Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Значение обеспечения социальной безопасности современной российской молодежи.

Поиск

Ключевые понятия: «социальный механизм», «власть», «структурные элементы социального механизма», «государственная служба», «социальные институты и организации».

Цель изучения темы – понимание характерных особенностей формирования и функционирования социального механизма обеспечения безопасности.

Изучение данной темы имеет большое значение с точки зрения специфики государственных организаций как сферы деятельности будущих выпускников. Важно, что в ходе изучения темы слушатели должны получить не только необходимые знания о социальных механизмах обеспечения безопасности, но и выработать определенные моральные принципы, необходимые для осуществления данной деятельности в интересах общества.

Реальные и потенциальные угрозы российской молодежи. Обеспечение безопасности российской молодежи в Концепции национальной безопасности РФ.
Соотношение социальных интересов личности молодого человека, государства и общества. Особенности усвоения молодежью господствующих в обществе ценностей и норм.
Молодежь как объект и субъект социальной безопасности. Цель и механизмы обеспечения социальной безопасности молодежи. Принципы и критерии построения социальной безопасности молодежи. Концептуальные основы социальной защиты молодежи.
Проблемы социального неравенства и социального статуса молодежи. Новые основания социальной стратификации молодежи. Угрозы, связанные с социальной мобильностью молодежи. Молодежь и вероятностные угрозы экономической и социальной безопасности России.
Источники социальной безопасности молодежи. Воспитание культуры межнационального общения. Особенности воздействия СМИ на становление национального самосознания молодежи. Формирование самосознания молодежи в процессе социализации. Социально-психологические методы обеспечения личной и профессиональной безопасности молодежи.

 

Слушателю необходимо выполнить три контрольные работы. Срок выполнения контрольной работы устанавливается факультетом заочного обучения академии. Слушатели, не выполнившие контрольную работу в срок, на экзаменационную сессию не допускаются.

Номер варианта контрольной работы определяется по двум последним цифрам номера зачётной книжки (книжки успеваемости) согласно таблице (см. таблицу стр. 12). Каждый вариант контрольной работы включает один теоретический вопрос и одно практическое задание. Формулировку контрольных вопросов изменять не разрешается.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями. Затем нужно подобрать и внимательно изучить рекомендуемую литературу и нормативные документы, которые необходимы к теоретическим вопросам. Особое внимание слушатель должен обращать на изучение законодательных актов РФ, Конституции РФ, нормативных актов РФ, рекомендуемых в программе. Следует так же использовать нормативные акты и статьи, публикуемые в журналах и газетах.

Рекомендуется использовать справочно-правовую систему «Гарант», «КонсультантПлюс», электронные и интернет ресурсы. Также рекомендуется использовать материалы Пленумов Конституционного и Верховного Судов РФ.

Контрольные работы могут оформляться двумя способами:

- в ученических тетрадях в объеме не более 18 листов (36 страниц) рукописного текста;

- на листах формата А-4, в объеме не более 12 листов (24 страницы), компьютерным набором.

При выполнении контрольной работы рукописным текстом почерк должен быть разборчивым. Работа должна быть написана грамотно и аккуратно. Каждая страница нумеруется. Обязательно оставляются поля для замечаний рецензента. Каждое задание контрольной работы выполняется с нового листа. Условие задания записываются полностью так, как оно записано в методических указаниях по дисциплинам. Обложка тетради должна иметь наклейку с прописанными данными.

При выполнении контрольной работы на компьютере необходимо учитывать следующие требования:

- титульный лист с указанием министерства, названия кафедры, фамилии и инициалов слушателя, номера учебной группы, номера варианта; должности, фамилии и инициалов преподавателя;

- поля для текста устанавливаются: верхнее – 1 см; левое – 2 см; нижнее – 1 см; правое - 1 см;

- красная строка – 1,5 см от левой границы текста;

- интервал между строками – одинарный;

- интервал между заголовком и текстом – один Enter сверху;

- листы должны быть пронумерованы по центру внизу листа;

- текст печатается шрифтом Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14;

- заголовки выделяют жирным шрифтом - в середине страницы, точка в конце заголовка не ставится;

- контрольная работа должна быть скреплена скоросшивателем.

В общепринятой структуре формирования письменных работ принято выделять основные общие элементы, относящиеся к большинству изучаемых дисциплин: «Оглавление», «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения».

Разделы: «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» записывают жирным шрифтом, прописными буквами и располагают в середине строки. Данные заглавия не нумеруются, не подчеркиваются, в их конце точка не ставится, то есть данные разделы имеют одноименные названия в тексте. Разделы «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» в тексте письменной работы располагаются на новом листе, независимо от того, где закончился предыдущий текст.

