ТОП 10:

Общие психологические закономерности становления профессионала.



Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности. Наметим некоторые общие тенденции профессионального развития. Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются: общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда); затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.); позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии); в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии).

^ Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть "приращение" к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.


^ 47. Профессиональный отбор: понятие, основные этапы, особенности профессионального отбора на предприятиях ж/д транспорта.

Профессиональный отбор — процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов. Профессиональный отбор осуществляется путем установления: медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности; соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику эксплуатационными характеристиками обслуживаемых механизмов и оборудования.

Этапы профессионального отбора персонала. 1. Создание кадровой комиссии. 2. Формирование требований к рабочим местам. 3. Объявление о конкурсе в средствах массовой информации. 4. Медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов. 5. Комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка. 6. Заключение кадровой комиссии по выборы кандидатуры на вакантную должность. 7. Утверждение в должности, заключение контракта. 8. Оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата.

Профессиональный отбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем. Это, во-первых, повышение производительности труда. Весь исторический опыт человечества подтверждает необходимость более рационального использования кадров, различающихся по своим знаниям и способностям. Во-вторых, профессиональный отбор позволяет снизить количество аварий, травм. В век высоких научно-технических достижений успешное функционирование систем «человек-машина» зависит в возрастающей мере от человеческого фактора. В-третьих, профессиональный отбор позволяет экономить финансовые и материально-технические средства. Понятно, что хороший работник приносит больше пользы, чем плохой, случайно оказавшийся на данной работе. При этом, чем дороже стоит подготовка специалистов, тем экономически эффективнее применение тестов, как это имеет место, например, в случае с подготовкой пилотов. Но и в отборе лиц других профессий использование тестов дает заметное повышение эффективности труда и экономии средств на профессиональную подготовку. Как правило, в профессиональном отборе используется не один, а несколько тестов, что дает увеличение экономического эффекта за счет минимизации ошибок отбора.

^ 48. Профессиональная ориентация: цели, задачи, характеристика основных форм (профессиональное просвещение, профессиональная консультация).

Профессиональная ориентация- процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией. Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

Принципиальные цели ориентации на конкретную организацию состоят в следующем:

Уменьшить стартовые издержки. Эффективная ориентация уменьшает стартовые затраты и помогает новому работнику скорее достигнуть общих стандартов исполнения работы; Снизить испытываемые новым работником боязнь провалов в работе и неопределенность; Сократить текучесть рабочей силы. Текучесть высока как раз в период ломок, изменений, поэтому эффективное ориентирование призвано свести на нет эту дорогостоящую реакцию; Экономить время руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, но требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время; Развивать положительное отношение сотрудника к работе, реальное восприятие, а следовательно, удовлетворенность работой.

Профориентационная работа может быть ориентирована: на конкретную организацию; на трудовую деятельность; на рабочую специальность. Здесь главными заинтересованными лицами выступают специальные учебные заведения и предприятия, т.е. те организации, где осуществляется профессиональная подготовка.

^ Задачи профориентации: информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

^ Профессиональное консультирование представляет собой специальную деятельность, направленную на содействие личности в решении проблем индивидуальной занятости с учетом ее индивидуальных особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профиля профессионального самоопределения. Целью профконсультирования является оказание помощи в выборе профессии в зависимости от пожеланий и возможностей, представленных вакансий и возможности трудоустройства. Профессиональный консультант помогает работнику: избежать тревожного состояния; получить информацию о возможностях переобучения; выявить проблему, если она является неясной; выделить определенную группу профессий.

^ Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.


^ 49. Профессиональная адаптация: понятие, основные направления (профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационная).

Профессиональная адаптация представляет собой систему мероприятий, проводимых в компании с работниками, назначаемыми на должность с целью: обеспечения работников необходимой информацией о целях и задачах предприятия; уменьшения времени на достижение общих стандартов исполнения работы; нейтрализации ощущения неумелости; уменьшения времени по привыканию к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия; нацеливания работника на выполнение узловых точек рабочего процесса; развития активного принятия работниками корпоративных ценностей предприятия; соединения ожидания от работы с реальностями повседневной практики.Целью системы профадаптации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:1) ускорения процесса вхождения нового сотрудника в должность: достижения необходимой эффективности работы в минимальные сроки; уменьшения количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей;2) сокращения уровня текучести кадров: снижения количества сотрудников, не прошедших испытательный срок; уменьшения количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы.

^ Адаптация психофизиологическая – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Среди них: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрации и т.п.).

Социально-психологическаяадаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождений в сложившуюся в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами.

