Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности русской культуры XIV–XV вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Монголо-татарское нашествие нанесло удар по русской культуре. Погибли города, храмы, уведены в рабство ремесленники. Каменное строительство прекратилось на полвека. Упадок переживало искусство. 2. Однако русская культура сумела выдержать удар. Началось медленное её возрождение. Культура оставалась европейской по типу. 3. Русские земли входили в различные государства (Московское, Литва, Польшу и т.д.). Это углубляло различия в культуре и языке. Складывались три народности – русская, украинская и белорусская. 4. Основной темой в произведениях культуры XIV–XV вв. является борьба с ордынским игом. Куликовская битва вызвала подъём национального самосознания. 5. Русская культура испытывала влияние византийской, сербской и итальянской культур. В Россию переселились выходцы из Византии и Балкан, захваченных турками: иконописец Феофан Грек, философ Максим Грек, публицист Пахомий Логофет и др. В Москве работали итальянские архитекторы, строители, врачи, литейщики, ювелиры. Устное народное творчество. Борьба против ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. Существовали три жанра: - сказания – о битве на Калке, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Куликовской битве, о Невской битве, о Ледовом побоище; - былины – о новгородских богатырях Василии Буслаеве и Садко; об Илье Муромце и Соловье Разбойнике; - исторические песни – об Авдотье-Рязаночке, Щелкане Дудентьевиче. Письменность. Во время Батыева нашествия погибло много книжных сокровищ. Но традиции письменности и книгописания сохранились. Учителя- «книжники» обучали детей грамоте. Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри имели книгописные мастерские и библиотеки. В XIV–XV вв. на смену пергаменту пришла бумага, ввозимая из Италии и Франции. Изменения произошли в графике письма. Уставное письмо сменилось менее строгим полууставным. В деловых бумагах XV в. утвердилась скоропись. Летописание. Московское летописание приобретало общегосударственный характер. Первые общерусские летописные своды: Троицкая летопись (нач. XV в., погибла в московском пожаре 1812 г.) и Московский летописный свод XV в. Литература. Основные жанры литературы: Воинские повести – «О битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» – поражение Руси объяснялось божьим наказанием за княжеские усобицы; «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» написана в Твери и имеет антимосковскую направленность. Победа на Куликовом поле вызвала появление произведений Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (автором «Задонщины», возможно, является Софоний Рязанец). Житийная литература – жизнеописания святых. Епифаний Премудрый является автором «Жития Сергия Радонежского». «Сказание о князьях владимирских» посвящено разработке официальной теории великокняжеской власти. «Хронограф» Пахомия Логофета – обзор всемирной истории. «Повесть о Петре и Февронии» посвящена любви и верности муромского князя и крестьянки. География. Тверской купец Афанасий Никитин, автор путевого дневника «Хождение за три моря», в 1466–1472 гг. достиг Индии и восточной Африки за 30 лет до Васко да Гама. Известны также «Хожения» новгородца Стефана и «смолянина» Игнатия в Царьград. Московский посол Григорий Истома в 1496 г., направляясь в Данию из Северной Двины, открыл морской путь в Европу, проплыв вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов. Архитектура. Центром зодчества вначале был Новгород, избежавший монгольского разрушения. Здесь были построены небольшие одноглавые церкви: Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Фёдоровом ручье (1361 г.), Спаса на Ковалёве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.). В Пскове – церковь Василия на Горке. В Москве строились каменные храмы по образцу владимирских: Спасский собор Андроникова монастыря (1422 г.), Троицкий собор (1422 г.) и Духовскáя церковь (1476 г.) Троице-Сергиева монастыря. Юрий Звенигородский построилсобор Успения Богоматери (1399–1400 гг.), собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.) в Звенигороде. Московские зодчие создали устремлённую ввысь композицию храма за счёт ступенчатого расположения сводов и кокошников (полукруглых завершений стен). При Василии I в Москве появились башенные часы с курантами (1404 г.). На рубеже XV–XVI вв. был перестроен Московский Кремль. Псковские мастера Кривцов и Мышкин начали строить Успенский собор, но он рухнул. По приглашению Ивана III и Софии Палеолог в Москву приехали итальянские зодчие. Аристотель Фиораванти в 1475–1479 гг. построил новый Успенский собор, взяв за образец Успенский собор во Владимире. Собор являлся кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали на царство, собирались Земские соборы. Итальянские мастера – инженер из Милана Пьетро Антонио Солáри, Рýффо (Марк Фрязин), Алеви́з Фрязин Миланец построили в 1485–1516 гг. краснокирпичные стены и башни Московского Кремля на белокаменном фундаменте (18 башен, длина стен 2,25 км, толщина – 3,5-6,5 м, высота – до 19 м). В 1487–1491 гг. Руффо и Солари построили Грановитую палату (её стены украшены «гранями») – тронный зал площадью 500 кв. м., своды которого опираются на четырёхгранный столб. В 1505–1509 гг. Алевиз Фрязин Новый возвёл Архангельский собор – усыпальницу 46 московских князей и царей, а Бон Фрязин начал строительство колокольни Ивана Великого (1505–1508 гг.). В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – великокняжескую