Целевая аудитория: молодёжь от 14 до 30 лет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевая аудитория: молодёжь от 14 до 30 лет.



Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты изучения лидерства в молодежной среде

1.1 Методология анализа лидерства в молодежной среде.

1.2 Особенности лидерства как феномена гражданского общества.

2. Специфика возникновения молодёжного лидерства

2.1 Проблемы формирования системы молодёжного лидерства

2.2 Формирование молодёжного лидерства на региональном уровне (на примере городского округа города Елец)

2.3 Качества молодёжного лидера в ракурсе социологического исследования

3.Система и технологии подготовки молодёжных лидеров

3.1 Особенности внедрения системы подготовки молодёжных лидеров в общественную жизнь города Елец

3.2 Проект по созданию системы молодёжных лидеров

Заключение

Список литературы


 

Введение

Актуальность. Среди множества проблем, встающих перед исследователями социальных явлений, является важным вопрос о становлении и развитии молодёжного лидерства, а если быть более точным, то становлении и развитии системы молодёжного лидерства как ресурса развития гражданского общества. При решении данного вопроса следует принимать во внимание сам характер молодёжного лидерства в условиях современного гражданского общества, его цели, задачи, условия возникновения и последствия существования.

Если говорить об актуальности данной проблемы, то молодёжное лидерство было и есть важный аспект развития гражданского общества в целом. Начавшиеся изменения в стране ещё в период 80-х годов, которые впоследствии привели к смене общественного строя, очень сильно поменяли жизненные условия населения. Россия делает попытку встать на путь цивилизационного развития, сформировать некие новые правила и устои, а также сформировать в полной мере гражданское общество и правовое государство. Институты законодательной, исполнительной и судебной властей преобразуются. повлияло на формирование личности современной молодёжи. Вследствие этого встала остро проблема создания новой системы молодёжного лидерства, так как система СССР уже не подходила ни каким образом. Те преобразования, которые произошли во время и после распада СССР, открыли более широкие пути развития для общества, хотя, открыто говоря, было много отрицательного. Среде всех негативных тенденций для молодёжи появились и положительные, например, появилась идеологическая свобода, то есть открылись пути, направленные в сферы духовную, экономическую и политическую, иными словами появилась свобода выбора своего жизненного пути, что не маловажно для формирования лидерских качеств личности.

Объект исследования – молодёжное лидерство.

Предмет исследования - специфика создания и функционирования системы молодёжного лидерства.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что политические процессы, произошедшие в стране в период развала СССР кардинально поменяли представления о молодёжном лидерстве в целом. Жизненные ситуации в кризисное время требовали от молодёжи проявления лидерских качеств в большей степени, чем это было раньше.

Целью выпускной квалификационной работы является создание системы подготовки молодёжных лидеров как ресурса развития гражданского общества.

Задачи работы:

1. Проанализировать теоретический аспект изучения лидерства в молодёжной среде.

2. Рассмотреть проблемы появления, развития и функционирования молодёжного лидерства.

3. Разработать проект системы подготовки молодёжных лидеров.

 

Степень разработанности проблемы. При подготовке концептуальной части работы были использованы результаты исследований молодёжного лидерства авторами, такими как: Адров В.М.(Образование и проблема лидерства), Вильямс К.(Молодежь в посткоммунистической России и Восточной Европе), Ильинский И.М.(«Молодежь и молодежная политика», «Молодежь России: тенденции, перспективы»), Лисовский В.Г(Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России), Шпакова Р. (Типы лидерства в социологии М. Вебера). Теоретические положения этих авторов позволили раскрыть понятие молодёжного лидерства, описать его функции и механизмы формирования, раскрыть социальную сущность явления молодёжного лидерства, как социального явления.

В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:

-описательно-повествовательный - вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения). В своей работе я использовал описательно-повествовательный метод повсеместно, чтобы рассказать суть каких-либо явлений в исследовательской работе.

