Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, структурно-морфологический подход к анализу деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность -форма активного отношения субъекта к действительности направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с созданием общественно-значимых ценностей или с освоением общественного опыта. ^ Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии. ^ Общие характеристики дея-сти: Предметность-процесс дея-сти, обусловлен внешним миром направлен на освоение предметов этого мира и на включение всё большей части мира в деятельстные отношения; Соц. природа дея-сти-ч-к осваивает новые формы дея-сти, только при помощи др.людей, которые демонстрируют ему образцы дея-сти и включают его в деятельстные отношения; Опосредованный характер дея-сти-средствами дея-сти яв-ся материальные предметы, знаки, символы, общение с др.людьми; Целенаправленность дея-сти-деятельность всегда подчинена цели, как заранее запланированному результату, эта цель направляет дея-сть и корректирует её ход; Плановость дея-сти-в любом виде дея-сти составляющие её действия яв-ся взаимосвязанными, располагаются в определённом порядке в соответствии с планом; Продуктивность- результатом любой дея-сти всегда яв-ся изменения во внешнем мире и в самом ч-ке; Системность-дея-сть не запускается внешним воздействием, всегда инициируется самим субъектом, поэтому представляет собой ни цепь реакции, а систему действий, которые объединены в одно целое побуждающим мотивам. ^ Структурно-морфологический подход к анализу дея-сти: Леонтьев. элементы: Собственно дея-сть-система действий, отвечающих определённому мотиву, под которым понимается предмет потребности, побуждающий дея-сть, получение которого ведёт к удовлетворённости ч-ка; Отдельные действия-движения, направленные на предмет и преследующие определённую цель; Операции-способ осуществления действий, которые мы выбираем исходя из внешних или внутренних условий. ^ 37. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, функционально-динамический подход к анализу деятельности. Деятельность- форма активного отношения субъекта к действительности направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с созданием общественно-значимых ценностей или с освоением общественного опыта. ^ Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии. ^ Общие характеристики дея-сти: Предметность-процесс дея-сти, обусловлен внешним миром направлен на освоение предметов этого мира и на включение всё большей части мира в деятельстные отношения; Соц. природа дея-сти-ч-к осваивает новые формы дея-сти, только при помощи др.людей, которые демонстрируют ему образцы дея-сти и включают его в деятельстные отношения; Опосредованный характер дея-сти-средствами дея-сти яв-ся материальные предметы, знаки, символы, общение с др.людьми; Целенаправленность дея-сти-деятельность всегда подчинена цели, как заранее запланированному результату, эта цель направляет дея-сть и корректирует её ход; Плановость дея-сти-в любом виде дея-сти составляющие её действия яв-ся взаимосвязанными, располагаются в определённом порядке в соответствии с планом; Продуктивность- результатом любой дея-сти всегда яв-ся изменения во внешнем мире и в самом ч-ке; Системность- дея-сть не запускается внешним воздействием, всегда инициируется самим субъектом, поэтому представляет собой ни цепь реакции, а систему действий, которые объединены в одно целое побуждающим мотивам. ^ Функционально-динамический подход к анализу дея-сти: 6 основных компонентов дея-сти:1.мотивы дея-сти-совокупность причин, определяющих поведение ч-ка. виды мотивов: по видам дея-сти: мотивы общения, мотивы обучения, мотивы профессиональной дея-сти; по времени проявления: постоянные, ситуативные, кратковременные; по степени осознания: осознаваемые, неосознаваемые; по личностным установкам: личные, общественные,идейные и нравственные; по содержанию потребностей: биологические или социальные, мотивы достижения или избегания, мотивы самоуважения или самоактуализации.2цели дея-сти. цель-идеальный или мыслимо представляемый результат, которого ч-к хочет добиться. может быть: цель-образ; цель-задание(в качестве результата-знания).3программа дея-сти-определяет то, что должен делать ч-к для достижения поставленной цели.4информационная основа дея-сти-совокупность информации, которая позволяет организовать дея-сть в соответствии с направленностью на результат.5принятие решения-процесс выбора альтернативы из нескольких возможных. типы решений: волевые; интеллектуальные; эмоциональные(на уровне отношения к ч-ку); деятельстно -важные качества. ^ 38. Характеристика основных видов и типов профессиональной деятельности. Виды и типы профдея-сти: 1 По значимости для опред. возрастного этапа: игра-вид дея-сти, в условных ситуациях направленный на освоение общественного опыта; учебная дея-сть-процесс систематического овладения знаниями,умениями, навыками, необходимыми для выполнения будущей трудовой дея-сти; труд или трудовая дея-сть-дея-сть, направленная на создание общественно-полезного продукта, удовлетворяющего духовные, общественные потребности людей. 