Понятие «Основная часть» не имеет собственного названия в тексте работы и подразумевает наличие в ней соответствующей структуры – разделов и подразделов. Названия разделов основной части печатаются жирным шрифтом строчными буквами, имеют сквозную нумерацию и располагаются в середине строки. Каждый раздел основной части начинается с нового листа.

Подразделы и другие, более мелкие части текста не следует начинать с нового листа, а необходимо печатать последовательно по тексту, отделяя от предшествующего и последующего текста пробелом. Заголовок подраздела печатается жирными строчными буквами по центру строки или с выравниванием по левому краю, но следует помнить, что заголовки всех подразделов одного уровня печатаются с одинаковым выравниванием. Выделять заголовки подчеркиванием или курсивом не следует. Такие виды выделения чаще используются для того, чтобы выделить отдельные слова или словосочетания внутри текста.

Важным способом структурирования работы является выделение в тексте абзацев. Каждый абзац начинается отступом от левого края текста. Начало нового абзаца соответствует началу новой мысли или фрагмента информации.

Не имеющий абзацев текст не удобен для чтения и восприятия, в нем затруднено зрительное выделение отдельных мыслей и положений.

Использование в тексте аббревиатуры подразумевает пояснение. При первом её использовании выражение пишется полностью, а в скобках приводится его сокращение. Далее в тексте допускается применение сокращенного варианта без дополнительного пояснения. Например, УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации. Далее по тексту будет использоваться аббревиатура.

В контрольной работе слушатель показывает значение излагаемых вопросов, умение выделить главное, увязать рассматриваемые вопросы с практикой работы в ГПС МЧС России.

Приведённые в контрольной работе цитаты, выдержки из нормативных актов должны быть правильно оформлены. Цитату нужно взять в кавычки, указать фамилию и инициалы автора, название работы, издательство, год издания, страницу. Если цитата, взята из (газеты), журнальной статьи, в контрольной работе указывается название (газеты) журнала, год издания и, номер и страница.

Библиографический список оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.1-2003. В нем приводятся источники, расположенные и сгруппированные по алфавитному или систематическому принципу, которые использовались при написании работы. При алфавитном принципе расположения источники группируются в порядке русского алфавита по фамилиям авторов и заглавиям книг.

При систематическом принципе построения списка источников они группируются по отдельным затрагиваемым в тексте проблемам. При этом вначале должны перечисляться источники общего характера, а затем более частные.

При любом из этих двух способов группировки в начале списка располагаются законодательные и нормативные документы и акты.

Например: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. - Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература». 24.12.2001, № 52, Ст. 4921.

Библиографическое описание различных видов литературных источников включает следующие элементы: сведения об авторах, заглавие, сведения об издании.

Если документ (монография, учебник, справочник и т.д.) создан одним автором или авторским коллективом, то его библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора и заканчиваться точкой. Далее указывается полное название документа, ставится косая черта (/), снова указываются инициалы и фамилии автора или авторов, ставится тире, идет название города, в котором вышел документ, двоеточие, название издательства, год издания, точка, тире, общее количество страниц.

Например: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я. Киселев, А.М. Лушников. Под ред. М.В. Лушниковой – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

Если при написании работы использовались материалы статьи, опубликованной в сборнике или периодическом издании, то она записывается в библиографический список в следующей последовательности: фамилия и инициалы автора; название статьи, две косые линии (//); название сборника или периодического издания, в котором помещена статья; тире; год издания; точка, тире; номер; точка, тире; номера первой и последней страниц статьи.

Например: Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 13-17.

Приложения располагаются в конце работы и нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце. Номер ставят после слова «Приложение» без знака «№». Например, Приложение 1, Приложение 2.

Список используемой литературы должен содержать не менее 5 источников. На последней странице ставится дата выполнения работы и подпись исполнителя.

Работа, выполненная не по своему варианту, несамостоятельно или с грубыми ошибками в изложении теоретических вопросов или в решении задачи, зачету не подлежит и с рецензией возвращается слушателю. Если контрольная работа не зачтена, то слушатель обязан написать ее повторно по тому же варианту, с учетом замечаний рецензента. Вновь выполненная контрольная работа высылается в академию вместе с не зачтённой. Преподаватель может также предложить выполнить другой вариант задания, с учётом особенностей службы слушателя.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таблица вариантов задания

