Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двойственность назначения объектов общественного комплекса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания.
По-своему предопределяет цели проектирования другая особенность среды общ. зданий, их структура (почти) всегда делится на две разных по настроению, оборудованию и по значительности зоны – предназначенную для посетителей (зрителей, покупателей, учеников в школе и т.д.), которая реализует основную функцию, и вспомогательную, призванную обслуживать первую (в театре – закулисные помещения: артистические, механизмы сцены, и разного рода гардеробы, кассы; в школе – учительские, раздевалки и пр.). Общественная сфера изначально двойственна по содержанию, т.к. двойственно ее смысловое назначение: общение (среди посетителей) и обслуживание (этих самых посетителей). Здесь всегда есть люди, «потребляющие» среду – (зрители, больные, покупатели…) и их «обслуга», просто работающие люди – воспитатели, продавцы, актеры, врачи и т.д. Естественно, что в первом случае больше внимания обращается на то, чтобы угодить главному заказчику (зрителю, покупателю и т.д.), тут требуется больше фантазии, художественного мастерства, а во втором – на первый план выходят проблемы рациональности, технологичности, и незаметности работы вспомогательных структур. Иначе говоря, «парадные зоны» как бы самой жизнью предназначены на роль доминанты в композиционной схеме общественного здания. Хотя их физический объем не делает предназначение обязательным. Ибо в большинстве средовых структур общественного назначения соотношение габаритов «потребляющих» и «обслуживающих» зон примерно одинаково, а иногда последние занимают даже больше места. Так, зона кухонь в ресторане, закулисная часть театра, «скрытая» часть банковского здания – в полтора-два раза превышают площади для посетителей, зрителей, вкладчиков. При формировании общественной среды недопустимо забывать о колоссальной роли вспомогательных зон и блоков.
Исторически сложилось так, что деление средовых блоков общественных сооружений на основные и вспомогательные было отчетливо видно в их облике. Богато украшенные «дворцовые» по духу залы театров, музеев, храмов, кабинеты министров, задуманные так, чтобы поразить зрителя – соседствовали с аскетичными, «холодными» и суровыми коридорами и помещениями канцелярий, музейных хранилищ, скрытых от глаз публики. И уж совсем утилитарно, только из соображений полезности и конструктивной целесообразности, складывалась среда технических и подсобных помещений – котельных, складов, служебных комнат. Но зато именно здесь достигала наибольшей выразительности та часть среды, которая практически пряталась от глаз публики в «парадных покоях» - различное технологическое оборудование. Плиты и трубы вентиляции на кухнях, многоярусные шкафы в книгохранилищах, поворотные круги, софиты – создавали ту неповторимую атмосферу дела, разумности, изобретательности, иными словами – дизайна, которая иной раз оказывается много выразительнее, чем украшения, роскошь и богатство отделки репрезентативных помещений. Со временем мир менялся, становился деловитее, демократичнее и технологичнее. И сегодня уже и в парадных помещениях элементы технологического и инженерного оборудования «захватили» ведущие роли в композиции, взяли на себя декоративные, а то и основные художественные функции, - стали доминантой интерьера. Информационные системы, визуальные коммуникации, вентиляционные короба – «выпячиваются», делаются нарочито яркими, пластичными, выступают – наряду с подчеркнуто выразительными конструкциями покрытий, фурнитурой, мебелью – главными, а то и единственными художественными темами общественных интерьеров. Но и в этой ситуации принципиальная возможность деления оборудования и предметного наполнения на открытое, предназначенноедля «оформления» и оснащения помещений главных, где требования к декоративно-художественному качеству повышены, и скрытое, где преобладают задачи прагматические, сохраняется. А значит, возможны разные установки на проектирование. В первом случае преобладают укрупненные требования к эргономике (главное – реализация «большого процесса»), свои сверхзадачи (торжественность и солидность банка, сдержанный оптимизм и доброжелательность больницы, свобода выбора и информация – в супермаркете и т.д.), подчинение дизайнерских компонентов архитектурному началу интерьера. Во втором – во главе угла стоят проблемы технологические, расчлененные на множество частных процессов (в ресторане – хранение посуды и другого инвентаря, приготовление пищи, которое в свою очередь разделено на хранение, разделку, собственно приготовление и сервировку и т.д.), где декоративно-компоновочные решения как бы напрямую вытекают из рациональности дизайнерской идеи обеспечения множества «местных» функциональных потребностей. А рассчитан дизайн оборудования (и среды в целом) на обслуживающий контингент здания, на комфортность и эффективность его работы. Но, зачастую, «открытое» оборудование определяет архитектурно-пространственное решение среды в целом. Пример – уникальные средовые объекты, олицетворяющие разнообразие «парадных» зон общественных сооружений. К ним относятся практически все крупные общественные здания и комплексы, создающие лицо современной культуры. Это соборы и храмы регионального значения, крупнейшие театры, музеи (музей Гугенхейма), аэропорты, парковые ансамбли. Их отличает от объектов массового хаоактера того же профиля (церкви, кинотеатры и пр.) индивидуальность способа реализации функции, из чего следует и самобытность архитектурно-дизайнерского решения, в т.ч. образных характеристик.
