Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, структурно-морфологический подход к анализу деятельности.

Поиск

Деятельность -форма активного отношения субъекта к действительности направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с созданием общественно-значимых ценностей или с освоением общественного опыта.

^ Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.

^ Общие характеристики дея-сти: Предметность-процесс дея-сти, обусловлен внешним миром направлен на освоение предметов этого мира и на включение всё большей части мира в деятельстные отношения; Соц. природа дея-сти-ч-к осваивает новые формы дея-сти, только при помощи др.людей, которые демонстрируют ему образцы дея-сти и включают его в деятельстные отношения; Опосредованный характер дея-сти-средствами дея-сти яв-ся материальные предметы, знаки, символы, общение с др.людьми; Целенаправленность дея-сти-деятельность всегда подчинена цели, как заранее запланированному результату, эта цель направляет дея-сть и корректирует её ход; Плановость дея-сти-в любом виде дея-сти составляющие её действия яв-ся взаимосвязанными, располагаются в определённом порядке в соответствии с планом; Продуктивность- результатом любой дея-сти всегда яв-ся изменения во внешнем мире и в самом ч-ке; Системность-дея-сть не запускается внешним воздействием, всегда инициируется самим субъектом, поэтому представляет собой ни цепь реакции, а систему действий, которые объединены в одно целое побуждающим мотивам.

^ Структурно-морфологический подход к анализу дея-сти: Леонтьев. элементы: Собственно дея-сть-система действий, отвечающих определённому мотиву, под которым понимается предмет потребности, побуждающий дея-сть, получение которого ведёт к удовлетворённости ч-ка; Отдельные действия-движения, направленные на предмет и преследующие определённую цель; Операции-способ осуществления действий, которые мы выбираем исходя из внешних или внутренних условий.

^ 37. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, функционально-динамический подход к анализу деятельности.

Деятельность- форма активного отношения субъекта к действительности направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с созданием общественно-значимых ценностей или с освоением общественного опыта.

^ Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.

^ Общие характеристики дея-сти: Предметность-процесс дея-сти, обусловлен внешним миром направлен на освоение предметов этого мира и на включение всё большей части мира в деятельстные отношения; Соц. природа дея-сти-ч-к осваивает новые формы дея-сти, только при помощи др.людей, которые демонстрируют ему образцы дея-сти и включают его в деятельстные отношения; Опосредованный характер дея-сти-средствами дея-сти яв-ся материальные предметы, знаки, символы, общение с др.людьми; Целенаправленность дея-сти-деятельность всегда подчинена цели, как заранее запланированному результату, эта цель направляет дея-сть и корректирует её ход; Плановость дея-сти-в любом виде дея-сти составляющие её действия яв-ся взаимосвязанными, располагаются в определённом порядке в соответствии с планом; Продуктивность- результатом любой дея-сти всегда яв-ся изменения во внешнем мире и в самом ч-ке; Системность- дея-сть не запускается внешним воздействием, всегда инициируется самим субъектом, поэтому представляет собой ни цепь реакции, а систему действий, которые объединены в одно целое побуждающим мотивам.

^ Функционально-динамический подход к анализу дея-сти: 6 основных компонентов дея-сти:1.мотивы дея-сти-совокупность причин, определяющих поведение ч-ка. виды мотивов: по видам дея-сти: мотивы общения, мотивы обучения, мотивы профессиональной дея-сти; по времени проявления: постоянные, ситуативные, кратковременные; по степени осознания: осознаваемые, неосознаваемые; по личностным установкам: личные, общественные,идейные и нравственные; по содержанию потребностей: биологические или социальные, мотивы достижения или избегания, мотивы самоуважения или самоактуализации.2цели дея-сти. цель-идеальный или мыслимо представляемый результат, которого ч-к хочет добиться. может быть: цель-образ; цель-задание(в качестве результата-знания).3программа дея-сти-определяет то, что должен делать ч-к для достижения поставленной цели.4информационная основа дея-сти-совокупность информации, которая позволяет организовать дея-сть в соответствии с направленностью на результат.5принятие решения-процесс выбора альтернативы из нескольких возможных. типы решений: волевые; интеллектуальные; эмоциональные(на уровне отношения к ч-ку); деятельстно -важные качества.

