Вишневский Ю. Р. , шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 2006. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вишневский Ю. Р. , шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 2006.



2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д., 2001.

3. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.

4. Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России/ под ред. В.А. Ядова. М., 1998.

Социология молодежи: Учебник/ отв. ред. проф. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.

Дополнительная литература:

6. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М., 2000.

7. Горшков А.Г., Шереги Ф.Э. Введение в прикладную социологию. В 2-х тт. М., 1997.

8. Жуков В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

9. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М., 1979.

10. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи/ Отв. ред. В.Л.Оссовский. Киев, 1987.

11. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М., 2001.

12. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

13. Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социологических обследований 1936 и 1972гг. / Отв. ред. В.Е.Полетаев. М., 1980.

14. Социологический энциклопедический словарь/под ред. Осипова Г.В. – М., 1998.

15. Социология молодежи: Учебник/ под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2005.

16. Фомичева Т.В. Образовательные ценности молодежи. М., 2003.

17. Чукреев П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. Улан-Удэ, 1998.

18. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

19. Эфендиев А.Г., Иванова М.А. Московский студент – 2000: Проблемы развития московского студенчества и студенческих профсоюзов в зеркале социологии. М., 2001.

20. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2003.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 4 стр.
Цель изучения дисциплины 6 стр.
Учебная программа дисциплины 7 стр.
Учебно-тематический план занятий 12 стр.
Перечень основной и дополнительной литературы 14 стр.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социологии и социального управления

А.Л. Сазонова, А.А. Сазонов

 

Контрольно-измерительные материалы

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Специальность 040104.65:

Организация работы с молодежью

 

 

 

Москва, 2007 г.


Контрольно-измерительные материалы подготовлены

к.с.н., доцентом А.Л. Сазоновой, к.с.н., доцентом А.А. Сазоновым.

 

Утверждены на заседании

кафедры Социологии социальной работы

 

факультета Социологии и социального управления

 

протокол № 7 от 15.02.2007.

 

 

ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Социология молодежи»

 

Тема 1. Социология молодежи в системе социологического знания. – Семинар.

Цель: сформировать у студентов представление о социологии молодежи, её структуре и месте в системе социологического знания, её предметном поле и понятийном аппарате.

Вопросы для обсуждения:

1. Социология молодежи как специальная социологическая теория, ее место в системе социологического и ювенологического знания.

2. Предмет и методы социологии молодежи.

3. Структура и функции социологии молодежи.

4. Основные направления социологического анализа молодежи.

 

Темы докладов, рефератов:

1. Социология молодежи как отрасль социологического знания.

2. Социология молодежи и психология молодежи: разграничение предметных полей.

3. Социология молодежи и педагогика: разграничение предметных полей.

4. Социология молодежи и антропология: разграничение предметных полей.

5. Социология молодежи и ювенология: разграничение предметных полей.

6. Специфика объекта и предмета социологии молодежи.

 

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Организация дискуссии о предмете социологии молодежи.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Специфика различных теоретических подходов в социологии молодежи: стратификационного, культурологического, функционального, ресурсного, тезаурусного.

2. Основные методологические подходы в современной социологии и направления социологического анализа молодежи.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Вспомните отличия социологии от других общественных наук.

2. Чем социология молодежи отличается от других наук, изучающих молодежь?

3. Какое место занимает социология молодежи в системе социологического знания?

4. Каковы были научные и общественные причины возникновения социологии молодежи?

5. Охарактеризуйте различные теоретические подходы в социологии молодежи.

6. В чем заключаются особенности социологического анализа проблем молодежи?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

Тема 2. Молодежь как объект социологического исследования. – Семинар.

Цель: сформировать у студентов представление о многообразии подходов к определению понятий "молодежь", "молодость", о специфике изучения молодежи как объекта социологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные теоретико-методологические подходы к дефинированию понятий "молодежь", "молодость".

2. Молодость как этап жизненного цикла. Возрастные и правовые границы молодости.

3. Социальная стратификация молодежи, ее основания.

 

Темы докладов, рефератов:

1. Молодежь как объект социологического исследования.

2. Молодежь как субъект социальных отношений.

3. Семантико-лингвистический анализ понятий "молодежь", "молодость".

