Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хорового коллектива «Дружба»↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хорового коллектива «Дружба»
Оренбург
Содержание I. Пояснительная записка 1.1 Направленность общеобразовательной программы 1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна общеобразовательной программы 1.3 Цель, задачи программы 1.4 Отличительные особенности программы 1.5 Возраст детей, участвующих в реализации программы 1.6 Сроки реализации программы 1.7 Формы и режим занятий 1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1.9. Формы подведения итогов реализации программы II. Учебно-тематические планы 2.1. Учебный план 2.2 Учебно-тематический план 1-го года обучения 2.3 Учебно-тематический план 2-го года обучения 2.4 Учебно-тематический план 3-го года обучения 2.5 Учебно-тематический план 4го года обучения 2.6 Учебно-тематический план 5-го года обучения 2.7 Учебно-тематический план 6-го года обучения 2.8 Учебно-тематический план 7-го года обучения Ш.Содержание программы 3.1. Содержание программы 1-го года обучения 3.2. Содержание программы 2-го года обучения 3.3.Содержание программы 3-го года обучения 3.4.Содержание программы 4-го года обучения 3.5.Содержание программы 5-го года обучения 3.6.Содержание программы 6-го года обучения 3.7.Содержание программы 7-го года обучения IV.Методическое обеспечение программы Литература Приложение I. Пояснительная записка 1.1.Направленность общеобразовательной программы Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» предназначена для организации занятий творческого объединения, деятельность которого направлена на формирование и развитие навыков хорового пения у учащихся школьного возраста (7-14 лет), разработана в соответствии с требованиями нормативных документов к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» имеет художественную направленность, является модифицированной (составлена на основе типовых программ для музыкальных школ), комплексной (объединяет различные виды музыкального творчества); по уровню освоения – общеразвивающей, по уровню реализации - разноуровневой, по цели обучения - развивающей вокально-хоровые способности. Хоровой коллектив «Дружба» организован в МБУДО «Центр детского творчества» г.Оренбурга, учебной базой хорового коллектива в рамках сетевого договора является МОАУ «Лицей №4» г. Оренбурга. Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы Актуальность дополнительной общеобразовательной программы хорового коллектива «Дружба» определяется ее направленностью на решение задач нравственного, эстетического воспитания и поддержки одаренных детей. Важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей является воспитание на вокальных традициях народа. Вокально-хоровое искусство обеспечивает приобщение детей к музыкальной культуре. Хористы, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомятся с сокровищницей музыкального искусства, через постижение ими эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки происходит формирование базовых ценностей и, в целом, общего отношения к окружающему миру. В интеллектуальном плане занятия в хоровом коллективе обеспечивают расширение музыкального кругозора, формирование определенного объема певческих умений и навыков, развивают познавательные процессы. В личностном плане освоение вокально-хоровой культуры способствует развитию эмоциональной сферы, музыкальной отзывчивости, личностных качеств, самосознания ребенка, реализации его личностных потребностей в самопознании, самоутверждении, поиске путей дальнейшей самореализации. Занятия в хоровом коллективе опосредовано влияют на развитие коммуникативных умений и умений взаимодействовать с окружающими. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие учащихся идут взаимосвязано и неразрывно. Содержание дополнительной общеобразовательной программы обеспечивает развитие музыкальных способностей, формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков (певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, ансамбля), координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы подкрепляется реализацией оздоровительно-коррекционной функции. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и соматической стабилизации и гармонизации личности. Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса певческих знаний, умений, навыков с учетом сензитивности периода младшего школьного и подросткового возрастов для развития музыкальных способностей. Реализация развивающей, обучающей, воспитывающей и оздоровительно-коррекционной функции обуславливает педагогическую целесообразность использования данной программы в работе с детьми младшего и подросткового возрастов. Новизна дополнительной общеобразовательной программы в содержательном плане связана с репертуаром, соединяющим в себе разноплановые по жанру, стилю музыкальные произведения, представленностью регионального компонента в содержании обучения. С инструментальной точки зрения новизну программы составляет использование обучающих методик Д.Е Огороднова, В.В. Емельянова, Г. Струве и др., частных методик развития дикционных и дыхательных навыков А. Н. Стрельниковой, Э.Чарелли, речевых игр Карла Орфа.
