Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии розничной торговли продуктами питанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционные услуги на иродах^ товары Линии непродовольственных товар ов
Стратегии расширения географии торговли КВЕБЕК Расширение, в основном, в пределах Монреаля I I Сбалансированное расширение внутри и за пределами Монреаля Л. Расширение «волнами» за пределами Монреаля
ОНТАРИО Консолидация за пределами Торонто/ медленный, неровный Приобретение 39 рост в Торонто. \ магазинов Grand Union Расширение за пределами Торонто/ более медленный рост в Торонто □
Внутреннее финансирование Финансовые стратегии Первое государственное финансирование^ Комбинация займов по закладным и внутреннего финансирования Интенсификация заемного финансирования
Рис. 11.1. Некоторые из идентифицированных в торговой корпорации Steinberg стратегий Источник: Mintzberg and Waters, 1982 являются, скорее, исключениями, В определенном смысле, жизненные циклы характерны для всех организаций, за исключением тех, которые живут дольше, чем другие (наверное, потому что у них неоднократно повторяются кризисы среднего возраста). Предпринимательские организации — явные фавориты на ранних стадиях жизненного цикла организации, но им удается буквально «восстать из пепла» в пе- Школа конфигурации риоды кардинальной смены курса деятельности зрелой компании, когда вся полнота власти переходит в руки сильного лидера. Вклад Л. Миллера в школу конфигурации Одним из ведущих специалистов школы конфигурации является Денни Миллер (работал в Университете Макгилла, а затем в монреальской школе Ecole desHautes Etudes). Его научные интересы сосредоточены на проблеме интеграции различных атрибутов организации, что предполагает как широту исследования (большие выборки), так и его глубину (конкретные организации). Хотя некоторые из исследований Д. Миллера находятся в рамках традиционной ситуационной теории, основная их масса находится в рамках школы конфигурации стратегического менеджмента. Мы имеем в виду такие категории, которые Д. Миллер называет архетипами (различные состояния стратегии, структуры, ситуации и процесса), а также переходы от одного архетипа к другому, когда изменения в стратегиях и структуре рассматриваются не как инкрементальные, а как квантовые скачки (см.: Miller, 1982, 1983, 1986; Miller and Friesen, 1977, 1978, 1980a,b, 1982a,b,c, 1984). АРХЕТИПЫ. В своей докторской диссертации Д. Миллер (Miller, 1986; см. так же 1979), используя данные, почерпнутые из корпоративных отчетов, и индуктивный метод, выводит десять архетипов формирования стратегии — четыре неудачных и шесть удачных. К архетипам неудачных стратегий относится, в частности, «Застойная бюрократия», характеризующаяся, в частности, тем, что «убаюканное царящим вовне спокойствием высшее руководство полностью вверяется старым стратегиям, а информационные системы слишком слабы, чтобы представить доказательства насущной необходимости перемен...» (Miller and Friesen, 1984:94). Кроме того, Д. Миллер выделяет такие архетипы неудачных стратегий, как «Безголовый гигант» (предприятия со слабо централизованным руководством) и «Последствие» (новая управленческая команда пытается влиять на кардинальные изменения при отсутствии необходимых средств и недостаточном опыте). В число успешных архетипов входят «Доминирующая компания» (компания, прочно удерживающая занятые позиции, как правило, защищенная от серьезных проблем лицензиями, централизованной структурой и традиционными стратегиями), «Предпринимательский конгломерат» (энергичный, изобретательный индивид, основатель собственного дела, творчески управляющий организацией) и «Инноватор» (стремящаяся к занятию рыночной ниши небольшая компания, обладающая простой структурой и неди-версифицированной товарной линией, но ведущая активные разработки новых видов продукции). КВАНТОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕН. В своей более поздней работе Д. Миллер и П. Фризен (Millerand Friesen, 1980b, 1982a, 1984) описывают перемены в организации как квантовый скачок — понятие, отражающее суть школы конфигурации. Квантовый скачок в отличие от изменений «по частям», когда раз за разом меняется только один элемент (к примеру, сначала — стратегия, затем структура, ну и, наконец, система), означает одновременное изменение множества организационных компонентов. При квантовом скачке изменения мгновенны, по выражению Д. Миллера и П. Фризена, «революционны» (но они не отрицают и постепенное развитие). Глава 11 Данный подход предполагает, что организации поочередно устраняют противостоящие то переменам, то последовательному выполнению действий силы. С одной стороны, в рамках установленных пределов любая стратегия может изменяться сколько ей угодно, с другой — серьезные сдвиги в стратегической перспективе случаются относительно редко. Например, как показывает проведенное в торговой компании Steinberg исследование, за шестьдесят лет в пей был и отмечен ы л ишь два существенных стратегических сдвига, а в корпорации Air Canada за сорок лет с момента основания — и вовсе ни одного. Большую часть своей жизни организации придерживаются заданной стратегической ориентации (оттачивают формулу розничной торговли, например). Таким образом, условием успеха является не регулярное изменение стратегий, а правильное использование уже имеющихся. Однако мир не стоит на месте, он изменяется — иногда медленно и постепенно, иногда чрезвычайно быстро. И в некий момент времени возможна асинхронпза-ция конфигурации и внешней среды. Тогда в организации формируются предпосылки того, что Д. Миллер и П. Фризен называют стратегической революцией, т. е. одновременного изменения большинства ее элементов. Организация фактически предпринимает попытку совершить скачок в новое устойчивое положение, с новым набором стратегий, структур и принципов культуры — короче говоря, с повой конфигурацией. А как насчет всех этих развивающихся стратегий, которые мы обсуждали в школе обучения, — тех, что растут как сорняки по всей организации? Квантовая теория предполагает, что реальные новые стратегии обычно прячутся в каком-нибудь дальнем углу организации до той поры, пока не назревает потребность в стратегической революции. Если это так, то организациям, вместо того чтобы создавать новые стратегии на голом месте или копировать их у конкурентов, следовало бы поискать их в выстраивающихся схемах своих собственных действий. Квантовая теория перемен наиболее адекватно описывает процессы, характерные для крупных, укоренившихся, механических диверсифицированных организаций. Находясь в сильной зависимости от стандартизированных процедур, они, как правило, яростно сопротивляются серьезным стратегическим переменам. Вот почему в таких организациях длительное время сохраняются устойчивые состояния, нарушаемые короткими трансформационными толчками. Адхократическим организациям, напротив, свойственна схема относительно равномерного чередования периодов перемен и стабильности, ранее названная нами сдвигами туда-сюда (см. Mintzberg and McHugh, 1985). Организации, занимающиеся производством оригинальных товаров, по всей видимости, в определенные периоды испытывают потребность сначала «разлететься в разные стороны», чтобы поддержать творческий настрой, а затем на какое-то время остановиться, чтобы попытаться упорядочить хаос. РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ИНКРЕМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС? Представлению Д. Миллера (школа конфигурации) об организационных изменениях как революционном процессе противостоит концепция инкрементальных перемен Дж. Куин-на (школа обучения). Мы имеем дело с одной из наиболее дискуссионных проблем стратегического менеджмента, напоминающей дебаты в биологии между Стефе-ном Джей Гоулдом (перемены как нарушение равновесия) и Чарльзом Дарвином, выдвинувшим концепцию изменений как эволюционного процесса. Конечно же, Школа конфигурации все зависит от того, с какого расстояния и с какой точки зрения мы рассматриваем даппьп'! феномен (по мнению С. Гоулда, временной отрезок в миллион лет — не более чем мгновение). Таким образом, перемены, представляющиеся одному наблюдателю инкрементальными, в глазах другого выглядят революционными. Различные точки зрения на данную проблему, как нам представляется, обусловлены тем, что исследователи стратегического менеджмента анализировали организации различных типов в разные периоды