Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двойственность назначения объектов общественного комплекса.

Поиск

Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания.

 

По-своему предопределяет цели проектирования другая особенность среды общ. зданий, их структура (почти) всегда делится на две разных по настроению, оборудованию и по значительности зоны – предназначенную для посетителей (зрителей, покупателей, учеников в школе и т.д.), которая реализует основную функцию, и вспомогательную, призванную обслуживать первую (в театре – закулисные помещения: артистические, механизмы сцены, и разного рода гардеробы, кассы; в школе – учительские, раздевалки и пр.).

Общественная сфера изначально двойственна по содержанию, т.к. двойственно ее смысловое назначение: общение (среди посетителей) и обслуживание (этих самых посетителей). Здесь всегда есть люди, «потребляющие» среду – (зрители, больные, покупатели…) и их «обслуга», просто работающие люди – воспитатели, продавцы, актеры, врачи и т.д.

Естественно, что в первом случае больше внимания обращается на то, чтобы угодить главному заказчику (зрителю, покупателю и т.д.), тут требуется больше фантазии, художественного мастерства, а во втором – на первый план выходят проблемы рациональности, технологичности, и незаметности работы вспомогательных структур. Иначе говоря, «парадные зоны» как бы самой жизнью предназначены на роль доминанты в композиционной схеме общественного здания.

Хотя их физический объем не делает предназначение обязательным. Ибо в большинстве средовых структур общественного назначения соотношение габаритов «потребляющих» и «обслуживающих» зон примерно одинаково, а иногда последние занимают даже больше места. Так, зона кухонь в ресторане, закулисная часть театра, «скрытая» часть банковского здания – в полтора-два раза превышают площади для посетителей, зрителей, вкладчиков. При формировании общественной среды недопустимо забывать о колоссальной роли вспомогательных зон и блоков.

 

Исторически сложилось так, что деление средовых блоков общественных сооружений на основные и вспомогательные было отчетливо видно в их облике. Богато украшенные «дворцовые» по духу залы театров, музеев, храмов, кабинеты министров, задуманные так, чтобы поразить зрителя – соседствовали с аскетичными, «холодными» и суровыми коридорами и помещениями канцелярий, музейных хранилищ, скрытых от глаз публики. И уж совсем утилитарно, только из соображений полезности и конструктивной целесообразности, складывалась среда технических и подсобных помещений – котельных, складов, служебных комнат. Но зато именно здесь достигала наибольшей выразительности та часть среды, которая практически пряталась от глаз публики в «парадных покоях» - различное технологическое оборудование. Плиты и трубы вентиляции на кухнях, многоярусные шкафы в книгохранилищах, поворотные круги, софиты – создавали ту неповторимую атмосферу дела, разумности, изобретательности, иными словами – дизайна, которая иной раз оказывается много выразительнее, чем украшения, роскошь и богатство отделки репрезентативных помещений.

Со временем мир менялся, становился деловитее, демократичнее и технологичнее. И сегодня уже и в парадных помещениях элементы технологического и инженерного оборудования «захватили» ведущие роли в композиции, взяли на себя декоративные, а то и основные художественные функции, - стали доминантой интерьера. Информационные системы, визуальные коммуникации, вентиляционные короба – «выпячиваются», делаются нарочито яркими, пластичными, выступают – наряду с подчеркнуто выразительными конструкциями покрытий, фурнитурой, мебелью – главными, а то и единственными художественными темами общественных интерьеров.

Но и в этой ситуации принципиальная возможность деления оборудования и предметного наполнения на открытое, предназначенноедля «оформления» и оснащения помещений главных, где требования к декоративно-художественному качеству повышены, и скрытое, где преобладают задачи прагматические, сохраняется. А значит, возможны разные установки на проектирование. В первом случае преобладают укрупненные требования к эргономике (главное – реализация «большого процесса»), свои сверхзадачи (торжественность и солидность банка, сдержанный оптимизм и доброжелательность больницы, свобода выбора и информация – в супермаркете и т.д.), подчинение дизайнерских компонентов архитектурному началу интерьера. Во втором – во главе угла стоят проблемы технологические, расчлененные на множество частных процессов (в ресторане – хранение посуды и другого инвентаря, приготовление пищи, которое в свою очередь разделено на хранение, разделку, собственно приготовление и сервировку и т.д.), где декоративно-компоновочные решения как бы напрямую вытекают из рациональности дизайнерской идеи обеспечения множества «местных» функциональных потребностей. А рассчитан дизайн оборудования (и среды в целом) на обслуживающий контингент здания, на комфортность и эффективность его работы.