-метод анализа – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Как и у других методов исследование, у метода анализа присутствуют собственные особенности: в нём используется система показателей, которая как можно обширнее описывает исследование на протяжении всего процесса, также происходит детальное изучение причин этих изменений, и, что не маловажно, объяснение этих причин и поиск взаимосвязи между ними. Этот метод я использовал в первой главе, где рассмотрел различные виды лидерства, а также во второй главе, где я проанализировал проблемы формирования системы молодёжного лидерства.

-метод синтеза – по сути своей представляет сочетание или соединение разных элементов изучаемого объекта или явления в одну целую систему. Этот метод синтеза противоположен методу анализа, но всё-таки они имеют между собой крепкую связь. Методы анализа и синтеза постоянно применяются человеком в повседневной жизни, так как основе нашего поведения лежит аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. С помощью данного метода я соединил воедино различные выводы в главах, подвел итог работы в заключении.

Также, в работе применялись методы дедукции и индукции, основанные на получении общего вывода, исходя из его частных признаков, или, наоборот, от общего к частному. Эти методы я применял в структурировании работы и рассмотрении некоторых вопросов относительно всего исследования.

В этой работе присутствует социальный проект под названием «Я – лидер». В нём я предложил идею по созданию системы молодёжных лидеров с помощью специально поставленных мероприятий.

 

Работа состоит из 3 глав. Первая глава называется «Теоретические аспекты изучения лидерства в молодежной среде». В ней описаны методы, с помощью которых было осуществлено изучение данной проблемы, а также рассмотрено лидерство как понятие, его цели, типы, функции, кто такой «лидер». Вторая глава называется «Изучение возникновения молодёжного лидерства». В этой главе рассмотрены подробно проблемы формирования системы молодёжного лидерства, формирование молодёжного лидерства на местном уровне (на примере города Елец), а также приведены результаты социологического исследования на тему «Качества лидера». Третья глава называется «Планирование системы подготовки молодёжных лидеров». В ней подробно рассмотрена целесообразность внедрения системы подготовки молодёжных лидеров в общественную жизнь города Елец, а также представлен проект под названием «Я – лидер».

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы предопределена объективной необходимостью комплексного анализа молодёжного лидерства и создания системы подготовки молодёжных лидеров.


 

1. Теоретические аспекты изучения лидерства в молодежной среде

1.1 Методология анализа лидерства в молодежной среде.

«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, ещё труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других» - писал Д. Кэмпбелл. На самом деле ни одна другая тема, связанная с организационным и социальным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов в области гуманитарных знаний. И это не удивительно: поведение лидеров, их решения затрагивают судьбы многих миллионов людей, что придаёт проблеме понимания и объяснения фенамина лидерства поистине глобальный, философский характер. С другой стороны, все люди являются элементами различных организаций – членами трудовых коллективов, клубов, советов, комиссий и т.д. Участвуя в руководстве деятельности организации или подчиняясь решениям руководителей, люди испытывают на себе воздействие лидеров.

В современных условиях от решений, принимаемых лидерами, как никогда сильно зависит политическое и экономическое состояние общества, трудовых коллективов. Особенно актуальна проблема лидерства в России, когда успех либеральных преобразований, перспективы развития экономики как никогда ранее в истории страны зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней – как от президента, так до молодого перспективного лидера какой либо маленькой группы.

Есть множество способов изучения феномена лидерства, в частности молодёжного. Ниже описаны те из них, которые использовались в данной работе.

Описательный метод — вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения).

 

У описательного метода традиционно имеются несколько процедурных характеристик, грамотное использование которых гарантирует результат данного метода:

1. Самое важное и первое, что нужно сделать, используя данный метод – собрать полную информацию о изучаемом объекте или явлении, то есть его признаки, особенности, характеристики, которые отличают его от других и постановка курса изучения данного явления или объекта.

