Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс построения образа результата действия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Доминирующая мотивация — Формирование модели * обстановки Учёт вероятностного опыта Т Продукт процесса построения образа результата действия ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА |роцесс смыслового программирования речемыслительного действия Выбор семантических единиц Выбор правил комбинирования семантических единиц 2. Продукт процесса смыслового программирования СМЫСЛОВАЯ ПРОГРАММА III. Процесс реализации смысловой программы, речемысл ительного действия S Выбор стратегии перехода от смыслового А. кода к внешнеречевому коду ^ Выбор правил комбинирования слов Моторная реализация \ Продукт реализации смысловой программы речемыслительного действия ВЫСКАЗЫВАНИЕ Рис.7.2 216 Г. Правила комбинирования одноуровневых единиц сочетаются со стратегиями межуровневых переходов, которые направляются сначала развитием образа результата, а затем задачами реализации смысловой программы. (Обратим внимание на то, что понятие "стратегия" было использовано задолго до того, как этот термин вошел в широкий научный обиход и стал зачастую применяться из чисто конъюнктурых соображений и без понимания его особой сущностной значимости). В-третьих, на с. 14-15 подчеркивается, что на каждом этапе речемыслительного процесса дальнейшее развитие действия направляется положительным или отрицательным итогом сличения продукта деятельности с запросом на этот продукт. На рис.7.2 имеются множественные стрелки с обозначениями "контроль" и "положительное решение": в случае принятия отрицательного решения, сигнализирующего о рассогласовании между полученным и ожидаемым результатом, происходит перестройка деятельности, для которой может оказаться необходимым возвращение к предшествующим этапам речемыслительного процесса. При этом от продукта каждого этапа модели идут стрелки не только к продукту предшествующего этапа, но ^и к пусковому моменту. На с. 15 уточняется, что обозначенный на рисунке "поэтапный контроль в связи с конечными результатами соответствующих процессов не исключает необходимости внутриэтапного сличения". Таким образом, речь идет о наличии множественного контроля — как межуровневого, так и внутриуровневого. В модели, разработанной И.А. Зимней [Зимняя 1985], формирование и формулирование мысли посредством языка трактуется как сложный и многосторонний процесс, в котором разграничиваются три основных уровня (побуждающий, формирующий, реализующий), но неоднократно подчеркивается, что все компоненты и уровни на предложенной автором схеме (см. рис.7.3, где воспроизведена схема 4 со стр.80 обсуждаемой книги) являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, практически неразложимыми: "вся схема представляет одновременное взаимодействие всех компонентов, приводимых в действие внешним воздействием, непосредственным или опосредствованным через внутренний мир (принцип единой детерминации)" [Op. cit.: 81]. И.А. Зимняя следующим образом конкретизирует заложенные в этой схеме принципы: 1) от общего к частному (т.е. переход от недифференцированного к четко дифференцированному); 2) одновременное действие всех уровней на основе актуализации ранее сложившихся и упрочившихся межуровневых связей, т.е. параллельное, а не последовательное включение всех уровней; 3) сопряженность уровней, т.е. звено одного уровня является компонентом другого уровня; 4) конечное соответствие, т.е. выходной сигнал должен отражать замысел и коммуникативное намерение говорящего. И.А. Зимняя указывает также, что моделирование механизма ре-чемыслительной деятельности позволяет увидеть осуществление деятельности говорения "со стороны" и наметить пути управления обучением говорению на иностранном языке, в том числе осознать роль мотивации говорения, разграничить предмет говорения (мысль), средства (язык) и способ (речь), определить зоны опасности интерференции и т.д.
