Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регенты современных известных хоров России.

Поиск

Мужской хор Института певческой культуры «Валаам» при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован в 1990 году. Бессменный руководитель хора Игорь Владимирович Ушаков в 1984 году закончил Волгоградское Училище искусств, где его педагогом по классу хорового дирижирования был музыкант и педагог Г. А. Тер-Багдасарян. Затем, Ушаков поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Его педагогами-наставниками стали ведущие специалисты в области музыкального исполнительства и истории древнерусской и современной российской церковно-певческой культуры К. Н. Никитин и А. Н. Кручинина, совместное творческое сотрудничество с которыми продолжается по сей день. Обучаясь в консерватории, как хоровой дирижер, И. Ушаков одновременно занимался изучением древнерусского певческого искусства, овладев сложнейшим искусством расшифровки знаменных рукописей.

Весной 1994 года, обобщив накопленный исполнительский и исследовательский опыт, И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. Хором записано более 40 различных дисков.

Указом Президента РФ — «за выдающиеся заслуги в области хорового искусства» — руководителю мужского хора Валаамского подворья И.В. Ушакову в 1992 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России»

Мужской хор «Оптина пустынь», приСанкт-Петербургском подворье монастыря Оптина Пустынь, был создан в 1996 году. Хдожественный руководитель Александр Семенов, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование. С 1998 – 2000 год изучал древнерусскую знаменную нотацию под руководством профессоров З.Гусейновой и А.Кручининой. Целью хора, стало освоение древнерусской певческой традиции и возвращение к жизни шедевров древнерусского певческого искусства. А.Семенов – автор множества аранжировок церковных и светских музыкальных произведений, под его руководством хором было записано более 11 компакт-дисков с концертными программами [http://choral-school.ru].

Праздничный хор Мужского Данилова монастыря существует с 1987г. В 1995 году его художественным руководителем, главным дирижером становится Георгий Леонидович Сафонов. В 1964 году, закончил музыкальную спецшколу при Белорусской госконсерватории затем Музыкальную академию имени Гнесиных в Москве. С 1990 года – главный дирижер хора Московского Баховского центра, с 1991 года – художественный руководитель Московского ансамбля солистов «Русское возрождение». Принимал участие в международных съездах и конференциях по вопросам истории и стилистики церковного певческого искусства. С 1994 по 2001 год руководил хором мальчиков воскресной школы при Даниловом монастыре, с 1996 – 2002 год – хором донских казаков России, с 1998 – 2003 год – мужским камерным хором «Пересвет». Награжден грамотами и дипломами, лауреат 1 Всесоюзного конкурса дирижеров. Под его руководством Праздничным мужским хором Данилова монастыря было записано 19 компакт-дисков [ http://danilovchoir.ru ].

Московский хор Сретенского монастыря образовался в 1994 году. С 2005 года, его руководителем был приглашен Никон Степанович Жила. В 1995 году он окончил Московское областное музыкальное училище им. С.С.Прокофьева, а в 2001 г. факультет хорового дирижирования Российской Академии Музыки им. Гнесиных. С 2000 г. Никон Жила работал певчим в хоре Московского Сретенского монастыря. Во время прохождения службы в вооруженных силах в 2001-2002 г. служил артистом в Академическом Ансамбле Песни и Пляски Внутренних Войск МВД России. С 2005 года хор записал 5 альбомов духовных и народных песнопений [http://bestchoir.ru].

Это далеко не полный список регентов ведущих хоровых церковных коллективов нашего времени. В нашу работу не входит описание всех ведущих регентов современности. Важно отметить что данные руководители по своей инициативе ведут активную просветительскую и концертную деятельность на территории России и за рубежом, делают расшифровки древних распевов и переложения песнопений для церковных хоров, записывают концертные программы на компакт-диски (концертно - просветительская деятельность эти хоровых коллективов показана в §2.1). Являясь лучшими профессиональными регентами и руководителями церковных хоров современности, они дают пример для подражания в деле возрождения церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви.

