ТОП 10:

Особенности русской культуры XIV–XV вв.



1. Монголо-татарское нашест­вие нанесло удар по русской культуре. Погибли города, храмы, уведены в рабство ремесленники. Каменное строи­тельство прекратилось на полвека. Упадок переживало искусство.

2. Однако русская культура сумела выдержать удар. На­чалось медленное её возрождение. Культура остава­лась евро­пейской по типу.

3. Русские земли вхо­дили в различные государства (Московское, Литва, Польшу и т.д.). Это углубляло различия в культуре и языке. Складывались три народности – русская, украин­ская и белорусская.

4. Основной темой в произведениях культуры XIV–XV вв. явля­ется борьба с ордынским игом. Куликов­ская битва вызвала подъём национального самосозна­ния.

5. Русская культура испытывала влияние византийской, сербской и итальянской культур. В Россию переселились выходцы из Византии и Балкан, захва­ченных турками: иконописец Феофан Грек, философ Максим Грек, публицист Пахомий Логофет и др. В Москве работали итальянские архитекторы, строители, врачи, литейщики, ювелиры.

Устное народное творчество. Борьба против ига стала ведущей темой произведений уст­ного народ­ного творчества. Существовали три жанра:

-сказания – о битве на Калке, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Кули­ковской битве, о Невской битве, о Ледовом побоище;

-былины – о новгородских богатырях Василии Буслаеве и Садко; об Илье Муромце и Соловье Разбойнике;

-историче­ские песни – об Авдотье-Рязаночке, Щелкане Дудентье­виче.

Письменность. Во время Батыева нашествия погибло много книж­ных сокровищ. Но традиции письменности и книгописания сохранились. Учителя-«книжники» обучали детей грамоте. Троице-Сер­гиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри имели кни­гописные мастерские и библиотеки. В XIV–XV вв. на смену перга­менту пришла бумага, ввози­мая из Италии и Франции. Изменения про­изошли в графике письма. Уставное письмо смени­лось менее строгим полууставным. В деловых бумагах XV в. утвердилась скоропись.

Летописание. Московское летописание приобре­тало общегосударственный характер. Первые обще­русские летопис­ные своды: Троицкая летопись (нач. XV в., погибла в московском пожаре 1812 г.) и Мос­ковский летопис­ный свод XV в.

Литература. Основные жанры литературы:

Воинские повести – «О битве на реке Калке», «По­весть о разорении Рязани Батыем» – поражение Руси объ­яснялось божьим наказанием за княжеские усобицы; «Повесть об убие­нии князя Михаила Ярославича в Орде» написана в Твери и имеет анти­москов­скую направленность. Победа на Куликовом поле вызвала появление произведений Ку­ликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (автором «Задонщины», возможно, является Софоний Рязанец).

Житийная литература – жизнеописания свя­тых. Епифаний Премудрый является автором «Жития Сергия Радонежско­го».

«Сказание о князьях владимирских» посвящено разработке официальной теории великокняжеской власти.

«Хроно­граф» Пахомия Логофета – обзор всемирной истории.

«Повесть о Петре и Февронии» посвящена любви и верности муромского князя и крестьянки.

География. Тверской купец Афанасий Никитин, автор путевого дневника «Хождение за три моря», в 1466–1472 гг. достиг Индии и восточной Африки за 30 лет до Васко да Гама. Известны также «Хожения» новгородца Стефана и «смолянина» Игнатия в Царьград. Московский посол Григорий Истома в 1496 г., направляясь в Данию из Северной Двины, открыл морской путь в Европу, проплыв вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов.

Архитектура. Центром зодчества вначале был Новгород, избе­жавший монгольского разрушения. Здесь были построены небольшие одноглавые церкви: Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Фёдоровом ручье (1361 г.), Спаса на Ковалёве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.). В Пскове – церковь Василия на Горке.

В Москве строились каменные храмы по об­разцу владимирских: Спасский собор Андроникова мона­стыря (1422 г.), Троицкий собор (1422 г.) и Духовскáя цер­ковь (1476 г.) Троице-Сергиева мона­стыря.Юрий Звенигородский построилсобор Успения Богоматери (1399–1400 гг.), собор Рождества Богородицы Саввино-Сто­рожевского монастыря (1405 г.) в Звенигороде. Московские зодчие создали устремлён­ную ввысь компози­цию храма за счёт ступенча­того расположе­ния сводов и кокошников (полукруглых завер­шений стен). При Василии I в Москве появились башенные часы с курантами (1404 г.).

На рубеже XV–XVI вв. был перестроен Мос­ковский Кремль. Псковские мастера Кривцов и Мышкин начали строить Успенский собор, но он рухнул. По приглашению Ивана III и Софии Палеолог в Москву приехали итальян­ские зодчие. Аристотель Фиораванти в 1475–1479 гг. построил новый Успен­ский собор, взяв за образец Успенский собор во Вла­димире. Собор являлся кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали на царство, собирались Земские соборы.

Итальянские мастера – инженер из Милана Пьетро Антонио Солáри, Рýффо (Марк Фрязин), Алеви́з Фря­зин Миланец построили в 1485–1516 гг. краснокирпичные стены и башни Московского Кремля на белокаменном фундаменте (18 башен, длина стен 2,25 км, толщина – 3,5-6,5 м, высота – до 19 м). В 1487–1491 гг. Руффо и Солари построили Грановитую палату (её стены украшены «гранями») – тронный зал площадью 500 кв. м., своды которого опираются на четырёхгранный столб. В 1505–1509 гг. Алевиз Фрязин Новый возвёл Архан­гельский собор – усы­паль­ницу 46 москов­ских князей и царей, а Бон Фрязин начал строительство колокольни Ивана Великого (1505–1508 гг.). В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещен­ский собор – великокняжескую домóвую церковь.