^ Организационная адаптация- сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.


^ 50. Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению (комплексный, эргономический, психофизиологический, нейрохимический).

4подхода к определению функционального состояния.1комплексный.функ.состояние-комплекс поведенческих проявлений,которые представляют собой системный ответ организма на измененме внешней среды и обеспечивает адекватность ч-ка к требованиям дея-сти.2эргономический.функ.состояние-такое состояние организма,которое оценивается по рез-там трудовой дея-сти.2вида функ.состояний:Оперативный покой-особое состояние готовности к дея-сти,при котором организм ч-ка за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной дея-сти(напряжение нервных центров,нап-ние вегетативных ф-ций)Состояние динамического рассогласования-состояние при котором различные системы организма,либо неполностью обеспечивают его дея-сть,либо эти системы работают на излишне высоком уровне,траты энергетических ресурсов.(экстремальное состояние).3психофизиологический.функ.состояние-результат взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов больших полушарий,который определяет текущую форму жизненной активности индивида.Модулирующие системы:ретикулярная формация;лигибическая система,которая отвечает за эмоциональное состояние.4нейрохимический.связывает функ.состояние ч-ка с уровнем медиаторов в головном мозге.

^ ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:функ.состояние-совокупность различных характеристик,процессов,св-в,качеств,которая обеспечивает опред.уровень активности систем,осбенности дея-сти и поведения ч-ка.психическое состояние-относительно устойчивая структурная орг-ция всех компонентов психики,которая выполняет ф-цию активности взаисодействия ч-ка с внешней средой с учётом особенностей данной конкретной ситуации.

^ 51. Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.

Бодрствование– состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. В поддержании состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них ко всем зонам коры больших полушарий.Бодрствование (обычное состояние не спящего человека) образует поле всевозможных сочетаний функций сознания – от состояния спокойного бодрствования через активное, напряженное бодрствование до выраженных аффектов.В общих чертах схема нашей психики в бодрственном состоянии выглядит так:Природа раздражений, достигающих мозга, и вместе с тем восприятия имеют двойственный характер. Одни раздражения приходят к мозгу от внутренних областей тела и обусловлены разнообразными органическими процессами. Они возбуждают в мозгу различного рода органические впечатления, оставляющие в мозгу известные следы,способные к оживлению.Совокупность же этих следов образует органическую основу личной сферы,или — в субъективном восприятии — основу “я” (note: эго).Другой порядок раздражений притекает в мозг от воздействий, идущих извнеорганизма и влияющих на мозг при посредстве так называемых внешнихвоспринимающих органов (note: анализаторов). Они являются материальной основой внешних впечатлений, субъективным показателем которых служат ощущения. Часть внешних впечатлений и образуемых ими следов вступают в соотношение со сферой личности и становятся ее достоянием.Другие же внешние впечатления и их следы до поры до времени оставаясь вне сферы личности (note: т. е. в бессознательном), тем не менее возбуждают те или другие внешние двигательные или иные реакции, которые в большинстве случаев не вступают в соотношение с личностью, — иначе говоря, остаются незамеченными нами. Сюда относится целый ряд психорефлекторных двигательных реакций, как наша ходьба, мимические движения и множество других движений,которые принято называть автоматическими.Надо, впрочем, иметь в виду, что с момента, когда эти движения возбуждают реакцию сосредоточения, они вступают уже в соотношение со сферой личности(note: т.е. осознаются) и становятся в прямую от нее зависимость. Равным образом и бессознательная ассоциативная деятельность, вступая путем внутреннего сосредоточения в соотношение со сферой личности, становится как бы ее достоянием и становится от нее зависимой в том смысле, что может быть оживляема под влиянием личных потребностей.” (В. Бехтерев) Бодрствование является тем функциональным состоянием, на фоне которого разворачивается любая психическая деятельность. Значимость этого состояния для обеспечения эффективности деятельности при ее оптимальной физиологической стоимости чрезвычайно велика. Состояние бодрствования не является однородным. В нем выделяются активное бодрствование и спокойное бодрствование.


^ 52. Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие.

Сон-функциональное состояние мозга и всего организма, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы с отключением сознания от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон — жизненно необходимое периодически наступающее состояние, занимающее у человека примерно около одной трети жизни. Абсолютная продолжительность сна меняется с возрастом, имеет индивидуальные различия. Бодрствование и сон составляют единый суточный ритм. Нормальным считается сон достаточно крепкий, дающий после себя ощущение бодрости и отдыха.Состояние С. характеризуется специфическими соматовегетативными проявлениями, отсутствием целенаправленной деятельности и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. С. сопровождается понижением работы отдельных органов, снижением интенсивности физиологических процессов. Наиболее постоянным и существенным признаком С. является снижение активированности высших отделов ЦНС. Современная теория С. основана на электрофизиологических исследованиях и утверждает решающую роль в контроле С. и бодрствования модулирующих структур ствола мозга.

