Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпатия и толерантность в межкультурной коммуникации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне – схождение и столкновение мировоззрений, при убежденности в собственной правоте. Возникает ситуация, когда нечто само собой разумеющееся для одной стороны встречается с столь же обыкновенным для другой стороны. Поэтому закономерно изначальное непонимание, несовпадение мнений и оценок. Отсюда невольно, автоматически, в силу проявления стереотипов и мотивации «само собой разумеющегося» принимается этноцентристская позиция. И никому, как партнеру приписываются глупость, невежество или злой умысел, что естественно, не способствует плодотворному общению. То есть искони легкому, ясному, понятному, приятному.
Принципиальным предварительным условием установление именно такого общения служит желание, старание понять собеседника, не обидеть его, оставить благоприятное впечатление и т.д. Такой тип общения и понимания человека партнера по общению называется эмпатией. Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале 20 в. по аналогии со словом «симпатия» - (Συμπάθια— сострадание) — чувство, вызванное представлением о страдании, испытываемом ближним, иногда просто склонность к кому-либо, в противоположность чувству антипатии. Термин «эмпатия» сегодня получил распространение в большинстве гуманитарных наук. Однако многие свойства этого типа взаимоотношений людей изучены еще недостаточно. Проявление эмпатии в общении выражается в общей установке не столько понять скрытый смысл сказанного, сколько почувствовать состояние партнера. Терпение и помощь ему, если он не может подобрать нужные слова, тон, стиль и т.д.
Иногда из-за принятых в соответствующей культуре условностей люди начинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы зашифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова, поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы собеседник правильно ее понял. Кроме того, различие между чувствами и содержанием общения также не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято партнером, то говорящий достигает большего эффекта от общения. Переживая чувства собеседника через различные эмоциональные проявления, люди тем самым показывают насколько понимают собеседника. В таких случаях продуктивность общения зависит не только от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоциональных проявлений.
Эмпатия может проявляться в трех основных формах: - когнитивная — способность соотносить свое и чужое, осознавать, что объединяет и разделяет людей; - экспрессивная — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений; - социальная — способность понимать сходство и различие в нормах социального поведения. Эмпатийные качества человека тем разнообразнее и шире, чем богаче и разнообразнее его представления о других. Однако понимание других обязательно детерминировано пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребностей, человек прибегает к аналогиям, использует психологический механизм идентификации, сущность которого заключается в том, что, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, он истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение.
На основе этого формируется образ Я, в соответствии с которым человек пытается по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других людей. Происходит приписывание (атрибуция) собственных пережитых состояний партнеру по общению. Это особенно очевидно в общении представителей разных культур.
В межкультурной коммуникации специфика эмпатии состоит в том, что субъект коммуникации стремится воспроизвести в самом себе переживания других людей, с которыми он находится в контакте. Иными словами, эмпатия основана на умении поставить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Механизм эмпатии заключается в перенесении элементов внутреннего мира другого в свой собственный. В его характеристике наиболее точным, вероятно, будет понятие «сопереживание», поскольку эмпатия обнаруживает себя как переживание переживаний другого человека, в ходе которого достигается не только та или иная степень или глубина понимания субъектом состояний и поступков объекта, но и определенное согласие с мотивами, эмоциями, установками, объясняющими и оправдывающими его поведение.
Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отношениями партнеров, направленностью их целей и задач. В этом отношении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять эмпатическое отношение к партнеру по коммуникации. Это отношение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления. Психологически эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают приблизительно одинаковые чувства и ощущения и это сопереживание позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. Благодаря этому свойству возникает способность человека представить себя на месте другого, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. В связи с этим М. Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» — «платиновое правило общения», которое подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой»'. Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания значительно увеличивает вероятность полного понимания между партнерами и, следовательно, взаимного извлечения различных выгод от общения.
Общеприемлемые требований эмпатии: - внимательно слушать собеседника; - стремиться понять, как чувствуют себя другие; - быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают другие; - проявлять сочувствие к нуждам и интересам других; - обладать и воспитывать способность понимать точку зрения другого.