Но, зачастую, «открытое» оборудование определяет архитектурно-пространственное решение среды в целом. Пример – уникальные средовые объекты, олицетворяющие разнообразие «парадных» зон общественных сооружений. К ним относятся практически все крупные общественные здания и комплексы, создающие лицо современной культуры. Это соборы и храмы регионального значения, крупнейшие театры, музеи (музей Гугенхейма), аэропорты, парковые ансамбли.

Их отличает от объектов массового хаоактера того же профиля (церкви, кинотеатры и пр.) индивидуальность способа реализации функции, из чего следует и самобытность архитектурно-дизайнерского решения, в т.ч. образных характеристик.

 

Диалектика вариантов отражения эстетического начала в постройках общественного назначения хорошо видна на примере театральных зданий.

В традиционном театре подавляющая часть сложного оборудования (софиты, подъемы, фурки, круг и т.д.) спрятаны от зрителя – на виду у последнего остаются занавес и софиты. И это потому, что считалось, что театральная техника не должна отвлекать внимания от того, что происходит на подмостках.

Современный театр давно трансформировал это положение, включив прямой показ оборудования в эстетику зрелища. В результате спектакли идут зачастую без занавеса, без декораций, без антрактов. И почти везде исповедуется принцип активного привлечения техногенных впечатлений к образу среды, что как бы наилучшим способом отвечает современной визуальной культуре.

 

Тенденции участия специального технологического оборудования в формировании общественной сферы можно сформулировать следующим образом:

- дизайн (технология, форма, эстетическое качество) современного оборудования «уникальной» среды концептуально определяется принципами организации ведущих функциональных процессов (образно-функциональной идеей) средовой деятельности;

- композиционная структура средового пространства выступает как формализация, закрепление дизайнерской концепции оснащения функциональных процессов;

- поэтому образные характеристики такой среды есть, прежде всего, следствие визуализации функционально-технологических принципов оборудования и организации средовых процессов, которая только дополняется другими средствами формирования облика среды (пластика, цвет, отделка поверхностей, расчлененность пространственных форм, привлечение средств других видов искусств и т.д.).

Другими словами, облик тех видов среды, где основную роль в реализации функциональных процессов играет оборудование и предметное наполнение, сегодня решается преимущественно дизайнерскими средствами, и только там, где процесс не требует специального оборудования – доминирует архитектурно-пространственное начало.

 

Особые формы общественной среды.

 

«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества.

 

Для общественной среды характерно еще одно размежевание средовых форм. Речь идет о различении способов потребления средовых комплексов, которые условно можно назвать среда – состояние и среда – событие.

Первое понятие относится к подавляющему большинству средовых комплексов и означает стабильное многократное использование пространств и интерьеров для заранее известных, предусмотренных задачами проектирования функционально-художественных целей, предопределенных назначением (административное, школьное, торговое здание).

Среда-событие – явление эпизодическое, она возникает в границах пространственных ситуаций среды любого назначения при проведении разного рода временных мероприятий (фестивали, ярмарки, праздники, парады и т.д.) и обычно лишена специально предназначенной для нее капитальной материально-пространственной базы.

