях. Она не выводятся логически из эмпирич. знания, а из творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логич. выведены только теоретич. следствия. Для любого теоретич. конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкрет. теорией, имеется два способа обоснов-я их объектив. характера. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием науч. теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практич. полезности, в частности, возможности их эмпирич. применения. Другим способом оправдания идеал. объектов явл. их способность быть средством внутр. соверш-ния, эффективного решения имеющихся теоретич. проблем и постановки новых. Фил-ф Э. Мах считал, что глав. целью науч. теорий явл. их способность экономно репрезентировать всю имеющ. эмпирич. инфор-ию об определенной предметной области. Введение идеал. объектов и явл. той платой, которую мышлению приходится заплатить за эффективное выполнение указанной выше цели. Сформулир. Махом инструменталистскому взгляду на природу идеал. объектов и науч. теорий противостоит в философии науки эссенциалистская интерпретация. Согласно последней, идеал. объекты и науч. теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирич. знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструм-кая интерпретации теоретич. знания имеют достаточное число сторонников и в фил-ии науки, и среди крупных ученых. Если источником содержания эмпирич. знания явл. информация об объектив. реальности, то основой содержания теор. знания явл. информация об идеал. объектах, являющ. продуктами конструктивной деят-сти мышления. Науч. теории не выводятся логически из эмпирич. знания, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения определенных функций (понимание, объяснение, предсказание) Создаются же они благодаря творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логически выведены только теоретич. же следствия. Схематич взаимосвязь между (Т) и (Э) знанием может быть изображена след. образом: Ао |— Тео |— ао ~ ео где Ао — аксиомы, принципы, наиболее общие теоретич. законы, |---знак логического следования, Тео - частные теоретические законы, ао — единич. теоретич. следствия, ео — эмпирич. утверждения.
Науч. наблюдение, сравнение Науч. набл-е, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деят-сти (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реал. науч. практике набл-е предст. собой активный познават. процесс, опирающийся не только на работу органов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувств. данных. К науч. набл-ию предъявл. жесткие требования: ■четкая постановка цели набл-ия; ■выбор методики и разработка плана; ■систематичность; ■контроль за корректностью и надежностью результатов набл-я; ■обработка, осмысление и истолкование получ. массива данных. Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого объекта явл. необх. условием набл-я. Столбик термометра показ. -210С. Это характ.след. свойствами: 1) независимое от наблюдателя событие (объективное содержание; 2) наблюдение доступно контролю. М.Борн предусматривает: «сделать набл-я настолько независ. от наблюдателя, насколько возможно». Для большей эфф-сти и организации набл-я прим. сравнение. Материалом для сравнения могут быть получ. данные набл-я. При анализе объектов (две подобные фигуры, слегка различ. по величине), во избежании ошибки мы наклад. друг на друга. Для сравнения предметов треб. выделять признак, каждый из которых сравнивается обособленно. В выше прив. случае – размер. Сравнению подверг. объекты, для которых выдел.: 1) способ, которым может быть осущ. операция сравнении (накладывание); 2)ситуация, где проводится срав-е.
Эксперимент. Прибор. Исследователь прибег. к эксперименту, когда необх. изучить некоторое состояние предмета наблюдения. Целью Э. явл. получ. нового знания, когда учёный уже нечто знает об ответе. При этом присутствует активное вмешательство, воспроизводимость (в любое время). В основном сущ. 2 типа Э.: 1) исследовательский, кот. связан с поиском неизв. зависимостей м/у несколькими параметрами объекта; 2) проверочный, кот-й прим. для подтв-я или опроверж-я теорий. Сущ. также: мысленный (Галилей). В 70-х годах XVIII в. англ. физик Кавендиш проделал опыт с целью определения закона, харак.силы взаим-вия между электрич. зарядами. Для этого он «взял две металл. полусферы, закрепл. на изолирующей раме, кот. могли соединяться и разъединяться. Внутри этих полусфер он поместил шар, покрытый фольгой, посаженный на стекл. ось, так что между полусферами, когда они были соединены, и шаром не было контакта. После этого он соединил полусферы и шар тонкой проволокой и сообщил им электрич. заряд. Разъединив затем полусферы, он вынул шар и исследовал, какой заряд остался на нем. Измерения показали, что заряд на шаре равен нулю». Вывод – электрич. притяжение и отталкивание должны быть обратно пропорц. квадрату расст-ия. Этот вывод мог поставить только физик. В эксперим. могут испол. приборы – искус. или естеств. матер. системы, исп. в познават. цели. Приборы делят на классы: 1)П. усил-я и уточн-я: Усилители – усил. сигнала от объекта выше порога ощущения или из-за особенностей среды; Анализаторы – спектроскоп – путём непосредств. возд-вия на объект преобразов. в понятную форму для органов чувств чел-ка; Преобразователи – влагомер; 3) Регистраторы – регистрация и хранение инф-ии (фото); 4) Измерит.-информац-ые системы – совокуп. первых трёх (ракетный спектрограф). Приборные иссл-я опираются на 2 предпосылки: 1) всякое исслед-е должно опир. на гипотезе (Поппер); 2) прибор должен быть исправен.
