Качественные методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные методы исследования



Интервью - беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом, записываемая либо самим интервьюером, либо с помощью аудиотехники. Наиболее распространенным является формализованное (стандартизованное) интервью, которое проводится в соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью.

Метод фокус-групп базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Подбор модератора и основные правила его поведения. Гетерогенные и гомогенные фокус-группы. Анализ результатов. Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов.

Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. Критерии выбора метода сбора первичной социологической информации:

· Цена,

· Лимит времени,

· Объем выборки.

Правила проведения и публикации результатов социологических следований в СМИ: анонимность проведения, указание заказчика и исполнителя, метода, объема выборки, места и времени проведения исследования.

Список рекомендуемой литературы: 3,4,5,6,8,12,16

Тема 6. Общество и социальные взаимодействия

Тезисы лекций.

1. Понятие общества в социологии. Элементами социальной жизни общества являются на микроуровне - индивиды, на макроуровне – социальные группы и социальные институты. Понятию общества свойственен дуализм – с одной стороны это простая совокупность индивидов, объединенных рядом общих признаков, социальной связью и постоянным взаимодействием. С другой стороны – общество предельно обобщенное абстрактное понятие. Современные социологи наполняют это понятие конкретным содержанием. В истории социологии нет единого определения понятия общества.

Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество – это объединение людей связью взаимодействия.

По мнению Э. Шилза общество – это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

Из этих определений следует, что общество – это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество – это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей.

2. Типологии общества. Географическое, временное и стадиальное многообразие человеческих обществ заставляет социологов постоянно совершенствовать типологии современных обществ, искать новые основания классификаций.

Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу).

Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.

Немецкий социолог Ф. Тённис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ – допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и современного, промышленно – городского (Гезельшафт).

Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании - отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т. е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т. е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).

 

Простое общество: Сложное общество:
эгалитаризм (социальное, экономическое и политическое равенство); наличие государства, стратификации, цивилизации: расселение людей по городам;
небольшие размеры объединения; развитие не аграрного специализированного труда;
приоритет кровно-родственных связей; появление и накопление прибавочного продукта;
низкий уровень разделения труда и развития техники (существовало, гл. образом, до неолитической революции возникновение четких классов и дистанций; переход от обычного права к юридическим законам;
зарождение практики крупномасштабных общественных работ;
возникновение письменности, математики и элитарной культуры и т.д.

В информационном обществе отмечается:

Ø Трансформация систем экономики: информация ее главная составляющая.

Ø Классовая структура заменяется статусной иерархией.

Ø Статусная иерархия не на основе профессий, а на основе образования уровня культуры и ценностных ориентаций.

Ø Концепция “символического капитала” П. Бурдье).

Ø Трансформация структуры формальной и неформальной власти.

Ø Общества избыточного потребления. Теория Д. Гэлбрейта

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество – это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно, общество – это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.

 

Список рекомендуемой литературы: 1,5,15,18,19,45,55



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.005 с.)