Диалектика вариантов отражения эстетического начала в постройках общественного назначения хорошо видна на примере театральных зданий. В традиционном театре подавляющая часть сложного оборудования (софиты, подъемы, фурки, круг и т.д.) спрятаны от зрителя – на виду у последнего остаются занавес и софиты. И это потому, что считалось, что театральная техника не должна отвлекать внимания от того, что происходит на подмостках. Современный театр давно трансформировал это положение, включив прямой показ оборудования в эстетику зрелища. В результате спектакли идут зачастую без занавеса, без декораций, без антрактов. И почти везде исповедуется принцип активного привлечения техногенных впечатлений к образу среды, что как бы наилучшим способом отвечает современной визуальной культуре.
Тенденции участия специального технологического оборудования в формировании общественной сферы можно сформулировать следующим образом: - дизайн (технология, форма, эстетическое качество) современного оборудования «уникальной» среды концептуально определяется принципами организации ведущих функциональных процессов (образно-функциональной идеей) средовой деятельности; - композиционная структура средового пространства выступает как формализация, закрепление дизайнерской концепции оснащения функциональных процессов; - поэтому образные характеристики такой среды есть, прежде всего, следствие визуализации функционально-технологических принципов оборудования и организации средовых процессов, которая только дополняется другими средствами формирования облика среды (пластика, цвет, отделка поверхностей, расчлененность пространственных форм, привлечение средств других видов искусств и т.д.). Другими словами, облик тех видов среды, где основную роль в реализации функциональных процессов играет оборудование и предметное наполнение, сегодня решается преимущественно дизайнерскими средствами, и только там, где процесс не требует специального оборудования – доминирует архитектурно-пространственное начало.
Особые формы общественной среды.
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества.
Для общественной среды характерно еще одно размежевание средовых форм. Речь идет о различении способов потребления средовых комплексов, которые условно можно назвать среда – состояние и среда – событие. Первое понятие относится к подавляющему большинству средовых комплексов и означает стабильное многократное использование пространств и интерьеров для заранее известных, предусмотренных задачами проектирования функционально-художественных целей, предопределенных назначением (административное, школьное, торговое здание). Среда-событие – явление эпизодическое, она возникает в границах пространственных ситуаций среды любого назначения при проведении разного рода временных мероприятий (фестивали, ярмарки, праздники, парады и т.д.) и обычно лишена специально предназначенной для нее капитальной материально-пространственной базы. Проектирование среды для «событий» сильно отличается от порядков формирования «обычных» интерьеров. Здесь иначе ведется предпроектный анализ ситуации: она оценивается не только с позиций соответствия пространственных и архитектурных условий будущему действу, но и по возможности безболезненного приспособления к задуманному мероприятию при обязательном и желательно «безотходном» возвращении к первоначальному состоянию. Само мероприятие рассматривается как многоступенчатое движение во времени задействованных в нем людей и оборудования, т.е. как своего рода сценарий, разбитый на отдельные фазы, «мизансцены», для каждой из которых намечается свой набор действующих лиц, микропроцессов и нужных для них аксессуаров. Другими словами, проектирование среды для праздников, фестивалей, презентаций, вклинивающихся в рутину жизни постоянных средовых ансамблей, во многом строится по аналогии с формированием театрального представления, требующего не только архитектурно-дизайнерского обеспечения (реквизит и декорации), но и специальной драматургии и режиссуры, того, что называется емким термином «сценография».
