Гипотезы в социологическом исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотезы в социологическом исследовании



Вопросы:

1. Что такое исследовательская гипотеза?

2. Какие существуют виды исследовательских гипотез?

3. Каковы правила формулирования исследовательских гипотез?

Задания: письменно сформулируйте гипотезы вашего исследовательского проекта, определите их вид, проверьте на верефицируемость. Задание выполните в письменном виде.

Методические рекомендации: при выполнении данного задания необходимо придерживаться методических рекомендаций, данных В.Г. Ядовым в его работе «Социологическое исследование: методология, стратегия, методы»

 

Формирование выборочной совокупности

Вопросы:

1. Что такое генеральная совокупность?

2. Что такое выборочная совокупность?

3. Какие существуют виды выборок?

4. Каковы типичные ошибки при формировании выборки?

Задания: определите, какая социальная группа или общность будет выступать в рамках вашего исследования в качестве генеральной совокупности. Составьте выборочную совокупность. Определите тип выборки, который вы будете использовать в вашем исследовательском проекте. Задание выполните в письменном виде.

Методические рекомендации: при выполнении данного задания необходимо обосновать, почему именно та или иная группа населения будет выступать в качестве выборочной совокупности, определить общее количество информантов, продумать методику доступа к информантам, обосновать количество респондентов, входящих в выборочную совокупность. Задание выполнить в письменном виде.

 

Тема 26. Методы сбора социологической информации

Опросные методы в социологическом исследовании

Вопросы:

1. Метод анкетного опроса. Виды опросов: достоинства и недостатки.

2. Виды вопросов.

3. Правила построения анкеты.

4. Правила проведения анкетного опроса.

5. Интервью как метод получения социальной информации. Достоинства и недостатки.

6. Гайд как инструмент проведения интервью.

7. Виды интервью.

8. Правила проведения интервью.

Задания: определитесь, какой из методов сбора социальной информации наиболее приемлем для вашего исследовательского проекта. Обоснуйте это письменно.

Методические рекомендации: при выполнении данного задания необходимо проработать специальную литературу и экспертные рекомендации о достоинствах и недостатках опросных социологических методов. Опирайтесь на работу Девятко И.Ф. «Методы социологического исследования». Выбрав собственный метод для проведения исследования, письменно обоснуйте это.

Составьте анкету для вашего исследования или гайд для интервью. Учитывайте правила построения анкеты, соблюдайте структуру анкеты, ознакомьтесь с правилами проведения индивидуального и группового анкетного опросов.

В случае выбора метода интервью для проведения вашего исследования, составьте гайд. Определите место проведения интервью. Обоснуйте количество участников.

 

Основная литература:

1. Анурин В. Ф. Эмпирическая социология. М., 2003

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований М., 1995.

3. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М. 1993.

4. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

5. Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. М., 1988

7. Девятко ИФ. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург. 1998.

8. Ельмеев Б.Я., Овсянников В.Г Прикладная социология. СПб:, 1994.

9. Иванов О. И Методология социологии. Уч.-мет. пос. - СПб:: социол. общество Ковалевского, 2001.

10. Интерпретация и анализ данных социологических исследований /ред. В Г. Андреенков, Ю Н. Толстова. М., 1987.

11. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990.

12. Методы сбора информации в социологических исследованиях/Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М Маслова. М., 1990 (в 2-х кн.).

13. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. 51, 1995. (В 2-х Книгах)

14. Практикум по прикладной социологии /Под ред. Б.В.Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я.Нечаева, М., 1987.

15. Прикладная социология: Уч. пос./ Под ред. Ю С.Колесникова. Р.н-Д., 2001.

16. Рабочая книга социолога/Отв. ред. Г.В. Осипов, В.Н.Иванов. М., 1983

17. Томпсон Дж. Л, Пристли Дж. Социология. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» Львов. «Инициатива». 1998.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2000.

Тематика письменных работ по курсу

Тематика рефератов:

1. Эволюция предмета социологии как науки.

2. Сравнительный анализ методов социологии.

3. Функции социологии в современном казахстанском обществе.

4. Сравнительный анализ процессов институционализации социологии как научной дисциплины в Америке, Европе и постсоветских общества.

5. Особенности институционализации социологии в Казахстане.

6. Основные этапы развития социологии.

7. Веберовская концепция бюрократии.

8. Вклад Конта О. в развитие социологии.

9. Вебер М. и социологический анализ религии.

10. Социология марксизма.

11. Социологизм Дюркгейма Э..

12. «Понимающая» социология М. Вебера.

13. Социальная революция и социальная эволюция.