2 По количеству участников имеющих общую цель: индивидуальная; совместная-дея-сть, которая реализуется коллективным субъектом, для которой необходимо пространственное и временное соприсутствие участников. ролевая или инструментальная дифференциация на задачах и наличие управляющего звена в виде лидера или руководителя. 3 По сфере протекания: внешняя дея-сть-сопровождается объективированными проявлениями исполнительских компонентов, в виде движений, действий и коммуникаций; внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане. Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации. 4 По виду воздействия на предмет труда: исполнительская дея-сть-субъект непосредственно воздействует на предмет труда. хотя может контактировать с др.людьми; управленческая-субъект организует др.людей для выполнения ими исполнительских действий. Управленческая деятельность – это деятельность по организации других деятельностей. 5 По предметной сфере: человек-техника,человек-природа,человек-знаки,человек-человек,человек-худ.образ .6 По целям труда: гностическая- распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, кинокритик, контролер, товаровед, эксперт и др.), изыскательская-изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель и др.), преобразующая-обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной и др.); 7 По условиям выполнения: в обычных условиях(бухгалтер, инженер),на открытом воздухе(строитель, пожарник, полевод, агроном),в необычных условиях(под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик),с высокой моральной ответственностью(за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор). 8 По основному компоненту деятельности: умственная-это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.; физическая. 39. Субъект-объектная и субъект-субъектная деятельности: основные особенности и структурно-психологические характеристики на примере операторской и управленческой деятельности. ^ Субъект-объектная (операторская) деятельность: основная задача дея-сти - Управление некоторым сложным техническим производственным процессом; опосредованный характер дея-сти; ср-ва дея-сти -сложные технические устройства; содержание дея-сти: Регулирование управляемого процесса на основе получения, переработки информации, выработки адекватных решений и воплощения их в исполнительские (командные) действия; Психологическая специфика деятельности: Процессы, механизмы и закономерности информационного взаимодействия человека-оператора и технических звеньев управляемой системы; Структура деятельности: 1. Прием информации. 2. Оценка и переработка информации. 3. Принятие решения. 4. Реализация решения. Субъект-субъектная (управленческая) деятельность: ^ Основная задача деятельности: Организация людей по иерархическому принципу для достижения общих целей; Опосредованный характер дея-сти; Ср-ва дея-сти - Деятельностно -административные, кадровые, производственно-технологические, производные функции управления; Содержание дея-сти- Реализация определенных универсальных управленческих функций: целеполагание, планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль; Психологическая специфика дея-сти и структура дея-сти: Общее пространство деятельности, характеризующееся тремя измерениями: Деятельностно-административным, кадровым, производственно-технологическим 40. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе ^ НЕ ФАКТ ЧТО ЭТО ВЕРНО физиология труда - наука изучающая изменение фнкционального состояния организма человека по влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса,направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работающих.