 

Стадии сна. Выделяются следующие стадии сна:I-короткая-10-15 мин-стадия дремоты характеризуется уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных тета- и дельта-волн.II -занимает почти половину времени сна. На этой стадии регистрируются вспышки веретенообразных колебаний разной частоты.III -к ним добавляются высокоамлитудные дельта-волны.IV — дельта-волны становятся доминирующей формой активности.III и IV стадии объединяются общим названием дельта-сон и представляют собой наиболее глубокие стадии сна.V-парадоксальный сон-характеризуется ЭЭГ, близкой к ЭЭГ — картине бодрствования с наличием групп альфа-ритма. Парадоксальный сон занимает примерно 23% всей продолжительности сна.Все пять стадий сна неоднократно повторяются в течение ночи.Все стадии сна, за исключением парадоксального, сопровождаются снижением метаболизма, общим расслаблением, что указывает на осуществление восстановительных процессов. Долгое время сну приписывалась только эта функция. Специальные исследования показали, что даже глубокий сон характеризуется сновидениями, которые напоминают мысли и рассуждения, что отражает наличие определенной деятельности мозга. Существует точка зрения об особой функциональной активности во время глубокого сна — переходе следов из кратковременной в долговременную память.Парадоксальный сон, в отличие от медленно-волнового, характеризуется резким усилением вегетативных реакций (вегетативные бури), наличием быстрых движений глаз и ярких эмоционально окрашенных сновидений. Предполагается, что физиологическая значимость парадоксального сна состоит в том, что происходит своеобразная "разрядка", освобождение коры больших полушарий от информационной нагрузки, эмоционального напряжения, и тем самым создаются оптимальные условия для предстоящей деятельности. Регистрирующийся на этой стадии альфа-ритм с его сканирующей функцией рассматривается как нейрофизиологический механизм, обеспечивающий эти процессы.Таким образом, сон неоднородный и полифункциональный процесс высокой функциональной значимости. От его продолжительности, выраженности и соотношения двух основных видов — медленного и парадоксального сна — существенно зависит также и функциональное состояние человека, его работоспособность, умственная деятельность и эмоциональный фон. При нарушениях сна или его длительном отсутствии снижается скорость реакций, нарушается внимание, наступает быстрая утомляемость при умственной работе, нарастает раздражительность. Все стадии сна, включая парадоксальный, наблюдаются уже с момента рождения ребенка. Вместе с тем, продолжительность сна и потребность в нем с возрастом значительно изменяются. У новорожденного она составляет 21-23 часа, к концу первого года примерно 14 часов, в 4 года-12 часов, в 8-10 лет-10 часов, в 15-16 лет — 9 часов. Для оптимальной деятельности взрослого человека необходимо 7-8 часов сна.

^ 53. Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический).

Функ.состояние-совокупность различных характеристик,процессов,св-в,качеств,которая обеспечивает опред.уровень активности систем,осбенности дея-сти и поведения ч-ка

Классификация:1по продолжительности:Относительно устойчивые состояния,отражающие отношение ч-ка к труду(удовлетворённость/неудовлетворённость работой);Временные ситуативные состяония,периодически возникающие в процессе дея-сти(стресс);Состояния,возникающие периодически по ходу работы(оптимальная работоспособность,утомление в течение рабочего дня);2по фазам работоспособности:Состояние врабатываемости;Устойчивая работоспособность;Утомление;3состояние,обусловленное содержанием работы:Интерес;Повышенная активность;Скука,апатия,сопливость;4по ведущему компоненту дея-сти:Мышечное напряжение;Психическое напряжение;Умственная нагрузка;5по влиянию на здоровье:допустимые и недопустимые.

^ Для оценки функ.состояний существует 2группы методов:1психологические:методы субъективной диагностики,методы объективных измерений(наблюдения,опросы,изучение продуктов дея-сти)2физиологические:методы оценки электрофизиологических показателей,методы измерения вегетативных показателей(измерение температуры тела,давления,анализ крови на уровень гармонов).

^ 54. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности.

Функ.состояние-совокупность различных характеристик,процессов,св-в,качеств,которая обеспечивает опред.уровень активности систем,осбенности дея-сти и поведения ч-ка

Работоспособность-способность ч-ка к выполнению конкретной дея-сти в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности при оптимальном уровне затрат психофизиологических ресурсов.