2. Далее идёт основная часть, а именно сбор информации для дальнейшей её систематизации. Этот шаг даёт возможность исследовать состав, структуру, и характеристика изучаемой проблемы.

3. Собранный материал перерабатывается по типам, категориям и группам информации.

4. Происходит более глубокий анализ уже структурированной информации.

На основе этого метода часто создаются словари.

Обычно, этот метод является подготовительным этапом, так как его сущностью является углубленный сбор информации. Также у этого метода есть уже устоявшиеся, считающиеся уже традиционными, нормы применения:

1. Обязательна строгая предметная оформленность выбранного объекта или явления.

2. Также не маловажна соблюдение последовательности в описании предметно заданных признаков, параметров и характеристик (качественных, количественных) материала, согласующихся c исследовательской задачей.

3. Также очень важно придерживаться порядка во время проведения вторичной переработки собранной информации по исследуемой проблеме.

Хоть этот метод исследования и является самостоятельным, и не редко именно он является причиной успеха работы в целом, чаще всего он используется в целях подготовки базовой информации где уже используются другие методы. Другими словами этот метод может являться поставщиком информации для всей дальнейшей исследовательской работы. Иногда бывает, что материал, собранный с помощью данного метода, может являться фундаментом для проведения исследований в несвязанных между собой темах. Этот метод не является устоявшимся, а изменяется с течением истории. С течением времени этот метод расширяется как в плане охвата области, в которой он может применятся, так и в плане инструментария, который может использоваться при его осуществлении.

 

 


 

Метод анализа - диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Как и у других методов исследование, у метода анализа присутствуют собственные особенности: в нём используется система показателей, которая как можно обширнее описывает исследование на протяжении всего процесса, также происходит детальное изучение причин этих изменений, и, что не маловажно, объяснение этих причин и поиск взаимосвязи между ними.

Как самостоятельно существующий метод, анализ подразумевает следующие элементы:

- цели и задачи анализа;

- объекты анализа;

- системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

- описание способов исследования изучаемых объектов;

- источники данных для анализа;

- указания по организации анализа;

- указания по оформлению результатов анализа;

- потребители результатов анализа.

 

Метод синтеза (от греческого – соединение) – по сути своей представляет сочетание или соединение разных элементов изучаемого объекта или явления в одну целую систему. Получается, что метод синтеза противоположен методу анализа, но всё-таки они имеют между собой крепкую связь.

Методы анализа и синтеза постоянно применяются человеком в повседневной жизни, так как основе нашего поведения лежит аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.

Метод синтеза, если его рассматривать как познавательную операцию, имеет несколько различных форм. Любой процесс образования, в том числе исследование имеет основание в тандеме методов синтеза и анализа. Любые эмпирические данные исследования любого объекта или явления проходят через процесс синтеза при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании метод синтеза выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определённых аспектах противоположных теорий; в форме построения дедуктивных теорий и др. Диалектические метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретического знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм метода синтеза: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом, объекте есть синтез, единство его многообразных абстрактных определений.

В работе также присутствует социальный проект.

На сегодняшний день учёные не могут точно сказать когда возникло социальное проектирование как вид деятельности. Одним из первых социальных проектов можно считать проект философа Платона под названием «Государство».

Научная литература приводит 2 точки зрения по этому вопросу:

- социальное проектирование называется социальным, потому что оно занимается решением социальных проблем и задач;

- социальное проектирование имеет дело с разработкой социальных явлений, процессов, систем, организмов. (Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986. – 259с.)

При реализации проекта необходимо учитывать следующие его особенности:

- социальный проект имеет свою внешнюю среду, в которой он возникает, развивается и живет;

-;проект как любая система состоит из элементов, которые связаны определенными связями;

- состав элементов проекта может меняться на протяжении его жизненного цикла.