Цель и задачи программы Цель программы: развитие вокально-хоровых способностей у учащихся. Задачи: Обучающие: · Формирование системы опорных знаний в области вокально-хорового исполнительства (ознакомление со строением певческого аппарата, формирование основ музыкальной грамоты, знаний в области жанровых и стилистических особенностей музыкальных произведений, певческого дыхания, постановки и охраны голоса, сценического исполнительства); · расширение музыкального кругозора; · формирование умений и навыков в области вокально-хорового исполнительства (освоение правильного певческого дыхания, певческой артикуляции, навыков звукообразования, интонирования, звуковедения); · формирование основ сценической культуры. Воспитывающие: · воспитание ценностного отношения к вокально-хоровой культуре; · воспитание эстетического вкуса и чувства стиля в академическом пении; · воспитание личностных качеств и умений, определяющих успешность освоения программы хорового коллектива «Дружба»: дисциплинированность, ответственность, мотивация достижений, познавательная активность, коммуникабельность, умение взаимодействовать в концертной и исполнительской деятельности. Развивающие: · развитие вокально-хоровых способностей (музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, музыкальной памяти, творческого воображения и артистизма); · развитие познавательных, эстетических потребностей, творческих способностей и музыкальной одаренности; · развитие контрольно-оценочных умений и самооценки себя как исполнителя. Содержание дополнительной общеобразовательной программы базируется на теоретических положениях о развитии специальных способностей (Б.М. Теплов, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн), музыкальных способностей (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, К.В. Тарасова), о сензитивных периодах развития вокальных данных (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский), теоретических и прикладных исследованиях в области организации обучения, методов и форм развития музыкальных способностей (Д.Б. Кабалевский, Д. Огороднов, П.В. Голубев и др.), вокально-хорового исполнительства (Г.А. Струве, В.В. Емельянов, В.А. Шереметьев, Г.П. Стулова и др.). Базовые положения: 1.Развитие музыкально-певческих способностей определяется развитием врожденных задатков (Б.М. Теплов). 2. Стратегия обучения определяется уровнем музыкальности детей (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев). 3. Период младшего школьного возраста является благоприятным для развития голосовых связок, музыкального слуха, музыкальной памяти (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры. В подростковом возрасте закрепляются личностные качества и ценностные установки, определяющие успешность в выбранной для самореализации области, в данном случае, в вокально-хоровой исполнительской деятельности. 4. Приобщение к музыкальному искусству наиболее эффективно реализуется через коллективное пение как самый доступный вид музыкальной деятельности детей различного возраста (Н.А. Ветлугина, Г.А.Струве). В основе процесса обучения по программе лежат: - рекомендации по развитию певческого голоса П.В. Голубева; - методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова; - практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки; - метод развития вокальных данных воспитанников хора В.В.Емельянова; - дыхательные упражнения А. Стрельниковой, методика развития дикционных навыков и сценической речи Э.Чарелли, речевые игры К.Орфа. Принципы организации педагогического процесса: - принцип единства художественного и технического развития вокально-хоровых способностей; - принцип гармонического воспитания личности; - принцип постепенности и последовательности в овладении вокально-хоровым исполнительством; - принцип ориентации на зону ближайшего развития воспитанника хора; - принцип соразмерности нагрузки уровню, состоянию здоровья и индивидуальных возможностей воспитанников хора; - принцип творческого развития; - принцип доступности музыкального материала; - принципы индивидуального и дифференцированного подхода. Сроки реализации программы Дополнительная общеобразовательная программа хора «Дружба» рассчитана на 7 лет обучения. 1-я ступень обучения рассчитана на 2 года (для детей 1-х-2-х классов), базовый этап для детей 3-го и 4-го года обучения, основной этап рассчитан на 3 года (5-й,6-й и 7-й годы обучения). Учащиеся осваивают дисциплины: «Хор» (с 1-й ступени обучения по 33ч. в первый год и 36 часов со второго года обучения, со 2-й ступени по 36 часов.), «Вокал» (со 2 ступени – 18 ч.), «Сводный хор» (18 ч. в год хористы 2 и 3 ступеней). Формы и режим занятий Основной формой организации образовательного процесса является коллективное занятие (подгрупповое по 14-15 человек), которое включает в себя распевание, слушание музыки, пение по слуху, работа над хоровыми произведениями. Программой предусмотрены сводные репетиции и концертные выступления (участие в конкурсах, фестивалях, смотрах). Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия по микрогруппам (2-4 воспитанника), работа по партиям (4-8 воспитанников), с солистами, сводные репетиции каждой группы хора и всех 3-х ступеней хора. В каникулярное время занятия могут проходить в мини - группах, индивидуально. Лучшие хористы образуют вокально-хоровой ансамбль (12-15 человек). Хоровые занятия для каждой группы хора проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. 