Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура и быт России в XVI в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На развитие культуры XVI в. оказали влияние три фактора: 1. Завершение образования единого Российского государства. 2. Освобождение Руси от ордынского ига. 3. Завершение формирования русской народности. Россия активно боролась с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. Свидетельство тому – интенсивное крепостное каменное строительство. Развивались связи с Западной Европой, особенно с Италией, хотя они затруднялись борьбой церкви с «латинством». Церковь препятствовала распространению светских научных знаний, установила регламентацию духовной жизни. Устное народное творчество. Основная тема устного народного творчества – борьба с иноземными захватчиками. Популярна была «Песня о взятии Казани». Народ идеализировал «грозного царя Ивана Васильевича», прославлял его борьбу с боярами. Отрицательным героем выглядит «Малюта злодей Скуратов». Просвещение. С развитием государства возросла потребность в грамотных людях. При монастырях работали школы и библиотеки. «Мастера грамоты» помогали неграмотным написать челобитную (жалобу, прошение), составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счётная мудрость»). Первую русскую грамматику составил философ Максим Грек (1475–1555). В царском дворце находилась «библиотека Ивана Грозного», основу которой составили книги, привезённые бабушкой Ивана IV – Софией Палеолог. (Библиотека таинственным образом исчезла после смерти Ивана Грозного). Книгопечатание. Через сто лет после изобретения книгопечатания немецким учёным И. Гýтенбергом в 1563 г. в Москве была устроена первая русская типография с целью выпуска массовыми тиражами религиозной литературы для обращения в православие мусульман Поволжья и католиков Ливонского ордена. Книгопечатание было необходимо для исключения ошибок, неизбежных при переписывании. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1564 г. напечатали книгу «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Однако церковники обвинили первопечатников в ереси и колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было писать только от руки. Религиозные фанатики разгромили первую русскую типографию. Первопечатники бежали в Литву. В 1574 г. они выпустили в г. Львове первую славянскую «Азбуку», в 1580–1581 гг. издали первую полную славянскую Библию («Острожскую библию»). Печатное дело в Москве продолжили Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Невежа. За XVI в. в России было напечатано всего 20 книг разными тиражами. Общественно-политическая мысль. В публицистике XVI в. нашли отражение следующие социально-политические вопросы: 1. О государственной власти. 2. О роли закона. 3. О роли церкви. Публицист Иван Пересветов выступал за сильную царскую власть. Памятником общественно-политической мысли является переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь Курбский, сбежав в 1564 г. в Литву, написал «Историю о великом князе Московском» и несколько писем Ивану IV. Грозный ответил Курбскому. Несмотря на ненормативную лексику писем, авторов отличает широкая образованность: в ходе полемики они показали знание Библии, истории античности. Митрополит Макарий к 1554 г. создал «Великие Четьи Минеи» – 12-томное собрание всех книг «для душеполезного чтения»: житий, поучений, повестей, сказаний объёмом свыше 27 тыс. страниц. Важной темой публицистики стал поиск «правды» как высшей справедливости. Фёдор Карпов писал о необходимости в государстве законности, сильной и справедливой власти. Летописание. Возникли крупные летописные своды: - Никоновская летопись. Один из её списков называется «Лицевой свод», в нём содержится 16 тыс. иллюстраций; -«Степеннáя книга», составитель – митрополит Афанасий. Разделена на 17 «степеней» – периодов правления великих князей и митрополитов. Исторические повести: -«Повесть о Казанском взятии» – автор описывает взятие Казани и идеализирует образ Ивана IV; -«Повесть о Молодинском сражении» –(с крымским ханом в 1572 г.); -«Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» – о героической обороне Пскова в 1581–1582 гг. Архитектура. В XVI в. началось строительство каменных шатровых церквей: - церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построена в ознаменование рождения Ивана IV. Представляет собой 62-метровый столп с 8-угольным шатровым верхом и с террасой – гýльбищем; -Покровский собор («храм Покрова что на Рву», или храм Василия Блаженного) построен на Красной площади в 1555–1561 гг. в ознаменование взятия Казани. Восемь куполов, окружающих центральный шатёр, олицетворяют земли, входящие в состав Московского государства. По легенде, зодчие Барма и Постник Яковлев (возможно, это был один человек – Барма Постник) были ослеплены Иваном IV, дабы не смогли впредь создать красоту бóльшую, чем этот храм. В XVI в. широкий размах получило крепостное строительство. В правление Елены Глинской, в 1535–1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого был построен Китай-город («кита» – связка жердей внутри кирпичной стены) – крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2,5 км. с 12 башнями. В 1585–1593 гг. зодчий Фёдор Конь (Савельев) на землях «белых слобод» построил третью линию каменных укреплений длиной 9,5 км. – Белый город («Царь-город») с 27 башнями (по нынешнему Бульварному кольцу Москвы). В 1591–1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Земляной город («Скородом»). Кольца укреплений пересекались улицами. Так возникла радиально-кольцевая планировка столицы. Дороги к Москве прикрывались монастырями-крепостями (Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др.). В 1595–1602 гг. Фёдор Конь возвёл самую мощную русскую крепость в г. Смоленске. Каменные крепости были построены на Волге (Нижний Новгород, Казань, Астрахань), вокруг Москвы (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Можайск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск, Печоры) и на Соловецких островах – Соловецкий монастырь. Живопись. Стоглавый церковный собор регламентировал живопись, требуя от иконописцев следовать греческим образцам и манере Андрея Рублёва. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» школа (мастер Прокопий Чирин и др.). Музыка. На Руси была распространена духовная музыка, многоголосое церковное пение. Нотной записи звуков не было, но существовала т. н. «крюковая» запись. Иван Грозный является автором нескольких духовных музыкальных произведений. Появились иностранные музыкальные инструменты – оргáны, клавесины, клавикорды. Литейное дело. В Москве на Пушечном дворе при царе Фёдоре Иоанновиче мастером Андреем Чоховым в 1586 г. была отлита «Царь-пушка» весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Для производства оружия и драгоценной утвари была создана Оружейная палата. Научные знания. Рост торговли и денежного обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В руководстве «О земном же верстании, как землю верстать» объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. В 1534 г. с немецкого языка был переведён «Вертоград», содержавший советы по личной гигиене, уходу за больными, лекарственным растениям. Научные знания переплетались с мистическими. На Руси читали «Христианскую топографию» византийского купца и мореплавателя VI в. Козьмы Индикоплóва, в которой утверждалось, что небо круглое, Земля четырёхугольная, за океаном расположен рай и т.д. Медицина. В 1581 г. в Москве англичанин Джеймс Френч открыл первую аптеку. Она обслуживала царскую семью. Быт. Жилище. В богатых хоромах появились итальянские венецианские оконные стёкла, шахматы. Одежда. Поверх рубахи носили зипун, кафтан (фéрязь, армяк), сверху – óпашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава. Бояре носили лисьи и собольи шубы. Пища. Пищевой рацион состоял из растительной и животной пищи: щи, каша, хлеб, репа, рыба, в скоромные дни – мясо. Праздничный богатый стол включал пироги, осетрину, вино, ячменное пиво. При Иване IV распространение получила водка и заимствованные у татар питейные заведения – кабаки. В 1533 г. был основан в Москве первый «царёв кабак». Торговлей водкой занимались царские чиновники. «Домострой» – свод житейских правил и наставлений, руководство, определяющее поведение человека в семье и обществе. Его автор – священник Сильвестр – являлся поборником патриархальных порядков, ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье. «Домострой» призывал: «Чада... любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всём. И старость их чтите». «Домострой» поучал «не красти... не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати... не бражничать... не помнить зла, не гневатися ни на кого, к бóльшим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву». Права мужчин превалировали над бесправными женщинами, но «Домострой» предписывал мужу воздерживаться от побоев жены: «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии». «Домострой» одобрял телесные наказания детей: «Казни (наказывай) сына своего от юности его. И успокоит тебя в старости твоей»; «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу избавляешь от смерти». Таким образом, несмотря на жестокость и суровость эпохи, русская культура XVI в. продолжала развиваться.
Список литературы для более углублённого изучения темы
Белякова Е. В. Стоглав и его место в русской канонической традиции // Отечеств. история. 2001. № 6. С. 90–96. Бушуев С. В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Ист.-библиограф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. 1.225.284. Гл. «Золотой век» русской культуры. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. М., 1998. ИОНБ:1.273.750. Голейзовский Н. Дионисий // Родина. 1999. № 6. С. 78–83. Домострой // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. 1.243.702; URL: http://lib.rus.ec/b/61743/read Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях: В 3 кн. М., 1990. Кн. 1. ИвГУ:9(С)14/З122; ИОНБ:1.179.941. URL: http://lib.rus.ec/b/210514/read Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столетиях. Новосибирск, 1992. ИОНБ:1.220.917. Зезина М. Р. и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188. Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: http://lib.rus.ec/b/278488/read Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Любое изд. URL: http://lib.rus.ec/b/190286/read Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995. Максим Грек. URL: http://lib.rus.ec/a/32758/read Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/130246/read; ИОНБ: 1.247.408. Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999. ОНБ:1.269.362. Культура средневековой Москвы: XIV–XVII вв. М., 1995. ИОНБ:1.251.845. Лабутина Т. Д. Зарождение англомании и англофильства в России // Вопр. истории. 2008. № 2. С. 34–43. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93. Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000. ИОНБ:1.273.989. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 2 т. М., 1993. Т. 1. ИОНБ:1.245.564. Михайлова И. Давай сварим кашу: Великокняжеская свадьба в России XVI века // Родина. 2004. № 7. С. 90–95. Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 1–2. ИОНБ: 745.764; 770.218. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. ИОНБ:1.213.333. Пиккио Р. Древнерусская литература: Пер. с итал. М., 2002. ИОНБ: 1.300.471. Псковская икона XIII–XVI вв. Л., 1991. ИОНБ:1.229.822. Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892. Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М., 2001. ИОНБ:1.276.944. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998. 1.266.613. Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630. Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. ИОНБ:746.289. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Первая пол. XIV–XVI вв. Л., 1989. ИОНБ:1.128.357. Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1991. ИОНБ:1.214.819. Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816. Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1999. ИвГУ:63.5/Т35. Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антология. М., 1993. ИОНБ:1.239.206. Флетчер Дж. О государстве Русском. М., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/214304/read Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ: 1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ). Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энцикл. словарь. СПб., 2003. ИОНБ: 1.308.506. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ: 1.260.034. Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687. Юрганов А. Л. Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой истории и культуры // Вопр. истории. 1996. № 2. С. 15–27.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.007 с.) |