Культура Руси периода раздробленности (хii – первая пол. ХIII В. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Руси периода раздробленности (хii – первая пол. ХIII В. )



Культура переживает даль­нейший подъём. Возникают местные очаги куль­туры (владимир­ский, новгородский и т.д.).

Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, об­работка серебра, золота. С XII в. применяются во­дяные мельницы.

Летописание. Общерусское летописание сменилось ме­стным. Уве­личилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), склады­ваются его местные особенности. Новгородские лето­писи ха­рактеризо­вались деловитостью и простотой изложения событий, отсутст­вием церков­ной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской вла­сти, при­тязание влади­миро-суздальских князей на главенство.

Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Иго­реве», повествующее о неудачном походе новгород-север­ского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот па­мятник поддел­кой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.

Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития свя­тых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила За­точника» и «Моление Даниила Заточника» кри­ти­куют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.

Архитектура. Типичной по­стройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).

Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониев­ском и Юрьев­ском монастырях, церковь Ни­колы на Ярославовом дворище.

Влади­миро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитек­туры Новгорода, вы­деля­лось изящест­вом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влия­ние европейского ро­манского стиля выра­зилось в аркатурно-колончатых поясах и пил я страх. При Андрее Боголюбском во Владимире по­строены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые во­рота), в 1158–1161 гг. построен Успен­ский собор, в 1165 г. – церковь По­крова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор, отличаю­щийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.

Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Бого­ма­терь Бо­голюб­ская»), замечатель­ное произ­ведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живо­писцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фре­ски церкви Спаса на Не­рéдице.

Скульп­тура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревян­ных храмов.

Быт – уклад повседневной жизни народа (пи­тание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развле­че­ния). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географиче­ских условий и оказывает влияние на формиро­вание личности, менталитета.

Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.

Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провин­циальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.

Сельское население жило в деревнях- вéсях. Центром нескольких весей яв­лялся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузы­рём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.

Существовали два типа жилых построек:

- северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);

- южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).

Питание. Основу пищевого рациона составляли растительные и жи­вот­ные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.

Одежда. Основным видом одежды была ру­баха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Муж­чины но­сили длинные штаны – «порты, или ноговицы». Верхней одеждой про­стых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан, головной платок – убрус. Князья носили застёги­вающиеся на плече плащи – «кóрзно» и шубы («кожухи»), кожаные сапоги. Лапти- лыченицы с онýчами были крестьянской обу­вью. Знать, следуя византийским традициям, но­сила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.

З доровье. Антропологи полагают, что на Руси средняя продол­жи­тельность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболева­ниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с не­достатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.

Широкое распространение имела баня. В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не муче­нье». Русь в разви­тии гигие­ниче­ских навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.

Развлечения. Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы») и дружин­ные пиры. Простой народ водил хороводы, играл на гуслях и свире­лях, пел песни, устраивал скоморошьи забавы и игрища.

Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоева­ния испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.

Список литературы для более углублённого изучения темы

 

Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. 2002. № 5. С. 48–55. Ж2479.

Биллингтон Д. Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. ИОНБ:1.287.627.

Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-биб­лио­граф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. ИОНБ:1.236.756.

Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/В35; ИОНБ:1.307.653; URL: http://lib.rus.ec/b/73687/read

Даркевич В. П. Единство и многообразие древнерусской культуры (конец X–XIII вв.) // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 36–52.

Дёмин В. А. Загадки русских летописей. М., 2001. ИОНБ:1.280.884.

Дёмин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. ИОНБ:1.277.364.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 2000. ИОНБ:1.283.971.

Долгов В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/185245/read

Древнерусские княжеские жития. М., 2001. ИОНБ:1.284.005.

Зезина М. Р. и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.

Зимин А. А. Слово о полку Игореве. СПб., 2006. ИОНБ:1.335.359.

Злато слово. М., 1986. ИОНБ:1.060.908.

Златоструй: Древняя Русь Х–XIII вв. М., 1990. ИОНБ:1.181.538.

Из истории русской культуры. М., 2000. ИОНБ:1.275.624.

Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI–се­редина XV в.). М., 2000. ИОНБ:1.301.166.

Кузнецов Ю. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Наш со­временник. 1998. № 4. Ж3625.

Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. М., 1994. ИОНБ:1.251.610.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.

Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. М., 2000. 1.301.171.

Миллер В. Ф. Народный эпос и история. М., 2005. ИОНБ:1.324.647.

Мирский М. Б. Медицина в средние века на Руси // Вопр. истории. 2000. № 11/12. С. 106–118.

Мордовцева Т.В. Культ мёртвых в древней Руси //Человек. 2004. № 1.

Омельянчук С. «Лучше жить со львом, нежели с лукавой женой»: Супружеские отношения на Руси в домонгольское время // Родина. 2007. № 6. С. 95–99.

Переяслов Н. Пир не кровавый, а свадебный! // Родина. 1994. № 5.

Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002. ИОНБ:1.300.471.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киев­ской Руси (988–1237 гг.) СПб., 1996. ИОНБ:1.259.905.

Приселков М. Д. История русского летописания, XI-XV вв. СПб., 1996. URL: http://www.sedmitza.ru/text/443270.html

Пустарнаков В. Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.

Пушкарёва Н. Л. Мать и материнство на Руси (X–XVII вв.) // Че­ло­век в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до на­чала Нового времени. М., 1996. С. 305–344. ИОНБ:1.258.596.

Пушкарёва Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любов­ница (X–нач. XIX в.) М., 1997. ИОНБ:1.259.821. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/351886/read

Ранчин А. М., Лаушкин Д. В. К вопросу о библеизмах в древнерус­ском ле­то­писании // Вопр. истории. 2002. № 1. С. 125–137.

Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Иго­реве». М., 1991. ИОНБ:1.205.219.

Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI–первая пол. XIV вв. Л., 1987. ИОНБ:1.088.190.

Слово о полку Игореве. М., 1981. ИвГУ: Р/С48. URL: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=354296

Степанова Ю. Мода в Древней Руси // Родина. 2006. № 2.

Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневе­кового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816.

Столярова Л. В. Писец за работой: Как создавались средневековые книги // Родина. 2003. № 11. С. 139–143.

Творогов О. В. Литература Древней Руси. Русь Древняя и Удельная. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Хачатурян Н.А., Хачатурян В.М. Средневековая культура России и За­пад­ной Европы: идентичность и расхождения // Цивилизации. М., 1995. Вып. 3. С. 62–79. ИОНБ:1.241.280.

Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. 1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ).

Чудинов В. А. Письменная культура Руси. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/293608/read

Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ:1.260.034.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб., 1995. Т. 1–5. ИОНБ:1.261.219–1.261.223.

Юрганов А. Л. Источниковедение культуры в контексте развития ис­тори­ческой науки. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Янин В. Л. Археология и исследование русского средневековья. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 1993. ИОНБ:1.232.975.

Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...» М., 1998. ИОНБ:1.264.499; URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Интернет-ресурсы

URL: http://lants.tellur.ru/history/

Антология древнерусской литературы– URL: http://oldrus.by.ru

URL: http://old-rus.narod.ru; URL: http://old-russian.chat.ru

Виртуальный каталог икон– URL: http://www.wco.ru/icons

URL: http://www.chat.ru/~old_russian

 

 

6. Борьба Руси с внешней опасностью в XIII в.

Монголо-татарское вторжение на Русь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.023 с.)