их развития. К тому же не исключено, что они изучали совершенно разные явления. Например, в то время как внимание Дж. Куннна было сконцентрировано на представлениях индивидов о процессах мышления (о намерениях и восприятии), Д. Миллер отслеживал характерное поведение организации (действия и результаты). В действительности оба подхода могли описывать две последовательные стадии одного и того же процесса, а именно пошаговое стратегическое обучение, итогом которого становятся революционные стратегические изменения. Иначе говоря, организации ожидают удобного момента, чтобы окончательно определиться, куда они идут и зачем, н как только стратегическое окно чуть приоткрывается, тут же следует прыжок в него. Вот почему мы подробно рассматриваем каждую из школ стратегического мышления и, комбинируя их, пытаемся выстроить некую общую структуру. Ведь каждое направление дает что-то свое: школа познания стремится донести до пас мысли стратегов, школа предпринимательства демонстрирует их «прыжковые способности», а школа культуры — методы приземления. Но лишь школа конфигурации предлагает рассмотреть всю последовательность действий. СОВЕРШЕНСТВО И ОПАСНОСТИ, В НЕМ СОКРЫТЫЕ. В ранней совместно!! работе Д. Миллера и Г. Минцбсрга {Millerand Mintzberg, 1983) высказывается мнение, что конфигурационный подход — апторы определяют его как «перспективу синтеза» — представляет собой прекрасную базу для описания организаций, когда в анализе различных форм учитывается масса различных факторов. Кроме того, конфигурация может быть и естественным состоянием предприятий, ведь эволюционные, дарвинистские факторы побуждают организацию к координации действий своих элементов (использование синергетических эффектов). И действительно, подобная согласованность способна облегчить понимание, что и как необходимо делать, детерминируя, к примеру, возможности менеджмента применять только адекватные данном конфигурации приемы (матричные структуры в адхократичес-ких организациях, кружки качества в механических организациях и т. д.). В своей более поздней работе Д. Мпллер идет еще дальше, заявляя, что конфигурация есть «суть стратегии», а также развивает тему ее преимуществ, утверждая, что такой подход позволяет организации ускорить реакции и затрудняет копирование ее стратегии конкурентами {Miller, 1996). Но конфигурационному подходу свойствен серьезный недостаток — он может показаться менеджеру простым. «А простота опасна, — предупреждает Д. Миллер, — поскольку она ослепляет менеджеров и "привязывает" организации к ограниченному набору навыков, тревог и состояний внешней среды». Таким образом, хотя Т. Питере и Р. Уотерман {Peters and Waterman, 1982), а также М. Портер {Porter, 1980) и утверждают, что «выдающееся исполнение нередко требует преданной, даже страстной целеустремленности» (130-131), подобного рода концентрация нередко приводит к возникновению серьезных проблем. Глава 11 Достоинства, которые делают организацию совершенной, оказываются булыжниками ведущей в «ад» дороги. Д. Миллер развивает эту идею в работе «Парадокс Икара», в которой он вспоминает героя греческой мифологии. Крылья Икара позволили ему приблизиться к солнцу, но его лучи растопили воск, скреплявший перья... Примерно в том же духе Д. Миллер описывает основные «траектории», встав на которые, успешная организация обрекает себя на неизбежное фиаско: • На сфокусированную траекторию попадают, как правило, щепетильные до мелочей, стремящиеся к качеству Мастера (организации с высококвалифицированными инженерами и герметичными операциями), со временем превращающиеся в жестко контролируемых, помешанных на деталях Ремесленников (компании с изолированными, технократическими культурами), отталкивающих клиентов своими пусть идеальными, но совершенно неуместными предложениями. • Траектория риска превращает стремящихся к развитию, предприимчивых Строителей (компании, управляемые людьми, которым не чуждо творчество) в импульсивных, жадных Империалистов, не способных умерить «аппетиты» и инвестирующих средства в развитие направлений деятельности, о специфике которых они ничего толком не знают. • Траектория поиска открытий превращает Пионеров (компании с непревзойденными научно-исследовательскими