ТОП 10:

Культура Древнерусского государства.



Особенности культуры. На Руси создаётся мощная куль­тура, европейская по типу. Большое влияние на развитие куль­туры ока­зала Византия, от которой было заимствовано христиан­ство.

Ремесло. Археологи находят различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало, плуг, борона, в лесной полосе – борона-суковатка. Кузнецы ковали серпы, ножи и др. Затейливые висячие замки со сложными ключами находили сбыт за границей («русские замки»). Производилось оружие и доспехи: мечи, боевые топо­ры, копья, кольчуги, щиты, шлемы и др. К середине XI в. относится первый меч с русской надписью: «Людота коваль» (кузнец Лю­дота).

Юве­лиры (златокузнецы) изготавливали серьги, височные кольца, ожерелья. Применялись следующие технические приёмы – литьё, ковка, чеканка, скань (изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки диаметром 0,02 см., которая напаивалась на металл), зернь (серебряные или золотые зёрна-шарики диаметром 0,06 см., по 300 штук на 1 кв. см. припаивались на изделие), чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль (техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью). Изготавливались стеклянные перстни и браслеты.

Гончары знали технику обжига глины, произ­водили орнаментированную посуду, византийские кирпичи (плинфу), черепицу, разноцветные изразцы, пряслица – гру­зики для веретён. В Х в. появляется гончарный круг.

Древнерусское ре­месло, по мне­нию академика Б. А. Рыбакова, насчитывало около 60 специ­ально­стей.

Устное народное творчество (фольклор). Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Влади­мире Свя­тославиче («Красное Солнышко»). Ге­рои былинного эпоса – богатыри Илья Муро­мец, Добрыня Никитич, Алёша Попо­вич. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан.

Письменность. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи знаний. Первоначально у славян существовала примитивная система письменных знаков – черты и резы. Около 863 г. византийско-болгарские монахи-миссионеры братья Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку – кириллицу. Была известна и другая славянская азбука – глаголица, но она не получила распро­стране­ния.

Первый па­мятник древне­русской письменности – договор князя Олега с греками 907г., написанный на греческом и древне­рус­ском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учё­ными обнаружены граффи́ти – над­писи, процарапанные на сте­нах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписан­ные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози...» мы встретим фразы-размышле­ния о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…».

Берестяные грамоты. Археологи нашли почти 1 тыс. берестяных грамот в Новго­роде, три грамоты – в Московском Кремле, а также не­сколько грамот в Пскове и Полоцке. Половина грамот относится к домон­гольскому времени. Учёные планируют при полном завершении раскопок Новгорода найти более 20 тыс. берестяных текстов. Это свидетельствует о почти поголовной грамот­ности городского населения. Найдены берестя­ная грамота сер. XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв и учебная тет­радь маль­чика Онфи́ма. Жанровое разнообразие берестяных грамот очень велико. Они содержат долговые расписки, бытовые просьбы, жалобы, хо­зяй­ственные распоряже­ния, молитвы, заговóры против болезней, любовные письма, стихи и т.д. Некий Борис просит жену прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Любовная переписка новгородцев представляет собой изы­сканные эмоциональные послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относи­лась как к брату!…» – пишет неизвестная женщина XI в. возлюблен­ному, не при­шедшему на свидание. Найден брачный договор XIII в.: «От Никиты ко Ульянице. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». В 2005 г. най­дены грамоты, со­держащие ненорма­тивную лексику: новгородка бранит свою знакомую за невозврат долга.

Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается кни­гописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый гео­метричный почерк назывался «уставное письмо». Книги украшались орнаментирован­ными заставками и заглавными бук­вами, с которых начиналась глава. Эти буквы писались красной краской – киноварью («красная строка»). Книги помещались в дере­вянные пере­плёты, об­тя­нутые кожей. Большин­ство книг домонгольского периода погибло в результате междоусобиц, нашествия Батыя и многочисленных пожа­ров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие, написанное в 1057 г. для новго­родского посадника Остро­мира, а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнге­лие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой мануск­рипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами.

Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным за­веде­нием по подготовке духовенства. Здесь изучалось богосло­вие, грече­ский язык, церков­ная лите­ратура. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей де­тей и от­давать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распро­странению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Яро­слав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священ­нослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Летописание. Летописьисторическое повествование, в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других горо­дах. Позднее они вошли в летопис­ный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора яв­ляется пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новго­родская, «Ипатьев­ская» (найдена в Ипать­евском монастыре под Кост­ромой) и «Лавренть­евская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегород­ского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками све­дений об исторических событиях в Древней Руси.

Литература. Большинство литературных произведений XI – на­ч. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе дру­гих произведений:

«Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «По­учении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отноше­нию к под­данным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Моно­мах призы­вает сыновей следовать его примеру.

«Слово о законе и бла­го­дати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею неза­виси­мого от Византии развития Руси.

«Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принужде­ние детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде.

«Хожде­ние Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.).

Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»).

Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Ска­зание, как сотворил Бог Адама»).

Архитектура. С принятием христианства начинается строитель­ство первых деревянных хра­мов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.).

С кон. Х в. под влиянием Византии возникает ка­менное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная системасистема пере­крытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примы­кают крестообразно распо­ложенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест.

Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруг­лые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича.

В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на со­держа­ние шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь.

Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древ­нейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы.

Живопись. Виды живописи:

-фреска – техника живописи водяными красками по сырой штука­турке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском со­боре Киева);

-мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор (Вседержи­тель) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков.

-и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы при­меняли ви­зантийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов.

К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Ост­ромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произ­ведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия (?–1114),про кото­рого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный.

Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается скази­тель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.6 (0.009 с.)