Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия, общественный строй и верования

Поиск

1. Проблема славянского этногенеза

2. Расселение восточных славян

3. Расположение племенных союзов

4. Соседи восточных славян

5. Занятия славян

6. Языческие верования

7. Основные славянские боги

8. Общественный строй. Родовая и соседская общины

9. Военная демократия

 

Проблема славянского этногенеза. Вопрос о времени появления славян в Ев­ропе является дискуссионным. Учёные-лингвисты считают, что 2–1,5 тыс. лет до н.э. праславянский язык выделился из индоевропейского. В индо­европейскую группу народов входят также англичане, германцы, скифы, балты, французы, греки, иранцы, армяне и др. Прародина индоевропейской общности находится в Малой Азии (современная Турция). Оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу в III-II тыс. до н. э.

Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения:

1. Восточные славяне – коренное (автохтонное) население Вос­точной Европы. Они происходят от созда­телей зарубинéцкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Вели­кого пересе­ления народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов.

2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна.

Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иордан подразделял славян на три группы – венедов, антов и склавинов. Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживав­шее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называ­ются склавинами и антами».

Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян):

-Польша и р. При­пять – склавины;

-р. Днестр и р. Днепр – анты;

-Поморье и низовья р. Вислы – венеды.

К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ла­дожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были рассе­лены полтора десятка племенных союзов. Летописец Не­стор называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовы­вались путём объединения мелких племён вокруг силь­ного пле­мени. Племена состояли из родов.

Расположение племенных союзов:

-поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

- древ­ляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) по р. Припять (центр – г. Искоростень);

- радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна;

- северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

- волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг;

- кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

- полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

- иль­менские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

- вятичи – по р. Ока, Москва;

- уличи – в меж­дуречье р. Юж­ный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

- тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

- белые хорваты – в Карпа­тских горах.

Вначале историки не доверяли схеме расселения племён Нестора, но археологи подтвердили её по женским украшениям – височным кольцам. Их разновидно­сти совпадают с ареалом расселения племён.

Существует ряд точек зрения на происхождение термина «Русь»:

1. Русь – племена, населявшие берега р. Рось и Россавы у Киева.

2. Русь – на древнескандинавском языке – гребцы, дружина Рюрика.

3. Русь – от древнеславянского го­рода Рýса (Старая Русса).

4. Русь – от готского слова росоман – русый, светлый человек.

Соседи восточных славян:

-на северо-западе соседями славян являлись скандинавы – варяги (викинги, или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях- драккарах («драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию.

-вдоль Балтики находились балтий­ские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги);

-на севере и северо-востоке: фи́нно-у́гры (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муромá, мещера);

-на юге: полукочевые народы (печенеги, хазары) и скифы.

В IV в. на территорию славян вторглись германские племена готов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старей­шин во главе с Бусом (Божем) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В IV–V вв. в ходе Вели­кого пе­реселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племена гуннов.

В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом. Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары под­чинили прикарпатских славян дулебов. ПВЛ сообщает о жесто­кости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в те­леги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом ве­лики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией.

В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство. Часть болгарво главе с ханом Аспарухом откоче­вали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар.

К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и При­чер­номорье возник Хазарский каганат. Хазары заимст­вовали у еврейского населения Крыма иу­даизм и устано­вили господство над восточными славянами, кото­рые платили им дань до IX–X вв.

С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из ви­зан­тийских ис­точников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега, автора сочинения VI в. «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчине­нию». Византийцы характеризовали росов как «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несча­стье в жизни считается делом об­щим, жизнь и узаконения были одинаковы». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в военных походах и битвах. В 830-х годах в г. Константинополе при дворе императора Феофила появилось первое посольство русов.

Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали многочисленные научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упо­минаются три протогосударства – объединения пле­менных союзов русов – Куяба,или Куявия (со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новго­роде) и Артаб (Арсаб), или Арта­ния. Местопо­ло­жение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро.

Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, ры­боловство и др.

Земледелие основное за­нятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земле­делия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесо­степной полосе господствовала зáлежная сис­тема земледе­лия, или перелог – после снятия несколь­ких урожаев землю не засевали для вос­становления плодо­родия. В се­верных лесных рай­онах существо­вала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья ру­били и сжигали, расчищая участок земли («лядину»).

Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерус­ском языке слово «скот» озна­чало также деньги.

Бóртниче­ствоборть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обмени­вали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Ос­новным являлся водно-сухо­путный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торго­вый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.

Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци» – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство. Формы верований:

-фетишизмпоклонение предметам и явлениям (камням, деревьям);

-анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков, роди­чей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положи­тельное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и бере­гини, в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики, в жилище – домовой, в бане – банник;

-тотемизмвера в происхождение человече­ского рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотни­чество. Так, в былинах бога­тырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

-политеизмвера во многих богов.