Влияние приемов и методов театрального дизайна на средовое проектирование вообще – дело не новое. Архитекторы и дизайнеры, оценивая функциональные задачи, особенно в крупных общественных комплексах, всегда стремились представить себе в деталях, в какой последовательности будут протекать здесь те или иные процессы. Да и среду для разного рода событий коронаций, празднеств, ярмарок – раньше всегда поручали «оформлять» ведущим зодчим своего времени. В наше дни внедрение «сценографической» технологии в средовой дизайн стало стойкой тенденцией – из-за тяготения современной общественной жизни к театрализации – яркости, условности, гипертрофированной выразительности ее проявлений. Считается, что определенная инфантильность, непосредственность восприятия, раскрепощают человека, снимают усталость от обязательного в быту насильственного распределения ролей и линий поведения, переводят быт в сферу шутки, условного, легкого отношения к своим обязанностям, а значит – ослабляют гнет напряжений, которые накладывает на нас бремя цивилизации.
Тенденция театрализации общ. среды тесно соседствует с другой чертой нынешнего средоформирования – «сращивание» в одном пространстве разнородных исходных функций, создание единых крупных образований, обслуживающих иногда противоречащие друг другу процессы. Все чаще появляются нарочито обезличенные «универсальные» пространства. Специально задуманные и оснащенные, они соединяют свойства среды-состояния и среды-события, предусматривая технические возможности и специализированного «одноцелевого» длительного использования, и принципиальную смену ведущего средового процесса на определенное время, и неопределенно долгое совмещение независимых «параллельных» задач. Эту общую позицию дополняет ряд частных тенденций. Например, всеобщее – и заказчиков и проектировщиков – желание активного включения в любые интерьеры всех мыслимых форм ландшафтного дизайна. Появление среди «хайтековских» конструкций «скал» из природного камня, водоемов, каскадов, водопадов, всякого рода «насаждений», от муляжей до натуральных посадок, ароматизированная вентиляция, - делают холлы банков, гостиниц своеобразными зимними садами, «второй природой», столь нужной в современном городе. Эта тема связана с необходимостью разработки и применения совершенно новых форм инженерного оборудования в общественных интерьерах. Среди такого рода устройств есть Средства прямой пространственной трансформации архитектурной оболочки среды – Раздвижные стены и покрытия, изменяемые конструкции пола, которые преследуют не только цели прямого «общения» внутренней и внешней среды общественного комплекса, но и многовариантное использование собственно внутренних пространств. Разумеется при этом трансформируются не только конструктивные элементы пространственной основы, но и комплексы инженерного и технологического оборудования. Замыкает список сегодняшних тенденций формирования общественной среды стремление архитекторов и дизайнеров создать вообще новые, неизвестные ранее типы средовых объектов и систем. Некоторые из них, появившись и пережив период бурного расцвета, сегодня уже исчезли из жизни, например «кинотеатры для автомобилистов», наводнившие в 60-е годы США. Другие только ищут свое лицо – таковы зрительные залы телестудий (поле чудес), со своим техническим и игровым оборудованием. В этом отношении ХХ век является впечатляющим примером. Потому что именно среда общественного назначения, изначально направленная на реализацию форм общения человека и общества, является наилучшей сферой поиска в области изобразительного (во всеобъемлющем значении этого слова) искусства, которое и есть само по себе одно из мощнейших средств человеческого общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.01 с.) |