№ работы Последняя цифра в номере зачётной книжки
                   
  Вопрос1 Вопрос2 Вопрос3 Вопрос4 Вопрос5 Вопрос6 Вопрос7 Вопрос8 Вопрос9 Вопрос10
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10
  Вопрос 11 Вопрос 12 Вопрос 13 Вопрос 14 Вопрос 15 Вопрос 16 Вопрос 17 Вопрос 18 Вопрос 19 Вопрос 20
Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20
  Вопрос21 Вопрос22 Вопрос23 Вопрос24 Вопрос25 Вопрос26 Вопрос27 Вопрос28 Вопрос29 Вопрос30
Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Задание 26 Задание 27 Задание 28 Задание 29 Задание 30

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Сущность и структура безопасности личности и общества.
2. Субъекты и объекты безопасности, их особенности в разных социально-экономических условиях развития общества.
3. Функции социальной и политической безопасности.
4. Классификация угроз безопасности личности и общества.
5. Национальные цели, идеалы и ценности: их сущность, направленность на строительство благополучной и безопасной России.
6. Интеллектуальные, духовные, экономические, политические, военные последствия бездействия при опасностях, угрозах, вызовах для целей, идеалов и ценностей.
7. Социальные интересы: их сущность, направленность и различия в разных социальных группах, слоях, общностях.
8. Связь социальных интересов и потребностей личности, особенности жизненно важных интересов.
9. Социальные последствия нарушения жизненно важных интересов личности как источник угроз безопасности общества.
10. Сущность доктрины глобализации, ее позитивные и негативные последствия для безопасности личности и общества.
11.Задачи и направления социальной политики как инструмента обеспечения
социальной безопасности личности и общества.
12. Характеристика структуры российского общества и особенностей ее стратификации.
13. Сущность реальных и потенциальных угроз безопасности общества и личности.
14. Феминизация бедности и ее последствия для безопасности общества и личности.
15. Особенности социально-территориальной и национальной структур российского общества и их влияние на безопасность.
16. Приватизация: этапы развития и социальные последствия для безопасности общества и личности.
17. Сущность процесса люмпенизации общества и угрозы для безопасности.
18. Новые классы, слои и группы российского общества, их влияние на социальную и политическую безопасность общества.
19. Место социального неравенства в структуре угроз целям, идеалам, ценностям и жизненно важным интересам личности.
20. Социальная адаптация, ее сущность, основа и влияние на уровень потенциальных и реальных угроз личности.
21. Основные институты защиты жизненно важных интересов личности, особенности их функционирования и реализации защитной функции в регионах.
22. Миграция, эмиграция и реэмиграция как социальные явления, представляющие реальные и потенциальные угрозы для безопасности.
23. Социально-демографические группы в новой структуре российского общества как объекты безопасности.
24. Характеристика факторов, обусловливающих конфликты и политическую напряженность в обществе.
25. Социальные конфликты: сущность, генезис, последствия для безопасности государства, общества (региона).
26. Структура конфликта, его влияние на внутреннюю безопасность.
27. Формы разрешения конфликтов в регионе и нейтрализации угроз безопасности.
28. Новые классы и слои российского общества, особенности их формирования и влияния на социально-политическую жизнь общества (региона).
29. Неравенство и имущественная поляризация общества: сущность, истоки, реальные и потенциальные угрозы безопасности.
30. Наркомания как социальное явление и ее последствия для безопасности личности и государства.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Охарактеризовать выявленные российскими социологами социальные последствия реформ 1990-х г., дифференцировав их (последствия) на позитивные и негативные; на основании этого сделать вывод об успешности/неуспехе произошедших преобразований.

Задание 2. Определить понятие и сущностные характеристики гражданского общества. Охарактеризовать обнаруженные социологами проблемы в становлении и развитии гражданского общества в России.

Задание 3. Перечислите социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии. Ответьте на следующий вопрос: философия (в том числе и социальная) существует уже не одну тысячу лет, а формирование социологии как самостоятельной науки началось лишь в XIX в., с чем это связано?

Задание 4. Сопоставьте позитивистский и «понимающий» подходы к социологии, покажите достоинства и недостатки каждого из них.

Задание 5. Сравните подходы к исследованию общества, присущие европейской и американской социологии, выявите основные различия между ними.

Задание 6. Назовите основные черты, которые, по Вашему мнению, отличают общество от простой совокупности индивидов.

Задание 7. Объясните, в чем состоит различие между системным и структурным подходами к интерпретации общества. Выскажите свою позицию относительно того, какой из них является предпочтительным.

Задание 8. Назовите факторы, определяющие высоту и профиль стратификации в обществе. Проследите динамику изменения этих параметров в постсоветской России, сделайте необходимые выводы.

Задание 9. Сопоставьте социальную структуру современных российского и американского обществ, выявите сходства и различия.

Задание 10. Объясните, как соотносятся между собой понятия «географическая мобильность» и «миграция». Охарактеризуйте особенности миграционного обмена современной России.