14. Формы социальных изменений.

15. Теории развития личности.

16. Понятие и элементы социальной структуры.

17. Стратификация в казахстанском обществе.

18. Общая характеристика социальных статусов и социальных ролей.

19. Понятие и способы осуществления социального контроля.

20. Экономика как социальный институт.

21. Семья как социальный институт.

22. Исторические типы стратификации.

23. Формы девиации в современном мире.

24. Типологии современных обществ.

25. Вклад Сорокина П. в развитие теории социальной стратификации.

26. Институционализация казахстанской социологии.

27. Идеологическая функция социологи в историко-культурном контексте.

28. Функции семьи как социального института.

29. Демографический кризис в современных обществах.

30. Социология молодежи.

31. Социология религии.

32. Теория культуры в социологической практике.

33. Символ, ценность, норма.

34. Постмодернизм в социологии.

 

Тематика контрольных работ.

1. Формы отклоняющегося поведения.

2. Социальные, экономические и политические причины делинквентности.

3. Концепция социализации в работе Дж. Мида.

4. Теория первичных групп.

5. Этнические конфликты в современном мире.

6. Специфика социологического понимания культуры.

7. Теории социальной стратификации.

8. Социальная мобильность в современном обществе.

9. Виды бюрократии. Концепция бюрократии М. Вебера.

10. Социальная стратификация.

11. Экономика как социальный институт.

12. Концепция идентичности Э.Эриксона.

13. Концепция габитуса П. Бурдье.

14. Концепция социализации Ч. Кули.

 

Список рекомендованной литературы:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.

2. Баранников В.П. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. 2004. № 9.

3. Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы ред. Г.В.Осипова. М., 1972.

4. Бурдье П. Социология веры и верования социологов / Начала. М., 1994.

5. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. М., 1994.

6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.А. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберевский ренессанс. М.,1991.

7. Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студ. и аспирантов гуманит. спец./ Гараджа В.И. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 238 с.

8. Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учеб. пособие. Ч.II: Хрестоматия. Харьков; СПб.: Алетейя, 2001.

9. Гендерные аспекты социальной трансформации / Под ред. М.М. Малышевой. М.: ИСЭПН РАН, 1996.

10. Гендер для чайников. Учеб. пособие. Ч.1.СПб, 2004 г.

11. Гендерные проблемы и развитие. М.: Весь мир, 2002.

12. Женщины и социальная политика: гендерный аспект. М.: ИСЭПН РАН, 1991.

13. Здравомыслова Е., Темкина А. Гендерная система // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.

10.4 Тематика курсовых работ (курсовые работы по дисциплине не предусмотрены учебным планом специальности)

 

11. Методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломной практик, формы отчетной документации (не предусмотрены)

 

12.1 Информация по оценке включает рейтинговую шкалу оценки знаний студентов в разрезе принятых форм контроля.

Рейтинговая шкала оценки знаний студентов

Рейтинг Баллы
Текущий 50-100
Рубежный 50-100
Итоговый 50-100
Всего: 50-100

12.2 Тестовые задания для самоконтроля

 

1. Объектом социологического познания является общество, а предметом социологии выступают:

A) Устойчивые социальные структуры

B) Физические процессы

C) Производство, потребление и распределение ограниченных ресурсов

D) Нравы больших групп людей в обществе

E) Проблемы населения, в частности, рождаемость, смертность и миграция

2. Социология как научная дисциплина возникла в:

A) ХХI в.

B) ХIХ в.

C) IХ в.

D) XVII в.

E) XVI в.

3. Конт О. разделял социальную теорию на две части:

A) Социальная статика, социальная динамика

B) Социальная теория, социальная практика

C) Эмпирическая социология, теоретическая социология

D) Конструктивная социология, неконструктивная социология

E) Общая социология и история социологии

4. Социальная статика согласно О. Конту изучает:

A) Явления общественного строения

B) Процессы общественной жизни, ее развитие

C) Процессы формирования социальных норм

D) Закономерности социального процесса

E) Историю эволюции общества

5. Социальная динамика согласно О. Конту изучает:

A) Явления общественного строения

B) Процессы общественной жизни, ее развитие

C) Процессы формирования социальных норм

D) Закономерности социального процесса

E) Историю эволюции общества

6. Впервые в научный оборот понятие “социология” ввел:

A) М.Вебер

B) Э.Дюркгейм

C) О.Конт

D) Т. Парсонс

E) П. Бергер

7. Принцип позитивизма заключается в следующем положении:

A) Теория должна иметь эмпирическое обоснование, иначе она не имеет права претендовать на научность