I I Слуховой контроль Рис.7.3 Работа Т.В. Ахутиной [Ахутина 1989] посвящена прежде всего исследованию механизмов синтаксиса по данным нарушений речи при афазиях. Автор отмечает, что анализ зависимости использования больными синтаксических структур от характера и степени нарушений позволил обнаружить "три формы синтаксической организации высказывания: смысловую (членение "топик — коммент"), семантическую ("ролевая" грамматика) и формально-грамматическую. Эти данные подтвердили и конкретизировали представление о трехуровневой организации синтаксиса" [Op. cit.: 189]. На всех уровнях Т.В. Ахутина прослеживает осуществление операций одного и того же типа: имеет место актуализация фрейма, слоты которого заполняются с помощью выбора элементов из семантико-лексических парадигм соответствующего уровня, при этом разграничиваются различные виды синтаксиса разных уровней. На рис.7.4 приводится разработанная Т.В. Ахутиной модель рече-мыслительного процесса, которая представлена на с. 196 обсуждаемой книги. Автор уточняет, что на схеме не отображены некоторые важные моменты, в том числе сочетание последовательного, пооперационного и параллельного принципов работы сложной функциональной системы, а также операции контроля; не помечены некоторые факультативные операции; не показаны возможные сокращенные пути производства высказывания, основанные на использовании готовых стереотипов [Op. cit.: 197]. ^ Мотив „.„__„.„___ \ '....." ·"""......···"......^ТТ:....." —"' Мысленный образ прошедше-настоящего и потребного будущего Смысловое синтаксирование (Подразум, топик—Ком-мент 1 >—Коммент —... Данное—Новое Выбор "внутренних слов" по значению Внутреннеречевой смысл, по Выготскому и Смысловая программа высказывания = иерархия предикатов
Семантическая структура предложения Грамматическое структурирование s—р—о Выбор слов по форме Морфемы/слова Поморфемное представление предложения Кинетическое программирование Послоговая матрица Выбор артикулам Артикулемы Моторная послоговая программа синтагмы ______ j j АРТИКУЛЯЦИЯ Рис.7.4 Смысловой синтаксис первого уровня изначально связан с ориентировочной реакцией и отражает перемещение фокуса внимания, что позволяет выделять наиболее важную для говорящего информацию и строить соответствующий набор пропозиций. Семантический синтаксис второго уровня обеспечивает построение семантических структур предложений, отражающих объективные связи компонентов ситуации, он выступает посредником между двумя другими видами синтаксиса — смыслового и формально-грамматического. На с. 194 обсуждаемой работы обобщаются следующие особенности структур семантического синтаксиса: "1) их многочленность (количество членов структуры не менее двух); 2) опосредование языковыми значениями всех членов струк- туры; 3) семантическая мотивированность — закрепление семантических функций за местами фрейма; 4) их роль в когнитивной организации материала — категоризация компонентов ситуации в соответствии с выполняемыми ролями". Формально-грамматический синтаксис следует за созданием семантической структуры предложения (уточняется, что это происходит параллельно при некотором запаздывании) и реализуется через заполнение лексическими единицами (возможно, в поморфемной репрезентации) слотов фреймов синтаксических структур, свойственных соответствующему языку. Рассмотрим теперь модель продуцирования речи, предложенную Вилемом Левелтом в 1989 г. Ссылки на эту модель даются во многих публикациях последних лет; она берется за основу при обсуждении ряда вопросов, так или иначе связанных с моделированием работы языкового механизма человека, в том числе в условиях овладения вторым языком (см., например, [Gass & Selinker 1994]). В. Левелт [Levelt, 1993 (1989)] прежде всего уточняет, что разработка теории говорения как и любого другого сложного умения требует обоснованного расчленения системы на подсистемы или компоненты перерабатывающей системы. Необходимо также рассмотрение репрезентаций, которые перерабатываются процессорами, и способов такой переработки, а также того, как такие компоненты взаимодействуют для получения единого конечного продукта. Он обосновывает необходимость разграничения двух фаз планирования высказывания после того, как осознано коммуникативное намерение: в ходе макропланирования говорящий отбирает и формирует информацию таким образом, чтобы ее выражение было подходящим средством для передачи интенции (замысла); во время микропланирования выделяются "данное" и "новое", определяются "топик" и "фокус", результатом чего оказывается структурированная информация — сообщение ( message), которая должна быть передана каким-то высказыванием — фразой или эллиптическим предложением. Для выражения необходимой информации в словах говорящий использует части концептуальной структуры для извлечения из ментального лексикона лексических единиц, которые выражают