отделами, славящимися «мозговыми штурмами» и продукцией на уровне произведений искусства) в стремящихся уйти от реальности Утопистов (организации, в которых царит культ стремящихся к хаосу, растрачивающих ресурсы в погоне за грандиозными, но никому не нужными изобретениями ученых). • Наконец, траектория прерванных связей превращает Коммивояжеров, организации с богатыми маркетинговыми навыками, признанными торговыми марками и широкими рынками, в бесцельных, бюрократических Пловцов пи течению, замкнувшихся в маловразумительных разработках и предлагающих товар, который при всем желании нельзя назвать оригинальным {Miller, 1990:4-5). Обратите внимание на то, как конструктивные конфигурации, превращаясь в деструктивные, тем не менее остаются конфигурациями. Поистине, конфигурация сама по себе становится проблемой. Если кто-то склонен сомневаться в аргументах Д. Миллера, загляните в список корпораций, которые он называет в качестве тех, кто в то или иное время был «пойман в ловушку» нисходящих траекторий. Вы найдете в нем IBM, Procter & Gamble, Texas Instruments, Chrysler, General Motors, Apple Computer, Walt Disney Productions и многие другие. Первоклассная компания, ничего не скажешь! Быть может, нам просто придется примириться с чередованием успехов и неудач, развития и спада, считая их «естественными» условиями человеческого существования. Зондирование внутри конфигурации Исследовательская работа о конфигурации, равно как и о трансформации, вряд ли имеет право на «жизнь» вне дискуссий о других направлениях — к примеру, о Школа конфигурации группах стратегий в школе позиционирования, о рефреймах в когнитивной школе, о «повороте кругом» в школе предпринимательства или о стагнации (как отсутствии трансформации) в школе культуры. По существу, идеями конфигурации «пропитано» каждое из наших завершающих обсуждений контекста стратегических школ, когда мы рассматриваем, какая форма в какой период более всего подходит организации. В этом разделе мы рассмотрим примеры интенсивного зондирования внутри конфигурации, а в следующем разделе — внутри переходного процесса. СТРАТЕГИЯ И СТРУКТУРА. Обращаясь к трудам по проблемам конфигурации, мы просто обязаны начать с работы А. Чандлера (Chandler, 1962), в свое время по праву пользовавшейся репутацией новаторской в области исследования стратегий и структур. Как уже отмечалось, изучая эволюцию «крупного американского промышленного предпринимательства», А. Чандлер идентифицировал в ее истории четыре «главы», которые последовательно представляют стадии ее жизненных циклов. В первой из них приобретаются первоначальные организационные ресурсы — здания, оборудование, нанимаются сотрудники или же новые собственники «поглощают» и консолидируют меньшие компании, которые уже проделали эти процедуры (пример — «происхождение» компании General Motors). Создаются маркетинговые и распределительные каналы, устанавливается контроль над поставками (известный как «вертикальная интеграция»). Переход ко второй «главе» означает, что исполнители применяют более эффективные способы использования ресурсов, учреждая в целях координации расходов функциональные структуры (производство, сбыт и т. д.). Для третьей стадии характерен еще один период роста, когда компании сталкиваются с ограничениями возможностей роста, накладываемыми первоначальными рынками. Возникает необходимость инвестиций в связанные с уже освоенными новые рынки и направления бизнеса. Отличительная черта четвертой «главы» — вторичный сдвиг в структуре, получивший известность как дивизионализация (впервые внедренная компанией Dupont), когда каждое подразделение управляет определенным видом бизнеса, периодически отчитываясь перед центральной штаб-квартирой по всем финансовым показателям. Со дня публикации работы А. Чандлера прошло почти сорок лет. Если бы автор был поставлен перед необходимостью внести в нее коррективы, он, возможно, добавил бы к своим «главам» стадию консолидации различных видов бизнеса и обеспечения некоторых видов деятельности ресурсами из внешних источников, означающую возвращение к ранним шагам в направлении к диверсификации и вертикальной интеграции. Современные крупные фирмы концентрируют внимание на ключевых