Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретич. знание(абстр-ние, идеа-ция). Объекты
Теоретич. знание есть результат дея-сти не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Наряду с интеллек. интуицией основной логич. операцией теоретич. мышления явл. идеализация, целью и результатом которой явл. создание особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Множество такого рода объектов и образует собств. онтологическую основу теоретич. науч. знания в отличие от эмпирич. Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения. Как созд. ид. объекты в науке и чем они отлич. от абстр. эмпирич. объ-ов? Обычно идеализация трактуется только как предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирич. объектов к крайним логически возможным значениям их интенсивности (0 или 1) (линия - бесконечный непрерывный континуум последовательности (соседства) геометрич. точек). Что характерно для таких предельных переходов при создании ид. объ-ов? Три существенных момента. Первый: исходным пунктом движения мысли является эмпирич. объект, его определенные свойства и отношения. Второй: само мысленное движение закл. в колич. усилении степени интенсивности «наблюдаемого» свойства до макс. возможного предельного значения. Третий, самый главный момент, мышление создает качественно новый чисто мысленный объект - абстрактный, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюдаемы (безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии и т.д.). Изв. финский мат. Р. Неванлинна подчеркивал, что ид. объекты конструируются из эмпирич. путем добав-я к последним таких новых свойств, которые делают ид. объекты принципиально ненаблюдаемыми и имманентными элементами сферы мышления. Итак, теор. З — уровень науч. знания между эмпир. и метатеор. его уровнями Качественно отлич. по содержанию отэмпир. знания прежде всего своим предметом. В качестве предмета выступает множество идеал. объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпир. объектов с помощью идеализации, так и вводимых по определению.
Научная теория Науч. теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе ид. объектов, их свойствах и отношениях. Она не выводятся логически из эмпирич. знания, а из творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логич. выведены только теоретич. следствия.
Для любого теоретич. конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкрет. теорией, имеется два способа обоснов-я их объектив. характера. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием науч. теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практич. полезности, в частности, возможности их эмпирич. применения. Другим способом оправдания идеал. объектов явл. их способность быть средством внутр. соверш-ния, эффективного решения имеющихся теоретич. проблем и постановки новых. Фил-ф Э. Мах считал, что глав. целью науч. теорий явл. их способность экономно репрезентировать всю имеющ. эмпирич. инфор-ию об определенной предметной области. Введение идеал. объектов и явл. той платой, которую мышлению приходится заплатить за эффективное выполнение указанной выше цели. Сформулир. Махом инструменталистскому взгляду на природу идеал. объектов и науч. теорий противостоит в философии науки эссенциалистская интерпретация. Согласно последней, идеал. объекты и науч. теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирич. знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструм-кая интерпретации теоретич. знания имеют достаточное число сторонников и в фил-ии науки, и среди крупных ученых. Если источником содержания эмпирич. знания явл. информация об объектив. реальности, то основой содержания теор. знания явл. информация об идеал. объектах, являющ. продуктами конструктивной деят-сти мышления. Науч. теории не выводятся логически из эмпирич. знания, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения определенных функций (понимание, объяснение, предсказание) Создаются же они благодаря творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логически выведены только теоретич. же следствия. Схематич взаимосвязь между (Т) и (Э) знанием может быть изображена след. образом: Ао |— Тео |— ао ~ ео где Ао — аксиомы, принципы, наиболее общие теоретич. законы, |---знак логического следования, Тео - частные теоретические законы, ао — единич. теоретич. следствия, ео — эмпирич. утверждения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.) |