Проект относится к классу открытых систем по ряду причин:

-любой проект нуждается в информации, своевременный обмен информацией делает проект жизнеспособным;

- входные параметры могут быть заданы в неявной форме и могут быть восприняты проектом как системой неоднозначно;

- на выходе проекта желаемые и ожидаемые результаты могут быть получены с той или иной степенью вероятности;

- процессы внутри проекта как системы не являются постоянными, их направление, скорость и интенсивность может меняться в соответствии с интересами достижения цели.

 


 

1.2 Особенности лидерства как феномена гражданского общества.

Что понимают под словом «лидерство»:

- люди и организации, которые преуспели больше других. Например, лидер отрасли;

- руководитель, который несёт ответственность за то дело, которое он возглавляет;

- лидерство, как жизненная стратегия, то есть совокупность выборов и решений человека, основанных на инициативности и ответственности.

Все эти три понимания лидерства тесно связаны между собой.

Если понимать «лидерство» с точки зрения философии, то:

в отношении к власти лидерство подразумевает продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера.

Есть ещё множество определений понятия «лидерство»:

· Лидерство – это умение одного человека увлечь делом или идеей многих.

· Лидерство – это готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей.

· Лидерство – это активное устремление к успеху.

· Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.

· Лидерство – это сила характера + воля к победе + прекрасный дар убеждения.

· Лидерство – это умение равно позитивно взаимодействовать с теми, кто слабее духом, с равными и сильнейшими.

Таким образом про лидерство высказывались следующие знаменитые люди:

Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемым бараном. (Наполеон Бонапарт)

При хорошем лидере, который мало говорит, когда его работа сделана и его цель достигнута, люди скажут: «Мы сделали это сами». (ЛаоЦзы)

 

Стремление к лидерству – проявление творческого инстинкта человека. (Фридрих Ницше)

Становясь капитаном, храните матроса в себе. (Владимир Высоцкий)

Лидерство – очень обширное понятие, его можно применять практически во всех сферах жизни. Вот примеры применения понятия «лидерство» в обыденности:

· В политике. Каждый успешный политик – лидер определенной группы людей; чем многочисленнее группа, тем удачливей политик.

· В предпринимательстве. Во главе каждого успешного дела стоит лидер – человек, который поставил цель и сумел увлечь ею своих подчинённых.

· В спорте. Каждое спортивное состязание – ни что иное, как гонка за лидерством в виде золотой медали, кубка или почётной грамоты.

· В семейных отношениях. Вопрос «кто является главой семьи?» - есть вопрос о лидерстве.

· В иных ситуациях, преимущественно экстремального характера. В непредвиденных ситуациях в любой группе людей стихийно выявляется лидер – так как только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — человек, берущий на себя роль главы, руководителя какой-либо социальной группы, политической партии, организации, общества в целом.

Ещё про лидера можно сказать, что это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия. Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других, то есть является в идеальной ситуации отражением общества, которое он представляет. [1]

Лидер может быть и в паре – тот, кто ведет другого, чье поведение определяет поведение ведомого.

Лидер в команде - тот, кто ведет за собой команду, тот, чей авторитет в группе больше, чем у других, кому эта группа более всего доверяет. Он обычно появляется в ситуации, когда обществу нужен лидер. Можно сделать вывод, что лидер - это групповая роль, создаваемая прежде всего нуждами окружающих. Лидер - не нечто внешнее и чуждое группе: группе нужен лидер, она ищет, кого назначить на эту роль, кому дать этот статус.[2]

Есть целый ряд качеств, которые помогут человеку стать или быть выбранным в качестве лидера, например: смелость, энергия и умение производить впечатление.

Группа ищет и признает как лидера только того, кто изначально имеет некоторый социальный статус. Не всякий высокостатусный станет лидером, но низкостатусный никогда им не станет и не будет признан лидером. Среди высокостатусных людей лидером чаще всего может стать тот, кто соответствует определённым ожидания группы, дает ей то, что она хочет. Хотя среди лидеров есть и те, которые умеют красиво говорить, но не всегда следуют своему слову.