Проектирование среды для «событий» сильно отличается от порядков формирования «обычных» интерьеров. Здесь иначе ведется предпроектный анализ ситуации: она оценивается не только с позиций соответствия пространственных и архитектурных условий будущему действу, но и по возможности безболезненного приспособления к задуманному мероприятию при обязательном и желательно «безотходном» возвращении к первоначальному состоянию. Само мероприятие рассматривается как многоступенчатое движение во времени задействованных в нем людей и оборудования, т.е. как своего рода сценарий, разбитый на отдельные фазы, «мизансцены», для каждой из которых намечается свой набор действующих лиц, микропроцессов и нужных для них аксессуаров. Другими словами, проектирование среды для праздников, фестивалей, презентаций, вклинивающихся в рутину жизни постоянных средовых ансамблей, во многом строится по аналогии с формированием театрального представления, требующего не только архитектурно-дизайнерского обеспечения (реквизит и декорации), но и специальной драматургии и режиссуры, того, что называется емким термином «сценография».

 

Влияние приемов и методов театрального дизайна на средовое проектирование вообще – дело не новое. Архитекторы и дизайнеры, оценивая функциональные задачи, особенно в крупных общественных комплексах, всегда стремились представить себе в деталях, в какой последовательности будут протекать здесь те или иные процессы. Да и среду для разного рода событий коронаций, празднеств, ярмарок – раньше всегда поручали «оформлять» ведущим зодчим своего времени.

В наше дни внедрение «сценографической» технологии в средовой дизайн стало стойкой тенденцией – из-за тяготения современной общественной жизни к театрализации – яркости, условности, гипертрофированной выразительности ее проявлений. Считается, что определенная инфантильность, непосредственность восприятия, раскрепощают человека, снимают усталость от обязательного в быту насильственного распределения ролей и линий поведения, переводят быт в сферу шутки, условного, легкого отношения к своим обязанностям, а значит – ослабляют гнет напряжений, которые накладывает на нас бремя цивилизации.

 

Тенденция театрализации общ. среды тесно соседствует с другой чертой нынешнего средоформирования – «сращивание» в одном пространстве разнородных исходных функций, создание единых крупных образований, обслуживающих иногда противоречащие друг другу процессы.

Все чаще появляются нарочито обезличенные «универсальные» пространства. Специально задуманные и оснащенные, они соединяют свойства среды-состояния и среды-события, предусматривая технические возможности и специализированного «одноцелевого» длительного использования, и принципиальную смену ведущего средового процесса на определенное время, и неопределенно долгое совмещение независимых «параллельных» задач.

Эту общую позицию дополняет ряд частных тенденций. Например, всеобщее – и заказчиков и проектировщиков – желание активного включения в любые интерьеры всех мыслимых форм ландшафтного дизайна.

Появление среди «хайтековских» конструкций «скал» из природного камня, водоемов, каскадов, водопадов, всякого рода «насаждений», от муляжей до натуральных посадок, ароматизированная вентиляция, - делают холлы банков, гостиниц своеобразными зимними садами, «второй природой», столь нужной в современном городе.

Эта тема связана с необходимостью разработки и применения совершенно новых форм инженерного оборудования в общественных интерьерах. Среди такого рода устройств есть Средства прямой пространственной трансформации архитектурной оболочки среды

Раздвижные стены и покрытия, изменяемые конструкции пола, которые преследуют не только цели прямого «общения» внутренней и внешней среды общественного комплекса, но и многовариантное использование собственно внутренних пространств. Разумеется при этом трансформируются не только конструктивные элементы пространственной основы, но и комплексы инженерного и технологического оборудования.

Замыкает список сегодняшних тенденций формирования общественной среды стремление архитекторов и дизайнеров создать вообще новые, неизвестные ранее типы средовых объектов и систем. Некоторые из них, появившись и пережив период бурного расцвета, сегодня уже исчезли из жизни, например «кинотеатры для автомобилистов», наводнившие в 60-е годы США.

Другие только ищут свое лицо – таковы зрительные залы телестудий (поле чудес), со своим техническим и игровым оборудованием.

В этом отношении ХХ век является впечатляющим примером. Потому что именно среда общественного назначения, изначально направленная на реализацию форм общения человека и общества, является наилучшей сферой поиска в области изобразительного (во всеобъемлющем значении этого слова) искусства, которое и есть само по себе одно из мощнейших средств человеческого общения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.01 с.)