Обобщение и абстрагирование Обобщ-е предусм. переход (по 4 уровням эмпир. знания: протокольные предлож-я, факты, законы, теории) от знаний отд. элементов к знаниям о классе. Обобщ-е тесно связ. с абстраг-ем. Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения. Абстракция есть способ мысл. членения реальности, механизм кот. тесно связан с самой нашей возмож-тью рац. постижения наблюд. мира, истолкование природы. Сформир. подходы истолк-я природы познания: платонизм, номинализм, концептуализм. Идея абстр-ия принадлежит Аристотелю. «Если абстракция – мысленное разделение того, что в действит-ти сущ. нераздельно, то результат абстр-ии сущ. только в уме познающего». В отличие от него сторонники платонизма исходят из того, что абстракция есть результат умств. постиж. некот. универсалий: вид, род, класс, отношение. Т.о., абстракциям соотв. некая реальность, кот. носит идеал. характер. Смысл той или иной абстр-ии - логично пытаться искать в сфере самого мышления через другие абстракции, опираясь на законы логики. В Ср. века развивается номинализм (Р.Бекон, У.Оккан и др.), согласно кот. предметный мир вне сознания - это исключительно чувств. мир, состоящ. из отдельных отличных друг от друга вещей и явлений. Общего не сущ. не только как самосущих универсалий, но и как общего в вещах Сходство вещей — важный элемент нашего обыд. опыта. Для них важно то, что в силу уник-сти всего сущ-го факт сходства явл. чем-то случ. и внешним для самих сравнив. вещей. Промежут. позицией явл. концептуализм (Локк). «Все вещи по своему сущ-ию единичны; общее и универсальное создано разумом для собств. употребления и касается только знаков — слов и идей. Общее в результате абстр-ия - то, что мы сами создали. Данная позиция более гибкая, ибо она определенно настаивает на творчески активной природе разума. Каковы объективные основы абстрагир-ия? Абстр-ия и структура реальности. 1)Объект сущ. в опред. условиях, по отнош. к кот. он имеет свой-ва (определ-ые, неотчётлив-е, невидимые), т.о. для исходной ступени абстраг-я явл. редукция многообр-я потенциал. свойств к актуал. Иссл-ль фиксир. актуал. св-ва и экперим-но – неустановл. свой-ва среды, с отвлеч. от остал. свойств. 2)По отнош-ю к среде св-ва объекта делят на 2 типа: замкнутые и неизмен. при переходе ситуаций. 3)Объект вступ. во взаимод-я, ведёт себя специфич. образом. Т.о. предметом иссл-я – не сам объект, а характер поведения в реал-ти. Абстр-ие имеет предел – запреты природы, границы, когда потенциальное стан-ся актуальным.