видах деятельности и стержневых компетенциях, отказываясь от вспомогательных и не основных «в пользу» расширенной деловой сети. Данная стадия, как и четыре «главы» А. Чандлера, предполагает колебания циклов ужесточения и ослабления контроля. Идеи А. Чандлера получили развитие, в частности, в серии подготовленных в Гарвардской школе бизнеса докторских диссертаций. Но их авторы отказались от глубокого зондирования конкретных компаний, а предприняли широкомасштабное исследование, цель которого состояла в анализе взаимосвязей между страте- Глава 11 гиями диверсификации и структурой организационных подразделений. Пожалуй, наибольшую известность приобрела работа Р. Румельта, обнаружившего, что если в 1949 г. 70 % входящих в список журнала «Fortune-500» крупнейших в США компаний занимались только одним или доминирующим видом бизнеса, то к 1969 г. свыше половины организаций осуществили диверсификацию (то, что А. Чандлер называл связанными или несвязанными (конгломератами) видами бизнеса) или же были поглощены, т. е. вытеснены более крупными фирмами (Rumelt, 1974). Параллельно с этим (как отмечал и А. Чандлер) американские компании адаптировали новые стратегии к основанной на продуктах диверсификации (в 1949 г. — 20 % компаний, в 1969 г. — 75 %). Поскольку с тех пор произошел некоторый пересмотр понятий, вывод, к которому пришел Р. Румельт, сегодня звучит более веско: «За формой следуют не только стратегии, но и структуры» (149). РАЗВЕДЧИКИ И ЗАЩИТНИКИ. Совершенно другого плана, но не менее популярное в кругу теоретиков и практиков исследование конфигурации представили Р. Майлз и К. Сноу (Miles and Snow, 1978;Mf/esetal., 1978). На основании анализа деятельности компаний четырех отраслей (книгоиздание, производство электроники, продуктов питания и здравоохранение) они классифицировали поведение корпораций, идентифицировав четыре крупные категории — «защитников», «разведчиков», «аналитиков» и «подчиненных»; каждая со «своей собственной уникальной стратегией, связанной с избранным(и) рынком(ами)», а также с «определенной конфигурацией технологии, структуры и процесса» (Miles et al., 1978:550). • Защитник беспокоится о стабильности, а именно о том, как бы «заморозить» свою долю рынка для создания устойчивого поля деятельности... и ограничить набор товаров, направляемых на узкий сегмент общего рынка (550). Чтобы устранить конкурентов, защитник либо устанавливает конкурентоспособные цены, либо концентрирует внимание на качестве. Важнейшие элементы здесь — технологическая эффективность и жесткий организационный контроль. • Разведчик, напротив, активно ведет поиск новой продукции и рыночных возможностей (иногда даже за счет прибыльности). Ключ — поддержание гибкости как технологического, так и административного устройств. • Аналитик занимает промежуточное положение между защитником и разведчиком, он стремится к «минимальному риску и в то же время к максимальным возможностям для получения прибыли» — поэтому данный подход лучше всего охарактеризовать как «сбалансированный» (553,555). • Подчиненный от первых трех отличается излишне нервными реакциями на внешнюю среду, что является одним из самых коротких из ведущих к фиаско, «отсутствию последовательности и стабильности» путей. Короче говоря, здесь мы имеем дело со «стратегией, являющейся результатом недостатков в реализации любой из трех других стратегий» (557). По сути, типология Р. Майлза и К. Сиоу сводится к двум основным формам (которые, по всей видимости, соответствуют механическим п адхократическим Школа конфигурации организациям), третья форма является гибридной, а четвертая представляет собой коллекцию неадекватных реакций. РАЦИОНАЛИСТЫ, БЮРОКРАТЫ И ПОЛИТИКИ. В гл. 8 мы упоминали знаменитое исследование Грэхема Аллисона, в котором рассматривалось поведение советских и американских политиков во время кризиса взаимоотношений, вызванного установкой советских ракет на Кубе (Allison, 1971). Перед нами еще один хороший пример работы на тему конфигурации, в которой взаимоувязываются стратегия (или «политика» правительства), структуры и стиль управления. Г. Аллисон утверждал, что люди «рассматривают политические проблемы в терминах имплицитных концептуальных моделей, что