В заключение следует отметить, что в богослужении наряду со священником, ключевой фигурой становится регент. Именно он находится на своеобразном «пересечении линий» - эстетики хорового звучания и этики храмового богослужения, навыков светского исполнительства и специфики церковного исполнительства. Правильно оформленная церковная служба, предъявляет регенту ряд требований, важнейшие из которых: профессиональная хормейстерская подготовка, знание литургики и опыт певческо-регентской деятельности. Соотнося эти векторы, создавая целостное музыкально-сакральное и художественное действо, церковный регент выступает как просветитель в сфере музыкально-хоровой и духовной культуры в целом.

 

Заключение

В настоящее время вопрос о возрождении традиций богослужебного пения стоит очень остро. Это обусловлено еще тем, что отечественная культура проявляет повышенное внимание к церковному искусству и вообще к духовной музыке: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная деятельность, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству, многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. Как композиторам, так и регентам, да и вообще всем, кто имеет какое-либо отношение к церковному пению или просто интересуется им и любит его, необходимо ознакомиться, хотя бы в главных чертах, с художественными законами церковного пения, отличающими его от общей вокальной хоровой музыки. Причем, литература по истории, теории и практике церковного пения - есть. Сейчас, многие ученые специализируются на трудах посвященных церковному пению, защищают кандидатские и докторские работы в этом направлении. В Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, открыта кафедра «Древнерусского певческого искусства», где готовят специалистов – медиевистов, владеющих рукописями Средневековья. Во многих Епархиях Русской Православной Церкви имеются духовные школы: Семинарии, училища, отделения, где знакомятся с церковно-певческими традициями и по мере сил возрождают их на приходах, во время богослужения, а также, по возможности, и в концертных залах.

Наша работа отнюдь не претендует на полноту охвата всех богослужебно-певческих явлений, но некоторые знания необходимы для правильного понимания произошедших изменений в церковном пении, правильного выбора церковно-певческого направления, школы и репертуара.

В целом же можно сказать, что сочетание специальной церковно-певческой и академической музыкальной подготовки и одновременно - изучение основных богословских дисциплин, позволяет восстановить церковно-певческую культуру, что, безусловно, обогатит как церковное, так и светское музыкальное искусство.

В наше свободное время не хватает централизованного подхода, как это было во времена Д. Бортнянского и А. Львова. Нет комитета церковных цензоров, которые могли рецензировать новые богослужебные сочинения и допускать их в печать.

Полагаем, что наша попытка, лишь кон­турно обозначившая глубину и важность изучаемой проблемы, послужит импульсом для серьезной работы над возрождением, сохранением и развитием певческих традиций в нашем Отечестве, в нашем крае, и не только в православных храмах, но и в храмах науки - хоровых учебных заведениях города.

 

Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ.

В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи:

1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»;

2. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви;

3. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме;

4. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке

5. выработаны рекомендации по практической деятельности регентов и псаломщиков Церкви;

6. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение).

Список литературы

 

1. Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 1. История, теория / сост. Т. В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. – Барнаул: АГИИК, 2003. – 151 с.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Можайск: Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь, 2006. – 1296 с.

3. Вахромеев, В. А. Учебник церковного пения: в 2-х т. / В. А. Вахромеев. Т.1. – Минск, 2000. – С. 219–226.

4. Волна, В. Главное для меня - старание певца [Электронный ресурс] // http://www.spbda.ru

5. Гарднер, И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2-х т. / И. Гарднер. Т.2.. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. с.127 - 140

6. Горина, Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской православной церкви [Электронный ресурс] // http://www.mprs.ru

7. Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. С. Гуляницкая. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 432 с.

8. Елецких, И. архиеп. Пойте Богу разумно [Электронный ресурс] // http:// ikliros.com

9. История богослужебного пения Русской Православной Церкви /составитель игумен Максим (Дмитриев) г. Тобольск: Тобольская Духовная семинария. – 1998 с.52 – 54

10. Жила, Н. Из истории хора Сретенского монастыря [Электронный ресурс] // http://bestchoir.ru

11. Карпов, Ю. С. Современная регентская практика: хормейстерский аспект [Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com

12. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных,

и святых отец. Репринтное издание. Сергиев Посад: Свято-Троицкая

Сергиева Лавра. – 1992 с.19, 165

13. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И. В. Кошмина. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – Кн.1.История. Стили. Жанры. – 224 с.