домóвую церковь. Деревянные города часто страдали от пожаров. В XIV в. полностью выгорели г. Владимир, Кострома, Новгород, Рязань. В 1493 г. пожар спалил всю Москву, сгорели все деревянные постройки в Кремле, погибло 200 человек. Иван III лично участвовал в тушении пожара. Живопись. ВXV в. в русской живописи почти одновременно с западноевропейской начинается Предвозрождение (Предренессанс). Он характеризуется повышенным интересом к личности, к идеалам гуманизма. Но развитие русского Предренессанса было остановлено церковью. В храмах с XIV в. появились иконостасы. Выходец из Византии живописец Феофáн Грек продолжал византийские традиции и́конописи, используя тёмные приглушённые краски. Феофана Грека привлекали трагические сюжеты Библии (сошествие в ад, распятие). Его фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются драматической выразительностью. Гармоничное сочетание тонов творений иконописца Андрея Рублёва (ок. 1375/80–1428) создаёт впечатление умиротворённости. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Рублёв расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Совместно с Даниилом Чёрным он создал фрески Успенского собора г. Владимира («Шествие праведников в рай»). Самая известная работа Андрея Рублёва – икона «Троица» (1425–1427 гг.). На иконе изображены трое юношей-ангелов, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы гармонична, лица и фигуры спокойны и одухотворены. Мастер Дионисий (1440–1505) с учениками создал в 1502–1503 гг. утончённые фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой, а также житийную икону «Митрополит Алексий». Певческое искусство. В 1479 г. при Иване III был основан Хор государевых певчих дь я ков (впоследствии Капелла). Быт. С 1492 г. началом года становится 1 сентября, а не 1 марта. Питание. Питались хлебом, кашами (гречневой, овсяной, пшённой), овощами – репой, капустой, огурцами, луком. Мясо использовали редко, чаще – рыбу. В 1478 г. на Руси возникло винокурение (изготовление водки). Водку применяли как лекарство и продавали в аптеках. Жилище. В богатых княжеских и боярских двух-трёхэтажных теремах со множеством парадных палат и светлиц использовались восточные ковры, золотая и серебряная посуда, свечи. Одежда. Знатные люди носили длинные, тяжёлые шубы с серебряным и золотым шитьём, высокие цилиндрические меховые (горлатные) шапки. Женщины без меры белили лица и красили щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови. Баня. В богатых домах устраивали чистые «мыленки» с «водоводами» – насосами, работавшими на ручной или конной тяге. Развлечения. В городах праздники сопровождались таким видом развлечения, как кулачные бои. Бойцы сходились стенка на стенку, порой бились до смерти, но чаще – до первой крови. Таким образом, развитие культуры XIV–XV вв. было обусловлено характерными для этой эпохи чертами: раздробленностью и ордынским игом. С первым их них связано появление многих местных центров культуры, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъёма – во времена Куликовской битвы и образования единой России.
Список литературы для более углублённого изучения темы
Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М., 1972. URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=115 Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1990. ИвГУ: 85.143 (2Р)3/А516. Андрей Рублёв. Сайт. URL: http://andrey-rublev.ru/ Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2003. (Сер. ЖЗЛ). URL: http://lib.rus.ec/b/132354; http://lib.rus.ec/b/351346/read Гурова Е. Н., Климова С. М. «Бегущая ложа многодаровитая матерь художеств»: Образ женщины в итальянской и русской культурах XIV–XVI веков // Человек. 2010. № 4. С. 54–65. Запесоцкий А. С., Шехтер Т. Е. Д. С. Лихачёв: Оригинальная версия истории русской художественной культуры // Человек. 2007. № 5. Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: http://lib.rus.ec/b/278488/read Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. ИвГУ:86/С323. Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца XIII–начала XVI веков. URL: http://www.russiancity.ru/books/b78b.htm Лазарев В. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. URL: http: //www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7&chap=8&ch Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. http://www.lihachev.ru/nauka/kulturologiya/biblio/3859/ Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ: 7/Л93. Никитин А. Л. Хождение за три моря Афанасия Никитина: 1466–1472. М., 1980. URL: http://lib.rus.ec/b/298169/read Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630. Сергеев В. Н. Рублёв. М., 1990. URL: http://lib.rus.ec/b/325227/read Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.) М., 1998. ИОНБ:1.262.865; ИвГУ:63.3(2)/С458. Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI–XVII вв.). М., 1999. ИОНБ:1.273.372; ИвГУ:76/С816. Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопр. истории. 1994. № 4. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ:1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ). Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энциклопедия. СПб., 2003. ИОНБ:1.308.506. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ:1.260.034. Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец. Феофан Грек: творчество и судьба // Родина. 2000. № 4. С. 118–121. Ж8810. Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. ИОНБ:1.269.772.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.57 (0.008 с.) |