Понятие об архитектурной среде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об архитектурной среде.



«Среда» - ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими полотнами, постройками, телегами и механизмами, решали преимущественно конкретные и частные задачи мироустройства, знакомые и интересные лично им. Тогда как целостная конструкция сферы обитания цивилизованного человека получалась стихийно.

Наше время поставило принципиально новую задачу – проектировать среду в целом, увязывая в гармоническом единстве все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эстетические.

Очевидно, что решать эту задачу невозможно без понимания сущности категории «среда», исследования ее строения и свойств.

Русский язык по разному определяет понятие «среда»:

- тела, совокупность условий, окружающих что-нибудь; обстановка, в которой протекает деятельность человека или других существ;

- совокупность людей или организмов, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее пространство;

Эти определения двояко описывают природу термина, говоря, что среда есть и то, что окружает что-либо, и то, что находится внутри, среди чего-либо. Смысл слова подразумевает единство условий существования некоего объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. И в этой неразрывности – специфика категорий «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» в частности.

Этим термином (в отличие от других видов среды – интеллектуальной, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно (художественно) обоснованными объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства.

Зодчество, используя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя конечное впечатление о произведении своего искусства – архитектурный образ. Нечто, принципиально отличающееся от образов, вызываемых другими видами искусств, потому что зодчество изначально абстрактно, никогда не отрицает, не может вызвать зло, лишено чувства комического, но утверждает и восславляет. Поэтому в истории цивилизации оно всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств, воплощая фундаментальные идеи своей эпохи: величие Древнего Рима, одухотворенность средневековья, рационализм Нового времени.

Визуализация этих идей должна вызвать в душе зрителя определенную форму сочувствия – таково главное свойство истинно архитектурного произведения, которое, в конечном счете, порождает сочетание ощущений и ассоциаций, выражающих его идейно-художественный смысл. Дизайн архитектурной среды – дитя ХХ века, который:

- сформировал специальную сферу художественного творчества – «дизайн»;

- ввел понятие «среда»;

- установил, что архитектура не единственная из муз, пользующихся в художественных целях специфическими «пространственными переживаниями».

Дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединил важнейшие особенности просто дизайна и просто среды: примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта – атмосферу среды. Поскольку любая среда складывается не только из архитектурных компонентов – тут можно встретить что угодно, от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений – весь мир «внеархитектурных» предметов и явлений, часто весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства.

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть нужных для этого параметров: или оригинальность облика, или способность затронуть чувство прекрасного, или – обеспечить высокий уровень комфорта. Так решается давний спор теоретиков – «что такое сарай, архитектура или строительство?». Да, архитектура, если несет в ансамбле идейно-художественную нагрузку. Если нет, то он относится к средовому дизайну, как особой форме общественного сознания.

По тем же причинам специфичны и художественные возможности дизайна среды – его произведениям подвластны смех, ирония, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, создавать отрицательные образы, унижать, даже разрушать – по специальному заказу – человеческое в человеке. Пример – среда концентрационного лагеря, публичного дома, некоторых мистических сект.

 

Концептуальный смысл средового творчества состоит в том, что оно вводит в обиход «высокого» искусства создания человеческого мастерства, испокон веку считавшиеся «эстетикой второго сорта» - произведения декоративно-прикладные, ремесленные. Преодолен разрыв между абстрактным стремлением к морально-нравственному совершенству, которым «специально» занимались музы, и утилитарностью обслуживавших «низкие» стороны человеческой природы процессов и устройств. В дизайне среды они сравнялись, стали слагаемыми структур более высокого уровня. И в этом – историческая роль средового дизайна, сделавшего прямой шаг к синтетическому пониманию задач жизнеустройства.

Общеизвестно – искусство есть ценность нетленная, его надо беречь и охранять, тот, кто разрушает произведение искусства – варвар и вандал. А кто бережет старые галоши, рубашки, обои, стиральные машины? Произведениями дизайна переполнены свалки, их перспектива после краткого периода потребления – стать вторсырьем.

Отсюда – множество неожиданных для традиционного искусствоведения моментов, объяснимых только, если считать дизайн в целом какой-то особой мутацией самого феномена «искусство».

 

Поэтому надо очень внимательно изучать технологии дизайнерского творчества – они относятся к дисциплинам, максимально широко опирающимся на фундаментальные особенности человеческого сознания и способы освоения действительности. И многие из них – задействованы в архитектуре, надо только понять, как они трансформируются в дизайне среды.

