Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Руси периода раздробленности (хii – первая пол. ХIII В. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура переживает дальнейший подъём. Возникают местные очаги культуры (владимирский, новгородский и т.д.). Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, обработка серебра, золота. С XII в. применяются водяные мельницы. Летописание. Общерусское летописание сменилось местным. Увеличилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), складываются его местные особенности. Новгородские летописи характеризовались деловитостью и простотой изложения событий, отсутствием церковной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на главенство. Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот памятник подделкой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность. Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития святых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» критикуют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности. Архитектура. Типичной постройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»). Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониевском и Юрьевском монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище. Владимиро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитектуры Новгорода, выделялось изяществом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влияние европейского романского стиля выразилось в аркатурно-колончатых поясах и пил я страх. При Андрее Боголюбском во Владимире построены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые ворота), в 1158–1161 гг. построен Успенский собор, в 1165 г. – церковь Покрова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор, отличающийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский. Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Богоматерь Боголюбская»), замечательное произведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живописцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фрески церкви Спаса на Нерéдице. Скульптура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревянных храмов. Быт – уклад повседневной жизни народа (питание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развлечения). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географических условий и оказывает влияние на формирование личности, менталитета. Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет. Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провинциальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом. Сельское население жило в деревнях- вéсях. Центром нескольких весей являлся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузырём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек. Существовали два типа жилых построек: - северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь); - южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка). Питание. Основу пищевого рациона составляли растительные и животные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки. Одежда. Основным видом одежды была рубаха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Мужчины носили длинные штаны – «порты, или ноговицы». Верхней одеждой простых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан, головной платок – убрус. Князья носили застёгивающиеся на плече плащи – «кóрзно» и шубы («кожухи»), кожаные сапоги. Лапти- лыченицы с онýчами были крестьянской обувью. Знать, следуя византийским традициям, носила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек. З доровье. Антропологи полагают, что на Руси средняя продолжительность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболеваниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с недостатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы. Широкое распространение имела баня. В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не мученье». Русь в развитии гигиенических навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела. Развлечения. Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы») и дружинные пиры. Простой народ водил хороводы, играл на гуслях и свирелях, пел песни, устраивал скоморошьи забавы и игрища. Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоевания испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой. Список литературы для более углублённого изучения темы
Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. 2002. № 5. С. 48–55. Ж2479. Биллингтон Д. Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. ИОНБ:1.287.627. Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-библиограф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. ИОНБ:1.236.756. Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/В35; ИОНБ:1.307.653; URL: http://lib.rus.ec/b/73687/read Даркевич В. П. Единство и многообразие древнерусской культуры (конец X–XIII вв.) // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 36–52. Дёмин В. А. Загадки русских летописей. М., 2001. ИОНБ:1.280.884. Дёмин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. ИОНБ:1.277.364. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 2000. ИОНБ:1.283.971. Долгов В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/185245/read Древнерусские княжеские жития. М., 2001. ИОНБ:1.284.005. Зезина М. Р. и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188. Зимин А. А. Слово о полку Игореве. СПб., 2006. ИОНБ:1.335.359. Злато слово. М., 1986. ИОНБ:1.060.908. Златоструй: Древняя Русь Х–XIII вв. М., 1990. ИОНБ:1.181.538. Из истории русской культуры. М., 2000. ИОНБ:1.275.624. Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI–середина XV в.). М., 2000. ИОНБ:1.301.166. Кузнецов Ю. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Наш современник. 1998. № 4. Ж3625. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. М., 1994. ИОНБ:1.251.610. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93. Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. М., 2000. 1.301.171. Миллер В. Ф. Народный эпос и история. М., 2005. ИОНБ:1.324.647. Мирский М. Б. Медицина в средние века на Руси // Вопр. истории. 2000. № 11/12. С. 106–118. Мордовцева Т.В. Культ мёртвых в древней Руси //Человек. 2004. № 1. Омельянчук С. «Лучше жить со львом, нежели с лукавой женой»: Супружеские отношения на Руси в домонгольское время // Родина. 2007. № 6. С. 95–99. Переяслов Н. Пир не кровавый, а свадебный! // Родина. 1994. № 5. Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002. ИОНБ:1.300.471. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) СПб., 1996. ИОНБ:1.259.905. Приселков М. Д. История русского летописания, XI-XV вв. СПб., 1996. URL: http://www.sedmitza.ru/text/443270.html Пустарнаков В. Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892. Пушкарёва Н. Л. Мать и материнство на Руси (X–XVII вв.) // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996. С. 305–344. ИОНБ:1.258.596. Пушкарёва Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X–нач. XIX в.) М., 1997. ИОНБ:1.259.821. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/351886/read Ранчин А. М., Лаушкин Д. В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопр. истории. 2002. № 1. С. 125–137. Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991. ИОНБ:1.205.219. Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI–первая пол. XIV вв. Л., 1987. ИОНБ:1.088.190. Слово о полку Игореве. М., 1981. ИвГУ: Р/С48. URL: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=354296 Степанова Ю. Мода в Древней Руси // Родина. 2006. № 2. Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816. Столярова Л. В. Писец за работой: Как создавались средневековые книги // Родина. 2003. № 11. С. 139–143. Творогов О. В. Литература Древней Руси. Русь Древняя и Удельная. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html Хачатурян Н.А., Хачатурян В.М. Средневековая культура России и Западной Европы: идентичность и расхождения // Цивилизации. М., 1995. Вып. 3. С. 62–79. ИОНБ:1.241.280. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. 1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ). Чудинов В. А. Письменная культура Руси. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/293608/read Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ:1.260.034. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб., 1995. Т. 1–5. ИОНБ:1.261.219–1.261.223. Юрганов А. Л. Источниковедение культуры в контексте развития исторической науки. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html Янин В. Л. Археология и исследование русского средневековья. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 1993. ИОНБ:1.232.975. Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...» М., 1998. ИОНБ:1.264.499; URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html Интернет-ресурсы URL: http://lants.tellur.ru/history/ Антология древнерусской литературы– URL: http://oldrus.by.ru URL: http://old-rus.narod.ru; URL: http://old-russian.chat.ru Виртуальный каталог икон– URL: http://www.wco.ru/icons URL: http://www.chat.ru/~old_russian
6. Борьба Руси с внешней опасностью в XIII в. Монголо-татарское вторжение на Русь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.011 с.) |