В основе физического труда в зависимости от особенностей профессии лежит активная целенаправленная двигательная деятельность человека. Она мотивирована генетическими и социальными потребностями человека и направлена на создание материальных благ для семьи, общества и др. Характер физического труда человека весьма разнообразен и специфичен. Систематические занятия одним и тем же видом труда формируют в коре больших полушарий трудовой динамический стереотип, включающий рабочие двигательные навыки. Кроме моторного, двигательный навык имеет вегетативный компонент, обеспечивающий эффективную реализацию двигательного навыка за счет реакции перераспределения крови в пользу кровоснабжения и кислородного обеспечения работающих мышечных групп. В связи с этим большинство трудовых процессов выполняется экономично на уровне автоматизма, однако корковый сознательный контроль при этом никогда не отключается. Умственный труд сопряжен с работой корковых структур полушарий головного мозга. В интеллектуальном труде преобладает информационный компонент.мственная деятельность характеризуется значительным разнообразием, но, учитывая ее специфику (мозг является не только регулирующим, но и работающим органом), влияние такой работы прежде всего будет сказываться на функциональном состоянии ЦНС. Первичные функциональные изменения при умственном труде в организме обнаруживаются в процессах нервной регуляции, прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Протекание психических процессов сопровождается активацией соответствующей функциональной системы. Так, во время интеллектуальной деятельности процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая и левое, и правое полушария. При различных видах деятельности (перцептивной, моторной и т. п.) в разных областях коры развиваются локальные процессы активации. При умственной работе, сопровождающейся нервно-психическим, эмоциональным напряжением, вегетативные сдвиги не носят специфических черт по сравнению с физической работой, они различаются количественными характеристиками.
В зависимости от вида преобладающей нагрузки все виды дея-сти делятся:физическая работа;интеллектуальная работа. ^ 1)ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТА. Основная нагрузка-мышечная,определяет тяжесть труда,которая оценивается по след.критериям:величина перемещаемого за смену груза;мощность работы;величина статической нагрузки;рабочая поза и премещение тела в пространстве;физиологическая стоимость работы,определяется по энергозатратам,частоте пульса,употребления кислорода.4степени тяжести труда:лёгкий,средней тяжести,тяжёлый,очень тяжёлый. ^ 2ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАБОТА. Основная нагрузка-нервная,определяет напряжённость труда,который оценивается по след.показателям: 1степень напряжения внимания,считается по числу объектов одновременного наблюдения,по продолжительности сосредоточенного наблюдения;2плотность воспринимаемых сигналов.по кол-ву единиц информации в единицу времени;3темп и плотность рабочей смены;4напряжённость анализаторных функций;5эмоциональное напряжение(временной график работы,по кол-ву аварийных ситуаций);6интеллектуальное напряжение(по необходимости принятия решений,по сложности алгоритмов дея-сти);7монотонность дея-сти(по продолжительности пассивного наблюдения,по недостатку сенсорной информации);8сменность работы.4степени напряжённости:ненапряжённая;малонапряжённая;напряжённая;очень напряжённая. ^ При мышечной работе: увеличивается потребность мышц в кислороде,увеличивается частота дыхания,сердечных сокращений,повышается уровень артериального давления. ^ При интеллектуальной работе: увеличивается потребнсть мозга в кислороде.Усиление кровотока происходит за счёт его перераспределения из большого полукруга в пользу малого.частота и глубины дыхания не меняется.пульс замедляется,давление понижается-головные боли,шумы в ушах и т.д Оптимальный вид отдыха при физической работе-интеллектуальная дея-сть и наоборот. В зависимости от величины мышечного нервного компонентов выделяют след.формы труда:1требующие значительной мышечной активности(грущики)2формы механизированного труда(работа на механических станках)3связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством;4формы группового конвеерного пр-ва;5связанные с дистанционным управлением(диспетчеры,машинисты)2варианта:пульт уп-ния требует частых и активных действий;пульт требующий редких действий.5формы интеллектуального труда.2вида:профессии в сыере материального пр-ва,но не связанные с предметами труда(программисты,бухгалтеры);профессии связанные с научной работой профессии прикладных знаний,профессии в области литературы и искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.012 с.) |