Сам статус лидера, его умения и навыки принято относить к лидерским ресурсам, то есть к тому, чему у лидеров можно научиться.[3]

Исходя из этого можно сказать, что политическое лидерство – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Если обратится к современной политологии, то там присутствует ряд определений понятию «политическое лидерство»:

· это власть, которая осуществляется одним или несколькими индивидами с целью побуждения членов общества к действиям;

· это отношения между людьми в процессе общей деятельности, в ходе которой одна сторона обеспечивает доминирование своей воли над другими;

· это постоянное легитимное влияние властных лиц на общество, организацию или группу;

· это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы, решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности;

· это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.[4]

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека следующих качеств:

· интеллект,

· интуиция,

· способности аргонизатора,

· готовность брать на себя ответственность,

· умение нравиться публике,

· ораторское умение.

Философ из Италии Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» очень наглядно написал основные требования к человеку, пожелавшему стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко, в зависимости от обстановки он должен менять свой стиль управления — быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

В современной политологии существуют следующие типы лидеров:

1)лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

2)лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

3)лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

4)лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.[5]

Обычно это типы лидеров в настоящей жизни не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров часто присутствует сочетание 2-х и более типов.

Теперь стоит отметить кто такой «молодёжный лидер».

Быть лидером можно в любом возрасте, как в 15, так и в 65 лет. Но и те и другие имеют множество различий. Эти различия заключаются не только в круги знакомых им самим людей и вообще возрастном круге общения, но и в устойчивости мировоззрения, политике своего поведения в какой-либо конкретной социальной группе.

Молодежный лидер – это человек, который отстаивающий интересы людей в той же возрастной категории, к которой он принадлежит. Ценностные ориентиры молодых людей весомо отличаются от жизненных устоев более взрослого поколения. Молодые люди стремятся отдыхать, развлекаться, их основной целю часто бывает получение заряда позитивной энергии, которым они способны «заражать» всё своё окружение. Такой человек наиболее других способен представлять и защищать интересы молодого поколения. По своей сути это должна быть личность яркая, имеющая способность притягивать к себе остальных, хорошо владеющая речью, для возможности общения со своими ровесниками и людьми более старшего поколения. Чаще всего такие личности обладают большей информативностью о происходящих событиях, нежели их окружение, что помогает им решать важные вопросы.

Для большинства уже зрелых лидеров чаще всего важен результат, в отличие от своих молодых коллег, которые концентрируются на самом процессе выполнения поставленных целей.[6]

Доказательством этому являются молодёжные съезды, форумы, собрания. Хотя их цель ярко проглядывается, в большей степени эти цели весьма символичны.

Получается молодежь – это люди, которые пребывают на стадии становления собственной индивидуальности, поэтому для них принципиально важно иметь возможность общаться с такими же как они. Посредством этого они могут определить черты, которые выделяют конкретного человека из толпы, а значит, формируют в себе личность, которая выгодно отличается от остальных. Современная доступность информации и возможность сравнения этому всячески способствует. Абсурдность и несхожесть со всеми остальными в молодежном обществе только приветствуется, а поэтому не редко в роли лидера могут выступать неординарные личности, которые уже заработали авторитет у большинства людей и могут отстоять свою точку зрения. Хотя таких неординарных личностей более зрелые граждане осуждают, считают непрофессионалами.[7]

Признание – кто добьётся его, получает возможность направлять людей в определённое русло, что может привести к невероятным результатам. Такой человек обладает хорошей интуицией и может сплотить всю группу людей для достижения единой цели. А целью может выступать возможность молодых людей собираться в неформальной обстановке. Именно такую цель преследуют большинство организаций, а именно иметь возможность организовывать мероприятия.

Подводя итоги можно сделать вывод, что молодёжный лидер – человек, выбранный молодёжью примерно одного с ней возраста, обладающий определённой харизмой, ораторскими способностями, авторитетом среди этой молодёжи.