Задание 11. Выявите различия между номинальными и реальными социальными группами. Охарактеризуйте критерии, позволяющие идентифицировать социальную общность как реальную группу.

Задание 12. Приведите по два примера номинальных и реальных групп.

Задание 13. С помощью конкретных примеров раскройте взаимосвязь между численностью группы и ее свойствами.

Задание 14. Дайте определение потребностей, охарактеризуйте их функции и типы. Определите, потребности какого типа (каких типов) заставляют индивида стремиться к лидерству.

Задание 15. Раскройте сущность мотивации, выявите взаимосвязь между размером группы и мотивацией принадлежащих к ней индивидов.

Задание 16. Объясните, в чем состоит суть социального манкирования. Приведите конкретные примеры проявления этого группового феномена.

Задание 17. Выявить социальные факторы, определяющие уровень преступности в стране.

Задание 18. Высказать и аргументировать свою позицию относительно того, можно ли считать криминальный мир России социальной организацией.

Задание 19. Сопоставить понятия «социальный контроль» и «социальное управление», определить, как они соотносятся между собой.

Задание 20. Сопоставьте различные интерпретации понятия «культура», объясните, в чем состоит специфика социологического подхода к культуре.

Задание 21. В ХХ в. ученые признали, что культура есть фактор социального развития, т.е. многие явления общественной жизни могут быть объяснены причинами не экономическими или политическими, а культурными. Так, уровень рождаемости в стране определяется в первую очередь не уровнем экономического благосостояния, доступностью жилья и т.п., а национальными и религиозными традициями, спецификой системы ценностей, общим культурным и образовательным уровнем населения (прежде всего женщин). Приведите свои примеры (не менее двух), доказывающие, что культура – действительно фактор социального развития.

Задание 22. Сопоставьте между собой понятия «социальные изменения» и «социальные процессы», рассмотрев их с позиций разных социологических парадигм – системной модели общества и модели динамического социального поля.

Задание 23. Охарактеризуйте различные модели социокультурной динамики, имеющие место в современной науке. В контексте этих моделей рассмотрите различные трактовки понятия «цивилизация».

Задание 24. Раскройте сущность, функции, типы религиозных систем. Объясните, какие специфические характеристики позволили мировым религиям стать таковыми (в противоположность национально-государственным).

Задание 25. Выявите объективные и субъективные предпосылки формирования социальных движений, раскройте роль депривации в этом процессе.

Задание 26. Охарактеризуйте революционные движения и выявите их коренные отличия от прочих типов социальных движений.

Задание 27. Назовите факторы, которые обуславливают восприимчивость к социальным движениям. Объясните, почему лидерами и активистами социальных движений часто являются маргиналы.

Задание 28. Выскажите и аргументируйте свою позицию относительно того, представляют ли социальные движения позитивное для общества явление или негативное.

Задание 29. Объясните, каким образом потребление выполняет функцию конструирования индивидом своей идентичности.

Задание 30. Охарактеризуйте особенности формирования общества потребления в постсоветской России.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1. Волков Ю. Г. Социология / под общ ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. – Ростов-на-Дону, 2005. С. 231‑242.

2. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 3‑40.

3. Ильин В. И. Поведение потребителей. URL: http://www.yestrener.ru/biblio/pokupatel/8.pdf

4. Исаев Б. А. Социология: краткий курс. СПб, 2010. Гл. 1.1. С. 4–5.

5. Кирдина С. Г. Гражданское общество: уход от идеологемы // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 63‑73.

6. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Тамбов, 2012. Гл. 5.4. URL: http://read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-054.htm

7. Симонян Р. Х. Реформы 1990-х годов и современная социальная структура российского общества (к 20-летию экономических реформ) // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 37‑47.

8. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: учебник для вузов. СПб, 2013. Гл. 2. С. 46‑74.

9. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5‑18.

10. Сорокин П. А. Влияние мобильности на человеческое поведение и психологию. // Перевод с английского М. В. Соколовой. URL: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/70/s101-110_Journal_Monitoring70.pdf

11. Социальная коммуникация. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-kommunikaciya.html

12. Социология: Курс лекций // ред.: Миронов А. В., Панферова В. В., Утенкова В. М. – М., 1996. Тема 12. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/801/649/1219/t12.pdf

13. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. – М., 1996. С. 285‑306.

14. Хромченко А. Л. К вопросу о разработке классификации потребностей в российской научной традиции // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 143‑150.

15. Шкаратан О. И., Сергеев Н. В. Реальные группы: концептуализация и эмпирический расчет // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 33‑45.

16. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества. М., 2008. С. 24‑29.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Титульный лист контрольной работы компьютерным набором (образец)

 
 


Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.014 с.)