14. Мазур, А. архидиакон Самое главное – это молитва / А. Мазур, архидиакон // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. – М., 2005. С. 31–44.

15. Макаренко, Л. Регент больше, чем дирижер [Электронный ресурс] // http://vladivostok.eparhia.ru

16. Мартынов, В. И. История богослужебного пения: учебное пособие / В. Мартынов; РИО Федеральных архивов. – М.: Русские огни, 1994. – 240 с.

17. Мартынов, В. И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы / В. И. Мартынов. – М.: Филология, 1997. – 208 с.

18. Мартынов, О. Надо избегать любых перекосов [Электронный ресурс] // http://ikliros.com

19. Материалы Архиерейского собора РПЦ, февраль 2011 [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru

20. Металлов, В., прот. Очерк истории православного пения в России / В. Металлов, протоирей; репринтное изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. – 150 с.

21. Мормыль, М., архим. На чужом основании никогда ничего не строил / Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 2. Исполнительство, образование // сост. Т. В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. – Барнаул: АГИИК, 2003. –149 с.

22. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.

23. Настольная книга священнослужителя. В 7т. Второе издание. Т. 1. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. – с.335 - 347

24. Нечаев, П., митр. В церкви должна быть особая культура пения / Питирим, митрополит // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. – М.: Паломник, 2005. – С. 13–23.

25. Николаев, Б., протоиерей Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: опыт исследования мелодики и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной / Борис Николаев, протоирей. – Волоколамск: Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995. – 39 с.

26. Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X вв. / А. Никольский // О церковном пении: сборник [cост. О. В. Лада]. – М.: Лодья, 2001. – с.61

27. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под. ред. проф. Л. И. Скворцова. 26-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Оникс: ООО Мир и Образование, 2008. – 736 с.

28. Сафонов, Г. Стиль мысли и стиль звучания [Электронный ресурс] // http://danilovchoir.ru

29. Парийский, Л. Д. О церковном пении / Л. Д. Парийский // ЖМП. – 1948. – № 12. – С. 52–64.

30. Пожидаева, Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки истории и стиля / Г. А. Пожидаева. – М.: Знак, 2007. – 880 с.

31. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. / под ред. Д. Булатова; репринтное изд.Т.2. – М.: Возрождение, 1992. – с.1940 – 1941

32. Пономарев, В. Распев и Партес. Рассуждения композитора и регента / В. Пономарев // Журнал Красноярско–Енисейской епархии. – 2002. – №3. – с.81 - 84

33. Православный церковный календарь на 2011г. – М.: Календарный отдел Издательства Московской Патриархии, 2010. – с.208 - 210

34. Резниченко, Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология / Е. Резниченко. – М.: «Композитор», 2000. – с.127

35. Сборник работ преподавателей НДПУ равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских [гл. ред. Александр Пивоваров, кандидат богословия, проректор НДПУ, протоиерей]. – Новокузнецк: НДПУ, 1997. – с.149 - 183

36. Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Барнаул, 23–24 мая 2003 г.) / Комитет по культуре и туризму администрации Алтайского края; Барнаульская Епархия; Алтайский государственный институт искусств и культуры. Сибирский центр народной культуры. Кафедра академического хора / ред. кол. О. Н. Турцева [и др.]; – Барнаул: АГИИК, 2003. – 105 с.

37. Трубин, Н. Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. – Смоленск: Смядынь, 2004. – 229 с.

38. Туев, К, Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса / К. Туев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. – 2002. – № 3. – с.71 - 80

39. Умнов, А. Ю. Из истории мужского хорового исполнительства в России [Электронный ресурс] //http://choral-school.ru

40. Хоровое пение: учеб. пособие по хороведению / сост. Н. В. Матвеев. Электросталь: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского. 1998. – с.161 - 164

41. Христианство и хоровая музыка: сборник научных статей / ред.–сост. Т. В. Тарасова. – Барнаул: АГИИК, 2002. – 125 с.

42. Худошин, А. Искусство и православие / А. Худошин. – М.: Благовест. 2004. – 256 с.



 

 

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.011 с.)