Компоненты:Физический статус-физическое развитие ч-ка,физическая подготовленность,показатели вегетативного обеспечения физической дея-сти.;Психический статус-показатели познавательных процессов,способность к обучаемости,адекватность к психической активности,специальные спосбности,способность к психологической защите.

^ Динамика работоспособности(6стадий):1Врабатывания(длится пол часа):этап первичной мобилизации-(несколько минут)-характеризуется снижением всех показателей дея-сти,которое обусловлено торможением в связи с изменением внешней стимуляции;этап гипермобилизации-повышается общий уровень активации организма,формируется готовность к восприятию информации,планирование дея-сти и мысленное проигрывание ключевых этапов,работоспособность характеризуется неустойчивыми результатами,учищаются пульсы дыхания,повышается давление и нервно-психическая напряжённость;этап гиперкомпенсации- сти,работоспособность начинает повышаться.2Оптимальной работоспособности-устойчивое рабочее состояние,оптимальные психофизиологические затраты,стабильные показатели дея-сти органов и систем.3Полной компенсации-снижается работоспособность,повляются первые признаки утомления(состояние усталости) -компенсация происходит за счёт волевых усилий и за счёт активизации физиологических механизмов,показателем которой яв-ся вегетативные сдвиги и состояние нервно-психического напряжения.4Неустойчивой компенсации(стадия выраженного утомления)-утомление нарастает,работоспособность снижается по тем показателям,какие психические функции испытывают большее напряжение.5Стадия конечного порыва-возникает в конце работы при (адектатном)воздействии на мотивационно-волевую сферу,при наличии значимых целей происходит кратковременное повышение результативности за счёт использования неприкосновенных психофизиологических ресурсов.6Декомпенсации-прогрессивно снижается работоспособность,быстро нарастают симптомы утомления,сдвиги всех психофизиологических показателей,проявляются срывы и отказы в дея-сти,приступы внезапного дневного сна.

^ 55. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления.

УТОМЛЕНИЕ-функциональное состояние организма,которое проявляется во временном снижении работоспособности,в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений,объединённых чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.

^ При утомлении с физиологической т.зрения:сокращаются внутренние резервы организма,происходит переход на более выгодные режимы работы из-за этого замедляется темп работы,нарушается ритмичность и координация движений,снижается сенсорная чувствительность,увеличивается время реакции,снижается объём,распределение,переключения внимания,снижается мобилизационная готовность памяти,снижается объём коротковременной памяти.При принятии решений предпочтения отдаётся стереотипным способам.на уровне субъективных переживаний:возникает ощущение внутреннего дискомфорта;может быть не понятно где боли;слабость,потливость,отдышка,ослабление воли,негативно окрашенные эмоциональные состояния:раздражительность,отвращение к работе,неприязнь к окружающим.ВСЕ ЭТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕСТЬ УСТАЛОСТЬ.

^ Методы преодоления утомления:1меры,дающие устойчивое,длительное повышение работоспособности:правильно организованное профес.обучение(эффективные технологии-не делать лишнюю работать);правильная организация режимов труда и отдыха;2меры,применяемые для временной стимуляции:активный отдых(зарядка);методы эмоциональной стимуляции(приятные слова…провокация на конфликт,чтобы взбодриться);различные,внешние раздражители(оформление интерьера,звуки)

^ 56. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии

Монотония-специфическое функциональное состояние,которое характеризуется снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздрожителей.

^ Причины монотонии:1Особенности выполняемой работы:При преобладании физического компонента:высокая частота повторения трудовых действий;короткий временной цикл выполнения трудовых операций;малоэлементный количественный состав операции;структурное однообразие трудовых действий;При преобладании информационного компонента:длительное пассивное наблюдение;недостаток притока сенсорной информации;ограниченное воздействие производственных сигналов и раздражителей;2Однообразный стиль жизни иди следствия жизненных обстоятельств,которые вызывают скуку.

^ Признаки монотонии:1Субъективные(падение интереса к происходящему;равнодушие и апатия;скука,которая переходит в чувство усталости;повышенная сонливость);Объективные(снижение чувствительности анализаторов;увеличение времени зрительно-моторной реакции;падение артериального давления;замедление частоты дыхания;падение температуры тела).

^ Методы борьбы с монотонией:1Организационные(смена трудовых операций;создание рациональных режимов труда и отдыха;организация активного отдыха);2Психологические(обеспечение условий для прояления личностного потенциала;поощрение производственной инициативы работника).







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.01 с.)