Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История и сист.: фил-ия, Н., кул-ра.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ряд концепций о взаимоотношении: Трансценденталистская ( «метафизическая» (особенно у позитивистов) и «натурфил-ия») (с античности до середины XIX в.). «Философия — наука наук»: во-1, подчеркивание гносеологич. приоритета фил-ии как более фундамент. вида знания по сравнению с конкретными науками. Во-2, руководящую роль фил-ии по отношению к частным Н. В-3, существенную зависимость частных Н. от фил-ии. Отличия с антич. до Ср. века: 1) фил-ия формулирует наиб. общие законы о мире, чел-ке и познании; 2) частные науки изуч. не мир в целом, а только отдельные его фрагменты («сферы») и потому их истины не имеют всеобщего характера; философское знание — всеобще; 3) источником фил-ких истин явл. самопознающее мышление, Логос, Разум (иначе им и неоткуда появиться), тогда как источником частных наук явл. эмпир.опыт и послед. его логич.обработка с помощью мышления (абстр-ния, индукции и интуиции —Аристотель) и т.д. Фил-ия всегда поддерживала, защищала и развивала культуру рац. мышления, в рамках которой только и могли развив. науч. иссл-ния. Истина при этом понималась как абсолют. тождество содержания сознания и бытия. Второй этап эволюции концепции охватывает период «Новое время — середина XIX в.». Частные науки начин. играть все большую роль в развитии производ. сил общ-ва, повышать свой вес, практич.и теоретич. значимость в общей системе культуры. Завершением этого процесса стан. создание такой новой культурной реал-ти - «классич. наука». Ее символом стан. «классическая механика Ньютона». Частные Н. и фил-ия уже поним. как качественно различ. (и по предмету, и по результатам) виды рац. знания. Наибольший вклад в ее трансформацию внесли предст. нем. классич. фил-ии (Кант и Гегель). Кант путем разведения предметов философии и науки, Гегель — путем определения и разведения их методов (диалектич. и метафизич.). Кант вывел за пределы фил-ии сферу онтологии, область объектив. рац. знания, оставив ее исключительно за наукой. По Канту предмет фил-ии — сознание, гносеология и теория ценностей. Частно-науч. же тип познания— это по Гегелю односторонний, метафизич.способ позн-я. Т.к. Н. при построении своих теорий абстрагируются от идеи развития изучаемых ими объектов и делают ставку на эмпирич.опыт, математику и формальную логику, кот. по самому своему существу, считает Гегель, явл. метафизич. науками. Позитивистская (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль). Чтобы исследовать науч.способом природу, общ-во, познание и чел-ка фил-ия должна испол. науч. метод, то есть наблюд., обобщение и математич. формулировку своих законов. Не сущ. и науч. фил-ии «Наука — сама себе фил-ия» (О. Конт). Попытки построить науч. фил-ию как одну из конкрет. Н, отлич. от др.только ее специфич. предметом (науч.система мира — Г Спенсер, методология науки — Дж. Ст Милль, психология науч. деят-ти — Э. Мах и др.закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных фил.допущений «метафизического» хар-ра, что обусловлено целостностью функц-ния человеч. сознания и внутр. взаимосв. всех его когнитивных структур. Антиинтеракционистская (дуализм Н. и Ф.), согласно кот. Ф. и Н. различны по своим целям, предметам, методам. Фил-ия относится к гуманитарной кул-ре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и др. С точки зрения гум. видения ее глав. предметом явл. вовсе не мир и его законы, а чел-ки его отношение к окруж. событиям: Богу, космосу (природе), общ-ву, к самому себе. Диалектическая, согласно кот. они - качественно различ. виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны м/у собой и активно исп. когнитивные ресурсы друг друга в процессе функц-ния и развития каждого из них. Предмет фил-ии, особенно теоретич. — чистое всеобщее. Идеальное всеобщее — цель и душа фил-ии. При этом фил-ия исходит из возможности постигнуть всеобщее рац.-логически, вне-эмпир. путем. Предметом же любой Н. явл. частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпир. и теор. полностью контрол-ый, а потому осваиваемый и практически. Однако, они внутр. взамосв-ны. Конкретным выражением внутр. взаимосвязи явл., с одной стороны, наличие слоя фил. оснований у всех фунд. науч. теорий, а с др. — слоя частно-научного знания, исп. в фил. аргументации и построениях. Граница м/у фил. и конкретно-науч. знанием явл. историч.подвижной и относительной и зависит от опр. времени. Фил-ия вып.по отношению к част.Н. оценочную и общекультур. функции. И это связано с тем, что Н. есть органич. часть культуры, а с помощью фил-ии кул-ра возвращает себя как целое и свои основания. Вторым конкретным выражением необх-сти внутр. взаимосвязи явл. «фил-ия науки». Ее основными задачами явл. – систематич. фил-ая рефлексия над наукой, вписывание достижений науки в наличный социокультур. контекст эпохи, осущ. синтеза фил. и частно-науч. знания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.006 с.) |