требуемые значения. Такие единицы извлекаются на основе значения, но в дополнение к этому они содержат синтаксическую, морфологическую и фонологическую информацию. Поскольку имеются свидетельства тому, что говорящие конструируют "каркас" высказывания, не очень заботясь о фонологическом образе слов, В. Левелт пользуется понятием леммы для обозначения того, что требуется для конструирования синтаксического окружения слова (о лемме см. подробнее 5.2). Посредством процесса грамматического кодирования говорящий извлекает нужные для выражения некоторых понятий леммы и располагает их в правильном порядке. Предполагается, что часть этого процесса составляет соотнесение отрицания со вспомогательным глаголом, определение нужного падежа и т.п. Все это подготавливает формирование поверхностной структуры. Речевые ошибки свидетельствуют о необходимости вычленения отдельного уровня фонологического кодирования. После извлечения фонологических форм для лемм на поверхностном уровне говорящий строит фонетический или артикуляторный план высказывания. То, что говорящий может заметить допущенную ошибку, свидетельствует о наличии постоянного контроля. На с.9 книги В. Левелта представлена общая схема процесса продуцирования речи, переводной вариант которой приводится здесь на рис.7.5.
Рис.7.5 Как видно из этого рисунка, В. Левелт постулирует наличие ряда компонентов процесса переработки, каждый из которых получает некоторый вид входной информации и дает некоторый вид продукта. Продукт одного компонента может стать входной информацией для другого компонента. Высокая степень популярности этой модели побуждает остановиться на ней более подробно. Процесс продуцирования речи включает намерение, отбор информации, которая должна быть выражена для реализации этого намерения, упорядочение информации для ее выражения, увязывание с ранее сказанным и т.д. Все это требует постоянного внимания со стороны говорящего. Более того, ему необходимо отслеживать, что и как он говорит. Суммарный итог этих ментальных процессов В. Левелт называет концептуализацией, а обеспечивающую такой продукт систему — КОНЦЕПТУАЛИЗАТОРОМ. Продуктом концептулизации является довербальное сообщение (preverbal message). Для кодирования сообщения говорящий должен иметь доступ к двум видам знания. Это процедурное знание типа IF X THEN Y, при котором из памяти извлекается некоторая процедура формирования нужного утверждения; результаты таких процедур попадают в рабочую память и являются в текущий момент доступными для говорящего. Вторым видом знания является декларативное знание, которое является пропозициональным (например, Manhatten is dangerous). Говорящий имеет доступ к огромному запасу декларативных знаний. Это хранящееся в долговременной памяти структурированное знание говорящего о мире и о себе, накапливающееся за время жизни (т.е. энциклопедическое знание). Имеется также декларативное знание о наличной ситуации дискурса. Говорящий может знать о собеседниках — кто они и где они. Он может перцептивно воспринимать визуальные образы объектов, акустическую информацию об окружении и т.д. Такое ситуационное знание также может быть доступным в качестве декларативного знания, используемого при кодировании сообщения. Более того, говорящий должен следить за тем, что он сам и собеседники сказали в ходе взаимодействия (interaction). Эта небольшая контролируемая часть дискурса, попавшая в фокус внимания, находится в рабочей памяти. На рис.7.5 декларативное знание репрезентировано внутри окружностей. Процедурное знание на рисунке отдельно не представлено, оно составляет часть самих процессоров, которым придана форма четырехугольников. ФОРМУЛИРОВЩИК в качестве входной информации получает довербальное сообщение, а в качестве продукта дает фонетический или артикуляторный план, т.е. он переводит некоторую концептуальную структуру в некоторую языковую структуру. Это производится за два шага. Сначала происходит грамматическое кодирование сообщения. Грамматический кодировщик включает процедуры для доступа к леммам и процедуры синтаксических построений. Информация о леммах у говорящего представляет собой декларативное знание, хранящееся в его ментальном лексиконе. Информация о лемме некоторой лексической единицы включает значение или смысл этой лексической единицы, т.