Тема 9. Системы социальной структуры и стратификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Системы социальной структуры и стратификации



Вопросник:

1. Социальная структура, социальное неравенство, социальная стратификация: исходные понятия, основные теоретические подходы.

2. Критерии социальной стратификации общества. Типы стратификационных систем (рабство, касты, сословия, классы).

3. Социальный статус. Типы статусов. Роли и ролевой набор. Ролевая идентификация и ролевое дистанцирование.

4. Социальная структура и социальная стратификация современного казахстанского общества

5. Социальная мобильность: понятие, основные виды и направления.

Задания:

1. Проанализировать следующие концепции: 1). К.Маркс («класс в себе» и «класс для себя» - типология классов); 2). М.Вебер (экономический класс, социальный статус (престиж), власть); 3). Л.Уорнера (репутационная теория); 4). Функционализм К.Дэвиса и У.Мура; 5). Теорию стратификации П.Сорокина (экономическая, политическая и профессиональная формы стратификации, социальная мобильность); 6). П.Бурдье (габитус, формы капитала) и др. Сравнить вышеназванные концепции стратификации.

2. Рассмотреть критерии, признаки и типологии стратификационных систем (физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, профессиональная, классовая, этакратическая, культурно-нормативная, культурно-символическая).

3. Применить теоретические модели стратификации в анализе социальной структуры современного казахстанского общества.

4. Какую функцию выполняют так называемые «социальные фильтры»? Приведите примеры из истории, как работали эти фильтры.

Список рекомендуемой литературы: 1,12,16,18,24,33,40

Тема 10. Социология идентичности

Вопросник:

1. Идентичность и идентификация.

2. Уровни идентичности.

3. Теория идентичности Э. Эриксона.

Задания:

1. Сравнить понятия «идентичность» и «идентификация».

2. Дайте ответ на вопрос «Кто я есть?». Проранжируйте свои ответы по степени важности.

3. Опишите характеристики «традиционной» идентичности и «современной» идентичности.

Список рекомендуемой литературы: 3,7,11,13,29,34,37,43

 

Семинар 11. Семья и гендерные роли

Вопросник:

1. Рассмотрите историю формирования института семьи. Каким образом исполняются в семье гендерные роли?

2. Какие функции выполняет семья как социальный институт?

3. Как трансформировался институт семьи в традиционном, современном и постсовременном обществах?

Задания:

1. Изучить основные теоретические подходы к анализу института семьи в социологии (структурный функционализм, конструктивизм).

2. Дать характеристику таким понятиям как «пол», «гендер», «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерные нормы», «гендерный контракт».

3. Найти статистические данные (на сайте Агенства статистики Республики Казахстан), которые демонстрируют такие показатели как: брачность и разводимость в Казахстане, количество полных и неполных семей, возраст вступления в брак, количество рождений.

4. Дать характеристику трансформации института семьи и гендерных ролей в казахстанском обществе.

Список рекомендуемой литературы: 1,2,5,7,11,24,34

 

Тема 12. Молодежь и молодежная политика как предмет социологического изучения

Вопросник:

  1. В чем сложность определения критериев такой социально-демографической группы как молодежь?
  2. Каковы основные теоретические подходы в социологии при изучении молодежи?
  3. Что такое молодежная политика? Как и кем она реализуется в Казахстане?
  4. Какие нормативные документы регулируют реализацию молодежной политики в Казахстане?

Задания:

  1. Дайте характеристику основным проблемам молодежи в условиях трансформации казахстанского общества (безработица, уровень доходов, система ценностей, молодая семья, молодежные субкультуры и контркультуры, молодежь и интернет и т.д.)
  2. На основе результатов проведенных социологических исследований среди казахстанской молодежи опишите стратегии адаптации молодежи на рынке труда.
  3. Опишите роль молодежной политики в разрешении базовых проблем молодежи как социально-демографической группы.

Список рекомендуемой литературы: 1,2,5,7,11,24,34

Тема 13. Социальные девиации

Вопросник:

1. Понятие «девиация» и «делинквенция» в социологии.

2. Типы девиантного поведения.

3. Теории девиантного поведения: Ч.Ламброзо, З.Фрейд, У.Шелдон, теория стигматизации и др.

4. Теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

Задания:

1. Изучить признаки и критерии девиантного и делинквентного поведения в обществе.

2. Сравнить уровни девиации в традиционном и современном обществах.

3. Применение теорий девиации и аномии в анализе современного казахстанского общества

1. Понятие «социальный контроль». Виды социального контроля.

2. Социальные санкции и их функции в обществе.

3. Механизмы социального контроля за девиантным поведением в современном Казахстане

Задания:

1. Предложить меры по контролю и социальной терапии девиации в казахстанском обществе.

2. Согласно статданным Казахстан занимает 3-е место среди стран СНГ по уровню подросткового суицида. Объясните причины и предложите меры профилактики.

Список рекомендуемой литературы: 1,2,7,13,21,33,47,54

Тема 14. Труд, работа и экономическая жизнь.

Вопросник:

1. Экономическая социология

2. Мотивация и оплата труда

3. Качество жизни

4. Социальные аспекты трудовой деятельности

5. Управление трудом в системе рыночных отношений

Задания:

1. Что такое профессия?

2. Каковы характеристики квалификации работника?

3. Что такое баланс рабочего времени одного рабочего и как он составляется?

4. Дайте понятие и причины текучести кадров.

5. Какие Вы знаете системы оплаты труда? Дайте их характеристику.

6. Дайте определение и назовите виды заработной платы.

Список рекомендуемой литературы: 1,12,16,18,24,33,40

Тема 15. Образование, средства массовой информации и коммуникации.

Вопросник:

1. Социология образования.

2. Социологическое изучение средств массовой информации и коммуникации.

3. Социальные функции СМИ.

4. Теории влияния СМИ на общество.

Задания:

1. Дайте определения и сравните понятия «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации».

2. В современном обществе появилось такое понятие как электронные СМИ. Поясните значение этого термина и дайте определения функций электронных СМИ в современном обществе.

Список рекомендуемой литературы: 3,4,7,13,21,33,47,53

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

Курс состоит из лекций, практических занятий (семинаров) и СРСП. Формат семинара – изложение и обсуждение рассматриваемой темы на основе изученной литературы. В рамках семинарской работы рекомендуются короткие выступления с докладами на заранее выбранную тему, комментирование и активное участие в коллективном обсуждении докладов, выполнение индивидуальных письменных заданий. В рамках СРСП предполагается работа с дополнительной литературой, прочтение анализ текста и написание эссе. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

9. Методические рекомендации и указания типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ) (типовые расчеты, расчетно-графические, лабораторные работы и курсовые проекты рабочим учебным планом специальности по данной дисциплине не предусмотрены).

10.1 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)

В рамках СРСП студенты должны усвоить основные понятия социологии, уметь работать с текстами и справочной литературой, правильно оформлять учебную документацию. Для чего студент обязан изучить все темы в соответствии с программой курса и самостоятельно под руководством преподавтеля выпонить задания по следующим темам курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.012 с.)