4. Молодежь как целостность: проблемы дифференциации и единства.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Проведение контрольной работы по анализу предмета и методов различных наук, изучающих молодежь.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Юность как социальная проблема.

2. Молодежь в системе межпоколенческих отношений.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Приведите примеры различных определений молодежи и сравните их по содержанию.

2. Выделите какие-либо страты молодежного социума и обоснуйте критерии их выделения.

3. В чем проявляются особенности юношеской рефлексии?

4. Как проявляется конфликт «отцов и детей» в разные исторические эпохи?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

3. Организация дискуссии по проблемам дефиниции основных понятий.

Тема 4. Становление социологии молодежи как отрасли социологического знания за рубежом. – Семинар.

Цель: познакомить студентов с основными этапами становления и развития западной социологии молодежи, с ключевыми концепциями в этой области.

Вопросы для обсуждения:

1. Генезис и основные этапы становления западной социологии молодежи.

2. Характеристика ключевых концепций в западной социологии молодежи.

3. Особенности современного этапа развития социологии молодежи за рубежом.

Темы докладов, рефератов:

1-10. Социологический анализ проблем молодежи в трудах зарубежных ученых.

(Т.Парсонс, Е.Сатерленд, А.Холлингед, Э.Хартшорн, К.Манхейм, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Шельски, К.Беднарик, К.Кенистон, М.Гордон, А.Коэн, Д.Колеман, Л.Фойер, Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т.Роззак, К.Аллербек, Л.Розенмайер, М.Верст, Г.Гризе и др.).

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Рецензирование докладов и рефератов.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Субкультурный период в зарубежной социологии молодежи.

2. "Молодежная революция" на Западе 1960-х гг. и ее влияние на развитие социологии молодежи.

3. Теория «потерянного поколения», концепции «контркультуры» и «конфликта поколений», «стилевой» период в современной зарубежной социологии молодежи.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Актуальны ли сегодня идеи К. Манхейма?

2. Правомерно ли рассматривать историческое развитие общества как борьбу поколений и почему?

3. Чем отличается понимание молодежи как субкультуры от молодежи как контркультуры в обществе?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Организация дискуссии о сущности основных концепций в западной социологии молодежи.

Тема 5. Развитие социологии молодежи в России. – Семинар.

Цель: углубленное знакомство с историей возникновения и развития социологии молодежи в России.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социолого-статистические исследования молодежи в дореволюционной России: тематика, результаты.

2. Молодежная проблематика в эмпирической социологии 1920-1930-х гг.

3. Особенности возрождения социологии молодежи в советский период.

4. Основные направления исследования молодежи с 1960-х гг.

Темы докладов, рефератов:

1-10. Значение творчества П.Сорокина в развитии отечественной социологии молодежи. Характеристика основных трудов отечественных социологов (С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, Л.Н.Коган, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Т.Н.Кухтевич, Ф.Р.Филиппов, В.И.Чупров, В.Н.Шубкин и др.)

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Проведение контрольного замера знаний в виде теста.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Состояние и проблемы социологии молодежи в постперестроечной России.

2. Состояние и проблемы ювенологии в современной России.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Назовите тематику социальных исследований молодежи в 1920-1930-х гг.

2. Сопоставьте организационно-институциональный, проблемный и направленческий подходы к истории развития отечественной социологии молодежи.

3. Чем отличается постсоветский период развития социологии молодежи от советского?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Рецензирование докладов.

Тема 6. Социализация и адаптация молодежи. – Семинар

Цель: Проверить знания студентов о сущности социализации и сформировать представления об особенностях процесса социализации молодежи.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, основные этапы социализации.

2. Особенности юношеского этапа социализации.

3. Дуализм процесса включения молодежи в общественную жизнь.

4. Сущность понятия «ювентизация».

5. Сущность и основные формы адаптации молодежи.

6. Структура адаптационного комплекса молодежи.

Темы докладов, рефератов:

1. Роль семьи в процессе социализации молодежи.

2. Школа и процесс образования как фактор социализации молодежи.

3. Социальная среда как значимый фактор социализации молодежи.

4. Воздействие СМИ на процесс социализации молодежи.

5. Труд как важнейший фактор социализации молодежи.

6. Сущность понятия «социальное развитие молодежи».

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Проверка усвоения материала методом подбора конкретных примеров, иллюстрирующих специфику социализации молодежи в современном обществе.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Характеристика юношеского этапа социализации в психоаналитической традиции.