Деревянные города часто страдали от пожаров. В XIV в. полно­стью выгорели г. Владимир, Кострома, Новгород, Рязань. В 1493 г. пожар спалил всю Москву, сгорели все деревянные постройки в Кремле, погибло 200 человек. Иван III лично участвовал в тушении пожара.

Живопись. ВXV в. в русской живописи почти одновременно с западноевро­пейской начинается Предвозрождение (Предренессанс). Он характе­ризуется повышенным ин­те­ресом к личности, к идеа­лам гуманизма. Но развитие русского Предре­нессанса было остановлено церковью.

В храмах с XIV в. появились иконо­стасы. Выходец из Ви­зантии живописец Феофáн Грек продолжал визан­тийские тра­диции и́конописи, используя тёмные приглушённые краски. Феофана Грека привлекали трагические сюжеты Библии (сошествие в ад, распятие). Его фре­ски в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отли­чаются драматической выразительностью.

Гармоничное сочетание тонов творений иконописца Андрея Рублёва (ок. 1375/80–1428) создаёт впечатление умиротворённости. Вместе с Феофа­ном Греком и Прохором из Городца Рублёв расписал Благовещен­ский собор Москов­ского Кремля. Совместно с Даниилом Чёрным он соз­дал фрески Успенского собора г. Владимира («Шествие правед­ников в рай»). Самая известная работа Андрея Рублёва – икона «Троица» (1425–1427 гг.). На иконе изображены трое юношей-ангелов, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы гармонична, лица и фигуры спокойны и одухотворены.

Мастер Дионисий (1440–1505) с учениками создал в 1502–1503 гг. утончённые фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой, а также жи­тийную икону «Митрополит Алексий».

Певческое искусство. В 1479 г. при Иване III был основан Хор государевых пев­чих дьяков (впоследствии Капелла).

Быт. С 1492 г. началом года становится 1 сентября, а не 1 марта.

Питание. Питались хлебом, кашами (гречневой, овсяной, пшённой), овощами – репой, капустой, огурцами, луком. Мясо использовали редко, чаще – рыбу. В 1478 г. на Руси возникло винокурение (изготовление водки). Водку применяли как лекарство и продавали в аптеках.

Жилище. В богатых княжеских и боярских двух-трёхэтажных теремах со множеством парадных палат и светлиц использовались восточные ковры, золотая и серебряная посуда, свечи.

Одежда. Знатные люди носили длинные, тяжёлые шубы с серебряным и золотым шитьём, высокие цилиндрические меховые (горлатные) шапки. Женщины без меры белили ли­ца и красили щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови.

Баня. В богатых домах устраивали чис­тые «мыленки» с «водоводами» – насосами, работавшими на ручной или конной тяге.

Развлечения. В городах праздники со­провождались таким видом развлечения, как кулачные бои. Бойцы сходились стенка на стенку, по­рой бились до смерти, но чаще – до первой крови.

Таким образом, развитие культуры XIV–XV вв. было обусловлено харак­терными для этой эпохи чертами: раздробленностью и ордынским игом. С первым их них связано появление многих местных центров культуры, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху нацио­нального подъёма – во времена Куликовской битвы и образования единой России.

 

Список литературы для более углублённого изучения темы

 

Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М., 1972. URL:

http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=115

Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1990. ИвГУ: 85.143 (2Р)3/А516.

Андрей Рублёв. Сайт. URL: http://andrey-rublev.ru/

Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2003. (Сер. ЖЗЛ). URL: http://lib.rus.ec/b/132354; http://lib.rus.ec/b/351346/read

Гурова Е. Н., Климова С. М. «Бегущая ложа многодаровитая матерь художеств»: Образ женщины в итальянской и русской культурах XIV–XVI веков // Человек. 2010. № 4. С. 54–65.

Запесоцкий А. С., Шехтер Т. Е. Д. С. Лихачёв: Оригинальная версия истории русской художественной культуры // Человек. 2007. № 5.

Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: http://lib.rus.ec/b/278488/read

Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радо­неж­ского. ИвГУ:86/С323.

Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца XIII–начала XVI веков. URL: http://www.russiancity.ru/books/b78b.htm

Лазарев В. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. URL: http: //www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7&chap=8&ch

Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. http://www.lihachev.ru/nauka/kulturologiya/biblio/3859/

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ: 7/Л93.

Никитин А. Л. Хождение за три моря Афанасия Никитина: 1466–1472. М., 1980. URL: http://lib.rus.ec/b/298169/read

Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.

Сергеев В. Н. Рублёв. М., 1990. URL: http://lib.rus.ec/b/325227/read

Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневе­ко­вой концепции (XV–XVI вв.) М., 1998. ИОНБ:1.262.865; ИвГУ:63.3(2)/С458.

Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневе­кового города (XI–XVII вв.). М., 1999. ИОНБ:1.273.372; ИвГУ:76/С816.

Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопр. истории. 1994. № 4.

Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ:1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ).

Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энциклопедия. СПб., 2003. ИОНБ:1.308.506.

Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ:1.260.034.

Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец. Феофан Грек: творчество и судьба // Родина. 2000. № 4. С. 118–121. Ж8810.

Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687.

Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. ИОНБ:1.269.772.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.008 с.)