е. понятие, которое соотносится со словом. Некоторая лемма активизируется, когда ее значение согласуется с частью довербального сообщения. Это делает доступным ее синтаксис, что в свою очередь активизирует определенные процедуры синтаксических построений. Когда извлечены все нужные леммы и завершена работа всех процедур синтаксического построения, результатом работы грамматического кодировщика оказывается некоторая поверхностная структура — упорядоченная последовательность лемм, сгруппированных во фразы и подфразы разных видов. Вторым шагом является фонологическое кодирование. Его функция состоит в извлечении или построении фонемного или артикуляторного плана для каждой леммы и для высказывания в целом. Основным источником извлекаемой информации для фонологического кодировщика является лексическая форма — хранимая в лексиконе информация о внутренней композиции некоторой единицы. Отдельно от информации о лемме некоторая единица лексикона содержит информацию о ее морфологии и фонологии. Результатом фонологического кодирования является фонетический или артикуляторный план. Это еще не внешняя речь, а только внутренняя репрезентация того, как планируемое высказывание должно быть произнесено, т.е. программа для артикуляции. С некоторыми колебаниями В. Левелт называет такую репрезентацию внутренней речью. Он отмечает, этот термин может утратить часть своих коннотаций при использовании в качестве эквивалента термина "фонетический план". В процессе беглой речи говорящий часто не осознает фонетический план своей речи. Однако термин "внутренняя речь" подразумевает некоторую степень осознаваемости, поэтому более точным было бы говорить, что внутренняя речь является фонетическим планом тогда, когда говорящий следит за этим. Конечный продукт формулировщика становится начальным продуктом для АРТИКУЛЯТОРА. Артикулирование как исполнение фонетического плана происходит при опережении артикуляторного исполнения генерированием внутренней речи. Чтобы справиться с такой асинхронностью, необходимо распределенное во времени хранение фонетического плана. Такое средство хранения называется арикуляторным буфером. Артикулятор извлекает последовательные блоки (chunks) внутренней речи из этого буфера и передает их на исполнение. Моторное исполнение включает координирование участие наборов мускулов. Продуктом артикуляции является внешняя речь. Модель В. Левелта учитывает также и то, что говорящий является своим собственным слушателем, т.е. имеет место мониторинг. Более точно, говорящий имеет доступ и к своей внутренней, и к внешней речи. Компонент переработки слышимой речи (СЛЫШАНИЕ) имеет дело с внешней речью говорящего и с речью собеседников. Понимание внешней речи, т.е. интерпретация речевых звуков как значимых слов и предложений производится с помощью СИСТЕМЫ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, включающей ряд субкомпонентов, которые не нашли отражения на рис.7.5. Эта система имеет доступ и к информации о форме, и к информации о лемме в лексиконе для узнавания слов и извлечения их значений. Продуктом этого компонента является переработанная речь, т.е. репрезентация входящей речи в терминах фонологической, морфологической, синтаксической и семантической композиции. В. Левелт указывает, что каждый из рассмотренных компонентов его модели работает относительно автономно и специализируется на трансформировании специфической входной информации в соответствующий продукт. Такие процедуры протекают без отрицательного вмешательства или подкрепления со стороны других компонентов. В то же время оказывается полезным разграничение контролируемой и автоматической переработки: порождение сообщения и мониторинг описываются как контролируемая деятельность, требующая со стороны говорящего постоянного внимания, а грамматическое кодирование, кодирование формы и артикулирование трактуются как в большой мере автоматизированные (они протекают быстро и близки к рефлексам, требуют мало внимания и могут протекать параллельно). Это допускает способ переработки, который в [Kempen & Hoenkamp 1987] называй инкрементальным. Такой способ сочетает последовательную и параллельную переработку следующим образом: каждый фрагмент информации должен перерабатываться по стадиям от начального этапа до артикулирования. Однако все компоненты перерабатывающей системы могут работать параллельно, хотя и на разных фрагментах. Если фрагменты являются маленькими, инкрементальная переработка оказывается эффективной, продуцируя плавную речь без непреднамеренных остановок. В более поздней публикации в соавторстве с Кэтрин Бок [Bock & Level! 