Тема 12. Социология молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Социология молодежи



1. Предмет социологии молодежи. В настоящее время социология молодежи - это отдельная частносоциологическая дисциплина, отпочковавшаяся от общей социологии относительно недавно, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Необходимость конституирования социальной науки о молодежи в отдельную отрасль была осознана мировым научным сообществом в результате потрясения, вызванного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание се в качестве отдельной, мощной, трудноуправляемой социальной силы, требующей внимания к своим невыдуманным, объективно существующим, весомым проблемам.

Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:

- общие социально-групповые характеристики молодежи - границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;

- основные качественные параметры существования молодежи в обществе - условия и особенности прохождения процесса социализации;

- специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;

- реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;

- характер и направленность социальной мобильности;

- особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия;

- возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.

2. Основные направления социологии молодежи. Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие социологии молодежи, можно выделить следующие:

- концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста;

- концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;

- структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли;

- культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры;

​ - исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями - вопроизводственной, инновационной, трансляционной.

- рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности;

- концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности;

- концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий;

- социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.

При этом общество не может быть индифферентно к процессу развития молодежи, определяющему и общественное развитие, так как от характера общественного воспроизводства во многом зависит возникновение альтернатив развития молодежи. Через общественные институты общество может поддерживать одни альтернативы развития молодежи и препятствовать другим, формируя направленность общественного развития молодежи. Таким образом, молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства, в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его молодым субъектам.

3. Молодежь в традиционных и современных обществах. В традиционных обществах не существует молодежи как особой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу другим взрослым своего пола. Современное общество в этом смысле организовано совершенно иначе: молодой человек в течение значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не сразу становится таковым реально. Поэтому применительно к современному обществу говорят о молодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения.

Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте - примерно в 12-13 лет, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в казахстанской действительности приняты границы социальной группы молодежи 14-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки - до 18 лет, собственно молодежь - 18-24 лет и молодые взрослые - 25-29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера. Немецкий социолог К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»).

Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью.

Современное сложное и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. Поэтому социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Большинство молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеют собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением родителей или своим будущим статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.

Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (социального, психологического, мировоззренческого), в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций. Все эти специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в целом ее сложный, проблемный характер.

В современном казахстанском обществе, претерпевающем период системной социетальной трансформации, молодежь является одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих перемен.

Предмет социологии молодежи включает в себя изучение влияния преобразований в целом и в различных аспектах на социодинамику молодежи, образ и стиль ее жизни и модели поведения, изменения в ее системе ценностей, степень открытости общества для восходящей мобильности. Кроме того, социология молодежи занимается исследованием проблем молодежи как мощного ресурса социально-политической активности, как социальной группы, обладающей наиболее высоким потенциалом протеста и соответствующим уровнем инициативности, что особенно актуально в переломные периоды жизни общества.

Список рекомендуемой литературы:3,5,10,23,30,45.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)