1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Основными методами контроля и управления образовательным процессом выступают: наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия певцов хорового коллектива в конкурсных мероприятиях, экспертная оценка специалистов, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, методы педагогической диагностики. По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе хорового коллектива «Дружба» у детей формируется достаточный объем знаний и умений по музыкально-хоровому воспитанию, расширяется кругозор в области музыкального искусства, проявляются организаторские, лидерские и коммуникативные способности. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального развития личности хористов, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию занятий и планомерное формирование знаний и умений в области вокально-хорового исполнительства. Предполагаемые результаты обучения дифференцированы по ступеням обучения и по виду и характеру полученных знаний и умений (личностные, предметные и метапредметные результаты): Метапредметные результаты. Базовый уровень - понимание и сохранение учебно-творческой задачи под руководством педагога; - дифференцированное оценивание своих вокальных способностей. Повышенный уровень: - умение видеть допущенные ошибки в исполнительской деятельности и вносить коррективы в исполнение музыкального произведения на основе учета характера сделанных ошибок. Предметные результаты. Базовый уровень Знания: -знание основ музыкальной грамоты (интервал, виды трезвучий) и приемов вокального-хорового пения; - знание правил певческой установки; - знание особенностей исполнения в унисон; - знание и умение пользоваться певческим дыханием; - знание понятий «стаккато, легато» - знание техник звукообразования; - знание особенностей исполнения вокально-хоровых произведений; -знание правил поведения на сцене и умение их использовать на выступлении; Умения: - чисто интонировать; - четко пропевать текст; - петь в унисон, исполнять 2-х- голосные произведения; - проникать в образ исполняемых произведений; - чувствовать темп во время исполнения произведений; -проявлять артистические качества при выступлении на концертах, конкурсах, праздниках; Повышенный уровень: - владение голосом; - умение видеть сценическое пространство, работать с микрофоном, контролировать эмоции во время выступления. Метапредметные результаты: Базовый уровень: - умение осуществлять пошаговый контроль при исполнении произведения; -умение сравнивать с эталоном собственное исполнение музыкального произведения; - умение работать в коллективе; -умение выстраивать рассуждение о прослушанном музыкальном произведении; - умение адекватно воспринимать оценку педагога; - умение использовать речь для регуляции своих действий; - умение координировать свои действия в процессе коллективной деятельности (работа над хоровым произведением). Повышенный результат: - понимание возможности существования различных точек зрения; -соблюдение корректности в высказываниях, умение конструктивно позиционировать собственное мнение.
Личностные результаты Базовый уровень: - устойчивая учебно-познавательная мотивация к занятиям хора; -сформированное положительное отношение к музыке как части мировой культуры; - ценностное отношение к традициям хорового коллектива «Дружба». Повышенный уровень: - мотивация достижений. Предметные результаты Базовый уровень Знания: - знание репертуара хорового коллектива; - знание основ музыкальной грамоты (виды аккордов, тембровые эффекты); Умения и навыки: - сформированные навыки хорового пения в унисон, 2-3-х-голосия; - владение техникой звуковедения (легато, стаккато, кантиленна и др.); - сформированный навык ощущения высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов; - владение сольной исполнительской техникой (умение владеть собой на сцене как солист, умение пользоваться микрофоном, навык публичного выступления, артистичность и др.); -сформированный навык смыслового интонирования и эмоционального исполнения произведения; -умение следить за дирижерским жестом (одновременное вступление и окончание пения); -сформированная певческая установка (спокойный вдох, правильное звукообразование, экономный выдох, сила звука небольшая); - расширение диапазона; - четкая дикция (четкое произношение согласных, правильное формирование гласных); - развитый мелодический и ритмический слух; -умение воплощать художественно- образное содержании вокального произведения и выражать свое отношение к нему в пении; Повышенный уровень: - сформированная культура поведения артиста (во время концерта на сцене, за кулисами и в зале). Метапредметные результаты: - умение самостоятельно ставить учебно-творческие задачи; - умение вносить коррективы в свои действия на основе их оценки и с учетом сделанных ошибок; - умение координировать свои действия с учетом действий партнера; - регулирование своих действий в ходе выступления на сцене; - умение оценивать уровень владения техническими приемами исполнения; - Повышенный уровень: - адекватное понимание причин успешности (не успешности) собственной исполнительской деятельности; -самостоятельное проектирование образовательной траектории. Основными способами определения результативности программы выступают методы психолого-педагогической диагностики: а нкетирование, тестирование, наблюдение, предметные пробы. Базовые критерии для отслеживания: · музыкальная память, чувство ритма; · чистота интонирования исполняемой партии или произведения; · артистизм и выразительность выступления; · творческая активность; · мотивация к занятиям.