Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программы и модели науч. знания.
Данная проблема вкл. 3 аспекта: 1. Что составляет сущ-сть динамики науки: эволюц-ое измен-е или изм-е со скачками (революциями)? 2. Явл. ли динамика процессом кумулятивным или антикумул.(постоян. отказ от прежних взглядов как неприемл. и несоизмер. с новыми)? 3. Можно ли объяснить динамику влиянием социокульт-ых факторов? Сущ. три основ. концепции развития науки и миропредставления. 1) Ф. Бэкон и Г. Галилей. Науч. взгляд на мир возник как результат революц. победы над суеверием и предрассудками. Декарт доп. этот подход тезисами о сущ-нии абсолют. истин и абсолютно достоверного знания, кот. получено, и ничем уже не может быть поколеблено. 2) П. Дюгем предпол. континуалистскую концепцию - каждое достижение Н. может быть модифицировано. Нельзя, например, опроверг. теорию электромагнетизма Максвелла, но можно видоизм. ее матем. аппарат, расширив границы применимости теории. 3) Постпозитивисты (К Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, и др.) в отличие от их предшест. — логических позитивистов, эта концепция перманентной революции. Согласно идеям Т.Куна, сущ. периоды нормал. науки, когда новые иссл-ния опираются на прочный фундамент ранее получ. основных дост-ний. Комплекс этих фунд. науч.достижений Кун предложил назвать парадигмой. По мере накопл. новых открытий возникает необх-сть в пересмотре и видоизмен. парадигмы, и тогда происходит науч. революция. Парадигма в течение опред. времени служит теор.основой науч.миропредставления. Тенденция обобщ. идёт по программе – органицизм. Детализации – редукционализм. Несмотря на различ. подходы наиб. общеприн. явл. постулат об эволюционном хар-ре и необратимости науч. знания. В развитие Н. дейс-т принци причинности. Н. развив-ся от более простых к более слож. формам – механизм необратимости (геом-я Эвклида – геом. Римона; Релятивистская и Ньютон-кая мех-ка). Т.о. возникает модель - Индуктивизм и принцип соответствия, согласно кот. отношение м/у старой и новой науч. теорией таково, чтобы все положения предшествующей выводились в качестве частн. случая в новой, сменяющей ее теории. В пример обычно приводят классич. мех-ку с одной стороны, и теорию относ-ти и квант. мех-ку с другой. Когда пыт. «развести» старую и пришедшую ей на смену новую теорию по различ. предметным сферам, то, как правило, явно лукавят. Т.о. классич. мех-ка – не част. случай, т.к. необх. уточнить: что такое большие тела и незначит. скорость, поэтому они (типы мех-ки) несовместимы в ответах, но отнош-я теорий проявлю а сохран. терминологии, способов опред-я предметов в том, что для старых и новых теорий имеются свои обл-ти примен-я. При малых скоростях релятивистский эффект значит. меньше, чем при больших, и с практич.точки зрения (для простоты расчетов и моделей) им можно пренебречь и исп. класич. механику.
Итак, развитие науч. З. представляет со-ои непрерывно-прерывный процесс, характеризующийся качественными скачками в видении одной и той же предметной области. Поэтому в целом развитие науки является некумулятивным. Столь же неоднозначно решается вопрос о ее движущих силах. Интернализм (30-е 20в.: А. Койре, Р. Холл, Поппер). У Поппера конц-ия строиться на онтологии миров: 1)мир физич-го; 2)мир психич-го; 3)мир знаний. Мир знания создан челом. Необх. различ. две основные версии интернализма: эмпиристскую и рационалистскую. Эмпир. (Дж. Гершель): первичное – обнаружение фатов; вторичное – создание теории. Рац-ная ( Декарт, Гегель, Поппер ): основу динамики знания сост. теор. изменения, кот. либо как результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющ. идей. + И.: выделение специфики и инвариантов разв-я Н.; различие ядра и переферии; обеспеч. сохр. статуса учёного и Н. как соц. института. - И.: 1)имманентизм – игнорирование среды, где развив. Н; идеализация Н. Экстернализм. Источником инноваций в науке явл. соц. потреб-ти и культурные ресурсы общ-ва, его материал. и дух. потенциал, а не эмпир. данные или имманентная логика развития науч. знания. Ключ. фаторы: 1) Бернал: экон. и технико-технологич. потреб-ти; 2) Соц. ориентация; 3) Шпенблер: господств-х культурных доминантов; 4) Соронин, Вебер: духовный и этический фактор; 5) Купцов: представление процесса образ-я инфраструктуры Н. + Э.: учёт реал. процессов инстит-ции Н. и об-ва; учёт зав-ти Н. от соц. кул-ры. - Э.: недооценка самостоят-ти Н., изолированность, труднодоступность.
Социалогия Н. и З. Знание – своеобр. мир идеал. сущностей, позвол. чел-ку ориентир-ся в окруж. дей-ти, выявлять и фиксировать её законом-ти.
