Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регенты современных известных хоров России.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мужской хор Института певческой культуры «Валаам» при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован в 1990 году. Бессменный руководитель хора Игорь Владимирович Ушаков в 1984 году закончил Волгоградское Училище искусств, где его педагогом по классу хорового дирижирования был музыкант и педагог Г. А. Тер-Багдасарян. Затем, Ушаков поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Его педагогами-наставниками стали ведущие специалисты в области музыкального исполнительства и истории древнерусской и современной российской церковно-певческой культуры К. Н. Никитин и А. Н. Кручинина, совместное творческое сотрудничество с которыми продолжается по сей день. Обучаясь в консерватории, как хоровой дирижер, И. Ушаков одновременно занимался изучением древнерусского певческого искусства, овладев сложнейшим искусством расшифровки знаменных рукописей. Весной 1994 года, обобщив накопленный исполнительский и исследовательский опыт, И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. Хором записано более 40 различных дисков. Указом Президента РФ — «за выдающиеся заслуги в области хорового искусства» — руководителю мужского хора Валаамского подворья И.В. Ушакову в 1992 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России» Мужской хор «Оптина пустынь», приСанкт-Петербургском подворье монастыря Оптина Пустынь, был создан в 1996 году. Хдожественный руководитель Александр Семенов, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование. С 1998 – 2000 год изучал древнерусскую знаменную нотацию под руководством профессоров З.Гусейновой и А.Кручининой. Целью хора, стало освоение древнерусской певческой традиции и возвращение к жизни шедевров древнерусского певческого искусства. А.Семенов – автор множества аранжировок церковных и светских музыкальных произведений, под его руководством хором было записано более 11 компакт-дисков с концертными программами [http://choral-school.ru]. Праздничный хор Мужского Данилова монастыря существует с 1987г. В 1995 году его художественным руководителем, главным дирижером становится Георгий Леонидович Сафонов. В 1964 году, закончил музыкальную спецшколу при Белорусской госконсерватории затем Музыкальную академию имени Гнесиных в Москве. С 1990 года – главный дирижер хора Московского Баховского центра, с 1991 года – художественный руководитель Московского ансамбля солистов «Русское возрождение». Принимал участие в международных съездах и конференциях по вопросам истории и стилистики церковного певческого искусства. С 1994 по 2001 год руководил хором мальчиков воскресной школы при Даниловом монастыре, с 1996 – 2002 год – хором донских казаков России, с 1998 – 2003 год – мужским камерным хором «Пересвет». Награжден грамотами и дипломами, лауреат 1 Всесоюзного конкурса дирижеров. Под его руководством Праздничным мужским хором Данилова монастыря было записано 19 компакт-дисков [ http://danilovchoir.ru ]. Московский хор Сретенского монастыря образовался в 1994 году. С 2005 года, его руководителем был приглашен Никон Степанович Жила. В 1995 году он окончил Московское областное музыкальное училище им. С.С.Прокофьева, а в 2001 г. факультет хорового дирижирования Российской Академии Музыки им. Гнесиных. С 2000 г. Никон Жила работал певчим в хоре Московского Сретенского монастыря. Во время прохождения службы в вооруженных силах в 2001-2002 г. служил артистом в Академическом Ансамбле Песни и Пляски Внутренних Войск МВД России. С 2005 года хор записал 5 альбомов духовных и народных песнопений [http://bestchoir.ru]. Это далеко не полный список регентов ведущих хоровых церковных коллективов нашего времени. В нашу работу не входит описание всех ведущих регентов современности. Важно отметить что данные руководители по своей инициативе ведут активную просветительскую и концертную деятельность на территории России и за рубежом, делают расшифровки древних распевов и переложения песнопений для церковных хоров, записывают концертные программы на компакт-диски (концертно - просветительская деятельность эти хоровых коллективов показана в §2.1). Являясь лучшими профессиональными регентами и руководителями церковных хоров современности, они дают пример для подражания в деле возрождения церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви. В заключение следует отметить, что в богослужении наряду со священником, ключевой фигурой становится регент. Именно он находится на своеобразном «пересечении линий» - эстетики хорового звучания и этики храмового богослужения, навыков светского исполнительства и специфики церковного исполнительства. Правильно оформленная церковная служба, предъявляет регенту ряд требований, важнейшие из которых: профессиональная хормейстерская подготовка, знание литургики и опыт певческо-регентской деятельности. Соотнося эти векторы, создавая целостное музыкально-сакральное и художественное действо, церковный регент выступает как просветитель в сфере музыкально-хоровой и духовной культуры в целом.