Индукция. Методы. И – метод движ-я мылси от менее общего знания к более общему (протоколы, испытания – факты, законы). Перечисленная И – умозаключ. или переход от знаний об отдел. предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. 2 разновидности перечисл. И: 1) полная; 2) неполная И. Дж. Ст. Милль разработал логич. схемы элиминативной И – методы установления причинных связей. Метод сходства - если два или более случая подлежащего иссл-нию явления имеют общим лишь одно обст-ство, то это обст-ство, — в кот. только согласуются все эти случаи — есть причина данного явления (АВС—N & YTA—N, A-фактор основы события N). Метод различия - если случай, в кот. исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного— причина или необходимая часть причины явления (ABCD—N & BCD—N, A-фактор). Метод сопутств. изменений – ABC—N & A|DE—N & A||MF—N, A – фактор. Например, Э. Дюргейм – анализ самоубийств 19в. - Зависимость уровня образования и числа самоубийств от ослабления религ. традиций. Метод остатка – ABC—N & B –c & C—b, A причина N. Например, Дж. Блаут – объяснение Европ. чуда (возвышение Европы). Из-за трансконтинентального коллективизма с 1492г. (открытие Америки) происх. повыш. уровня образ-я, развитие науки и технологий и т.д. Испол. методов И. сопровожд. теоретико- вероятностной инерпритацией резул-ов P = m/n, m - число интересующ. фактов, n – общее число фактов. (Г. Рейхенбах). Помимо И есть:1) Экстраполяция - экстенсивное приращение знания путем распростр. следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы 2) Согласно Попперу, доказ-тво ложности научных гипотез с помощью эмпирич. опыта, названное им фальсификацией. Социалогия Н. и З. Знание – своеобр. мир идеал. сущностей, позвол. чел-ку ориентир-ся в окруж. дей-ти, выявлять и фиксировать её законом-ти. Век Просв-я – открыты особенности науч. знания с точки зрения рац-ой картины природы. Знание стало неотъм-м элементом соц. системы. Знание – сила! Особое знач-е идеал науки как зания приобрёл в период форм-я соц-гии как науки, когда она доказ. право на сущ. в качестве дисц-ны, собствен. методами изуч. собств. объекты. Классич. соц-гия знания. Для Европы(1870-1914гг.) – время пром. и эконом. развития c соц. и полит. преобр-ми. Н. стала символом рацион-ти совр. общ-ва, происх. оправдание и усил. науч. знания как авторитета жизни. Франц. рационалист Э.Дюргейм «Элементарные формы религ. жизни». Социологич. теория знания развив. паралл. с общей проблемой соц. порядка. Религия заним. переводом идеал. сущностей (идей чел-ка, природы, общ-ва) на понятный язык, как в Н.. Оба пытаются связать вещи друг с другом, класс-ть и сист-ть их. Но Н. развивает их, чтобы самой ими пользоваться. Она отчищ. её от ненуж. элементов. Немецкая соц-гия знания (20-е 20в.). Германия пережив. послевоенн. время и дробленность политич. идеологии и раскол на многие политич. напр-ния. Развитие соц-гии связано с двумя фил-м М.Шелер и соц-гом К. Мангейма, кот. явл. представ-ми историцизма. М Шелер – основатель соц-гии З., видел в соц-гии знания инструмент, кот. нужно прим., чтобы разреш. в нем. республике идеологич. конфликты. Его аргументация строится на различении, с одной стороны, «реал. фактора», и с др.— «идеал. фактора». К формам знания относ. историч. и соц. условия, при кот. развив. мышление. Знания - вместилище нравств. и дух. идеалов, как «идеал. фактор», искл. из соц. анализа. 2-ой центр тяжести Шелер распол. в определении того, что он называет «относительно естеств. картиной мира», которая является способом, каким индивид воспринимает мир вокруг себя, она зависит от положения чел-ка в общ-ве. Чтобы решть проблему ракола, необх. изм. взгляды аристократов на мир. Маннгейм в значит. мере принимал идеологич. доктрину марксизма. Если получ.е Н. знание объективно и истинно, то каким образом можно говорить о его соц. обуслов-ти, и в чем предмет соц-гии знания. Объектом соц-гии знания, идеалом организации любого выступает не науч.