Основные славянские боги:

- Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;

- Сварóг – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;

-Сварожичи – сыновья Сварога;

- Род – божество Вселенной и плодородия;

- Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;

- Хорс, или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;

- Купала бог лета;

- Стри́бог – божество ветра и бурь;

- Велéс – бог скота, покровитель пастухов и богатства;

- Мóкошь (Ма­кошь) – супруга Перуна, богиня плодородия, покрови­тельница жен­ского рукоделия и девичьей судьбы;

- Семаргл – единственный зоо­морфный славянский бог, крылатый пёс, воплоще­ние священного числа семь (иранского происхождения).

Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.

Археологами найдены языческие идолы, святилища – кáпища и места захоронений – трéбища. Обряды совершали жрецы – волхвы́. Спо­собы захороне­ния – помещение трупа в почву (ингумация) и трупосожжение (кремация). В по­гребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных сла­вян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование го­судар­ства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физиче­ского труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным род­ством и единством хозяй­ства. В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совме­стно вели хозяйство, обрабатывали землю общими ору­диями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие зем­леделия, ското­водства, железных орудий труда) создавало излишки уро­жая. Родовая община распалась на семьи, на смену ей пришла соседская (территори­альная) об­щинапоселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю. В сосед­ской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основ­ной хозяйственной единицей являлась семья. Сохра­нялась общинная собственность на леса, сенокос­ы, па­стбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собст­венно­стью семьи являлся собранный ею уро­жай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущест­венное неравенство.

Военная демократия (вóждество)форма племенной организации в эпоху разложе­ния первобытнообщинного строя в VI–VIII вв.; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управле­ния продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль воена­чальника – князя. Князь вначале вы­бирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится на­следственной. Князь опирался на дружину,которая могла принудить народ к повиновению.

Список литературы для более углублённого изучения темы

 

Алексеев С. В. Славянская Европа V–VIII веков. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/305313/read; URL: http://lib.rus.ec/b/319724/read

Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/241517/read

Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/381634/read

Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/324448/read

Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/273855/read

Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. URL: http://lib.rus.ec/b/109406/read

Вельмезова Е. Чех, Лех и Рус: В поисках мифических первопред­ков // Ро­дина. 2001. № 1/2. С. 26–28.

Вернадский Г. В. История России: Древняя Русь. М., 1996. ИвГУ: 63.3(2)/В35. ИОНБ:1.257.024; URL: http://lib.rus.ec/b/165398/read

Восточные славяне. URL: http://ru.wikipedia.org/

Горский А. Ветви славянского древа // Родина. 2001. № 9.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. М., 1998. URL: http://lib.rus.ec/b/385856/read

Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/202386/read

Иордан. Getica. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997. URL: http://lib.rus.ec/b/141710/read

Ишутин А. А. Восточнославянские боги и их имена. URL: http://magiaworld.org.ru/library/book-138.html

Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read

Киселёва М. С. Мера и вера(знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопр. философии. 1995. № 8.

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества. М., 2004. URL: http://lib.rus.ec/b/328309/read

Климов Е. В. Монотеизм восточных славян // Вопр. истории. 2007. № 12. С. 168–169.

Ключевский В. О. Курс русской истории / Соч. в 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read

Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. ИОНБ:1.250.086.

Кучкин В. А. Формирование и развитие государственной террито­рии вос­точ­ных славян в IX–XIII веках // Отечеств. история. 2003. № 3.

Кучкин В. А. Формирование государственной террито­рии Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. URL: http://www.tuad.nsk.ru/.

Мадлевская Е. Л., Эриашвили Н. Д., Павловский В. П. Русская мифология. Энциклопедия. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/183510/read

Мордовцева Т. В. Культ мёртвых в древней Руси // Человек. 2004. №1.

Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чеш. М., 2000.URL: http://magiaworld.org.ru/library/download.html

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. ИОНБ:1.073.967; URL: http://lib.rus.ec/a/19974/read

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. ИОНБ:890.823; URL:http://lib.rus.ec/a/19974/read

Седов В. В. От истоков Вистулы: Откуда есть-пошли славяне // Ро­дина. 2001. № 1/2. С. 20–25.

Седов В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев // Родина. 2006. № 4.

Седов В. В. Этногенез ранних славян. URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. URL: http://lib.rus.ec/b/191761/read

Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/200386/read

Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2001. ИОНБ:1.291.332.

Семёнова М. В. Мы – славяне! М., 2009. URL:http://lib.rus.ec/b/141428/read

Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ:63.3(2) /С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read

Славяне и Русь. М., 1999. ИвГУ:63.3(2)/С471.

Словарь славянской мифологии. URL: http://magiaworld.org.ru/library/

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/80000/read

Таевский Д. А. Краткая история славян. URL: http://lib.rus.ec/b/166931/read

Токунь А. А. О проблемах методологии исследования язычества Древней Руси // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 160–163.

Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции: Малый город. Иваново, 2007. ИОНБ:1.339.041.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/350911/read

Интернет-ресурсы: URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

URL: http://www.world-history.ru/countries/81.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.009 с.)