Заключение В настоящее время вопрос о возрождении традиций богослужебного пения стоит очень остро. Это обусловлено еще тем, что отечественная культура проявляет повышенное внимание к церковному искусству и вообще к духовной музыке: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная деятельность, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству, многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. Как композиторам, так и регентам, да и вообще всем, кто имеет какое-либо отношение к церковному пению или просто интересуется им и любит его, необходимо ознакомиться, хотя бы в главных чертах, с художественными законами церковного пения, отличающими его от общей вокальной хоровой музыки. Причем, литература по истории, теории и практике церковного пения - есть. Сейчас, многие ученые специализируются на трудах посвященных церковному пению, защищают кандидатские и докторские работы в этом направлении. В Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, открыта кафедра «Древнерусского певческого искусства», где готовят специалистов – медиевистов, владеющих рукописями Средневековья. Во многих Епархиях Русской Православной Церкви имеются духовные школы: Семинарии, училища, отделения, где знакомятся с церковно-певческими традициями и по мере сил возрождают их на приходах, во время богослужения, а также, по возможности, и в концертных залах. Наша работа отнюдь не претендует на полноту охвата всех богослужебно-певческих явлений, но некоторые знания необходимы для правильного понимания произошедших изменений в церковном пении, правильного выбора церковно-певческого направления, школы и репертуара. В целом же можно сказать, что сочетание специальной церковно-певческой и академической музыкальной подготовки и одновременно - изучение основных богословских дисциплин, позволяет восстановить церковно-певческую культуру, что, безусловно, обогатит как церковное, так и светское музыкальное искусство. В наше свободное время не хватает централизованного подхода, как это было во времена Д. Бортнянского и А. Львова. Нет комитета церковных цензоров, которые могли рецензировать новые богослужебные сочинения и допускать их в печать. Полагаем, что наша попытка, лишь контурно обозначившая глубину и важность изучаемой проблемы, послужит импульсом для серьезной работы над возрождением, сохранением и развитием певческих традиций в нашем Отечестве, в нашем крае, и не только в православных храмах, но и в храмах науки - хоровых учебных заведениях города.
Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ. В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи: 1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»; 2. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви; 3. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме; 4. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке 5. выработаны рекомендации по практической деятельности регентов и псаломщиков Церкви; 6. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение). Список литературы
1. Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 1. История, теория / сост. Т. В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. – Барнаул: АГИИК, 2003. – 151 с. 2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Можайск: Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь, 2006. – 1296 с. 3. Вахромеев, В. А. Учебник церковного пения: в 2-х т. / В. А. Вахромеев. Т.1. – Минск, 2000. – С. 219–226. 4. Волна, В. Главное для меня - старание певца [Электронный ресурс] // http://www.spbda.ru 5. Гарднер, И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2-х т. / И. Гарднер. Т.2.. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. с.127 - 140 6. Горина, Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской православной церкви [Электронный ресурс] // http://www.mprs.ru 7. Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. С. Гуляницкая. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 432 с. 8. Елецких, И. архиеп. Пойте Богу разумно [Электронный ресурс] // http:// ikliros.com 9. История богослужебного пения Русской Православной Церкви /составитель игумен Максим (Дмитриев) г. Тобольск: Тобольская Духовная семинария. – 1998 с.52 – 54 10. Жила, Н. Из истории хора Сретенского монастыря [Электронный ресурс] // http://bestchoir.ru 11. Карпов, Ю. С. Современная регентская практика: хормейстерский аспект [Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com 12. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. Репринтное издание. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – 1992 с.19, 165 13. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И. В. Кошмина. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – Кн.1.История. Стили. Жанры. – 224 с. 14. Мазур, А. архидиакон Самое главное – это молитва / А. Мазур, архидиакон // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. – М., 2005. С. 31–44. 15. Макаренко, Л. Регент больше, чем дирижер [Электронный ресурс] // http://vladivostok.eparhia.ru 16. Мартынов, В. И. История богослужебного пения: учебное пособие / В. Мартынов; РИО Федеральных архивов. – М.: Русские огни, 1994. – 240 с. 17. Мартынов, В. И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы / В. И. Мартынов. – М.: Филология, 1997. – 208 с. 18. Мартынов, О. Надо избегать любых перекосов [Электронный ресурс] // http://ikliros.com 19. Материалы Архиерейского собора РПЦ, февраль 2011 [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru 20. Металлов, В., прот. Очерк истории православного пения в России / В. Металлов, протоирей; репринтное изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. – 150 с. 21. Мормыль, М., архим. На чужом основании никогда ничего не строил / Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 2. Исполнительство, образование // сост. Т. В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. – Барнаул: АГИИК, 2003. –149 с. 22. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с. 23. Настольная книга священнослужителя. В 7т. Второе издание. Т. 1. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. – с.335 - 347 24. Нечаев, П., митр. В церкви должна быть особая культура пения / Питирим, митрополит // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. – М.: Паломник, 2005. – С. 13–23. 25. Николаев, Б., протоиерей Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: опыт исследования мелодики и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной / Борис Николаев, протоирей. – Волоколамск: Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995. – 39 с. 26. Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X вв. / А. Никольский // О церковном пении: сборник [cост. О. В. Лада]. – М.: Лодья, 2001. – с.61 27. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под. ред. проф. Л. И. Скворцова. 26-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Оникс: ООО Мир и Образование, 2008. – 736 с. 28. Сафонов, Г. Стиль мысли и стиль звучания [Электронный ресурс] // http://danilovchoir.ru 29. Парийский, Л. Д. О церковном пении / Л. Д. Парийский // ЖМП. – 1948. – № 12. – С. 52–64. 30. Пожидаева, Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки истории и стиля / Г. А. Пожидаева. – М.: Знак, 2007. – 880 с. 31. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. / под ред. Д. Булатова; репринтное изд.Т.2. – М.: Возрождение, 1992. – с.1940 – 1941 32. Пономарев, В. Распев и Партес. Рассуждения композитора и регента / В. Пономарев // Журнал Красноярско–Енисейской епархии. – 2002. – №3. – с.81 - 84 33. Православный церковный календарь на 2011г. – М.: Календарный отдел Издательства Московской Патриархии, 2010. – с.208 - 210 34. Резниченко, Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология / Е. Резниченко. – М.: «Композитор», 2000. – с.127 35. Сборник работ преподавателей НДПУ равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских [гл. ред. Александр Пивоваров, кандидат богословия, проректор НДПУ, протоиерей]. – Новокузнецк: НДПУ, 1997. – с.149 - 183 36. Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Барнаул, 23–24 мая 2003 г.) / Комитет по культуре и туризму администрации Алтайского края; Барнаульская Епархия; Алтайский государственный институт искусств и культуры. Сибирский центр народной культуры. Кафедра академического хора / ред. кол. О. Н. Турцева [и др.]; – Барнаул: АГИИК, 2003. – 105 с. 37. Трубин, Н. Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. – Смоленск: Смядынь, 2004. – 229 с. 38. Туев, К, Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса / К. Туев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. – 2002. – № 3. – с.71 - 80 39. Умнов, А. Ю. Из истории мужского хорового исполнительства в России [Электронный ресурс] //http://choral-school.ru 40. Хоровое пение: учеб. пособие по хороведению / сост. Н. В. Матвеев. Электросталь: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского. 1998. – с.161 - 164 41. Христианство и хоровая музыка: сборник научных статей / ред.–сост. Т. В. Тарасова. – Барнаул: АГИИК, 2002. – 125 с. 42. Худошин, А. Искусство и православие / А. Худошин. – М.: Благовест. 2004. – 256 с.
Приложение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.011 с.) |