B) Любое социальное явление должно быть теоретически обосновано

C) Совпадение идеальной модели с реальным распределением

D) Устойчивая связь свойств и характеристик объекта

E) Определение частот распределения по каждому признаку

8. Направление, ориентированное на исследование бессознательных аспектов в жизни человека:

А) Структурализм

В) Герменевтика

С) Психоанализ

D) Феноменологическая социология

Е) Структурный функционализм

9. Автор формационной концепции общества:

A) П. Сорокин

B) Т. Парсонс

C) М. Вебер

D) Г. Спенсер

E) К. Маркс

10. Наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение:

A) Социальная антропология

B) Демография

C) Политология

D) Археология

E) Социальная психология

11. Социология как наука возникла в:

А) США

В) России

С) СССР

D) Азии

Е) Европе

12. Принцип позитивизма в науке был сформулирован:

A) М. Вебером

B) О. Контом

C) Г. Спенсером

D) Э. Дюркгеймом

E) Т. Парсонсом

 

13. Автором работы "Самоубийство: социологический этюд" является:

A) Э. Дюркгейм

B) М. Вебер

C) Г. Зиммель

D) О. Конт

E) К. Маркс

14. Автором работы "Капитал" является:

A) Э. Дюркгейм

B) М. Вебер

C) Г. Зиммель

D) О. Конт

E) К. Маркс

15. Конт О. является автором работы:

A) "О разделении общественного труда"

B) "Капиталистическая революция"

C) "Приглашение в социологию"

D) "Курс позитивной философии"

E) "Христианская этика и дух капитализма"

16. Автором работы "Протестантская этика и дух капитализма" является:

A) Дюркгейм Э.

B) Вебер М.

C) Зиммель Г.

D) Конт О.

E) Спенсер Г.

17. Автором работы "О разделении общественного труда" является:

A) Дюркгейм Э.

B) Вебер М.

C) Зиммель Г.

D) Конт О.

E) Спенсер Г.

 

18. Кули Ч. является автором:

A) Теории "Обобщенного другого"

B) Психоанализа

C) Теории среднего уровня

D) Теории аномии

E) Теории "Зеркального Я"

19. Основатель концепции психоанализа:

A) Фромм Э.

B) Фрейд З.

C) ЮнгК.

D) Эриксон Э.

Е) Хорни К.

20. Автор работы “Система современных обществ”:

A) П. Сорокин

B) Т. Парсонс

C) М. Вебер

D) Г. Спенсер

E) О. Конт

Ключи правильных ответов

Номер вопроса Правильный ответ (A,B,C,D,E)   Номер вопроса Правильный ответ (A,B,C,D,E)
  Е     В
  В     С
  С     Е
  Е     Е
  Е     D
  С     Е
  В     D
  В     Е
  D     В
  Е     В

Критерии оценки знаний студентов

Критерии оценки знаний студентов определяются баллами в соответствии с принятой в университете рейтинговой системой оценки знаний. По данному критерию оцениваются уровень устных ответов на семинарских занятиях и занятиях СРСП, качество выполнения письменных, контрольных работ, индивидуальных заданий и результатов тестирования студентов. Все задания должны выполняться строго в соответствии с графиком выполнения заданий. При оценке знаний действует следующие критерии:

90-100 баллов показывают высокий уровень усвоения учебного материала, ответы носят правильный, полный характер.

75-89 баллов показываютдостаточный уровень усвоения учебного материала, даны правильные ответы, но не достаточно полные.

50-74 баллов показывают, что студент недостаточно усвоил учебный материал и не смог ответить на уточняющие вопросы преподавателя.

 

12.3 Экзаменационные вопросы по курсу

1. Социализации. Основные концепции.

2. Этапы социализации. Агенты и институты социализации.

3. Понятие идентичности и идентификации. Уровни идентичности.

4. Понятие девиантного поведения в социологии.

5. Социальный контроль. Социальные санкции.

6. Понятие социального института. Виды типизаций.

7. Структура социального института: знание, нормы, роли.

8. Функции социального института.

9. Институционализация и ее этапы.

10. Традиционное общество.

11. Постиндустриальное общество.

12. Структура современного казахстанского общества.

13. Понятие общества в социологии.

20. Проблема эволюции социальных систем.

14. Социальная стратификация.

15. Теория классов.

16. Типы общественных систем.

17. Социальный статус. Типы статусов.

18. Социальная роль. Ролевой набор. Ролевой конфликт.

19. Социальная мобильность: виды, формы, механизмы, каналы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.131 с.)