1994: 945] уточняется, что процессы продуцирования речи можно подразделить на те, которые формируют "скелет" высказывания, и те, которые наращивают на него "мясо". На с.946 названной работы авторы приводят схему, на которой обозначены четыре уровня переработки в процессах продуцирования речи: уровень сообщения, функциональный уровень, позиционный уровень и фонологический уровень (см. переводной вариант этой схемы на рис.7.6). Обратим внимание на то, что под ГРАММАТИЧЕСКИМ КОДИРОВАНИЕМ в этой модели понимается выбор подходящих лексических понятий и составление синтаксического каркаса (framework). СООБЩЕНИЕ Отбор лексических понятий Приписывание функций Сборка составляющих Добавление флексий ФОНОЛОГИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ К системам внешней речи Рис.7.6 ФОНОЛОГИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ включает подбор звуковых форм и интонации. Продуктом этих процессов является не речь как таковая, а спецификация высказывания, достаточная для контролирования процессов артикулирования речи. Компоненты грамматического кодирования недоступны прямому наблюдению, о них можно судить только по оговоркам, речевым ошибкам. Завершая на этом обсуждение моделей продуцирования речи, отметим, что в них нашли отражение те исходные теоретические положения и дискуссии, которые характерны для соответствующих периодов времени. В то же время можно ожидать появления моделей нового типа, способных отобразить взаимодействие индивидов в составе дискурса с учетом новейших результатов исследований в различных областях науки. В книге [Garnham 1985: 221] отмечается, что теория продуцирования речи должна давать объяснение тому, как разные виды знания — знание о мире, знание риторики, прагматики, семантики, синтаксиса, фонологическое и лексическое зйание — взаимодействуют для "перевода" ментальной репрезентации некоторой ситуации окружающего мира в высказывание как часть дискурса. Можно добавить, что следует учитывать и выводные знания разных видов (как языковые, так и энциклопедические), и эмоционально-оценочные переживания, и многое еще, для чего важна опора на теорию специфики индивидуального знания, на теорию значения слова как достояния индивида и т.д., короче говоря, необходима комплексная теория функционирования языкового/речевого механизма человека, включенного в межличностные взаимодействия. 7.4. Речевые ошибки с позиций моделей речемыслительного процесса Выше отмечалось, что одним из источников информации относительно хода речемыслительного процесса является анализ речевых ошибок. При обсуждении ошибок с позиций моделирования процесса речепроизводства принято прежде всего ссылаться на A.A. Леонтьева, отмечающего, что под общее название речевых ошибок обычно подводятся явления, различающиеся по своему генезису, но объединяемые "признаком неадекватности речевого действия по тем или иным параметрам, обусловливающим это речевое действие" [Леонтьев A.A. 1970: 78-79]. Выделяемые A.A. Леонтьевым ошибочные речевые действия соответствуют нарушениям узуса; они характеризуются как действия, по тем или иным причинам неуместные в данной ситуации; названные автором далее ошибочное программирование, ошибочные операции и ошибки, связанные с моторным программированием речи и с реализацией программы, обсуждаются в публикациях разных авторов (см., например: [Воронин Б.Ф. 1968: Красиков 1980; 1990; Трусова, Цветкова 1972]). Ниже мы рассмотрим примеры исследований, в которых за основу берется целостная модель процесса производства речи и делаются попытки выявить и объяснить причины возникновения тех или иных ошибок с точки зрения определенных сбоев в работе речевого механизма человека или ставится задача через анализ ошибок уточнить модель продуцирования речи или её отдельные аспекты. Начинающему исследователю важно научиться отличать серьезные научные изыскания от публикаций, где случайный подбор ошибок подводится под отдельные из названных A.A. Леонтьевым типов ошибок, нередко без глубокого понимания сути и специфики процессов, продуктами которых могли явиться обсуждаемые примеры. 8 - 1190 Целью фундаментального исследования Г.В. Нигера [Ейгер 1989; 1990] явилось описание механизма контроля языковой правильности высказывания на основных этапах производства речи как в процессе саморегуляции (т.