Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Древнерусского государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности культуры. На Руси создаётся мощная культура, европейская по типу. Большое влияние на развитие культуры оказала Византия, от которой было заимствовано христианство. Ремесло. Археологи находят различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало, плуг, борона, в лесной полосе – борона-суковатка. Кузнецы ковали серпы, ножи и др. Затейливые висячие замки со сложными ключами находили сбыт за границей («русские замки»). Производилось оружие и доспехи: мечи, боевые топоры, копья, кольчуги, щиты, шлемы и др. К середине XI в. относится первый меч с русской надписью: «Людота коваль» (кузнец Людота). Ювелиры (златокузнецы) изготавливали серьги, височные кольца, ожерелья. Применялись следующие технические приёмы – литьё, ковка, чеканка, скань (изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки диаметром 0,02 см., которая напаивалась на металл), зернь (серебряные или золотые зёрна-шарики диаметром 0,06 см., по 300 штук на 1 кв. см. припаивались на изделие), чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль (техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью). Изготавливались стеклянные перстни и браслеты. Гончары знали технику обжига глины, производили орнаментированную посуду, византийские кирпичи (плинфу), черепицу, разноцветные изразцы, пряслица – грузики для веретён. В Х в. появляется гончарный круг. Древнерусское ремесло, по мнению академика Б. А. Рыбакова, насчитывало около 60 специальностей. Устное народное творчество (фольклор). Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Владимире Святославиче («Красное Солнышко»). Герои былинного эпоса – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан. Письменность. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи знаний. Первоначально у славян существовала примитивная система письменных знаков – черты и резы. Около 863 г. византийско-болгарские монахи-миссионеры братья Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку – кириллицу. Была известна и другая славянская азбука – глаголица, но она не получила распространения. Первый памятник древнерусской письменности – договор князя Олега с греками 907 г., написанный на греческом и древнерусском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учёными обнаружены граффи́ти – надписи, процарапанные на стенах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписанные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози...» мы встретим фразы-размышления о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…». Берестяные грамоты. Археологи нашли почти 1 тыс. берестяных грамот в Новгороде, три грамоты – в Московском Кремле, а также несколько грамот в Пскове и Полоцке. Половина грамот относится к домонгольскому времени. Учёные планируют при полном завершении раскопок Новгорода найти более 20 тыс. берестяных текстов. Это свидетельствует о почти поголовной грамотности городского населения. Найдены берестяная грамота сер. XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв и учебная тетрадь мальчика Онфи́ма. Жанровое разнообразие берестяных грамот очень велико. Они содержат долговые расписки, бытовые просьбы, жалобы, хозяйственные распоряжения, молитвы, заговóры против болезней, любовные письма, стихи и т.д. Некий Борис просит жену прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Любовная переписка новгородцев представляет собой изысканные эмоциональные послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату!…» – пишет неизвестная женщина XI в. возлюбленному, не пришедшему на свидание. Найден брачный договор XIII в.: «От Никиты ко Ульянице. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». В 2005 г. найдены грамоты, содержащие ненормативную лексику: новгородка бранит свою знакомую за невозврат долга. Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается книгописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый геометричный почерк назывался «уставное письмо». Книги украшались орнаментированными заставками и заглавными буквами, с которых начиналась глава. Эти буквы писались красной краской – киноварью («красная строка»). Книги помещались в деревянные переплёты, обтянутые кожей. Большинство книг домонгольского периода погибло в результате междоусобиц, нашествия Батыя и многочисленных пожаров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие, написанное в 1057 г. для новгородского посадника Остромира, а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнгелие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой манускрипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами. Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным заведением по подготовке духовенства. Здесь изучалось богословие, греческий язык, церковная литература. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распространению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Ярослав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священнослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Летописание. Летопись – историческое повествование, в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других городах. Позднее они вошли в летописный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора является пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (найдена в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегородского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками сведений об исторических событиях в Древней Руси. Литература. Большинство литературных произведений XI – нач. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе других произведений: «Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «Поучении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Мономах призывает сыновей следовать его примеру. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею независимого от Византии развития Руси. «Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде. «Хождение Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.). Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»). Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Сказание, как сотворил Бог Адама»). Архитектура. С принятием христианства начинается строительство первых деревянных храмов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.). С кон. Х в. под влиянием Византии возникает каменное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная система – система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест. Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруглые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича. В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на содержание шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь. Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древнейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы. Живопись. Виды живописи: -фреска – техника живописи водяными красками по сырой штукатурке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском соборе Киева); -мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор (Вседержитель) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков. -и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы применяли византийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов. К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия (?–1114),про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный. Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.008 с.) |