имеет серьезные последствия для контекста анализа». В рациональной модели действия правительства рассматриваются как «более или менее целенаправленное поведение». Цели ясны, выбор сделан, надо действовать. «Прогнозы относительно действий государства или его планов предполагают точный расчет, позволяющий определить наиболее рациональные в данной ситуации акции с учетом конкретных целей». Г. Аллисон называет рациональную модель «полезной», но указывает на необходимость ее «дополнения кругом вопросов относительно механизма управления». В модели организационного процесса основное внимание уделяется внутреннему системному процессу управления — «мощностям, стандартным рабочим процедурам и репертуарам» различных частей организации, рассматриваемой как бюрократическая система. Основное здесь — осознание схем действий отдельных частей организации, понимание того, какие «шестеренки» и «рычаги» необходимо задействовать в процессе принятия решений. Модель правительственной политики концентрируется на политических методах управления: «То, что происходит, характеризуется как результат переговорных игр», в которых принимают участие игроки из национального правительства. Особое внимание придается «восприятию, мотивации, силе и маневренности игроков». Все происходящее есть то, что «кто-то кому-то сделал», т. е. все основывается на относительной силе и умении отдельных игроков. Зондирование внутри переходных процессов Другая часть посвященных проблемам конфигурации исследовании глубоко зондирует периоды важнейших организационных перемен. Один из лучших образцов — работы Эндрю Петтигрю, посвященные исследованию трансформации в английской химической компании ICI, в которых сводится воедино материал нескольких наших школ (Pettigrew, 1985, 1987). Э. Петтигрю рассматривал те же самые изменения, но п» как эпизоды, а как серию эпизодов и утверждал, что их исследование требует выхода за рамки рационально-линейных теорий, настаивая на необходимости ...одновременного анализа рационального и политического, поиска эффективности и власти, роли исключительных (людей) и экстремальных условий, внезапно появляющихся шансов, сил, действующих во внешней среде, и условий, в которых вес это «перемешивается» (1985:25). Глава 11 Анализ переходных процессов в компании ICI в период с 1969 по 1986 г. позволил Э. Петтигрю сделать следующие заключения: 1. Происходившие изменения не обладали признаками продолжительного инкрементального процесса. 2. В определенные периоды трансформационная схема соответствовала свойственной радикальным периодам перемен. Из этих трех периодов активизации изменений два — а именно период с 1960 по 1964 г. и период с 1980 по 1986 г. — разумно обозначить как революционные, поскольку имели место значительные инновации в идеологических, структурных и деловых стратегиях... Периоды между этими комплексными согласованными изменениями характеризуются внедрением инноваций и их закреплением... для организационного обучения и подготовки идеологических предпосылок нового революционного прорыва... 3. Каждый из периодов повышенной трансформационной активности был связан со спадами в мировой экономике, с их влиянием на... работу ICI. Иначе говоря, значительные перемены происходили в /С/только тогда, когда компания испытывала серьезные экономические затруднения. Но ключевыми аспектами таких периодов перемен были... также и активные стратегии, разработанные менеджерами во время преодоления трудностей, характерных для отрезков бурных изменений... 4. Революционные периоды перемен были также связаны с изменениями, происходящими в руководстве и властных структурах ICI... 5. Наконец, нам не удалось получить подтверждений тезиса А. Чандлера... что структура следует за стратегией. Схема изменений в ICI, скорее, была такой: сначала сложный процесс адаптации администраторов, принимающих решения на самом высоком уровне, за которым следовали изменения в структуре, системах и поощрениях... перемены в самих стратегиях, развивающихся и реализуемых, после того как [эти] изменения...