знание, а некот. более сильная абстракция. Отражением мира идеал. сущностей стан. понятие идеологии. Он разделяет частную и тотальную ид-гию. Частичная — это более или менее сознат. извращение челом или соц. группой каких-либо представлений с целью соблюсти собствен. интересы— от лжи и недосмотра до подстановки, от намеренных попыток введения в заблуждение до самообмана. Тотальная — это картина мира, связанная специфич. историч. и социальным контекстом. Интеллектуалы — это неоднородная комплексная группа, кот. благодаря получ. обр-нию приобретает способн. синтезировать и критик-ть все др. классовые интересы. Позиция инт-лов оказыв. выше прочих точек зрения. Формирование соц-гии науки связ. с Мертоном. Его обращение к соц-гии Н. было связано с критич.анализом сущ-х концепций соц-гии знания. С.Н. - область соц. иссл-ний, изуч. науку как соц. институт. Предметом изучения С.Н. выступают как внутр. отношения, обеспечив. функционирование и развитие науки, так и взаим-ния науки с др. институтами совр. общ-ва С.Н. иссл. сущ-щие м/у учеными взаим-ния, вопросы о том каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения принятые в науч. сообщ-ве. Р. Мертон сформировал императивы научного этоса, обеспеч. нормативную составл-ю науч. сообщ-ва. Имп-вы — это своего рода миним. нормы гарантир. честную конкуренцию в науке. Он выд. 4: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие. Ученики сформир. поведенческие им-вы. Унив-зм обуслав. интернац. и демократичный характер Н. Коллективизм говорит о том, что плоды науч. познания принадлежат всему науч. сообществу и общ-ву в целом. Они всегда являются результатом коллективного науч. сотворчества. Бескорыстностие означает, что глав. целью деят-ти ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не должна быть средством для достижения личных выгод, а только — общественно-значимой целью. Организованного скептицизм предполагает проф. обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег (вкл. критику в свой адрес), если на то имеются малейшие основания.
Понятие науч. профессии. Для конца 19 – нач. 20в. сформировался конвейер подготовки учёных с рассмотрением науч. деят-ти в аспекте соц. института. Целью науч. Д.— про-тво знания о свойствах, отношениях и закон-тях объектов, средствами — различные методы и процедуры иссл-ния. Чтобы понять процесс форм-я – история. Первый институт – храм. Начин. от антич. формир-ся академии Платона и лицей Аристотеля, принцип которых – сохранение и передача знаний. В Ср. века с выд-м городов появл. университеты: 1)высший теологич. факул-т; 2)низший прикладной ф-т. Универ-кая революция свормир. спец-ов, кот. будут вкл. в отдел. сферы жизни и развивать её. Вслед за М.Вебером, Р.Мертон расматр. становл-е науки в проф. аспекте в среде новоевроп. городской культуры. Развитие проф-сии идёт по 2 напр-ям. Преоблад. явл. цеховой (в основном ремесленники). Деят-ть отдел. цехов корпоративна и как правило предполаг. осёдлость членов, образ. кварталы. С эпохи Возраж-я появ. др. тип – свободные профессии. Первонач. к ним относ. юристы, врачи, преподы. Их отличала активность, ответственность перед бюракратич. цехом, перед сообществом корпорации. В процессе развития формир. и науч. деят-ть. Т.к. науч. проф-ии различны, но есть схожие признаки: 1)Обладание спец. знаниями и ответственность за их расширение, передачу, хран-е; 2)Автономность проф-ии. Она проявл. в возможн-ти привлеч. новых членов в контроле за их проф. поведением; 3)Наличие специфич. форм вознагр-я (Лучшие, должности, звания); 4)Наличие интереса соц. окруж-я к продуктам деят-ти сообщ-ва. В воспроизводстве науч. проф-ии выделяют: 1) 25-28 лет; 2) 28-43 г.; 3) старше. В соврем. науч. воспроизводстве особое место заним. стажировки – обмен инф-ии, кадров, миграция спец-ов, мобилизация иссл-ий. Также коммуникации: 1. Обсуждение (неформальные, академические); 2. Соавторство (внутридисцип, междисцип.); 3. Наставничество – передача знаний, трудов; 4. Коллегиальность – предусм. меры обмена инф-ии м/у спец-ми. Культурная компонента. Ведущ. составляющая профес-ии – сов-ть спец. знаний: 1)Производство; 2)Проверка; 3)Отчуждение --- 1)Производство№2; и т.д. Н.знание – результат работы науч. сообщ-тв., предусм.:1) Итериоризация – внутренняя переработка; 2) Экстериоризация – выплеск (внешний) – осуждение со стороны, предпологающее потерю контроля над произведённым знанием (испол-е науч. рез-ов в военн. деле). Научное сооб-во и соц. окружение по разному оценивает науч. продукт.