 

2. Изучение возникновения молодёжного лидерства

2.1 Проблемы формирования системы молодёжного лидерства

Россия уже не в первый раз за последнее столетие переживает время масштабных социальных потрясений и изменений. Несмотря на свой собственный опыт, исторический опыт других стран российское общество на тяжёлую и опасную дорожку тотальных социальных изменений.

Начавшиеся изменения в стране ещё в период 80-х годов, которые в последствии привели к смене общественного строя, очень сильно поменяли жизненные условия населения.

Подавляющее число населения было обмануто своим же государством: ухудшилось материальное положения огромной части населения; антинародной акцией оказалась приватизация; возрасло социальное расслоение; начались национальные конфликты; пошла вверх преступность, а уровень культуры, образования, здравоохранения и науки начал падать – в такой социальной обстановки начали формироваться политические и нравственные принципы нового общества. Россия делает попытку встать на путь цивилизационного развития, сформировать некие новые правила и устои рыночной экономики, а также сформировать в полной мере гражданское общество и правовое государство. Приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность идёт по нарастающей. Институты законодательной, исполнительной и судебной властей преобразуются. Запускается процесс формирования многопартийности. Реализуется потребность в решительном обновлении и прохождению уже построенных в обществе старых правил, приведших к растущему отставанию общества от современного уровня остальных стран. В хозяйственном и социокультурном планах обновление означает, прежде всего, широчайшее введение частной собственности, рыночных отношений, что ограничивалось государственной системой, настроенной в русло социализма как идеологией, так и на практике. Это указывает на то, что подвергается кардинальному изменению система социализации общества в целом: резко сокращается сфера межличностных отношений, которые определялись как «социалистические», и увеличивается сфера товарно-денежных отношений. В ценностном плане это сопровождается расширением предпринимательских, прагматических направлений, получающих соразмерную помощь со стороны реформаторских кругов.

Такие изменения обязательно влекут за собой подрыв уже имевшихся моральных ценностей и норм, что выражается как в «падении нравов», так и в росте криминальных, корыстных, коррумпированных отношений.

Растущим разделением населения страны на классы усиливается противоречие разных типов социальности. Такое разделение, с одной стороны, – необходимо при становление рыночных отношений. С другой же стороны, неуправляемый процесс разделения приводит, как и к резкому расслоению населения страны на богатых и бедных, так и к быстротечному возрастанию количественных непропорциональностей– между сравнительно малым процентом числа сверхбогатых и активно растущим числом беднеющих слоев – при малочисленном среднем классе.

 

Эта проблема является не только экономической и нравственной, но и социокультурной, так как последствием такого расслоения становится не только количественная непропорциональность, но и последующий наследственный характер массовой бедности - на фоне растущего благополучия немногочисленных слоев, которые унаследовали свои привилегии и которым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего продвижения. Резкому различию доходов сопутствует разлом системы социального обеспечения, что сразу же сказывается на формировании здравоохранения и платного образования. Недовольство всё сильнее беднеющих слоев населения, которым «терять уже не чего» и которые чувствуют себя «обобранными до нитки» и жертвами обмана, непременно вредят стабильности в обществе. Преимущества элиты, которая стремиться любой ценой обогатиться в кротчайшие сроки, ощущаются как незаконные, нажитые за счет присвоения общенародной собственности, а не накопленные через самоограничение и инициативное расширение общественного производства.