Век Просв-я – открыты особенности науч. знания с точки зрения рац-ой картины природы. Знание стало неотъм-м элементом соц. системы. Знание – сила! Особое знач-е идеал науки как зания приобрёл в период форм-я соц-гии как науки, когда она доказ. право на сущ. в качестве дисц-ны, собствен. методами изуч. собств. объекты. Классич. соц-гия знания. Для Европы(1870-1914гг.) – время пром. и эконом. развития c соц. и полит. преобр-ми. Н. стала символом рацион-ти совр. общ-ва, происх. оправдание и усил. науч. знания как авторитета жизни. Франц. рационалист Э.Дюргейм «Элементарные формы религ. жизни». Социологич. теория знания развив. паралл. с общей проблемой соц. порядка. Религия заним. переводом идеал. сущностей (идей чел-ка, природы, общ-ва) на понятный язык, как в Н.. Оба пытаются связать вещи друг с другом, класс-ть и сист-ть их. Но Н. развивает их, чтобы самой ими пользоваться. Она отчищ. её от ненуж. элементов. Немецкая соц-гия знания (20-е 20в.). Германия пережив. послевоенн. время и дробленность политич. идеологии и раскол на многие политич. напр-ния. Развитие соц-гии связано с двумя фил-м М.Шелер и соц-гом К. Мангейма, кот. явл. представ-ми историцизма. М Шелер – основатель соц-гии З., видел в соц-гии знания инструмент, кот. нужно прим., чтобы разреш. в нем. республике идеологич. конфликты. Его аргументация строится на различении, с одной стороны, «реал. фактора», и с др.— «идеал. фактора». К формам знания относ. историч. и соц. условия, при кот. развив. мышление. Знания - вместилище нравств. и дух. идеалов, как «идеал. фактор», искл. из соц. анализа. 2-ой центр тяжести Шелер распол. в определении того, что он называет «относительно естеств. картиной мира», которая является способом, каким индивид воспринимает мир вокруг себя, она зависит от положения чел-ка в общ-ве. Чтобы решть проблему ракола, необх. изм. взгляды аристократов на мир. Маннгейм в значит. мере принимал идеологич. доктрину марксизма. Если получ.е Н. знание объективно и истинно, то каким образом можно говорить о его соц. обуслов-ти, и в чем предмет соц-гии знания. Объектом соц-гии знания, идеалом организации любого выступает не науч.знание, а некот. более сильная абстракция. Отражением мира идеал. сущностей стан. понятие идеологии. Он разделяет частную и тотальную ид-гию. Частичная — это более или менее сознат. извращение челом или соц. группой каких-либо представлений с целью соблюсти собствен. интересы— от лжи и недосмотра до подстановки, от намеренных попыток введения в заблуждение до самообмана. Тотальная — это картина мира, связанная специфич. историч. и социальным контекстом. Интеллектуалы — это неоднородная комплексная группа, кот. благодаря получ. обр-нию приобретает способн. синтезировать и критик-ть все др. классовые интересы. Позиция инт-лов оказыв. выше прочих точек зрения. Формирование соц-гии науки связ. с Мертоном. Его обращение к соц-гии Н. было связано с критич.анализом сущ-х концепций соц-гии знания. С.Н. - область соц. иссл-ний, изуч. науку как соц. институт. Предметом изучения С.Н. выступают как внутр. отношения, обеспечив. функционирование и развитие науки, так и взаим-ния науки с др. институтами совр. общ-ва С.Н. иссл. сущ-щие м/у учеными взаим-ния, вопросы о том каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения принятые в науч. сообщ-ве.
Р. Мертон сформировал императивы научного этоса, обеспеч. нормативную составл-ю науч. сообщ-ва. Имп-вы — это своего рода миним. нормы гарантир. честную конкуренцию в науке. Он выд. 4: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие. Ученики сформир. поведенческие им-вы. Унив-зм обуслав. интернац. и демократичный характер Н. Коллективизм говорит о том, что плоды науч. познания принадлежат всему науч. сообществу и общ-ву в целом. Они всегда являются результатом коллективного науч. сотворчества. Бескорыстностие означает, что глав. целью деят-ти ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не должна быть средством для достижения личных выгод, а только — общественно-значимой целью. Организованного скептицизм предполагает проф. обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег (вкл. критику в свой адрес), если на то имеются малейшие основания.