Науч. публикации. В конце 17 – нач. 18в. измен. соотнош-е м/у религ. и сетской лит-рой. С нач. 18в. произ-во светской лит-ры начин. возрастать, среди них и науч. публ-ции. С помощью них осущ. передача, сохр-е и возможность для освоения получ. науч. резул-ов. Практич. одноврем. с этим возник вопрос эксперизы (о ранге, проф-ии, статусе). Экспертиза осущ. уже после их выхода. Экпертиза устан. баланс м/у 2 треб-ями: 1)Новизна; 2)Применяемость, корректность (в русле традиций – терминология, понимаемость). Система науч. публ-ий – сист. жел. дорог: науч. издания – ж/д узел; серии матер-ов – эшелоны; отдел. публ-ии – состав эш. В процессах передачи инф-ии в публ-цию проходят отрезки времени, кот. необходимы для того, чтобы получ. на переднем крае результат мог быть опубликован в каждом из жанров: 1 уровень – оригинальнальная статья; 2 ур – статьи обзоры (3-4 года); 3 ур. - моногр-я(5-7лет); 4 ур. - уч.лит-ра(10 лет). Применительно к пуб-ии можно исп-ть онто-, филогенез. Онто – при движении пуб-ии от 1 этапа к 4 осущ., или нет, процесс осужд-я – экстериоризация. Фило – развитее дисциплины в эшелонах публ-ий. Функции публ-ий: 1. Движ-е инф-ии в дисциплине; 2. Предоставление содерж-я дисц. на уровне послед. получ. рез-ов; 3. Воспроизвод-во знаний (расширение); 4. Межпоколенная трансляция знания: ученик – учитель; 5. Коммуникац-ая фун-я. Публ-ии – особые компоненты в структурных связях учёных, сообщ-в; 6. Поддержание гомеостаза: стремление получить резул-ты, либо подтвердить их, либо опроверг., или объяснить на основе имеющ. теорий.
Интеллек. собственность. Понятие И.С. связано с инновациями (первые суждения об этом в 19в.). И.С. – исключ. право юрид. или физич. лица на результаты интел-ой деят-ти (ГК РФ ст.1-38). Ведущая хар-ка И.С. – право испол-я резул-та идив. деят-ти (монополия на потенциал. прибыль). Состав объектов И.С. опред. конвенцией об учреждении всемир. организацией И.С. Права И.С.:1) лит-ра, худ. и науч. произв-я; б)исполнительская деят-ть артистов; в)изобр-я и полез. модели; г)пром. образцы; д)товарные знаки; е)открытия; ж)инжиниринг и НОУ-ХАУ. Структура И.С.: 1)промыш. соб-ть; 2)авторское право; 3) смежные права. Дикрет в 1918г по авт. праву – все произв-я объявл. достоянием гос-ва. Управление И.С. предусм.: 1)систему учёта собств-ти; 2)порядок испол-я И.С.; 3)правозащита и контроль.
Передний край науки. По мере того, как науч. проф-сия стан. массовой, ее соц. и организац.особенности начали приобретать все бол. значение, а их изучение — выделяться в самостоят. сферу – «передний край Н». Она выражает два уровня: интро – (вглубь), экстранауч. иссл-я (вширь) относит. дисципл. системы. Инро – сосредотач. научно-иссл. коллективы для проработки получ. рез-ов, проверка, уточнение их, вывод следствия, обеспеч. трансляции в др. дисциплины. Экстра – орг-ция знания уже не задается состоянием дисцип. системы, а отражает принципиально иную функцию знания — интеллект. обеспечение иссл-ний, прагматика кот., в свою очередь, опред. теми более широкими областями науч. и/или практич. деят-ти, в кот. вкл. иссл-ния. Под П.К. поним. также взаим-е науки и общ-ва – наличие переходной обл-ти, где с одной стороны общ-во со своими интересами, с др. – продукт иссл-ий. Интересы Н. и общ-ва в наст. время согласуются по след. усл-ю «Н. формир. Интел. обеспеч-е для решения практич. задач. Роль фундамент. науки сохр. посколь, постольку, поскольку за ней сохр. ф-ия формир. П,К. инел. кул-ры, получ. высших интел. достиж-ий». НТП связан с индустр-ой революцией, наукой быстр. открытий, установка на прогресс. Это понятие предусм. постоянное соверш-е на основе Н., разума, практики и общ-ой жизни – идея тотальности рацион-ой орг-ции (совершенства во всём). В основу иссл-ний НТдеят-ти была положена принятая ЮНЕСКО типология видов деят-ти: 1. Фундаментальные иссл-ния (поисковые и целевые). Они направ. на усил. интел. потенциала общ-ва (страны, региона...) путем получ. нового знания и его использ. в общем обр-нии и подготовке спец-ов. Целевые – чётко сформул-на задача иссл-я; Поисковые –классы иссл-ия, где чёткой цели пока нет: подготовит. и венчурные (рисковые, что если…) 2. Прикладные направ.