были узаконены и внедрены, происходили гораздо медленнее (1987:664-665). Обратите внимание на то, что выводы Э. Петтигрю подкрепляют концепцию Д. Миллера о скачкообразности изменений, а также о том, что различные периоды жизни организации, как правило, описываются разными школами стратегического мышления. Еще одно зондирование подобного характера (английская компания розничной торговли одеждой) было проведено Джерри Джонсоном (Johnson, 1987). Его заключения (см. гл. 9) были сфокусированы на интерпретативной стороне стратегии, но в переплетении с рационалистической и адаптивной (или инкрементальной). Дж. Джонсон приходит к заключению, что участвовавшие в исследовании менеджеры «видели себя логическими инкременталистами и полагали, что это и есть самый разумный путь управления». Однако на самом деле ими двигали наборы индивидуальных основных убеждений, реально определявшие истолкование и решение возникавших проблем, что весьма затрудняло процессы преобразований. Но в тех случаях, когда имеют место стратегический «дрейф» и снижение показателей производительности, в организации возника- Школа конфигурации ет потребность в фундаментальных изменениях: «необходимо "разморозить" парадигму... разрушить... политические альянсы, ритуалы и рутину...», обратиться к помощи «аутсайдеров», которые могут сыграть ключевую роль в осознании новых перспектив и идей. Вероятно, процесс перемен будет определен только в общих чертах. Членам организации будет известно о происходящих изменениях, однако их цели и реальное содержание останутся туманными. Тем не менее описанный нами трансформационный процесс нередко является обязательным условием перехода к специальным стратегиям. Возможно, «потребуется обращение к аналитическим и плановым подходам, которые обычно определяются с помощью рационалистического, научного менеджмента». Но это «не может быть эффективным, пока происходящие перемены не разрушат задействованные в процессе [старые убеждения]» (270-274). Наконец, в основанной не на эмпирических исследованиях, а на реальном опыте руководства организацией работе Дэвида Герста процесс перемен описывается с помощью модели «экоциклов» кризиса и обновления (Hurst, 1995). Как показано на рис. 11.2, модель состоит из двух петель, которые, пересекаясь, образуют символ бесконечности. К примеру, экоцикл леса включает в себя фазы роста и эксплуатации: «мгновенной колонизации любого подходящего пространства» (98); затем через фазу консервации, стабильных взаимосвязей между упрочившимися организмами; за ней следует фаза творческого разрушения, роль которого исполняют естественные лесные пожары; за которыми следует возрождение — и так до бесконечности. Так же и организационные циклы представляют собой «хождение кругами» между новыми и вынужденными действиями. Предпринимательское действие ведет к консервации или к установлению определенной процедуры, во многом аналогичной описанной А. Чандлером, что в итоге вызывает кризисы и всеобщую неразбериху, а это в свою очередь стимулирует ответные творческие
Рис. 11.2. Экоцикл организаций Источник: Hurst, 1995: 103. Глава 11 реакции — и таким образом запускается новый цикл. «Передняя» часть петли, или «петля исполнения» модели (показанная сплошной линией), являет собой «привычный жизненный цикл». Именно здесь, по Д. Герсту, и обнаруживается «стратегический менеджмент». Задняя часть петли, или «петля обучения» (пунктирная линия), представляет собой «менее известный цикл обновления — "смерть", а затем появление "новой концепции"». Мы вступаем в царство «харизматического лидера» (104). Мы видим резкий контраст между линейным жизненным циклом А. Чаидлера и экомоделыо, описывающей бесконечный процесс чередования кризисов и обновлений, в которых можно последовательно увидеть подходы многих других школ. Иногда связи между стадиями являются сглаженными, близкими к линейным (иначе говоря, неосязаемыми, или «бесшовными»), но гораздо чаще они изменяются быстро и нелинейно («бугорчатые»). Д. Герст отмечал, что его модель, описывающая, как «несвязные элементы становятся организациями» и как компании «вновь распадаются на элементы», выходит за пределы организации (105). «Условие перестройки — разрушение». «Жизнеспособные организации на разных стадиях развития должны частично вырубаться» (также, как производится рубка леса) (105).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.013 с.) |