 

 

Слово «архитектура» ассоциируется, прежде всего, с образом постройки, т.е. того, что будучи «сделано» строителем, видится зрителю как некая оболочка вокруг функционального пространства. И только во вторую очередь – с тем, что содержится внутри оболочки.

В архитектуре процесс, утилитарная потребность составляет толчок к возникновению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить как бы сам по себе, вне породивших его обстоятельств. Образ среды нерасторжимо соединяет «причины» проектирования – функции, и его «следствия» - комплекс материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи. Т.е. среда немыслима без единовременного существования и восприятия «оболочки» и ее «заполнения», «субъектов» и «объектов» осуществляемых здесь видов деятельности.

 

Фундаментом становления произведения средового искусства традиционно считаются «носители» эмоционального начала – определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и – главное участники процесса, люди, как прямые «исполнители» той или иной деятельности, так и «наблюдатели» и «потребители» средовых ощущений. Вторым компонентом считается архитектурно- пространственная основа, возникшая как воплощенный в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств ответ на задачи размещения здесь данного процесса. Следующий структурный блок – совокупность «дизайнерских» элементов, заполняющих или оборудующих пространственную основу – от функционально необходимого технологического оборудования до украшающих среду произведений графического дизайна и декоративно-прикладного искусства.

 

Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств. Их многое роднит: генетическая зависимость формы от начальной функции, «пространственность», включение в художественную

структуру «внеархитектурных» компонентов – элементов ландшафта и оборудования, способность к синтезу с другими видами искусства и т.д. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться зрителем сами по себе, вне учета заполняющей их деятельности. Поэтому их проектирование отличается от приемов средового дизайна своего рода невмешательством в организацию функциональных процессов. Эти процессы в средовом дизайне задаются «сверху» - обычаем, заказчиком, технологом, и потом «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров больше привязано к традиционной последовательности «пространство (слепок функции) – художественная организация пространства (композиция) – насыщение пространственной структуры выразительными элементами (конструкции, декор, оборудование)».

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «предметные», отличающиеся порядком и средствами их формирования. Первые представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации произведение зодчества. Тогда как в облике вторых главное – это оборудование, мебель, вещное заполнение, «случайно» собранное владельцем.

 

«Предметные» интерьеры намного ближе к пониманию термина «среда», так как их архитектурная основа только обозначена, задумана как сцена, где «живет и действует» не предусмотренная замыслом зодчего обстановка, приспособившая помещение к интересам и вкусам заказчика.

 

Цели проектного творчества.

«Сверхзадачи». Структура среды как база дифференциации задач средового дизайна.

Комплексность и композиция – генеральные категории средового творчества.

 

Проектирование в каждодневной практике – процесс во многом интуитивный, чуть ли не автоматический. Как рисование, где рука «опережает» голову. Но выполняется проект строго в соответствии с усвоенными во время обучения эмпирическими правилами – алгоритмами, хотя никто об этом не думает. И согласно заложенным в годы учебы целям (установкам). Поэтому надо определить целевые установки средового проектирования.

 

Чего ждет зритель (потребитель) от произведения архитектуры (средового дизайна) и – вообще искусства?

Первое – чтобы было интересно, выделялось, было замечено, запомнилось. Второе – чтобы понравилось, было приятно, не надоедало, чтобы хотелось «потребить» еще и еще. Третье – чтобы возник эффект сопереживания – сопоставления своих личных представлений об эмоциональном рисунке образа с тем, что получилось, и его одобрения или отрицания.

Прагматические вопросы проектирования – «польза», «прочность» - в данном случае остаются за скобками: ясно, что без них все остальное теряет смысл. Таким образом, третье слагаемое витрувианской триады – «красота» - становится стержнем архитектурно-дизайнерской работы.

 

Общая схема «сверхзадач» проектирования («удивить - понравиться – породниться»), раскладывается по уровням приложения труда («пространство – композиция – детали»). Обычно проектирование начинается с придумывания и компоновки пространственных блоков, позволяющих реализовать заказанные автору функции. Игра пространственных форм разбудит эмоциональный мир предполагаемого зрителя, их ранжирование станет залогом композиционных проработок. Главный результат этой стадии – оригинальность, неожиданность объемно-пространственных сопоставлений.

Ведущая задача следующего этапа – формально-эстетическое совершенствование получившихся «начерно» объемно-пространственных комбинаций. Эта цель достигается уточнением композиции (соподчинением частей комплекса между собой и по отношению к целому) за счет корректировки размеров, согласования цвета и пропорций. Одновременно происходит дальнейшее распределение смысловых акцентов, проясняющих эмоциональные установки начальных моментов проектирования.

