Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятия, общественный строй и верования↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема славянского этногенеза 2. Расселение восточных славян 3. Расположение племенных союзов 4. Соседи восточных славян 5. Занятия славян 6. Языческие верования 7. Основные славянские боги 8. Общественный строй. Родовая и соседская общины 9. Военная демократия
Проблема славянского этногенеза. Вопрос о времени появления славян в Европе является дискуссионным. Учёные-лингвисты считают, что 2–1,5 тыс. лет до н.э. праславянский язык выделился из индоевропейского. В индоевропейскую группу народов входят также англичане, германцы, скифы, балты, французы, греки, иранцы, армяне и др. Прародина индоевропейской общности находится в Малой Азии (современная Турция). Оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу в III-II тыс. до н. э. Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения: 1. Восточные славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от создателей зарубинéцкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов. 2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна. Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иордан подразделял славян на три группы – венедов, антов и склавинов. Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживавшее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называются склавинами и антами». Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян): -Польша и р. Припять – склавины; -р. Днестр и р. Днепр – анты; -Поморье и низовья р. Вислы – венеды. К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были расселены полтора десятка племенных союзов. Летописец Нестор называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовывались путём объединения мелких племён вокруг сильного племени. Племена состояли из родов. Расположение племенных союзов: -поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев); - древляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) – по р. Припять (центр – г. Искоростень); - радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна; - северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский); - волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг; - кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск); - полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк); - ильменские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород); - вятичи – по р. Ока, Москва; - уличи – в междуречье р. Южный Буг и р. Днестр, на Чёрном море; - тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная; - белые хорваты – в Карпатских горах. Вначале историки не доверяли схеме расселения племён Нестора, но археологи подтвердили её по женским украшениям – височным кольцам. Их разновидности совпадают с ареалом расселения племён. Существует ряд точек зрения на происхождение термина «Русь»: 1. Русь – племена, населявшие берега р. Рось и Россавы у Киева. 2. Русь – на древнескандинавском языке – гребцы, дружина Рюрика. 3. Русь – от древнеславянского города Рýса (Старая Русса). 4. Русь – от готского слова росоман – русый, светлый человек. Соседи восточных славян: -на северо-западе соседями славян являлись скандинавы – варяги (викинги, или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях- драккарах («драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию. -вдоль Балтики находились балтийские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги); -на севере и северо-востоке: фи́нно-у́гры (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муромá, мещера); -на юге: полукочевые народы (печенеги, хазары) и скифы. В IV в. на территорию славян вторглись германские племена готов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом (Божем) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем». В IV–V вв. в ходе Великого переселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племена гуннов. В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом. Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары подчинили прикарпатских славян дулебов. ПВЛ сообщает о жестокости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в телеги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом велики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией. В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство. Часть болгарво главе с ханом Аспарухом откочевали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар. К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и Причерноморье возник Хазарский каганат. Хазары заимствовали у еврейского населения Крыма иудаизм и установили господство над восточными славянами, которые платили им дань до IX–X вв. С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из византийских источников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега, автора сочинения VI в. «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению». Византийцы характеризовали росов как «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим, жизнь и узаконения были одинаковы». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в военных походах и битвах. В 830-х годах в г. Константинополе при дворе императора Феофила появилось первое посольство русов. Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали многочисленные научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упоминаются три протогосударства – объединения племенных союзов русов – Куяба,или Куявия (со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новгороде) и Артаб (Арсаб), или Артания. Местоположение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро. Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и др. Земледелие – основное занятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земледелия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесостепной полосе господствовала зáлежная система земледелия, или перелог – после снятия нескольких урожаев землю не засевали для восстановления плодородия. В северных лесных районах существовала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья рубили и сжигали, расчищая участок земли («лядину»). Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерусском языке слово «скот» означало также деньги. Бóртничество («борть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл. Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обменивали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Основным являлся водно-сухопутный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торговый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм. Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци» – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство. Формы верований: -фетишизм – поклонение предметам и явлениям (камням, деревьям); -анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков, родичей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и берегини, в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики, в жилище – домовой, в бане – банник; -тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в былинах богатырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку; -политеизм – вера во многих богов. Основные славянские боги: - Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины; - Сварóг – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников; -Сварожичи – сыновья Сварога; - Род – божество Вселенной и плодородия; - Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца; - Хорс, или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь; - Купала – бог лета; - Стри́бог – божество ветра и бурь; - Велéс – бог скота, покровитель пастухов и богатства; - Мóкошь (Макошь) – супруга Перуна, богиня плодородия, покровительница женского рукоделия и девичьей судьбы; - Семаргл – единственный зооморфный славянский бог, крылатый пёс, воплощение священного числа семь (иранского происхождения). Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом. Археологами найдены языческие идолы, святилища – кáпища и места захоронений – трéбища. Обряды совершали жрецы – волхвы́. Способы захоронения – помещение трупа в почву (ингумация) и трупосожжение (кремация). В погребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)». Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных славян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование государства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физического труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным родством и единством хозяйства. В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совместно вели хозяйство, обрабатывали землю общими орудиями труда, урожай потребляли также совместно. Совершенствование производительных сил (развитие земледелия, скотоводства, железных орудий труда) создавало излишки урожая. Родовая община распалась на семьи, на смену ей пришла соседская (территориальная) община – поселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю. В соседской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основной хозяйственной единицей являлась семья. Сохранялась общинная собственность на леса, сенокосы, пастбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собственностью семьи являлся собранный ею урожай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущественное неравенство. Военная демократия (вóждество) – форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя в VI–VIII вв.; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управления продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль военачальника – князя. Князь вначале выбирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится наследственной. Князь опирался на дружину,которая могла принудить народ к повиновению. Список литературы для более углублённого изучения темы
Алексеев С. В. Славянская Европа V–VIII веков. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/305313/read; URL: http://lib.rus.ec/b/319724/read Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/241517/read Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/381634/read Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/324448/read Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/273855/read Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. URL: http://lib.rus.ec/b/109406/read Вельмезова Е. Чех, Лех и Рус: В поисках мифических первопредков // Родина. 2001. № 1/2. С. 26–28. Вернадский Г. В. История России: Древняя Русь. М., 1996. ИвГУ: 63.3(2)/В35. ИОНБ:1.257.024; URL: http://lib.rus.ec/b/165398/read Восточные славяне. URL: http://ru.wikipedia.org/ Горский А. Ветви славянского древа // Родина. 2001. № 9. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. М., 1998. URL: http://lib.rus.ec/b/385856/read Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/202386/read Иордан. Getica. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997. URL: http://lib.rus.ec/b/141710/read Ишутин А. А. Восточнославянские боги и их имена. URL: http://magiaworld.org.ru/library/book-138.html Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read Киселёва М. С. Мера и вера(знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопр. философии. 1995. № 8. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества. М., 2004. URL: http://lib.rus.ec/b/328309/read Климов Е. В. Монотеизм восточных славян // Вопр. истории. 2007. № 12. С. 168–169. Ключевский В. О. Курс русской истории / Соч. в 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. ИОНБ:1.250.086. Кучкин В. А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX–XIII веках // Отечеств. история. 2003. № 3. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. URL: http://www.tuad.nsk.ru/. Мадлевская Е. Л., Эриашвили Н. Д., Павловский В. П. Русская мифология. Энциклопедия. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/183510/read Мордовцева Т. В. Культ мёртвых в древней Руси // Человек. 2004. №1. Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чеш. М., 2000.URL: http://magiaworld.org.ru/library/download.html Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. ИОНБ:1.073.967; URL: http://lib.rus.ec/a/19974/read Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. ИОНБ:890.823; URL:http://lib.rus.ec/a/19974/read Седов В. В. От истоков Вистулы: Откуда есть-пошли славяне // Родина. 2001. № 1/2. С. 20–25. Седов В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев // Родина. 2006. № 4. Седов В. В. Этногенез ранних славян. URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. URL: http://lib.rus.ec/b/191761/read Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/200386/read Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2001. ИОНБ:1.291.332. Семёнова М. В. Мы – славяне! М., 2009. URL:http://lib.rus.ec/b/141428/read Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ:63.3(2) /С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read Славяне и Русь. М., 1999. ИвГУ:63.3(2)/С471. Словарь славянской мифологии. URL: http://magiaworld.org.ru/library/ Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/80000/read Таевский Д. А. Краткая история славян. URL: http://lib.rus.ec/b/166931/read Токунь А. А. О проблемах методологии исследования язычества Древней Руси // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 160–163. Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции: Малый город. Иваново, 2007. ИОНБ:1.339.041. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/350911/read Интернет-ресурсы: URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm URL: http://www.world-history.ru/countries/81.html
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.009 с.) |