Теоретич. знание(абстр-ние, идеа-ция). Объекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретич. знание(абстр-ние, идеа-ция). Объекты



Теоретич. знание есть результат дея-сти не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Наряду с интеллек. интуицией основной логич. операцией теоретич. мышления явл. идеализация, целью и результатом которой явл. создание особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Множество такого рода объектов и образует собств. онтологическую основу теоретич. науч. знания в отличие от эмпирич.

Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения.

Как созд. ид. объекты в науке и чем они отлич. от абстр. эмпирич. объ-ов? Обычно идеализация трактуется только как предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирич. объектов к крайним логически возможным значениям их интенсивности (0 или 1) (линия - бесконечный непрерывный континуум последовательности (соседства) геометрич. точек). Что характерно для таких предельных переходов при создании ид. объ-ов? Три существенных момента. Первый: исходным пунктом движения мысли является эмпирич. объект, его определенные свойства и отношения. Второй: само мысленное движение закл. в колич. усилении степени интенсивности «наблюдаемого» свойства до макс. возможного предельного значения. Третий, самый главный момент, мышление создает качественно новый чисто мысленный объект - абстрактный, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюдаемы (безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии и т.д.). Изв. финский мат. Р. Неванлинна подчеркивал, что ид. объекты конструируются из эмпирич. путем добав-я к последним таких новых свойств, которые делают ид. объекты принципиально ненаблюдаемыми и имманентными элементами сферы мышления.

Итак, теор. З — уровень науч. знания между эмпир. и метатеор. его уровнями Качественно отлич. по содержанию отэмпир. знания прежде всего своим предметом. В качестве предмета выступает множество идеал. объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпир. объектов с помощью идеализации, так и вводимых по определению.

 

Научная теория

Науч. теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе ид. объектов, их свойствах и отношениях. Она не выводятся логически из эмпирич. знания, а из творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логич. выведены только теоретич. следствия.

Для любого теоретич. конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкрет. теорией, имеется два способа обоснов-я их объектив. характера. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием науч. теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практич. полезности, в частности, возможности их эмпирич. применения. Другим способом оправдания идеал. объектов явл. их способность быть средством внутр. соверш-ния, эффективного решения имеющихся теоретич. проблем и постановки новых.

Фил-ф Э. Мах считал, что глав. целью науч. теорий явл. их способность экономно репрезентировать всю имеющ. эмпирич. инфор-ию об определенной предметной области. Введение идеал. объектов и явл. той платой, которую мышлению приходится заплатить за эффективное выполнение указанной выше цели.

Сформулир. Махом инструменталистскому взгляду на природу идеал. объектов и науч. теорий противостоит в философии науки эссенциалистская интерпретация. Согласно последней, идеал. объекты и науч. теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирич. знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструм-кая интерпретации теоретич. знания имеют достаточное число сторонников и в фил-ии науки, и среди крупных ученых.

Если источником содержания эмпирич. знания явл. информация об объектив. реальности, то основой содержания теор. знания явл. информация об идеал. объектах, являющ. продуктами конструктивной деят-сти мышления. Науч. теории не выводятся логически из эмпирич. знания, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения определенных функций (понимание, объяснение, предсказание) Создаются же они благодаря творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логически выведены только теоретич. же следствия.

Схематич взаимосвязь между (Т) и (Э) знанием может быть изображена след. образом:

Ао |— Тео |— ао ~ ео

где Ао — аксиомы, принципы, наиболее общие теоретич. законы, |---знак логического следования, Тео - частные теоретические законы, ао — единич. теоретич. следствия, ео — эмпирич. утверждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.)