на обеспечение инновац. процесса. Знания, получ. в прикладных иссл-иях, ориентир. на непосредственное использ-е в др. областях деят-ти (технологии, экономике, социальном упр-ии и т. д.). 3. Опытно-конструкторские разработки (ОКР) – проектировоч. деят-ть, инж. компании, результатом кот. должно быть устр-во, образец, проект. 4. Рыночное освоение продукта (РОП). Необх. компонентом явл. бизнес. Неориентир. в рынке Н. сейчас бесперспективна. Совр. Н.: Междисц. иссл-я – иссл-я, образов. на обл-ти пересеч. различ. дисц-н. Многодисц. иссл-я – есть общ. предмет, кот. изуч. с нескольких дисцип. позиций (город – глазами экономиста, эколога…). Кроссдисц. иссл-я – соедин. дисцип., усилив. др. друга (биофизика). Трансдисц. иссл-я – иссл-я осущ. внутри дисц-ны, потом выходит за рамки опр. дисц-ны. Функции методологии и фил-ии Н. в междисц. иссл-ии: 1. Опред. и формирование (сист. подход: вещь, сво-во, отношение) общей цели – что будет входить в обл-ть иссл-ий; 2. Опред. задач иссл-ия – субъективно-объектив. фактор; 3. Формир-е стратегии, плана работы, коммун-ции; 4. Представление работы в ранге проекта и его продвижение: оформление проекта и его реклама.
Наука в соврем. мире. Предмет ф-ии Н. Наука явл. опред. фактором развития чел-ва. Риски и выгоды, которые закл. в развитие совр. Н. требует её серьёзного осмысл-я извне, но это невозможно без фил-ии. С точки зрения фил-го метода Н. может быть определена как рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внеш. опыта. Рац-сть — тип мышления, обладающего след. свойствами: 1)языковая выразимость; 2)опред-ть понятий и состоящих из них суждений, их значения и смысла; 3)системность; 4)обоснованность; 5)открытость для внутр. и внеш. критики оснований, средств и результатов мышления; 6)рефлексивность; 7)способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. Источником рац. знания может быть только мышление. Получ. в результате деят-ти мышления - рациональное знание. Науч. рац-сть. отличается от общей рац-сти более точной доказательности, объективной истинности рационального знания. Так как в современности 4 класса наук, то соотв-нно 4 типа науч.рац-сти: Логико-математич.; Естественнонаучная: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность; Инженерно-технологич.: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рац-сти приводит к порождению соотв-го вида знания. Ко всеобщим хар-кам понятия «Н» относится также выделение в ней трех ее основных подсистем: 1) Н. как специфич. тип знания – система знаний, отвечающим критериям объективности, адекватности, истинности. Науч. знание пытается обеспечить нейтральность к идеологич. и политич. приорететам; 2) Н. как особый вид деятельности, направл. на фактич. выверенное и логически упорядочен-ое познание действ-ти; 3) Н. как особый соц.институт или форма обществ. сознания, связан. с произв-вом науч.-теоретич. знания, представл. опред. сист. взаимосвязей м/у науч. организ-ми, членами науч. сообщ-в. Фил-я науки (Ф.Н.) сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характ-к когнитивной, теоретич. деятельности. Ф.Н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультур. функции науки в условиях НТР. Предметом Ф.Н. явл. общ. структура и закон-сти функц-ния и развития Н. как системы науч. знания, когнитивной деят-сти, соц. института, основы инновационной сист. современного общ-ва. Одной из важных задач Ф.Н. является изучение механизма взаимоотношения фил-ии и науки, исслед-ие фил-их оснований и фил-их проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общ-ва. Основными разделами современной Ф.Н. являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.011 с.) |