е. в ходе регулятивно-оценочной деятельности), так и в процессе становления этого механизма при овладении иностранным языком (ИЯ). Г.В. Ейгер прослеживает особенности работы названного механизма на разных этапах процесса речепроизводства и предлагает в этой связи соответствующую трактовку речевых ошибок (см. схемы на рис.7.7 и 7.8, построенные в [Залевская 1996а: 55-56] на основе работ Г.В. Нигера). ПРОГРАММИРОВАНИЕ Ориентировка в ситуации Выделение в соответствии с замыслом предметов и связей между ними ι Ситуативно-смысловое синтаксирование Переход от симультанного образа ситуации к внутренним схемам Причины ошибок: - неразличение субъекта и объекта действия - неразличение субъекта действия и действия (состояния) - неразличение действия и его объекта - совмещение субъекта действия и результата действия - совмещение объекта действия и его результата - совмещение предмета и его признака (характеристики) - совмещение нескольких действий 1) недостаточное развертывание причин- I но-следственных X отношений 2) неэксплициро-ванность логико-семантических конкрети-заторов (ограничителей) ричины ошибок: 3) отсутствие конкретизации временных отношений: а) смешение периода и его части б) смешение периода и повторяемости действия в) смешение начала и конца действия 4) отсутствие уточнения дистрибутивных отношений 5) недостаточное развертывание пространственно-временных отношений Рис.7.7 Исследование Г.В. Нигера выполнено на материале разнообразных речевых ошибок (мнимо-логических ошибок и основных типов оговорок), метаязыковых вопросов (т.е. вопросов о том, можно ли сказать так или иначе), ошибок языковой компетенции и результатов проведенных авто- ром экспериментов (в том числе с использованием рассуждения вслух при решении обучаемыми ортологических задач, т.е. идентификации ошибок и поиска путей их исправления). Обратим внимание на то, что с этапом внутреннего программирования Г.В. Ейгер увязывает сбои в работе речевого механизма, которые могут быть объяснены за счет неверного расщепления "смысловых сгустков" при ориентировании в ситуации, когда требуется разведение субъекта и объекта действия, субъекта действия и самого действия (состояния), субъекта действия и результата действия и т.д. К названным на рис.7.7 причинам ошибок по линии выделения в соответствии с замыслом предметов и связей между ними можно добавить и не упомянутый Г.В. Нигером случай смешения субъектов разных действий, который можно проиллюстрировать примером из телепередачи, когда в ответ на вопрос: "Может ли призывник служить в армии с учетом приобретенной ранее специальности?" — высокий воинский чин уверенно ответил: "Непосредственно придя в войсковую часть, командир будет решать, кем ему служить". В этом случае только предшествующий контекст или знание ситуации помогают понять, что придет в войсковую часть и будет там служить вовсе не командир, а призывник, о котором задан данный вопрос. Эта схема показывает также, что неизбежная на данном этапе "скомпрессованность" действий как исходный момент ситуативно-смыслового синтаксирования требует, чтобы при переходе от симультанного, целостного образа ситуации к внутренним схемам производились разбивка предложений, их развертывание, конкретизация причинно-следственных, временных и прочих отношений и связей: именно этого не произошло в приведенном выше примере, свидетельствующем о параллельности функционирования процессов, которые обозначены обеими ветвями схемы, в условиях производства правильных со всех точек зрения продуктов речи. Условность разграничения этих процессов, их взаимообусловленность и взаимозависимость показаны на рис.7.7 посредством двунаправленных стрелок, что отличается от частично соотносимых с этим рисунком схем в работах [Ейгер 1989: 24; 1990: 64]. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Синтаксирование Лексическое наполнение Нарушения синтаксического согласования (метатаксы) вследствие.