2. Специфика социализации молодежи в разных странах.

3. Особенности социализации в различные исторические периоды.

4. Социализация и самоидентификация молодежи.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Перечислите основные факторы, влияющие на социализацию молодежи.

2. Что такое «агенты социализации»?

3. Можно ли сводить социализацию к готовым социальным формам, и почему?

4. Можно ли отнести социальную адаптацию к механизмам становления личности, и почему?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

3. Организация дискуссии о сущности процесса социализации молодежи.

Тема 7. Социальные девиации в молодежной среде. – Семинар.

Цель: Сформировать у студентов представления о сущности, формах и специфике социальной девиации молодежи.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные социологические теории девиации

2. Условия и факторы социальной девиации.

3. Специфика девиантного поведения молодежи.

4. Основные формы девиантного поведения молодежи.

5. Способы профилактики отклоняющегося поведения молодежи.

 

Темы докладов, рефератов:

1. Биологические теории социальной девиации.

2. Психологические теории социальной девиации.

3. Динамика социальной девиации в России (регионе, городе)

4. Влияние СМИ на изменение границ негативной девиации молодежи.

5. Специфика социальных девиаций молодежи в депрессивных регионах России.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Рецензирование докладов.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Уровень правосознания современной российской молодежи (обзор по материалам научной литературы и периодических изданий).

2. Тенденции делинквентного поведения молодежи в России XXI века.

3. Плюрализм границ девиации в индустриальном и постиндустриальном обществе.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Как проявляется релятивный характер социальной девиации?

2. Назовите факторы, стимулирующие негативную девиацию молодежи.

3. Назовите факторы, препятствующие распространению молодежной девиации.

4. Объясните, что такое: социальный паразитизм, пивной алкоголизм, клубная наркомания, ретризм.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Организация дискуссии о формах проявления позитивной девиации современной молодежи.

 

Тема 8. Молодежные субкультуры и особенности молодежной коммуникации. – Семинар.

 

Цель: выработать у студентов представления о специфике молодежных субкультур в современной России, о тенденциях и противоречиях молодежной культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Современные представления о культуре как социальном явлении, ее функциях в обществе.

2. Факторная обусловленность культуры молодежи.

3. Культура общества и молодежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия.

4. Молодежные субкультуры и их особенности.

5. Специфика отечественной молодежной субкультуры.

6. Культурный уровень и ориентации современной российской молодежи.

7. Стиль жизни современной российской молодежи.

8. Молодежный досуг: содержание и предпочтения.

9. Молодежь и массовая культура.

10. Молодежный сленг как отражение аудиовизуальной культуры.

Темы докладов, рефератов:

  1. Молодежь и учреждения культуры.
  2. Феномен молодежной моды.
  3. Молодежь и чтение.
  4. Молодежь и кино.
  5. Музыкальные предпочтения молодежи.
  6. Специфика молодежной субкультуры готов, ЭМО, панков, сатанистов, геймеров, паркурщиков, толкинистов, руферов, хакеров, и т.д.
  7. Молодежная субкультура неформальных спортивных организаций на примере футбольных фанатов.
  8. Особенности влияния СМИ на культуру речи современной молодежи.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Организация дискуссии о видах и специфике молодежных субкультур в постперестроечной России.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Контркультура и субкультура молодежи.

2. Социальные проблемы образования молодежи.

3. Религиозность молодежи в современной России.

4. Тенденции развития современных коммуникационных процессов в молодежной среде, обусловленных информатизацией и глобализацией.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Как соотносятся молодежная субкультура и культура общества?

2. Чем отличается контркультура молодежи от субкультуры? Приведите примеры.

3. Что из себя представляет псевдорелигиозность молодежи?

4. Назовите основные тенденции развития современных коммуникационных процессов в молодежной среде.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

Тема 10. Молодежь в системе экономических отношений. – Семинар.

Цель: сформировать у студентов навыки социолого-экономического анализа молодежных процессов.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Молодежь на рынке труда.

2. Особенности экономического поведения молодежи.

3. Особенности потребительского поведения молодежи.

4. Социально-трудовая активность молодежи.

5. Мотивация трудовой деятельности современной молодежи.

6. Профессиональное самоопределение молодежи.