^ 38. Характеристика основных видов и типов профессиональной деятельности.

Виды и типы профдея-сти: 1 По значимости для опред. возрастного этапа: игра-вид дея-сти, в условных ситуациях направленный на освоение общественного опыта; учебная дея-сть-процесс систематического овладения знаниями,умениями, навыками, необходимыми для выполнения будущей трудовой дея-сти; труд или трудовая дея-сть-дея-сть, направленная на создание общественно-полезного продукта, удовлетворяющего духовные, общественные потребности людей. 2 По количеству участников имеющих общую цель: индивидуальная; совместная-дея-сть, которая реализуется коллективным субъектом, для которой необходимо пространственное и временное соприсутствие участников. ролевая или инструментальная дифференциация на задачах и наличие управляющего звена в виде лидера или руководителя. 3 По сфере протекания: внешняя дея-сть-сопровождается объективированными проявлениями исполнительских компонентов, в виде движений, действий и коммуникаций; внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане. Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации. 4 По виду воздействия на предмет труда: исполнительская дея-сть-субъект непосредственно воздействует на предмет труда. хотя может контактировать с др.людьми; управленческая-субъект организует др.людей для выполнения ими исполнительских действий. Управленческая деятельность – это деятельность по организации других деятельностей. 5 По предметной сфере: человек-техника,человек-природа,человек-знаки,человек-человек,человек-худ.образ .6 По целям труда: гностическая- распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, кинокритик, контролер, товаровед, эксперт и др.), изыскательская-изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель и др.), преобразующая-обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной и др.); 7 По условиям выполнения: в обычных условиях(бухгалтер, инженер),на открытом воздухе(строитель, пожарник, полевод, агроном),в необычных условиях(под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик),с высокой моральной ответственностью(за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор). 8 По основному компоненту деятельности: умственная-это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.; физическая.

39. Субъект-объектная и субъект-субъектная деятельности: основные особенности и структурно-психологические характеристики на примере операторской и управленческой деятельности.

^ Субъект-объектная (операторская) деятельность: основная задача дея-сти - Управление некоторым сложным техническим производственным процессом; опосредованный характер дея-сти; ср-ва дея-сти -сложные технические устройства; содержание дея-сти: Регулирование управляемого процесса на основе получения, переработки информации, выработки адекватных решений и воплощения их в исполнительские (командные) действия; Психологическая специфика деятельности: Процессы, механизмы и закономерности информационного взаимодействия человека-оператора и технических звеньев управляемой системы; Структура деятельности: 1. Прием информации. 2. Оценка и переработка информации. 3. Принятие решения. 4. Реализация решения.

Субъект-субъектная (управленческая) деятельность: ^ Основная задача деятельности: Организация людей по иерархическому принципу для достижения общих целей; Опосредованный характер дея-сти; Ср-ва дея-сти - Деятельностно -административные, кадровые, производственно-технологические, производные функции управления; Содержание дея-сти- Реализация определенных универсальных управленческих функций: целеполагание, планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль; Психологическая специфика дея-сти и структура дея-сти: Общее пространство деятельности, характеризующееся тремя измерениями: Деятельностно-административным, кадровым, производственно-технологическим

40. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе ^ НЕ ФАКТ ЧТО ЭТО ВЕРНО

физиология труда - наука изучающая изменение фнкционального состояния организма человека по влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса,направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работающих.В основе физического труда в зависимости от особенностей профессии лежит активная целенаправленная двигательная деятельность человека.