В психологии разработаны специальные методы, с помощью которых можно повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга. В частности, метод подстройки, применяемый теми, кто пытается, стремится понять состояние и намерения собеседника. Для этого, подражая его внешнему поведению, можно принять подобную ему позу, перенять свойственный ему в данный момент стиль, темп речи и т.п. Это подвигает собеседника на большую откровенность и расположенность к ответной эмпатии. Необходимым условием выживания народов в современном мире является интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры. То есть на основе отказа от жесткой позиции культурного центризма, от убеждения, что чужая культура непременно хуже, чем собственная. Посредством этого осознается потребность в консенсусе, который предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно при учете интересов и культурного своеобразие другого. Здесь авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм малопродуктивны. Иными словами, в таких ситуациях необходимо избавиться от культурного центризма в оценке поведения людей, что возможно только через формирование межкультурной толерантности, в которой переплетаются готовность к активному общению с людьми другой культуры, открытость, свобода от предубеждений, терпимость, способность позволять другому существовать рядом со своим. Понятие «толерантность» широко вошло в отечественную науку сравнительно недавно. Его этимология восходит к латинскому глаголу tolero — нести, держать, терпеть при перенесении некой вещи, для чего должно прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. В английской интерпретации «tolerance» наряду с терпимостью означает и допущение. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что предполагает уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при одновременном благожелательном отношении к культуре, поведению и мнениям всех других партнеров по общению. В связи с этим толерантность является не только важным условием, но и результатом межкультурной коммуникации, при которой воспитывается уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Моделью толерантных отношений в таком контексте является сообщество, в котором господствуют свобода и терпимость, внимание к любому мнению, воспринятие различий — культурных, этнических, расовых, социальных и др. Однако при этом культура толерантности не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Толерантный подход в межкультурной коммуникации - условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. В ходе их заинтересованного сравнения происходит вживание в мир чужой культуры. Интолерантность, или нетерпимость, (антипод толерантности), напротив, основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ и жизни стоят выше всех других. Отсюда неприятие другого только потому, что он выглядит, думает, поступает иначе. Интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения - от обычной невежливости до ярого геноцида представителей инокультур,
Формы интолерантности: - оскорбления, насмешки, подчеркнутое пренебрежение; - негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки; - этноцентризм; - дискриминация по различным основаниям и видам; - расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; - ксенофобия (этнофобия, мигрантофобия); - осквернение религиозных и культурных памятников; - изгнание, сегрегация, репрессии; - религиозное преследование.
Предотвратить все эти последствия враждебной межкультурной коммуникации возможно, прежде всего, посредством воспитания толерантности, имеющего комплекс основных целей: - глубокое и всестороннее овладение собственной культурой как компонентом единой общечеловеческой культуры;
- формирование представлений о многообразии, самобытности и богатстве культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
- создание условий для интеграции в культуры других народов;
- формирование и развитие практических умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
Основной принцип достижения этих целей – доверительный и доброжелательный диалог, поскольку он: - рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации; - придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой; - становится постоянно действующей основой в развитии и взаимодействии культур.
Априорные условия такого диалога: 1. Сознание, что представитель какой-либо культуры не устанавливает универсальных мировых стандартов, что их вообще не может быть. 2. Отношение к инокультуре с тем же уважением, как к своей собственной. 3. Суждение о ценностях, убеждениях и обычаях инокультур не должно выстраиваться на основе собственных стереотипов. 4. Исключение фактора превосходства своей культуры во всех ее многочисленных проявлениях.
В формировании этих установок чрезвычайно важно понимать необходимость сохранения собственной этнической и культурной идентичности.
Воспитание толерантного отношения к инокультуре достигается путем целенаправленного процесса образования, включающего в себя несколько этапов: 1. Общее ознакомление с культурой той или ной страны. 2. Языковую подготовку. 3. Специализированная культурная подготовка.
В результате это обретается межкультурной компетенции, которая может постоянно совершенствоваться целенаправленной теоретической и практической работой. Благодаря этому накапливается умение адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, использовать вербальные и невербальные средства, развивать результаты коммуникативного взаимодействия посредством обратной связи. А сама межкультурная компетенция предстает в нескольких видах: 1. Языковая компетенция - правильный выбор языковых средств, адекватных ситуации общения.
2. Коммуникативная компетенция – применяемые механизмы, приемы и стратегии, способствующие эффективности общения.
3. Культурная компетенция - понимание исходных позиций, фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для культурной среды общения.
Компетенция не существует вне коммуникации, характер и итоги которой только и подтверждаю степень компетентности ее участников. Литература:
1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004 2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. 3. Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 73.
Лекция 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.013 с.) |