Окончательное формирование эмоционально-образной атмосферы происходит на завершающих этапах проектирования, при насыщении всех намеченных форм целого конкретикой, когда Каждая деталь, каждая тема ансамбля, от росписи до фактуры, обретает свое лицо.

Так складывается алгоритм проектирования, последовательно разрабатывающего темы «пространство – композиция пространств – насыщение композиции деталями». Или в более приземленной трактовке «пространство – конструкции – деталировка и отделка».

 

В становлении архитектурного произведения всегда главенствует АРХИТЕКТУРАЯ ИДЕЯ – предложенная и разработанная автором система организации пространственных переживаний, в целом отвечающая пространственным требованиям данного процесса.

 

В дизайне среды на первом месте всегда стоит дизайнерская идея, отнюдь не обязательно отвечающая архитектурным идеалам автора – он должен уметь соединить смысл дизайнерского решения и архитектурного замысла. Содержательные особенности условного алгоритма средового проектирования («процесс – пространство – наполнение пространства»), позволяют утверждать, что дизайнерский подход начинается с утилитарно-прагматического решения реальных жизненных проблем – за счет механизмов, организации процессов, новых технологий, материалов и т.д., а завершается воплощением этих решений в эстетически целесообразную форму, согласованную с производством, функцией, окружением и ожиданиями потребителя.

Таким образом, цель дизайна среды не само впечатление, а комплекс условий для появления за думанных автором впечатлений, что существенно отличает его от архитектуры.

ДИЗАЙНЕРСКАЯ ИДЕЯ как категория проектирования существует на трех уровнях: дизайн процесса (снять дискомфорт отдельных стадий, сделать необходимое приятным, облегчить трудное, внести радость и удовольствие и т.д.) – осуществляется как концепция решения;

- пространственный дизайн (организовать место для процесса независимо от его выразительности и затем преобразовать получившееся в «новую выразительность») – формализуется в синтез пространственных и технологических предложений по реализации концепции;

- дизайн предметного комплекса, который выглядит как формирование совокупности системы раздельно существующих дизайнерских идей разных приборов и устройств, подчиненных общей для всех стратегии совместного существования и использования.

На тех же уровнях в дизайнерском проектировании присутствует и архитектурная идея:

- при оценке предложенных для реализации процессов как эмоционального содержания данной формы деятельности;

- при реализации заданного процессом эмоционального содержания в пространственных формах;

- при детальном уточнении характеристик эмоционального климата среды, отраженном в пространственной системе элементов наполнения.

 

Сегодня нет во вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания. Расширив до бесконечности палитру источников художественного смысла за счет любых форм мироздания, от прожилок зеленого листа до сантехники, средовое искусство встало перед новой стороной собственной технологии. Это – задача расшифровки кодов воздействия и этих источников, и средств и приемов их эстетической интерпретации. И это меняет всю систему целеполаганий в искусстве, перенося центр тяжести в работе художника с поиска новых форм на способы их синтеза.

 

 

Архитектуру и дизайн среды роднят общие для них «сверхзадачи» - зрительно реализованный «конфликт» ситуации, гармоничная выстроенность целого, его эмоциональная ориентация – в архитектуре и средовом дизайне осуществляются в основном, средствами организации пространства. Оно может быть колоссальным, пустым, затесненным, может быть холодным или уютным и т.д. И каждое из этих состояний достигается тем, что пространственной ситуации придается определенная ФОРМА (вытянутая, компактная, регулярная), РАЗМЕРЫ (близкие человеку, больше или намного больше, чем человек) и так или иначе трактованные ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, образующих «тело» пространства (членения, цвет, орнамент и т.д.).

Ясно, что в средовом дизайне главенствует КОМПОЗИЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА, такая его организация во времени и пространстве, которая исключит негативное воздействие функции на состояние человека, потребляющего среду, усилит положительные черты

бытовых или производственных впечатлений. Внесение композиции (эстетической упорядоченности) в общую конструкцию среды и есть суть, содержание архитектурно-дизайнерской деятельности.

 

Средовой дизайн – единственный вид проектирования, рассматривающий всю совокупность Условий и обстоятельств человеческого бытия как произведение искусства.

 

График ***дизайн среды как один из видов дизайна и форма проектной культуры. Стр. 50

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.026 с.)