Нарушения при кодировании информации: 4) семантической ассимиляции 1) контаминация 2) семантическая .^ i \. индукция а) пересечение б) наложение в) сложение Рис. 7.8 При рассмотрении этапа реализации программы Г.В. Ейгер учитывает, что процессы синтаксирования и лексического наполнения могут протекать последовательно, параллельно и накладываться друг на дру- 8* 227 га. В качестве примеров сбоев на этом этапе им рассматриваются контаминация как ненормативное соединение в результате интерференции компонентов двух (реже — более чем двух) конструкций, обладающих определенным формальным и семантическим сходством, и семантическая индукция, при которой одно слово заимствует способ сочетаемости у другого или других семантически близких слов, в результате чего само это слово не искажается, но возникает ненормативное сочетание слов. Следует подчеркнуть, что Г.В. Ейгер объясняет анализируемые им ошибки с учетом совокупности последовательно осуществляемых операций поиска и извлечения языковых единиц из памяти, а также через действие резонансного механизма, обусловливающего, например, образование контаминированных структур на основе разнообразных комбинаций простых и/или сложных признаков. Заметим также, что Г.В. Ейгер с опорой на результаты предпринятого им экспериментального исследования показывает пути и возможности формирования механизма контроля языковой правильности высказывания в ходе обучения ИЯ. Соотнесение речевых ошибок с различными этапами речемысли-телЬного процесса предпринято также в экспериментальном исследовании A.A. Поймёновой [1999], акцентирующей внимание на механизмах лексических ошибок в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений (см. разъяснение этого термина в главе 11) при пользовании вторым или третьим языком: немецким как первым иностранным (ИЯ1) на базе русского языка или как вторым иностранным (ИЯ2) после изучения английского языка. С опорой на модель, предложенную в [Залевская 1977], было высказано предположение, что функционирование стратегий преодоления коммуникативных затруднений обеспечивается, во-первых, необходимостью обратной связи между этапами речепроизводства и сличения результата действия с образом результата действия на каждом этапе, во-вторых, возможностью существования более одной речевой реализации одного и того же образа результата деятельности. A.A. Поймёнова поясняет, что натолкнувшись на невозможность лексикализовать необходимые, по мнению пользователя ИЯ, для адекватной передачи замысла признаки, т.е. убедившись в невозможности создать соответствующий первоначальному образу конечный результат действия, субъект через обратную связь возвращается к одному из предшествующих этапов речевой деятельности или остается на последнем этапе — этапе поиска слова. Это позволяет предположить, что стратегии преодоления коммуникативных затруднений функционируют на разных этапах реализации замысла высказывания: на этапе смыслового программирования высказывания и на этапе реализации смысловой программы. Поскольку последний, согласно модели [Залевская 1977], включает в себя ряд подэтапов, можно говорить также о стратегиях, имеющих место на подэтапе перехода от смыслового кода к внешнеречевому и о стратегиях, имеющих место на подэтапе выбора слов. Функционирование стратегий преодоления коммуникативных за- труднений представлено A.A. Поймёновой в виде модели, которая приводится здесь на рис.7.9. Этап внутреннего программирования Этап реализации программы А — перекодирование Б — выбор слов Коммуникативное затруднение В — моторная реализация СТРАТЕГИИ РЕДУЦИРОВАНИЯ — образование эллиптических конструкций — генерализация — уход от основной темы высказывания — опущение высказывания — прерывание высказывания СТРАТЕГИИ КОМПЕНСИРОВАНИЯ — подмена — парафраз — буквальный перевод — подгонка формы — смена кода — поиск для словотворчества — словотворчество СТРАТЕГИИ ПРИПОМИНАНИЯ — поиск по семантическому полю — поиск по звуковой форме — поиск по внутренней форме ВЫСКАЗЫВАНИЕ Рис.7.9 A.A. Поймёнова подчеркивает, что эта схема является упрощенной и не отражает многих важных аспектов процессов построения высказывания. Незаштрихованный эллипс обозначает образ результата действия, соответствующий определенному этапу речепроизводства. Первая стрелка, направленная вниз, символизирует развертывание первоначальной программы для получения запрошенного результата. Дойдя до последнего этапа реализации программы — выбора слова, пользователь языком упирается в коммуникативное затруднение, возникшее либо в силу временной блокировки слова во внутреннем лексиконе, либо в силу его отсутствия во внутреннем лексиконе. Не поддающийся реализации образ результата действия обозначен заштрихованным эллипсисом. Возвращение на предыдущие этапы речевой деятельности символизируется стрелкой, направленной вверх. Вторая направленная вниз стрелка
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.017 с.) |