Понятие науч. профессии. Для конца 19 – нач. 20в. сформировался конвейер подготовки учёных с рассмотрением науч. деят-ти в аспекте соц. института. Целью науч. Д.— про-тво знания о свойствах, отношениях и закон-тях объектов, средствами — различные методы и процедуры иссл-ния. Чтобы понять процесс форм-я – история. Первый институт – храм. Начин. от антич. формир-ся академии Платона и лицей Аристотеля, принцип которых – сохранение и передача знаний. В Ср. века с выд-м городов появл. университеты: 1)высший теологич. факул-т; 2)низший прикладной ф-т. Универ-кая революция свормир. спец-ов, кот. будут вкл. в отдел. сферы жизни и развивать её. Вслед за М.Вебером, Р.Мертон расматр. становл-е науки в проф. аспекте в среде новоевроп. городской культуры. Развитие проф-сии идёт по 2 напр-ям. Преоблад. явл. цеховой (в основном ремесленники). Деят-ть отдел. цехов корпоративна и как правило предполаг. осёдлость членов, образ. кварталы. С эпохи Возраж-я появ. др. тип – свободные профессии. Первонач. к ним относ. юристы, врачи, преподы. Их отличала активность, ответственность перед бюракратич. цехом, перед сообществом корпорации. В процессе развития формир. и науч. деят-ть. Т.к. науч. проф-ии различны, но есть схожие признаки: 1)Обладание спец. знаниями и ответственность за их расширение, передачу, хран-е;
2)Автономность проф-ии. Она проявл. в возможн-ти привлеч. новых членов в контроле за их проф. поведением; 3)Наличие специфич. форм вознагр-я (Лучшие, должности, звания); 4)Наличие интереса соц. окруж-я к продуктам деят-ти сообщ-ва. В воспроизводстве науч. проф-ии выделяют: 1) 25-28 лет; 2) 28-43 г.; 3) старше. В соврем. науч. воспроизводстве особое место заним. стажировки – обмен инф-ии, кадров, миграция спец-ов, мобилизация иссл-ий. Также коммуникации: 1. Обсуждение (неформальные, академические); 2. Соавторство (внутридисцип, междисцип.); 3. Наставничество – передача знаний, трудов; 4. Коллегиальность – предусм. меры обмена инф-ии м/у спец-ми. Культурная компонента. Ведущ. составляющая профес-ии – сов-ть спец. знаний: 1)Производство; 2)Проверка; 3)Отчуждение --- 1)Производство№2; и т.д. Н.знание – результат работы науч. сообщ-тв., предусм.:1) Итериоризация – внутренняя переработка; 2) Экстериоризация – выплеск (внешний) – осуждение со стороны, предпологающее потерю контроля над произведённым знанием (испол-е науч. рез-ов в военн. деле). Научное сооб-во и соц. окружение по разному оценивает науч. продукт.
Науч. публикации. В конце 17 – нач. 18в. измен. соотнош-е м/у религ. и сетской лит-рой. С нач. 18в. произ-во светской лит-ры начин. возрастать, среди них и науч. публ-ции. С помощью них осущ. передача, сохр-е и возможность для освоения получ. науч. резул-ов. Практич. одноврем. с этим возник вопрос эксперизы (о ранге, проф-ии, статусе). Экспертиза осущ. уже после их выхода. Экпертиза устан. баланс м/у 2 треб-ями: 1)Новизна; 2)Применяемость, корректность (в русле традиций – терминология, понимаемость). Система науч. публ-ий – сист. жел. дорог: науч. издания – ж/д узел; серии матер-ов – эшелоны; отдел. публ-ии – состав эш. В процессах передачи инф-ии в публ-цию проходят отрезки времени, кот. необходимы для того, чтобы получ. на переднем крае результат мог быть опубликован в каждом из жанров: 1 уровень – оригинальнальная статья; 2 ур – статьи обзоры (3-4 года); 3 ур. - моногр-я(5-7лет); 4 ур. - уч.лит-ра(10 лет). Применительно к пуб-ии можно исп-ть онто-, филогенез. Онто – при движении пуб-ии от 1 этапа к 4 осущ., или нет, процесс осужд-я – экстериоризация. Фило – развитее дисциплины в эшелонах публ-ий. Функции публ-ий: 1. Движ-е инф-ии в дисциплине; 2. Предоставление содерж-я дисц. на уровне послед. получ. рез-ов; 3. Воспроизвод-во знаний (расширение); 4. Межпоколенная трансляция знания: ученик – учитель; 5. Коммуникац-ая фун-я. Публ-ии – особые компоненты в структурных связях учёных, сообщ-в; 6. Поддержание гомеостаза: стремление получить резул-ты, либо подтвердить их, либо опроверг., или объяснить на основе имеющ. теорий.
Интеллек. собственность. Понятие И.С. связано с инновациями (первые суждения об этом в 19в.). И.С. – исключ. право юрид. или физич. лица на результаты интел-ой деят-ти (ГК РФ ст.1-38). Ведущая хар-ка И.С. – право испол-я резул-та идив. деят-ти (монополия на потенциал. прибыль). Состав объектов И.С. опред. конвенцией об учреждении всемир. организацией И.С. Права И.С.:1) лит-ра, худ. и науч. произв-я; б)исполнительская деят-ть артистов; в)изобр-я и полез. модели; г)пром. образцы; д)товарные знаки; е)открытия; ж)инжиниринг и НОУ-ХАУ. Структура И.С.: 1)промыш. соб-ть; 2)авторское право; 3) смежные права. Дикрет в 1918г по авт. праву – все произв-я объявл. достоянием гос-ва. Управление И.С. предусм.: 1)систему учёта собств-ти; 2)порядок испол-я И.С.; 3)правозащита и контроль.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.179.9 (0.039 с.) |