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя следующие виды диагностики: прогностическую, текущую, итоговую. Прогностическая диагностика проводится при наборе учащихся хора и направлена на изучение уровня подготовленности ребенка, индивидуальных качеств учащихся. Текущая диагностика направлена на изучение учебных достижений обучающихся. Итоговая диагностика позволяет оценить уровень усвоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. Методы педагогической и психолого-педагогической диагностики дифференцированы в зависимости от целевого назначения (изучение предметных и метапредметных результатов) и возраста обучающихся. Для изучения общей мотивации к занятиям используется методика Н.Г. Лускановой. Предметные пробы используются на прояснение интереса учащихся к содержанию занятий. Для изучения эмоционального самочувствия и комфортности на занятиях применяется методика А.Н. Лутошкина. Для наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса и регулятивных УУД используется диагностическая карта (Г.В. Репкина, Е.В.Заика). Для оценки волевых качеств хористов используется методика А.И. Высоцкого. Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель сохранности контингента хорового коллектива. Содержание ступеней обучения. Я ступень обучения Введение в предмет. Цель и задачи обучения по программе хорового коллектива «Дружба». Роль музыки в жизни человека. Музыкальные способности человека. Правила поведения и техники безопасности на занятиях хора. Правила охраны голосового аппарата. Правильная певческая позиция, дикционные навыки, певческое дыхание, звуковедение, звукообразование. Репертуарный план хорового коллектива. Унисон, канон. Особенности исполнения канонов и простейших вокально-хоровых произведений (народных, классических, современных). Яркость, жанровость образов песен, доступность мелодий, ритма, темпа. Выразительные средства вокально-хоровой музыки. Профессия «дирижер». Правила выступления на сцене. Я ступень обучения Цель и задачи обучения по программе хорового коллектива «Дружба» на 2-й ступени. Типы голосов. Разные приемы дыхания. Чувство ритма, музыкальный слух. Техника исполнения и произношения текста произведения. Механизм правильного голосообразования. Контроль интонирования в процессе пения. Лад. Темп. Фразировка. Отработка практических навыков и технических трудностей в исполнении хоровых произведений. Произведения с использованием одноголосия с эпизодическим включением 2-х, 3-х голосов, с параллельным движением голосов, каноническим изложением. Сценическая культура, правила выступления на сцене, порядок концерта. Репертуарный план хорового коллектива. Концертная деятельность. Я ступень обучения Цель и задачи обучения по программе хорового коллектива «Дружба» на 3-й ступени. Дикционные навыки, певческое дыхание, звуковедение, звукообразование. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Многоголосие. Интонационная слаженность певцов. Хоровой ансамбль, слитность звучания. Акапелльное пение (без сопровождения). Музыкальный кругозор. Духовная музыка. Единая манера звукообразования. Ровность тембровой окраски. Исполнительская культура (совершенствование и отработка вокальных и технических трудностей в исполнении хоровых произведений). Ритмическая гибкость, штриховое соответствие стилю, пунктирный ритм, синкопы, точность исполнения ритмического рисунка в освоении и исполнении произведений народного творчества, классических и современных хоровых произведений. Анализ хоровых произведений. Сценическая культура, правила выступления на сцене, порядок концерта. Репертуарный план хорового коллектива. Концертная деятельность. 2.2 Учебно-тематический план 1-го года обучения
2.3 Учебно-тематический план 2-го года обучения
2.4 Учебно-тематический план 3-го года обучения
2.5 Учебно-тематический план 4-го года обучения 2.6 Учебно-тематический план 5-го года обучения
2.7 Учебно-тематический план 6-го года обучения
2.8 Учебно-тематический план 7-го года обучения
III. Содержание программы Содержание программы 1-го года обучения Содержание программы 2-го года обучения Содержание программы 3-го года обучения Тема 6. Интонирование (2ч). Теория. Понятие «Интонация». Формирование первоначальных слуховых представлений. Контроль интонирования в процессе пения. Практика. Работа над интонацией в процессе пения. Координация слуха и голоса в процессе пения. Содержание программы 5-го года обучения Тема 4. Дыхание. (2ч.) Теория. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Цезуры. Практика. Пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании. Пение упражнений и произведений целиком на «цепном» дыхании. Содержание программы 4-го года обучения Содержание программы 6-го года обучения Тема 2. Дыхание. (2 ч.) Теория. Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Практика. Выполнение более сложных вокально - дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхательной мускулатуры. Вокальные упражнения на различные виды певческого дыхания. Содержание программы 7-го года обучения Тема 2. Дыхание. (2 ч.) Теория. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Закрепление навыка цепного дыхания. Практика. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхат
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.01 с.) |