Отрицательным последствием является подрыв стимулирования тех слоев населения, которые уже не находят для себя не единого шанса, чтобы выбраться из трясины бедности. Ставка на малочисленную группу предприимчивых частников как социальный фундамент для проведения реформ и оказание им хорошей помощи обязательно осуществит подрыв всей системы модернизации. У существенной доли населения складывается чувство некой отрешённости от остального общества, что сокращает диапазон активности в обществе и нарушает его человеческий потенциал. Весьма широкая открытость населения облегчает процесс получения достижений других стран, особенно высокоразвитых. Но обратной стороной является то, что слишком большая открытость приводит к подрыву собственного культурного наследия из-за слишком большого переноса элементов чужих культур. Такое безграмотное копирование чужой культуры оборачивается духовными и социальными разладами, которые в свою очередь порождают реакцию отторжения. Это неизбежно приводит к росту противоречий социальными и классовыми группами, центром и провинцией. В конце 20 века Россия переживает революционные движения, которые идут тесно с разрушением многих позитивных достижений и успехов прошлых поколений. Утраченные ценности ни чем не заполняются, это приводит к увеличению негативных реакций в обществе. Наше взаимодействие с восточными регионами проходит на протяжении уже нескольких сотен лет, это стало уже важнейшим компонентом нашего социокультурного и геополитического устройства. С другой стороны мы постоянно контактировали с западными цивилизациями, тем самым соединяя в себе оба начала абсолютно разных культур, порождая при этом множество острейших противоречий. В этих противоречиях и появилась та Россия, которой мы её видим на сегодняшний день.

Именно такие социокультурные условия мы сейчас имеем в Российской Федерации.

В выше описанных процессах выделялась молодёжь, что обусловлено следующими факторами:

- молодёжь – самый мобильный слой общества;

- молодежь занимает достаточно высокий удельный вес в совокупном населении страны. На 1 января 2002 г. в России проживало 36 млн. молодых граждан или каждый четвертый ее житель [1, с.9].

Те преобразования, которые произошли во время и после распада СССР, открыли более широкие пути развития для общества, хотя, открыто говоря, было много отрицательного. Среде всех негативных тенденций для молодёжи появились и положительные, а именно:

- появилась идеологическая свобода, то есть открылись пути, направленные в сферы духовную, экономическую и политическую, иными словами появилась свобода выбора своего жизненного пути;

- хоть и появились у молодёжи некие трудности в период распада СССР, значительная часть молодежи смотрит в будущее спокойно, но без особых надежд (33%), с надеждой и оптимизмом (40%). Другими словами говоря, общество имело в тот момент психологически устойчивое поколение, которые было направлено на стабильное развитие и созидание. По самооценке, полученной в ходе социологических исследований, около 54% молодых людей считают себя движущей силой коренных преобразований в обществе [2, с.126-145, 226-245].

Исследования, проводимые в тот период показали, что молодёжь давала положительную оценку тенденции перемен в сторону рыночной экономики. Молодёжь горазда лучше и легче адаптировалась к новым условиям в экономике. Около 35% от общего числа молодежи (32 млн. человек в возрасте 15-29 лет) уже открыли собственный бизнес, более 30% из опрошенных хотели бы заняться предпринимательством. Молодые люди весьма высоко оценивают экономическую свободу. такие качества личности, как предприимчивость, прагматизм, способность к риску и т.п. [3, с.11-29]. Молодой человек должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным изменениям специальности, то есть быть универсальным работником [4, с.305], который может великолепно показать себя в нестандартных ситуациях (творчество, активность, нестандартное мышление и т.д.). На сегодняшний день в такой социальной, экономической, культурной и политической ситуации идёт некий естественный отбор, то есть среди общей массы людей отбирается часть лидеров. Именно так формируется личность лидера. Требования к работнику в современной ситуации в России постоянно меняются, особенно это заметно на примере экономической сферы. Появляется необходимость постоянно обучаться или переучиваться, это требует быстроты мышления, психологической устойчивости от личности. Западная культура навязывает экономическую свободу, самостоятельность и независимость личности от остального общества, включая родителей. Всё выше сказанное делает весьма нужной персоной в обществе человека с лидерскими качествами. Напрашивается вывод: воспитание человека должно быть нацелено на формирование в нём индивидуальности, способного бороться с окружающим миром, взаимодействовать с ним, весьма важно уделять время вырабатыванию у личности предприимчивости и нестандартного мышления в стрессовых ситуациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.2.188 (0.076 с.)