 

Темы докладов, рефератов:

1. Молодежь на рынке труда депрессивного региона.

2. Особенности молодежного рынка труда в Москве.

3. Социальные проблемы трудоустройства молодежи.

4. Социально-психологические аспекты безработицы молодежи.

5. Молодая семья безработных с детьми: социальный потенциал.

6. Проблемы социально-профессиональной адаптации молодежи.

7. Динамика экономической культуры российской молодежи.

8. Социальные последствия экономических реформ в России и молодежь.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Рецензирование докладов и рефератов.

 

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Анализ российской системы профессиональной ориентации молодежи.
  2. Трансформации рейтинга престижности профессий в массовом сознании молодых россиян.
  3. Уровень трудовой активности современной молодежи.
  4. Молодежь в системе социального управления.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Определите понятия: «трудовая активность молодежи», Мотивация трудовой деятельности молодежи», «социально-трудовая адаптация молодежи».

2. Определите понятия: «профориентация молодежи», «профессиональное самоопределение молодежи», «престиж и привлекательность профессий».

3. Назовите показатели социально-трудовой активности молодежи.

4. Как влияют западные потребительские стандарты на формирование потребительской культуры российской молодежи?

5. Какое место занимает молодежь в системе социального управления?

6. Какова роль молодежи в системе общественного самоуправления?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Организация дискуссии о динамике экономической культуры российской молодежи, социальных последствиях для молодежи экономических реформ в постсоветской России.

Тема 11. Молодежь в системе политических отношений. – Семинар.

 

Цель: сформировать у студентов навыки социологического анализа молодежных процессов и отношений в политической сфере общественной жизнедеятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Политическая активность молодежи в современной России.

2. Политическое сознание молодежи в Современной России.

3. Проблемы формирования гражданственности молодежи.

4. Молодежные партии, движения, организации: социологический анализ.

 

Темы докладов, рефератов:

  1. Динамика политических ориентаций молодежи.
  2. Отношение молодежи к политике и политическим институтам.
  3. Роль СМИ в формировании политических ориентаций молодежи.
  4. Характеристика молодежных движений, партий, организаций.
  5. Политический экстремизм в молодежной среде.
  6. Экологические молодежные движения и организации.

 

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Организация дискуссии о роли молодежи в политической сфере жизнедеятельности общества.

 

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Политическая культура российской молодежи.
  2. Проблемы патриотического воспитания молодежи в современной России.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Определите понятия «политическая активность молодежи», «политическое сознание молодежи», «политическая культура молодежи».

2. В чем проявляется аполитичность молодежи?

3. Проанализируйте связь между уровнем патриотизма и национализмом молодежи в России XXI века.

4. Назовите и охарактеризуйте различные молодежные политические партии, движения и организации в современной России.

5. В чем заключаются особенности социологического анализа политических процессов и отношений молодежи?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Проведение контрольного замера знаний в форме проверки рецензии на научную статью о социальных проблемах молодежи из социологической, психологической, педагогической и т.п. периодики.

Тема 13. Семья, любовь и секс в социальных представлениях и повседневной практике молодежи. Проблемы молодой семьи.– Семинар.

 

Цель: познакомить студентов с основными тенденциями развития социальных представлений и поведения молодежи в области семьи, любви и сексуальных отношений.

Вопросы для обсуждения:

1. Трансформация института семьи в индустриальном и постиндустриальном обществе и процесс депопуляции населения.

2. Динамика брачно-семейных отношений в России.

3. Демографические установки молодежи.

4. Ценность семьи, любви и секса в молодежном сознании.

5. Половая мораль и сексуальное поведение молодежи и тенденции их изменения.

6. Молодая семья: особенности функционирования и развития.

 

Темы докладов, рефератов:

  1. Отношение молодежи к семье и браку: социологический анализ.
  2. Любовь и секс в системе ценностей современной российской молодежи.
  3. Влияние потребительского поведения на репродуктивное поведение молодой семьи.
  4. Факторы успеха и дестабилизации семейной жизни молодежи.
  5. Анализ проблем функционирования института «гражданского брака» в молодежной среде.

 

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение докладов и выступлений.

3. Рецензирование рефератов.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Любовь и секс в структуре гендерных отношений молодежи.

2. Изучение форм воздействия СМИ на систему семейных и моральных ценностей и поведения молодежи.