Она мотивирована генетическими и социальными потребностями человека и направлена на создание материальных благ для семьи, общества и др. Характер физического труда человека весьма разнообразен и специфичен. Систематические занятия одним и тем же видом труда формируют в коре больших полушарий трудовой динамический стереотип, включающий рабочие двигательные навыки. Кроме моторного, двигательный навык имеет вегетативный компонент, обеспечивающий эффективную реализацию двигательного навыка за счет реакции перераспределения крови в пользу кровоснабжения и кислородного обеспечения работающих мышечных групп. В связи с этим большинство трудовых процессов выполняется экономично на уровне автоматизма, однако корковый сознательный контроль при этом никогда не отключается. Умственный труд сопряжен с работой корковых структур полушарий головного мозга. В интеллектуальном труде преобладает информационный компонент.мственная деятельность характеризуется значительным разнообразием, но, учитывая ее специфику (мозг является не только регулирующим, но и работающим органом), влияние такой работы прежде всего будет сказываться на функциональном состоянии ЦНС. Первичные функциональные изменения при умственном труде в организме обнаруживаются в процессах нервной регуляции, прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Протекание психических процессов сопровождается активацией соответствующей функциональной системы. Так, во время интеллектуальной деятельности процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая и левое, и правое полушария. При различных видах деятельности (перцептивной, моторной и т. п.) в разных областях коры развиваются локальные процессы активации. При умственной работе, сопровождающейся нервно-психическим, эмоциональным напряжением, вегетативные сдвиги не носят специфических черт по сравнению с физической работой, они различаются количественными характеристиками.


^ 41. Физиологические основы трудовых процессов: формы труда по видам нагрузок, критерии оценки мышечной и нервной нагрузок.

В зависимости от вида преобладающей нагрузки все виды дея-сти делятся:физическая работа;интеллектуальная работа. ^ 1)ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТА. Основная нагрузка-мышечная,определяет тяжесть труда,которая оценивается по след.критериям:величина перемещаемого за смену груза;мощность работы;величина статической нагрузки;рабочая поза и премещение тела в пространстве;физиологическая стоимость работы,определяется по энергозатратам,частоте пульса,употребления кислорода.4степени тяжести труда:лёгкий,средней тяжести,тяжёлый,очень тяжёлый.

^ 2ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАБОТА. Основная нагрузка-нервная,определяет напряжённость труда,который оценивается по след.показателям: 1степень напряжения внимания,считается по числу объектов одновременного наблюдения,по продолжительности сосредоточенного наблюдения;2плотность воспринимаемых сигналов.по кол-ву единиц информации в единицу времени;3темп и плотность рабочей смены;4напряжённость анализаторных функций;5эмоциональное напряжение(временной график работы,по кол-ву аварийных ситуаций);6интеллектуальное напряжение(по необходимости принятия решений,по сложности алгоритмов дея-сти);7монотонность дея-сти(по продолжительности пассивного наблюдения,по недостатку сенсорной информации);8сменность работы.4степени напряжённости:ненапряжённая;малонапряжённая;напряжённая;очень напряжённая.

^ При мышечной работе: увеличивается потребность мышц в кислороде,увеличивается частота дыхания,сердечных сокращений,повышается уровень артериального давления.

^ При интеллектуальной работе: увеличивается потребнсть мозга в кислороде.Усиление кровотока происходит за счёт его перераспределения из большого полукруга в пользу малого.частота и глубины дыхания не меняется.пульс замедляется,давление понижается-головные боли,шумы в ушах и т.д Оптимальный вид отдыха при физической работе-интеллектуальная дея-сть и наоборот. В зависимости от величины мышечного нервного компонентов выделяют след.формы труда:1требующие значительной мышечной активности(грущики)2формы механизированного труда(работа на механических станках)3связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством;4формы группового конвеерного пр-ва;5связанные с дистанционным управлением(диспетчеры,машинисты)2варианта:пульт уп-ния требует частых и активных действий;пульт требующий редких действий.5формы интеллектуального труда.2вида:профессии в сыере материального пр-ва,но не связанные с предметами труда(программисты,бухгалтеры);профессии связанные с научной работой профессии прикладных знаний,профессии в области литературы и искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.012 с.)