3. Современная брачная ситуация в России и уровень подготовки молодежи к вступлению в брак.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Определите понятия «семья», «любовь», «секс».

2. Чем объясняется изменение представлений о семье и браке, о любви и сексе в современном обществе?

3. Как влияют реалити-шоу «Дом-2», ситкомы «Няня», «Счастливы вместе», «Кто в доме хозяин?» на представления молодежи о семье и любви?

4. Приведите примеры из повседневной практики молодежи, иллюстрирующие изучаемые проблемы.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Организация дискуссии о динамике молодежных процессов и отношений в сфере любви, семьи и секса.

Тема 15. Студенчество - специфическая социально-статусная группа общества. – Семинар.

Цель: углубить знания о студенчестве как специфической социально-статусной группе, его потенциальной роли в развитии общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Студенчество в социальной структуре Российского общества.

2. Динамика структуры студенчества по группам специальностей и по отраслям экономики.

3. Социальный портрет российского студенчества.

4. Социальные проблемы российских студентов.

 

Темы докладов, рефератов:

  1. Потенциальная роль студенчества в социально-экономическом развитии и научно-техническом прогрессе общества.
  2. Социальный портрет студенчества РГСУ.
  3. Социальные проблемы студенческой семьи.
  4. Эмиграция молодых специалистов, проблема «утечки мозгов» из России.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Рецензирование докладов.

 

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Особенности высшей школы за рубежом.
  2. Анализ социальных последствий реформы высшей школы в России.
  3. го стии и научнотТрудоустройство выпускников государственных и негосударственных ВУЗов как аспект качества подготовки специалистов.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Сформулируйте определение понятия «студенчество», раскройте его содержание.

2. Назовите основные тенденции в сфере высшего образования в постперестроечной России.

3. Проанализируйте проблему равного доступа к высшему образованию различных групп российской молодежи.

4. Проанализируйте проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

3. Организация дискуссии по проблемам высшей школы.

Тема 16. Совокупный социальный потенциал молодежи: сущность, структура. Система условий и факторов его реализации. – Семинар.

Цель: сформировать у студентов представление о совокупном социальном потенциале молодежи, его структуре и особенностях реализации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «социальный потенциал» и «совокупный социальный потенциал молодежи».

2. Структура совокупного социального потенциала молодежи.

3. Система эмпирических показателей и индикаторов, его отражающих.

4. Совокупность условий и факторов реализации молодежью своего потенциала.

5. Соотношение индивидуального и социального, объективного и субъективного, стихийного и управляемого в процессе реализации совокупного социального потенциала молодежи.

Темы докладов, рефератов:

1. Социально-демографический потенциал российской молодежи.

2. Социально-экономический потенциал российской молодежи.

3. Социальная активность современной российской молодежи: социологический анализ и проблема реализации потенциала молодежи.

4. Совокупный социальный потенциал молодой семьи.

5. Социально-нравственный потенциал российской молодежи.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Проведение контрольной работы по определению совокупного социального потенциала молодежи и системы эмпирических показателей, его отражающих.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Социологический мониторинг совокупного социального потенциала молодежи в современной России.

2. Региональная специфика реализации совокупного социального потенциала молодежи в России.

3. Проблемы неравенства стартовых возможностей для реализации социального потенциала молодежи в современной России.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Чем отличаются понятия «социальный потенциал» и «совокупный социальный потенциал»?

2. Чем отличаются статистические показатели и социологические; объективные и субъективные; аналитические и интегральные; минимальные и оптимальные?

3. Приведите конкретные примеры возможного анализа социального потенциала молодежи на макро-, мезо-, микроуровне.

4. Чем отличается мониторинг социального потенциала молодежи и анализ социального потенциала молодежи?

5. Как вы понимаете проблему «равенства стартовых возможностей молодежи», приведите примеры из собственной жизни.

6. Какие показатели могут отражать состояние социальной активности молодежи?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

3. Организация дискуссии о проблемах реализации совокупного социального потенциала молодой семьи.

Тема 17. Ценности и жизненные стратегии молодежи. – Семинар.

Цель: сформировать у студентов представление о специфике ценностных систем и жизненных стратегий российской молодежи.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки».

2. Специфика ценностных систем молодежи в современной России.

3. Жизненные стратегии в системе ориентирования личности молодого человека.

4. Формирование жизненных стратегий: этапы и механизмы.

5. Характеристика основных типов жизненных стратегий молодых россиян.

Темы докладов, рефератов:

1. Структура ценностных систем молодежи в современной России.

2. Динамика ценностных систем российской молодежи.

3. Гуманитарные и общечеловеческие ценности в ценностных системах российской молодежи.

4. Гражданские и демократические ценности в ценностных системах российской молодежи.

5. Утилитарные и коммуникационные ценности в ценностных системах российской молодежи.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Организация дискуссии о структуре и динамике ценностных систем российской и западной молодежи.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Трансформации ценностных систем молодежи в постсоветский период как форма адаптации к новой социально-экономической реальности.

2. Сущность стратегий жизненного благополучия, жизненного успеха, самореализации личности, жертвенности и др.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

1. Определите понятия: «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки», «жизненные стратегии».

2. Чем отличается система ценностей молодежи от системы ценностей других возрастных общностей?

3. Какие типы жизненных стратегий преобладают среди ваших сокурсников, друзей, знакомых?

4. Проанализируйте специфику системы ценностей столичной молодежи.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов.

2. Рецензирование рефератов.

Тема 19. Государственная молодежная политика в трансформирующейся России. – Семинар.

Цель: сформировать у студентов представление о сущности государственной молодежной политики, ее принципах, целях и приоритетах, проблемах реализации.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность государственной молодежной политики.

2. Субъекты и уровни государственной молодежной политики.

3. Основные принципы, цели и задачи ГМП.

4. Проблемы и противоречия реализации молодежной политики в современной России.

5. Система социальной защиты и поддержки молодежи в структуре ГМП.

6. Роль социологических исследований социальных проблем молодежи и социологического знания при разработке и реализации направлений ГМП.

Темы докладов, рефератов:

1. ГМП в области образования молодежи.

2. ГМП в области занятости молодежи.

3. ГМП в области защиты прав и свобод молодежи.

4. ГМП в области культуры и досуга молодежи.

5. Региональные аспекты молодежной политики.

6. Пути и средства реализации государственной молодежной политики в трансформирующейся России.

Формы текущего контроля знаний:

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение докладов и сообщений.

3. Проведение контрольного замера знаний в форме теста.

Темы для самостоятельного изучения:

1. ГМП в отношении СМИ в РФ.

2. Социальная защита и поддержка молодежи.

3. Реализация молодежной политики в Москве.

4. Особенности реализации ГМП в других странах.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Опыт каких стран возможно использовать при разработке и реализации программ ГМП в современной России?
  2. Чем отличается социальная защита молодежи от социальной поддержки?
  3. Чем отличается реализация ГМП в Москве?
  4. Какова роль российского государства в регулировании СМИ, и как это отражается на социальном развитии молодежи?

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Организация дискуссии о сущности ГМП

Тема 21. Социологический анализ проблем молодежи в России, странах СНГ и в развитых странах.– Семинар.

Цель: сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития молодежных процессов и отношений по материалам социологических исследований.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методология и методика организации социологического исследования по проблемам молодежи.
  2. Принципы и методы научного исследования молодежных процессов и отношений.
  3. Применение междисциплинарных методов сбора и анализа социальной информации при изучении молодежи.
  4. Особенности организации и проведения социологического исследования социальных проблем молодежи в современном российском обществе.
  5. Анализ результатов социологических исследований: динамика молодежных процессов в России и в мире.
  6. Оценка совокупного социального потенциала российской молодежи.

 

Темы докладов, рефератов:

1. Влияние религиозных предпочтений в семье на социализацию детей.

2. Отношение молодежи к семье и браку.

3. Любовь и секс в системе ценностей современной российской молодежи.

4. Профессиональное самоопределение молодежи, выбор профессии.

5. Политические ориентации и политическая активность молодежи.

6. Отношение молодежи к религии, проблемы религиозной толерантности молодежи.

7. Изучение форм воздействия СМИ на систему поведения и деятельности молодежи

8. Влияние потребительского поведения на репродуктивное поведение молодой семьи. Особенности социализации современной молодежи.

9. Динамика тенденций отклоняющегося поведения молодежи.

10. Особенности поведения молодежи в социальных конфликтах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.276 с.)